Государство как субъект имущественных отношений, иммунитет государства, его виды.




Основную группу отношений регулируемых международным частным правом составляют имущественные отношения.

Различают два вида имущественных правоотношений, в которых участвуют государства: во-первых, правоотношения, возникающие между государствами, а также между государствами и международными организациями; во-вторых, правоотношения, в которых государство выступает в качестве только одной стороны; другой стороной в этих правоотношениях могут быть иностранные юридические лица, международные хозяйственные (не межгосударственные) организации и отдельные граждане.

Отношения первого вида регулируются нормами международного публичного права и, хотя они тесно связаны с отношениями второго вида, в настоящей работе не рассматриваются. Что касается отношений второго вида, то это могут быть отношения по поставке товаров, выполнению различных услуг и т.д.

Государство может выступать стороной в соответствующих правоотношениях при выпуске им займов, облигации которых продаются иностранным гражданам.

Государство – особый субъект гражданско-правовых отношений. Оно не является юридическим лицом, так как в своих законах само определяет статус юридического лица.

В гражданских отношениях государство участвует на равных началах с другими участниками данных отношений.

В силу своего суверенитета государство имеет иммунитеты, поэтому сделки с ним подвергнуты повышенному риску.

Согласно ст.124 ГК РФ, государство участвует в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с другими участниками этих отношений. По своим гражданско-правовым обязательствам государство отвечает принадлежащим ему на праве собственности имуществом, не закрепленным за юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Государство в качестве субъекта гражданско-правовых отношений часто становится участником гражданско-правовых отношений международного характера, осложненных иностранным элементом. Например, государство арендует или покупает участок земли для дипломатической миссии либо иных нужд в иностранном государстве, арендует, покупает или строит дома на территории иностранного государства, фрахтует иностранное судно для перевозки своих грузов, заключает договор подряда с иностранной фирмой для строительства или реконструкции своих зданий, государство выступает в качестве наследника, выпускает облигации на территории иностранного государства, хранит деньги в иностранных банках и т. д. Причем в том или ином объеме в частноправовых отношениях международного характера принимают участие все государства, независимо от их социально-экономического строя, уровня развития.

С развитием и усложнением международных экономических связей, с процессом интернационализации и тенденций к глобализации экономической жизни происходит значительное увеличение роли государства в управлении экономическими процессами, и вместе с тем увеличивается непосредственное участие государства в международных частноправовых отношениях. Наряду с традиционными формами участия, сохраняющими свое значение (например, облигационные займы за рубежом), появляются новые формы, которые могут сыграть положительную роль в развитии национальной экономики. Например, многие государства использовали для развития важных отраслей внутренней экономики концессионные соглашения, заключаемые с иностранными юридическими и физическими лицами, по которым государство на возмездной и срочной основе предоставляет иностранному инвестору право на освоение природных ресурсов.

В последние годы концессионные соглашения стали заменяться более прогрессивной формой — соглашениями о разделе продукции. Так же как и в концессионном соглашении, государство передает иностранному инвестору на возмездной и срочной основе право на освоение природных ресурсов, но продукция, полученная в результате деятельности, делится между государствами иностранным инвестором на оговоренных в соглашении условиях.

Таким образом, государства достаточно активно участвуют в различного рода частноправовой деятельности международного характера и выступают субъектами международного частного права. При этом государство, арендуя имущество, заключая иные сделки на территории иностранного государства, пользуется особым правовым режимом, согласно которому государство, его собственность, сделки с его участием не подчиняются власти этого иностранного государства, т. е. его юрисдикции.

Иммунитет государства

Иммунитет государства – принцип международного права, вытекающий из начала государственного суверенитета. Иммунитет государства состоит в том, что в силу равенства всех государств одно государство не может осуществлять власть в отношении другого государства. Иммунитетом пользуются государство, его органы и принадлежащее государству имущество.

В теории международного права и в международной практике обычно различают несколько видов иммунитета: судебный, от предварительного обеспечения иска и от принудительного исполнения решения.

Судебный иммунитет государства состоит в том, что государство неподсудно суду другого государства («равный над равными не имеет юрисдикции»). Причем не имеет значения, в связи с чем или по какому вопросу государство намереваются привлечь к суду. Государство не может быть привлечено к суду другим государством в качестве ответчика, кроме случаев прямо выраженного им согласия на это.

В некоторых случаях государство само отказывается от судебного иммунитета, например с целью привлечения иностранных инвестиций. Так, в ряде соглашений о взаимной защите капиталовложений, заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами, содержится правило о рассмотрении возможных имущественных (гражданско-правовых) споров принимающего государства с иностранным инвестором в международном коммерческом арбитраже.

Иммунитет от предварительного обеспечения иска заключается в том, что имущество государства не может быть предметом обеспечения иска. То есть нельзя в порядке предварительного обеспечения иска принимать без согласия государства какие-либо принудительные меры в отношении его имущества.

Иммунитет от принудительного исполнения решения состоит в следующем: без согласия государства нельзя осуществить принудительное исполнение решения, вынесенного против государства.

Все эти иммунитеты связаны между собой, потому что их основа одна – суверенитет государства, который не позволяет применять в отношении государства какие-либо принудительные меры.

Государство может дать согласие на рассмотрение предъявленного к нему иска в суде другого государства или же на меры по обеспечению иска либо исполнению решения, но такое согласие должно быть явно выражено дипломатическим путем или иным образом. Согласие государства на неприменение к нему правил об иммунитете, об установлении определенных изъятий из этих правил может быть сформулировано в международных договорах.

В законодательстве ряда государств получила отражение теория функционального, или ограниченного иммунитета государства, согласно которой если государство действует как суверен, то оно всегда пользуется иммунитетом. Если же государство действует в качестве частного лица, осуществляет внешнеторговые операции, то в таких случаях государство иммунитетом не пользуется. Согласно Европейской конвенции об иммунитете государств от 16.05.1972 г., иммунитет не признается, если: иностранное государство отказалось от иммунитета; само предъявило иск; спор возник по трудовому контракту в связи с недвижимостью, требованиями о возмещении ущерба, а также в связи с осуществлением в стране суда, рассматривающего дело, коммерческой деятельности.

Комиссия международного права в 1991 году приняла проект статей о юрисдикционных иммунитетах государств и их особенности и рекомендовала Генеральной Ассамблее ООН созвать международную конференцию для рассмотрения этого проекта.

 

3. Российское государство как участник гражданско-правовых отношений в международном частном праве.

Длительное время советское законодательство было основано на теории абсолютного иммунитета иностранного государства. Так, в соответствии со ст. 61 Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик от 8 декабря 1961 г. предъявление иска к иностранному государству, обеспечение иска и обращение взыскания на имущество иностранного государства, находящееся в СССР, могли допускаться лишь с согласия компетентных органов соответствующего иностранного государства. Впоследствии Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 октября 1979 г. ст. 61 Основ была дополнена п. 3: "В тех случаях, когда в иностранном государстве не обеспечивается Советскому государству, его имуществу или представителям Советского государства такая же судебная неприкосновенность, какая согласно настоящей статье обеспечивается иностранным государствам, их имуществу или представителям иностранных государств в СССР, Советом Министров СССР или иным уполномоченным органом может быть предписано в отношении этого государства, его имущества или представителя этого государства применение ответных мероприятий". На практике п. 3 ст. 61 Основ так ни разу и не был применен, несмотря на то, что в 70 - 80 гг. увеличилось количество исков, предъявленных к СССР, в иностранных судах.

Статья 61 Основ была полностью отражена в гражданско-процессуальных кодексах союзных республик и, в частности, в ст. 435 ГПК РСФСР 1964 г.

29 сентября 1982 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР было утверждено Положение о торговых представительствах СССР за, заменившее Положение о торговых представительствах и торговых агентах Союза ССР за границей от 13.09.1933 г. Данное Положение установило, что торговые представительства СССР за границей являются органами Советского Союза и осуществляют за рубежом права СССР в области внешней торговли и других видов внешнеэкономической деятельности

Законом СССР от 3 августа 1989 г. было утверждено Положение о торговых представительствах СССР за границей, которое продолжает действовать и в настоящее время. Со времени принятия вышеназванных законодательных актов в жизни нашего государства произошли значительные изменения. Однако вплоть до 2002 года в Российской Федерации продолжала действовать ст. 435 ГПК РСФСР, которая предоставляла иностранному государству абсолютный иммунитет. Нельзя не отметить, что в последние годы был принят ряд новых законодательных актов, в которых несколько по-новому решены вопросы юрисдикционного иммунитета иностранного государства.

Действующее в настоящее время российское законодательство традиционно исходит из абсолютного признания принципа иммунитета государства во всех случаях, независимо от характера действий государства и его органов. Статья 127 ГК РФ предполагает принятие специального закона об иммунитете государства и его собственности, который и должен урегулировать эти проблемы для Российской Федерации и ее субъектов. Действие такого закона будет распространяться лишь на сферу внешнеэкономической деятельности российского государства и обязывать лишь его органы, а не иностранные суды.

Внешнеторговые сделки заключаются в России, как правило, любыми юридическими лицами.

Для российского законодательства характерно отрицательное отношение к выступлениям государства в качестве непосредственного субъекта таких внешних сделок. Эта возможность у государства имеется, но она должна быть ограничена, поскольку любой такой случай может повлечь за собой возникновение универсальной ответственности государства. Статья 11 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности 1995 года устанавливает ограничение на непосредственное участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в осуществлении внешнеторговой деятельности. Так, они могут участвовать во внешней торговле только в случаях, установленных федеральными законами.

Участие во внешнеторговой деятельности может осуществляться в двух формах: непосредственное участие и участие через государственные и муниципальные унитарные предприятия. В первом случае сами публично-правовые образования становятся обладателями прав и обязанностей, связанных с внешней торговлей, а во втором - учрежденные ими унитарные предприятия.

Материальную базу для самостоятельного участия публично-правовых образований во внешней торговле составляет имущество, принадлежащее им на праве собственности. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования являются собственниками своего имущества и в этом качестве участвуют в гражданском (в том числе внешнеторговом) обороте. Как собственники своего имущества публично-правовые образования независимы друг от друга и выступают в гражданском обороте и участвуют во внешней торговле как вполне самостоятельные, равноправные и имущественно обособленные субъекты. Именно поэтому Российская Федерация не отвечает своей казной по обязательствам своих субъектов или муниципальных образований, а последние не отвечают своим имуществом по обязательствам друг друга или Российской Федерации, если только кто-либо из них не принял на себя специальную гарантию (поручительство) по обязательствам другого субъекта.

Российская Федерация является собственником имущества, находящегося за рубежом, в том числе и недвижимого (включая определенное имущество бывшего Союза ССР и его организаций). От имени Российской Федерации в этих отношениях выступает Мингосимущество РФ, которое также осуществляет защиту и надлежащее оформление прав собственности на данное имущество и управляет им (за исключением федерального имущества, переданного в оперативное управление соответствующим федеральным организациям и учреждениям). Кроме того, оно же выступает от имени Российской Федерации в качестве учредителя или участника находящихся за рубежом хозяйственных обществ, товариществ и других юридических лиц.

На основе гражданско-правовых (а не только международных, т.е. публично-правовых) договоров и гарантий могут осуществляться как государственные внешние займы Российской Федерации, так и предоставление ею кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям. Стороной таких сделок является Российская Федерация обычно в лице Правительства РФ. Гражданско-правовые соглашения о государственных займах и кредитах, в том числе оформленных выпуском облигации, под собственную ответственность могут теперь заключать и субъекты Российской Федерации.

Российская Федерация также может выступать стороной во внешнеторговых сделках, заключенных российскими торговыми представительствами за рубежом, и несет по ним имущественную ответственность. Вместе с тем ни торговые представительства, ни Российская Федерация в целом не отвечают по сделкам, заключенным внешнеторговыми (в том числе государственными) организациями как самостоятельными юридическими лицами (а эти организации, в свою очередь, не отвечают по обязательствам торгпредств или государства).

 

 

Заключение.

Субъект в целом определяется как носитель прав и обязанностей, возникших в соответствии с общими нормами МЧП, либо международно-правовыми предписаниями.

Субъекты МЧП имеют различную гражданскую правоспособность, которая определяет особенности участия в правоотношениях каждого из них. С одной стороны, это обусловлена многолетним историческим опытом, который, с другой стороны, преломляется через правотворческую деятельность органов власти и находит свое выражение в соответствующих национальных и международных актах.

Для государства, как субъекта МЧП в пределах своей юрисдикции устанавливаются собственные правила регулирования, т.е. регламентация одинаковых отношений в какой бы то ни было области внутригосударственного права имеет свое специфическое регулирование в законодательстве разных государств.

Государство, вступая в частно-правовые отношения осложненные иностранным элементом остается специальным субъектом права. Оно сохраняет за собой массу преимуществ, как публичного образования – в первую очередь суверенитет. Из этого проистекают дополнительные возможности государства по отношению к другим участникам правоотношения. Конечно, сегодня государства вступают в частно-правовые отношения осложненные иностранным элементом гораздо реже чем физические и юридические лица, а действуют они в большей части через государственные предприятия.

Список использованной литературы:

1. Конституция РФ.

2. Гражданский кодекс РФ ч.1.

3. Ануфриева Л.П. Международное частное право Т.2. Особенная часть. М., 2002

4. Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005

5. Бекяшев К.А. Международное публичное право. М.: Проспект, 1998.

6. Гетьман-Павлова И.В. Международное частное право. – М.: Изд-во Эксмо, 2005

7. Дмитриева Г.К. Международное частное право. М.: Юристъ, 1993.

8. Дмитриев Ю.А., Корсик К.А. Правовое положение иностранцев в РФ. М.: Манускрипт, 1997.

9. Звеков В.П. Международное частное право М., 2000

10. Ушаков Н.А. Режим наибольшего благоприятствования в международных отношениях. М., 1995.

11. Федосеева Г.Ю. Международное частное право: Учебник М.: «ОСТОЖЬЕ», 1999

12. С. Холодов Международное частное право. – М.: Издательство ПРИОР, 2003 г.;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: