ОТП – юридическая мировоззренческая наука, кот изучает наиболее важные закономерности развития и сущности права.




ТП играет значительную роль в правотворчестве и правопонимании.

ОТП выявляет основные законы и закономерности развития общества, формирует теории и концепции, которые их объясняют. Теории бывают разных уровней (общие, среднего уровня) - это западная наука, возникшая в конце XVIII-начале XIX в. как аналитическая юриспруденция, благодаря которой люди могли готовиться к работе в юридической сфере. В XVIII в. возникает потребность в профессиональных юристах, которые будут занимать государственные должности и которым нужно профессиональное образование.

Признаки ОТП:

1. Наука социальная

2. Наука мировоззренческая

3. Идеологическая наука (в ней отражаются основные идеологические нормы конкретного общества)

4. Теоретическая (существует в виде гипотез, теорий и концепций, которая с большей или меньшей вероятностью объясняют социальную реальность)

5. Западная

6. политическая наука (всегда отражает определенные политические постановления, является официальной или оппозиционной)

7. методологическая (разрабатывает методы исследования правовой реальности и дает другим наукам правовые концепции)

8. Прогностические наука (позволяет прогнозировать развитие государственно-правовых феноменов)

Общая теория государства и права является составной частью юридической науки – юриспруденции.

Общая теория освещает наиболее важные вопросы государства и права, вырабатывает правовые категории и понятия, имеющие важное методологическое и практическое значение для отраслевых юридических дисциплин. Общая теория опирается на результаты исследования отраслевых юридических дисциплин.

Общая теория государства и права как учебная дисциплина основывается на одноименной науке. Ее предназначение – с помощью методических приемов учебного процесса знакомиться с результатами знаний о наиболее общих закономерностях становления, развития и функционирования государства и права, добытых общей теорией государства и права как наукой, проверенных временем и апробированных юридической практикой. Как учебная дисциплина общая теория государства и права более субъективна, поскольку зависит от учебных программ, их составителей, политических пристрастий последних.

Общая теория государства и права как учебная дисциплина выполняет две главные функции: введение в юридическое образование (знакомство с исходными понятиями государствоведения и правоведения, позволяя перейти в дальнейшем к изучению отраслевых и прикладных юридических наук) и обеспечение будущих юристов надлежащей общетеоретической подготовкой и развитие абстрактного аналитического мышления, формирование политической и правовой культуры. Реализация последней функции начинается на первом и завершается на последнем курсе обучения, когда учащиеся готовы к восприятию государства и права как целостных общественных явлений, к уяснению их роли и возможностей в правовом регулировании общественных отношений.

 

2. Опишите предмет общей теории права.

Каждая наука имеет собственный предмет исследований (тот комплексобщественных отношений, которые она изучает).

Предмет – то, что интересует общую теорию права в конкретном объекте. Объект теории права – государство и право, государственно-правовые явления.

Предмет ОТП – сущность, содержание и форма права, закономерности его возникновения, развития и функционирования..

В предмет Т.П. входят следующие отношения и феномены:
1) Закономерность развития, возникновения и функционирования государства и права как соц. феномена
2) Основные правовые категории
3) Принципы, формы и методы существования права и государства
4) Основные подходы к пониманию сути государства и права
ТП состоит из теорий разных уровней:
• Общая (философия и религия)
• Теории среднего уровня (о составе преступления)

Предмет ОТП правовые и государственно-властные отношения, государственные и правовые явления, категории и понятия, которые позволяют познать сущность, содержание и формы права и государства, совершенствовать их роль в обществе, их управленческие, регулятивные и охранительные функции. Наконец, использовать государство и право в целях реформирования экономических основ общественной жизни, преобразования общественно-политических процессов, ориентиров и ценностей. Это правовые категории: правоотношения и реализация права, правопорядок и законность, правовые системы и формы права и форма государства, государственный аппарат и т.д.

В предмет общей теории права входят не только государственно-правовые отношения, процессы, явления и категории, но и представления людей на этот счет. Сознание людей, их психология, идеология, т.е. правосознание людей.

Предмет – это и вопросы, характеризующие государство с точки зрения их формы, функций, механизма проявления. Основные понятия, правосознание, правоотношения, закономерности.

Необходимо заметить, что предмет ОТП постоянно эволюционирует. Не сама наука определяет предмет своего исследования, а социально-политическая действительность. Явление государства и права всегда рассматривались в общей теории права с учетом идеологических установок и с конкретных политических позиций

3. Определите место общей теории права в системе юридических наук.

Правовая реальность изучается комплексом юридических наук, каждая из которых имеет свой предмет. Выделяют следующие виды таких наук:

Теоретико-исторические (изучают историю возникновения государства и права, а также теоретические закономерности их развития) ТП, история гос и п правовых учений, философия права, социология права

Отраслевые юридические науки (правовое регулирование определенных рядов социальных отношений). Конституционное, гражданское, уголовное право и т.д.

Комплексные науки (используют методологию других наук для анализа правовой реальности). Судебная медицина, криминалистика, судебная бухгалтерия, психиатрия, криминология (наука о закономерностях преступности).

Сравнительно-правовые науки.

 Международно-правовые науки.

Классификация зависит от критерия.

К теоретико-историческим наукам относят:

1) Общая теория права (теория государства и права). Изучает общие концепции существования права как социального феномена.

2) Философия права. Мировоззренческая правовая наука, которая рассматривает ценность права как феномена и наиболее закономерные особенности его развития.

3) Энциклопедия права. Комплекс начальных знаний о государстве и праве, истории возникновения и развития, а также сведения об отраслевом регулировании. Начало теории права.

4) Социология права. Изучает социальное действие права, его социальную обусловленность, то, как право влияет на социальную действительность.

5) История государства и права - изучение исторического развития государства и права.

6) История политических и правовых учений - история развития теории права.

Отраслевые науки изучают проявления права в различных областях.

Комплексные науки - это науки, которые изучают использование, достижение неюридических наук в процессе реализации права.

 криминалистика

 Криминология (социология уголовного права)

 Судебная психология, психиатрия, медицина.

 Сравнительные правовые науки

Теория права может рассматриваться как:

- Учебная дисциплина (должна дать корректные начальные знания, которые потом будут использованы в дальнейших юридических дисциплинах).

- Наука

Т.П. выполняет следующие роли в правовой системе и системе юридических наук:

1) Обобщающе-методологическая. Обобщает все науки и определяет методологию их развития, разрабатывает методы и концепции исследования права.

2) Т.П. разрабатывает направления развития государства и права, используется, в частности, в деятельности конституционного суда.

3) Просветительская роль Т.П. (Ознакомление населения с государственно-правовыми нормами)

4) Т.П. разрабатывает концепции, которые потом используются в других науках.

5) Т.П. обобщает опыт, который накоплен в этих науках и разрабатывает соответствующие концепции.

6) Т.П. используется при процессах правового образования и просвещения.

Отношения теории права с другими науками имеют двойной характер:

1. Т.П. развивает эти науки

2. Т.П. подпадает под их влияние, корректируя свои положения.

4. Определите место общей теории права в системе социальных наук.

ТП занимает важное место в системе социальных наук (экономики, философии, социологии, политологии, теории государства и др.)

Экономические науки и ТП Экономика изучаем базисные явления, такие, как отрасли хозяйства, финансы, кредит и др. ТП имеет своим предметом право. Ранее эти науки не были как-либо связаны между собой. Тесное взаимодействие экономики и ТП, их взаимопроникновение определяют пределы и формы зависимости права от экономики, а также способы её правового стимулирования. (экономическое/хозяйственное право)

Философия и ТП Философия –наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Она определяет сущность, природу, назначение и место в системе социальных явлений, однако, не более. ТП же изучает его детально, рассматривая все оттенки, нюансы, проявления. Философия даёт ключ к разгадке правовых явлений, а ТП вооружает философию материалом, позволяющим делать обобщения и формулировать общие принципы социального прогресса и свободы.(философия права)

Социология и ТП Изменения в поведении людей непосредственно предопределяются их мнением, складывающимся под воздействием конкретных условий, исследуемых социологией. Социология, как и философия, является средством познания права, а познавая право, она углубляет и уточняет свой собственный предмет.(социология права)

Политология и ТП Политология изучает политику, её формы, политические процессы и объединения, в тч партии, средства достижения политической и гос власти, соотношение гражданского общества, гос-ва и личности. Она специально право не изучает, но среди методов достижения власти праву относится первостепенное значение.

ТГ и ТП ТГ наиболее связана с ТП. Это объясняется теснейшей связью предметов этих наук – государства и права. Естественное право, идеи свободы и справедливости определяются не государством и не им даруются. Но нормы положительного права, определяющие реальное положение личности, иные юр предписания формулируются гос-ми правотворческими органами, а правоохранительными гос органами эти предписания охраняются от нарушений. Гос-во в свою очередь немыслимо без права как средства решения гос задач и выполнения своих фундаментальных ф-ций. Без права гос-во существовать и функционировать не может.

Психология и ТП Для правоведения значимы науки, изучающие закономерности поведения человека, характер этого поведения, в частности психические переживания, воздействующие на формирование права и его реализацию. В связи с этим в юриспруденции возникла психологическая школа права, а психология как наука вторгается в правоведение еще и в качестве прикладных дисциплин(судебная психология, судебная психиатрия)

 

 

5. Сформулируйте понятие методологии общей теории права и охарактеризуйте основные методы.

Методология - наука о способах, методах и формах исследования предметов. Каждый предмет имеет свои специфические методы, при помощи которых он конкретно изучается. Каждый метод имеет собственную сферу использования и определяет результат, который потом получится.

Существует следующая система методов:

1) Мировоззренческие методы. Позволяют определять мировоззрение, которое лежит в основе определенного явления.

2) Общефилософские (как вид мировоззренческих)

3) общенаучные

4) Научные (касаются одной науки)

5) Частные.

Современная методология имеет следующие черты:

1) Гуманитарная направленность. Все методы направлены на изучение человека;

2) Плюрализм. Отсутствие признания методов позитивными или негативными. Каждые методы имеют собственные сферы и границы использования, свои способы изучения действительности и могут отличаться большей или меньшей тщательностью;

3) Цивилизационная направленность. Изучение государства и права, учитывая их цивилизационные аспекты;

4) феноменологическая направленность. Включение субъекта в объект исследования;

5) Методология имеет черту научности: имеется гипотеза, определенные инструменты и результаты, которые получаются при их использовании;

6) Мировоззренческая черта;

7) Учет общечеловеческих ценностей;

8) Относительность в разграничении методов;

9) Использование рациональных и внерациональных методов познания.

Методы различаются по своей направленности, объемом тщательного материала, по глубине его изучения. Результаты исследования могут отличаться. Любая методология вытекает из определенных аксиом, которые воспринимаются на веру в качестве каких-то идей.

По средствам отраженной объективной реальности считают, что: 1) реальность может быть познана объективно (существует 1 реальность), 2) субъективная реальность, 3) мир невозможно узнать (Агностицизм).

Мировоззренческий метод - это обычно доминирующее мировоззрение, которое аксиоматически закрепляет знания о человеке, о природе, обществе и обычно является догматично-религиозным или квазирелигиозным.

К общефилософским методам обычно относятся методы, через которые формируется философское представление действительности. Среди философских методов выделяют идеализм и материализм, метафизику (связь духовного и материального, попытка охватить все существующие явления), и диалектику, разработанную Гегелем, который считал, что все явления взаимодействуют друг с другом и движутся по определенным направлениям.

Диалектика (частный случай метафизики, которая изучает явления в их взаимодействии и противопоставлении) имеет 3 закона:

1) Борьба единства и противоположностей

2) Закон перехода количества в качество

3) Закон отрицания отрицания

Идеализм - духовная концепция, которая отдает предпочтение духовным началам в мире.

Материализм считает, что изначально появляется материал.

Разделение методологии на материализм и идеализм - это уникальное явление в западной цивилизации, которое произошло в результате Реформации. Каждый метод имеет как материальные, так и духовные начала. Противопоставление материализма и идеализма - это явление европейской истории XVI в.

Метафизика - это метод, который содержит все явления объективной действительности комплексно и в связи с определенными духовными приоритетами. Метафизика всегда является религиозно или квазирелигиозно окрашенной доктриной.

Для Западной Европы было характерно доминирование католической церкви, которая стремилась к доминированию во всех сферах.Раскол единого католического мировоззрения происходит в XVI в., Потому что католицизм вышел за пределы своей компетенции. Католическое представление во время Реформации перестает быть единственным критерием истины и возникает наука, которая объясняет реальность без богословской направленности.

В XVI в. изобретается научное представление мира, кажется, что все социальные отношения определены едиными законами природы.

Материализм возникает в XVI-XVII вв. через поиск механических детерминантов социальной жизни, но его неспособность объяснить все явления приводит к возникновению в XVIII в. идеализма.

К общефилософским также относятся:

- Цивилизационный (цивилизация учитывает уровень развития общества, культуру, ландшафт)

- Методы, которые характеризуют направления развития

- Прогресс (развитие и совершенствование социальных явлений)

- Регресс

- Цикличность

К общенаучным относятся методы, которые используются во всех науках:

1) Анализ и синтез (переход от менее конкретного к более конкретного)

2) Индукция и дедукция (Дедукция - выведение частных из общих понятий. Индукция - способ от частного к общему. Право изучается через норму и догму. Догма - анализ существующего положения и существующих правил. Норма - правило, которое имеет качество нормальности)

3) Историко-сравнительный (сравнение разностных явлений, относящихся к различным правовым системам или к разным уровням их развития).

4) Функциональный

5) Логические методы

Среди общенаучных методов выделяются формационный и цивилизационный подходы к изучению права.

Формационный основывается на представлении сути социально-экономических формаций, которые выделяются на основании доминирующего экономического способов производства.

Цивилизационный. В основу кладутся уникальные качества отдельных цивилизаций.

 

6. Охарактеризуйте специальные (частные) методы исследования.

Метод – совокупность приёмов, средств, принципов и способов исследования общих закономерностей возникновения, функционирования и развития государства и права.

Все методы можно разделить на три группы: всеобщие, общенаучные и частнонаучные (частные).

Охарактеризуем частные методы.

Частные методыэто приёмы, основанные на достижениях технических, естественных и общественных наук и применяемые отдельными науками.

В нашем случае – юриспруденцией, в том числе и общей теорией права.

Наиболее используемый метод системного анализа, который позволяет представлять действительность как сложную систему функций, элементов и взаимодействий.

Система - это такая сложная совокупность элементов, которая выполняет определенную роль и имеет большую качество, чем элементы по отдельности. Системы бывают трех видов:

1. Механическая - совокупность элементов, связанных между собой механическими, физическими и другими естественными явлениями.

2. Биологическая - это либо живой организм, либо биогеоценоз. Биологические системы могут быть в виде биогеографических систем

3. Социальная - сложная система, в которой существует человек.

Любая система существует на основании объединения функций и элементов через какой-то системообразующий фактор для достижения определенной цели.

Существуют два подхода к системообразованию:

1) Структурный - выделяет отдельные элементы в системе, которые выполняют разные роли (функции).

2) Функциональный - позволяет выделять функции, которые выполняет конкретная система и элементы в ней. Каждый элемент выполняет определенную функцию, и каждая функция требует определенного элемента. Между элементами возникают связи следующего характера:

1. Прямые связи

2. Оборотные связи

3. Субординационные (подчинение)

4. Координационные

5. Косвенные связи

В праве существуют следующие системы:

• Правовая система

• Нормативный массив, который существует в формах законодательства

• Система правотворческих и правоприменительных органов

• Система юридического образования

Правовая система - схематизированное выражение всей действительности, которая охватывается правом.

Также существуют такие методы, как:

- метод сравнительного правоведения (изучает правовые системы различных государств путем сопоставления одноименных государственных и правовых институтов, их основных принципов и категорий)

- метод правового эксперимента (предварительное испытание, проверка действенности нормативного положения (отдельной нормы, правового акта в целом, законодательной реформы и т.д.)Метод имеет целью в опытном порядке выявить как возможные преимущества, так и недочеты, издержки нового положения в какой-либо области правового регулирования)

- метод прогнозирования (это метод, в котором используются как накопленный в прошлом опыт, так и текущие допущения насчет будущего с целью его определения)

- конкретно-социологический метод (помогает с помощью анкетирования, наблюдения и др. приёмов получать данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере)

- статистический анализ (метод исследования количественных показателей того или иного государственно-правового явления)

- формально- юридический метод (позволяет определять юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых норм)

- сравнительно-правовой метод (позволяет сопоставить общие и особенные свойства правовых систем или их отдельных элементов – законов, юридической практики и др.)

 

7. Дайте понятие регуляторов. Соотнесите право с другими социальными регуляторами.

Все отношения между субъектами должны подлежать социальной регуляции (позитивный аспект) и социальному контролю. Любое регулирование направлено на достижение определенной цели, на формирование должного (нормального) масштаба между субъектами, на формирование взаимных прав и обязанностей.

Социальное регулирование нормирует конкретные социальные ожидания и формирует соответствующие им социальные роли. Любое социальное регулирование основывается на представлении о норме.

Норма - определенное правило поведения, которое должно быть наиболее оптимальным для конкретной ситуации. Антипод нормы - нарушение. Нормы подразделяются на:

- социальные (регулируют отношения между людьми)

- технические (регулируют отношения с техническими процессами, которые основываются на физических, химических и других законах).

Качество нормальности зависит от типа нормы.

Каждая норма стремится быть абсолютной

Технические нормы всегда абсолютные, так как они регламентируют безопасность жизни человека.

Социальные нормы стремятся к абсолютности, которая вытекает из мировоззрения, но содержание социальных норм может меняться под влиянием экономики, истории и т.д.

Социальное регулирование – это упорядочение поведения людей в различных сферах жизнедеятельности с помощью социальных и технических норм.

Социальные регуляторы разделяют на:

- нормативные (содержат норму как абстрактный эталон поведения для определенных социальных ролей.Любая норма - эталон, с которым сравниваются определенные отношения конкретных субъектов.)

- ненормативные - регуляторы отношений индивидов между собой в определенной ситуации на основании нормативных регуляторов.

Социальные регуляторы стремятся к противоречию, но в пределах определенной системы мировоззрения.

Выделяют следующие виды социальных регуляторов:

1. Право

2. Мораль

3. Религия

4. Нравственность

5. Обычаи и традиции

6. Корпоративные (нормы социальных групп, в том числе семьи)

7. Культура

Противоречие между социальными регуляторами отражает различные способы закрепления ценности. Между социальными регуляторами существуют определенные правила выдвижения приоритетов. Все социальные регуляторы основываются на представлениях о справедливости.

Право регулирует отношения между формальными статусами субъектов. Мораль регулирует отношения между лицами.

Поступки в правовой сфере обычно совершаются на основании внеправовых регуляторов. Антагонистическое противоречие возникает тогда, когда социальные регуляторы относятся к различным мировоззрениям.

Плюрализм между социальными регуляторами и ценностями возможен только в пределах некоего общего мировоззрения, или невозможен.

Толерантности между нормами различных мировоззрений быть не может.

Мировоззрения делятся на:

1. аскетические - это цель человека в достижении сверхъестественной цели.

2. гедонистические (цивилизация акцентирует внимание на максимальное удовлетворение интересов человека).

Социальные регуляторы пронзают все социальные отношения и по-разному влияют на внешнее поведение индивидов. Мораль и религия влияют на внутреннюю сферу человека, которая потом приводит к правомерности поступков.

Право должно взаимодействовать с другими социальными регуляторами, но иметь определенную массу своего влияния.

Право регулирует только внешние поведение индивида в наиболее значимых общественных отношениях при помощи публичного принуждения. Другие социальные регуляторы регулируют личные отношения.

Любой социальный регулятор направлен на социальное действие индивида и осуществляет его нормирование, а также нормирование его элементов.

 

8. Соотнесите право и мораль.

Право и мораль теперь признаются основными социальными регуляторами, которые воздействуют на социальные отношения. Право регулирует отношения между формальными субъектами и их статусом. Мораль регулирует личные отношения между определенными лицами. Мораль всегда выступает в 2 формах:

1. Определяющая категория

2. Непосредственный социальный регулятор

Каждый социальный регулятор выполняет следующие функции:

1. Функция социального регулирования

2. Охранительная функция

3. Коммуникативная функция

4. Информативная функция

5. Ценностная функция (социальные регуляторы касаются определенных ценностей и устанавливают определенную иерархию между ними)

6. Определительная (определяет отношения некоему эталону)

Современная мораль рассматривается через призму гуманизма и человекоцентричности.

Мораль зависит от многих факторов:

- Исторические и иные условия

- Наличие мировоззрений, которые выделяют человека из природы и делают его высшего сознания на Земле

Мораль - это регулятор, который должен соответствовать благотворительности.

Мораль и право образовались при дифференциации мононорм первобытного общества.

Мононорма - это правила поведения примитивного общества, которые направлены на обеспечение его рациональной жизнедеятельности.

Примитивное общество - любая группа людей, поставленная в трудные обстоятельства, когда имеется угроза жизни.

Мораль начинает вытекать из теологических религий, которые требуют от человека определенных поступков, чтобы достичь вечного спасения.

Право начинает выделяться из мононорм для инструментального решения проблемы: эквивалентности за равные поступки.

Первичное эквивалентное дело позволяет преодолеть Кровную месть, ограничив ее эквивалентом, а потом определенной компенсацией.

Через Талион уменьшается возможность морального (личного) влияния на разрешение споров.

Право регулирует только определенные отношения во внешних сферах.

Мораль регулирует почти все отношения. Отношения в сфере права одновременно регулируются другими регуляторами.

Мораль в отличие от права не является единственной. Существует индивидуальная, групповая, социальная, религиозная, национальная мораль.

Мораль и право взаимно влияют друг на друга. С одной стороны право формализует определенные моральные ценности в виде формальных норм.

Право может оставлять за моралью и другими социальными регуляторами определенную сферу, где те регуляторы будут действовать приоритетно.

Право выполняет компенсаторную и субсидиарную функции в отношении морали.

В некоторых случаях право карает за нарушение моральных норм. Право и мораль используют следующие категории (справедливое, должное, сущее). Справедливость в морали обычно отличительная и личная, в праве - определенная и формальная.

Мораль влияет на внутренние мотивы внешнего поведения человека. Мораль выступает одним из источников выполнения права. Злоупотребление правом несет юридическую ответственность.

 

 

9. Соотнесите право и религиозные нормы.

Религия и право - это 2 существенно различных социальных регулятора, которые имеют разную природу и различное происхождение.

Религия - это система норм, регулирующих отношения между сверхъестественным и человеком по вопросам достижения вечной жизни.

Соотношение религии и права зависят от типа и вида религии. Каждая религия является уникальным явлением. Имеет свои догматические особенности и состоит из:

- Мировоззрение (создание мира, место человека в нем)

- Мироощущение

- Соответствующего поведения

Религия имеет следующие компоненты:

1) догматика (или теология)

2) Культовый (или обрядовый) компонент

3) Социально-Регулятивный компонент

Современное право исходит от государства и регулирует отношения между лицами как субъектами права.

Религия распространяется на людей, относящихся к определенной конфессии, касается исключительно верующих.

Право направлено на внешнее поведение индивидов. Религия влияет на внешнее поведение через внутренние мотивы.

Религия требует от права определения конкретных границ своего существования.

Любая религия считает себя истиной.

Право определяет рамки, в которых может и должна существовать религия.

Государство берет на себя задачу обеспечения мирного существования религиозных конфессий, поддержания определенного баланса между ними.

Закон относится ровно ко всем людям, не учитывая их отношения к религии.

Равенство религии перед законом не означает равенства религии перед историей определенного государства, что позволяет государству делать определенные приоритеты и ограничения.

Каждая религия довольно гибко реагирует на общественные вызовы и может трансформировать слабые социальные нормы в свои стереотипы поведения.

Каждая религия создает свою мононормативную правовую систему, где содержание права отличается догматикой религии. Существует иудейское, мусульманское, индусское право.

Право и христианство. Христианство - единственная религия, которая не создает своей собственной правовой системы. Христианство - религия, которая основывается на историческом факте смерти и воскрешения Христа как мессии, которого предсказали иудейские пророки.
Христианство переносит акценты с социальной активности человека на активность по достижению вечного спасения.
Христианство - это религия, которая определила развитие европейской цивилизации и права.
Христианство имеет следующие источники:
1. Священное писание
2. Священное предание (традиция, то, как верят все, везде и всегда). Христос учил, что человек через веру и кровь может достичь вечной жизни.
3. Акты соборов
4. Учения отцов церкви
Священное предание является критерием толкования писания. По отношению к преданию делятся христианские конфессии.
Христианство существует в форме церкви.
Церковь - определенная религиозная корпорация, объединяющая верующих.
Церковь - это Богом установленный институт, в котором верующие через действия святого духа получают вечное избавление. Церковь имеет мистический и земной компоненты.
Христианство - единственная религия, разделяющая сакральную и светскую сферы жизни человека (Богу - Божие, кесарю - кесареву). Целью человека является вечное спасение, при этом каждый человек является равным перед Богом. Каждому человеку даются свои таланты, которые он должен отработать. Человек в христианстве рассматривается как образ и подобие Бога, но по причине грехопадения природа человека испортилась (первородный грех). Человек начинает стремиться к злому. Христианство пытается вылечить человека от греха. Христианство не может создать собственной правовой системы, но оно может через нравственность способствовать ее развитию. Христианство пытается сделать корректными отношения между всеми сферами социальной жизни. Христианство создает феномен канонического права.
Каноническое право - комплекс норм, которые создаются для регулирования отношений в христианской общине.
Каноническое право регулирует следующее:
1. Структуру и церковную иерархию
2. Права и обязанности священства и церковных служителей
3. Процедуры крещения
4. Отношения между родителями и детьми
5. Церковное управление
6. Церковный суд
Каноническое право признается государством за самостоятельный суверенный регулятор. Государство через право представляет церкви конкретную автономию, а каноническое право не вмешивается в права государства.
Право по своей природе направлено на противодействие наиболее ярким проявлениям греха (убийство, преступления против собственности и т.д). Право не может вмешаться в определенные религиозные отношения.
Каждый социальный регулятор имеет собственное содержание и собственные формы.
Содержание - это определенные правила поведения.
Форма - внешние признаки, которые придают праву вид общей обязательности.
Право имеет как собственное содержание, так и то, которое определяется другими социальными регуляторами (проекция других ценностей на правовую сферу).
Каждый социальный регулятор имеет свою иерархию ценностей.
Право не может запретить человеку верить, но оно определяет определенные границы реализации этой религиозной свободы.
Христианство призывает верующих сознательно выполнять государственные обязанности. В случаях, когда власть призывает к аморальным поступкам, верующий должен использовать религиозные нормы и призывается к страданию.
Право не должно разрешать или способствовать тому поведению, которое является греховным. Право квалифицирует явления как правомерные или неправомерные, религия как греховные и не греховные.
Христианство рассматривает отношения человека и Бога в семейных терминах.
В других случаях право рассматривается как наиболее низкий уровень нравственности.

 

10. Соотнесите право и экономику.

Экономика - динамичная система, в рамках которой осуществляется производство, распределение и потребление материальных и духовных благ. Право статически закрепляет методы экономической деятельности. Экономика требует надлежащего правового управления. Экономические интересы очень часто имеют политическую окрашенность.

Каждая экономика имеет материальные и духовные аспекты.

Материальный аспект - материальные средства производства.

Духовный аспект - мировоззренческие аксиомы, на основании которых осуществляется экономическая деятельность.

Экономика является ненормативным, косвенным регулятором поведения индивидов на основании экономических законов.

Любая экономика имеет ограничения для ее нормирования:

- Материальные или ресурсные ограничения

- Правовые ограничения

Экономика - действия людей, которые подлежат формальной регуляции в пределах:

- Видов разрешенных или запрещенных работ

- Режима использования материальных и духовных объектов

Экономика влияет на все сферы, которые также влияют на нее.

Экономика - источник права в материальном смысле и требует от права конкретного соответствующего регулирования.

Право может влиять на экономику следующими способами:

• стимулировать развитие экономики

• адекватный путь

• регрессивный путь (способствует стагнации).

Экономика в отношении права может рассма



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: