Туристы, приезжающие в ту или иную страну для знакомства с местными достопримечательностями и для отдыха, оказывают социально-культурное воздействие в результате контактов с местным населением. Можно выделить три основные категории этих контактов:
• когда туристы покупают продукты и услуги у местного населения;
• когда местные жители и туристы вместе пользуются услугами, например морскими пляжами, транспортом, рестораном и т.д.;
• когда туристы и местное население вместе проводят культурные мероприятия.
Однако не обязательно называть социальным воздействием любой непосредственный контакт туристов с местными жителями. Новые виды коммуникаций, транспорта и инфраструктуры, предлагаемые для развития туризма, а также новые средства труда вызывают социальные изменения и без непосредственного контакта. Их можно охарактеризовать как косвенные социальные эффекты.
Помимо социального воздействия туризма следует учитывать телевизионную рекламу потребительских товаров, а также в целом радио и телевидение, которые вместе с увеличением доходов населения вызывают у него разные потребности и тем самым еще больше углубляют процесс социальных изменений.
Величина прямого социально-культурного воздействия связана с развитием туризма и определяется различием в социально-культурных уровнях гостей и местного населения. Это и традиции, и религия, и образ жизни, и нормы поведения, и привычки, и многое другое.
Социально-культурное влияние может быть как положительным, так и отрицательным. К положительному можно отнести обмен культурной информацией. Интерес туристов к культурному наследию страны может вызвать ответное чувство гордости у местных жителей, стимулируя их сохранять свои национальные традиции, ремесла. Негативное влияние часто проявляется в результате прямого контакта, но может возникать и из-за непропорционального развития туризма и неэффективности реализации потенциальных возможностей.
Привлечение иностранной рабочей силы, а также создание новых высокооплачиваемых рабочих мест за счет получения иностранных инвестиций могут вызвать недовольство той части местных жителей, которые не могут найти подходящую работу или получают относительно маленькую заработную плату.
Проблема социального напряжения также может углубляться и за счет разного уровня благосостояния гостей и местных жителей. У последних создается впечатление, что туристы богаче их, поскольку они демонстрируют расточительность, не свойственную им в повседневной жизни у себя на родине. При этом местные жители забывают о том, что туристы находятся в отпуске и могут позволить себе немного лишнего. Это может вызвать чувство зависти у местных жителей. Иногда это приводит к открытому возмущению поведением туристов. Часто подобные трения возникают в период многочисленных туристских потоков в районах большой концентрации туристов. Во избежание таких проблем туристские потоки необходимо направлять в районы, где концентрацию туристов можно контролировать, например, с помощью относительного увеличения цен, что ограничит потоки международных туристов. При этом большие доходы компенсируются небольшим количеством туристов, прибывающих в страну.
Глава II
Австралия как перспективный регион развития международного туризма.
На старинных картах ее обозначали как Terra Australis Incognita. Для многих из нас она и сейчас все еще Непознанная Южная Земля.
Географы древности и средневековья долго верили в существование неизвестного материка, который, служа противовесом континентам севера, “не позволял Земле опрокинуться”. В XVIII веке мореплаватели обнаружили “Южную Землю”, своими размерами напоминавшую скорее остров, чем континент.
Австралийский материк -
самый маленький. Его площадь составляет 7 632 тысячи квадратных километров. Территория Тасмании занимает еще 68 тысяч квадратных километров. Вместе с прилегающими островами они образуют государство Австралийский Союз.
Самый “низкий”. Лишь два процента территории находится выше тысячеметровой отметки, а самая высокая вершина - гора Косцюшко в Южном Уэльсе - поднимается всего на 2228 метров. Самая низкая точка - соленое озеро Эйр - на шестнадцать метров ниже уровня моря.
Самый жаркий. Две трети континента занимают пустыни и полупустыни. Летом в пустыне Симпсон температура достигает шестидесяти градусов в тени. Пышная тропическая растительность встречается только в узкой прибрежной полосе или в долинах немногочисленных рек.
Самый засушливый. В среднем здесь выпадает четыреста двадцать миллиметров осадков в год, в восемь раз меньше, чем в Южной Америке, и в пять раз меньше, чем на африканском континенте. На половине территории материка выпадает менее трехсот миллиметров осадков.
Самый пустынный из обитаемых материков. Плотность населения - 2,3 человека на квадратный километр, то есть в семь раз меньше, чем в Африке. В некоторых глубинных районах не живет никто.
Самый заповедный. Из 12 тысяч видов растений более девяти тысяч не встречается больше нигде. То же относится к девяти десятым видов животных.
Самый урбанизированный. Почти девяносто процентов населения живет в городах, более трети сконцентрировано в двух крупнейших: Сиднее и Мельбурне.
Самый бедный реками. Годовой сток всех рек Австралии - 350 кубических километров. Это вдвое меньше, чем годовой сток Енисея. Зато Австралия очень богата подземными водами. Артезианские бассейны занимают два с половиной миллиона квадратных километров -почти треть территории континента.
История Австралии
Лет до нашей эры
Предки аборигенов - племена азиатского происхождения - прибывают на материк несколькими волнами с острова Новая Гвинея.
Голландский моряк Биллем Янсзон первым из европейцев ступает на северный берег Австралии, которую он назвал Новой Голландией.
Другой голландец, Абель Тасман, открывает остров, который назовут Тасмания.
Джеймс Кук высаживается в Ботани-Бей и провозглашает новую землю колонией Британии, назвав ее Новым Южным Уэльсом.
Основание ссыльной колонии в Сиднее. По истечении срока заключения каторжники приобретают право на вольное поселение.
Первый исследователь центральной части материка Грегори Блескленд преодолевает гряду Голубых гор к западу от Сиднея и открывает западную часть Австралии. Начало эры пастбищного скотоводства.
1830-1840
Разведение первых овец-мериносов, которое стало одной из основных отраслей экономики. Вплоть до нынешнего дня страна располагает самым крупным поголовьем овец в мире (167 миллионов голов) и является крупнейшим производителем шерсти.
На Тасмании солдаты и английские колонисты начинают истреблять аборигенов.
Основание Мельбурна.
Золотая лихорадка привлекает искателей приключений и денег со всего света.
Колонии Великобритании Новый Южный Уэльс, Южная Австралия и Виктория принимают собственные конституции, считавшиеся по тем временам самыми демократическими в мире.
Прибытие последнего корабля с каторжниками. Австралия перестает быть местом ссылки преступников.
1888-1889
Принимается первая Конституция Австралии. Конституционная ассамблея избирает Мельбурн местом своих заседаний.
1900-1901
Английская королева Виктория, монарх Австралии, подписывает Конституцию. Федерация шести штатов (Новый Южный Уэльс, Виктория, Южная Австралия, Квинсленд, Тасмания, Западная Австралия) переименовывается в Австралийское Содружество, столицей которого в 1909 году становится Канберра.
Парламент представляет законопроект, известный как “Политика Белой Австралии” (White Australia Policy), целью которого было воспрепятствовать азиатской иммиграции.
1930-1939
Мировой кризис докатывается до Австралии. Падают цены на шерсть и зерно. Каждый третий житель оказывается без работы.
1939-1945
В годы второй мировой войны австралийцы сражаются на Крите, в Северной Африке, Греции и Италии. В 1942 году японская авиация бомбардирует Дарвин.
Олимпийские игры в Мельбурне.
Принимается закон, предусматривающий возвращение части земель в собственность аборигенов.
Победу на парламентских выборах одерживает Лейбористская партия, которая начинает конституционную реформу для перехода к республиканской модели государственного устройства. В конце этого десятилетия народ Австралии должен будет принять на референдуме решение о том, станет ли страна республикой к 2001 году.
Высланные из Великобритании преступники преобразовали дикий материк в сильную державу
Первая флотилия из одиннадцати кораблей под командованием капитана Артура Филлипа вышла из английского порта Плимут в середине мая 1787 года. Она взяла на борт 730 каторжников, две трети из которых составляли мужчины и треть — женщины. С охраной, офицерами экипажа и их семьями - всего около тысячи человек. В январе 1788 года корабли пристают в Ботани-Бей на юго-восточном побережье Австралии. Потеряв к тому времени американские колонии. Англия” решила ссылать сюда преступников, представлявших угрозу для общества. Каторжников использовали на общественных работах и для обработки полей первых колонистов, в основном офицеров. Для самых закоренелых преступников в отдаленных местах создавались специальные каторжные поселения. о которых сохранилась весьма дурная память. Из этого ада сбежать было практически невозможно. Самая известная колония такого рода располагалась в Порт-Артуре на Тасмании. В период между 1788 и 1868 годами из метрополии было отправлено в австралийскую ссылку сто шестьдесят тысяч человек, пятая часть которых были женщины. В своей массе ссыльные поселения состояли из уголовников, но среди ирландцев, например,
были и политзаключенные. Колонии были раздираемы теми же противоречиями и конфликтами, что и само британское общество, и, казалось, обречены на исчезновение. Но свершилось чудо. Эта гремучая людская смесь из каторжников, забытых солдат, отверженных золотоискателей и ирландских бунтарей переплавилась и стала единой нацией, создавшей сильное и процветающее государство. С самого начала освоение австралийского континента шло непросто. Этому способствовали многие причины: засилье криминального элемента среди поселенцев, недостаток женского пола, поголовный алкоголизм, противостояние жителей целинной глубинки, считавших себя истинными австралийцами, и горожан - сторонников Британской короны. Но именно взаимовыручка и воля позволили первым поселенцам выстоять перед лицом суровых обстоятельств. Страна, которую им выпало осваивать, была засушливой, опасной, непознанной и необъятной. Чувство локтя стало залогом выживания. Так родилось братство покорителей буша, которое сыграло большую роль в истории страны. Они называли друг друга не иначе как приятелями, не чурались никакой работы, создали свои понятия о равенстве и собственный жизненный уклад. Знаменитая сплоченность австралийцев сохранилась до наших дней в современном профсоюзном движении.
Первая железная дорога континента
В середине прошлого века в Австралию хлынули толпы авантюристов со всего света, услышав об открытых там месторождениях золота. Ежедневно до тысячи человек выгружались в порту Мельбурна и по специально построенной железнодорожной ветке добирались до города.
Тяжелая жизнь семей углекопов
Эта убогая шахтерская хижина в Литгоу-Бэлли в ста шестидесяти километрах от Сиднея дает наглядное представление об условиях существования первых поселенцев. Глиняная печь (справа на снимке) стоит на улице, чтобы огонь не спалил неказистое жилище.
Женщины должны были корчевать пни
С самого начала колонизации в австралийском обществе существовало как бы два отдельных мира - мир богатых, старавшихся возродить здесь уклад жизни старой доброй Англии, и простого люда, осваивавшего целинные земли, где женщины работали наравне с мужчинами.
Культура Австралии
Долгие годы культура Австралии была обособлена от мировой и как бы испытывала комплекс неполноценности. Сегодня она уже не стесняется своей самобытности
В Австралии природы, кажется, больше, чем культуры. Да и сами “оззи” больше известны в мире как любители спорта, нежели почитатели изящных искусств. На фоне других континентов еще несколько десятилетий назад Австралия в культурном плане выглядела эдаким бедным родственником. Однако в последнее время положение изменилось, и теперь страна совсем не похожа на культурное захолустье. Достаточно назвать имена Патрика Уайта, лауреата Нобелевской премии по литературе 1973 года, лауреатов Букеровской премии писателей Томаса Киниэлли (автора “Списка Шиндлера”) и Питера Кэ-ри. Широко известны в мире кинорежиссеры Питер Уэйр (“Общество мертвых поэтов”) и Джордж Миллер (“Безумный Макс”), звезды киноэкрана Николь Кидман, Оливия Ньютон-Джон, Мел Гибсон, певица Джоан Сазерленд, Питер Гаррет и его ансамбль “Midnight Oil”. Фильм Бэза Лурманна “Только в танцевальном зале” получил на Каннском фестивале в 1992 году приз, присуждаемый молодым кинематографистам, а блокбастеры “Безумный Макс” и “Крокодил Данди” с успехом прошли во многих странах мира. Авантюрные телесериалы, такие, как “Возвращение и Эдем” и “Феникс”, появились и на российском экране. За два с небольшим столетия было совсем непросто создать новую самобытную культуру, которая бы оказалась способной конкурировать с шедеврами европейских мастерен. Для австралийского искусства прошлого века были характерны ностальгические мотивы. Стиль первых живописцев оставался европейским: на полотнах Бювело, фон Герарда и других художников Австралия предстает страной, напоминающей Старый Свет. И лишь с образованием в 1880 году “Гейдельбергской школы” (по наименованию) пригорода Мельбурна), к которой принадлежали Том Робертс, Фредерик Мак-Каббин, Артур Стритон и Чарльз Кондер, в живописи начинают проявляться оригинальные тенденции. Становление литературы шло по такому же пути. Тематика и стиль первых писателей были проникнуты колониальным духом. Но в восьмидесятых годах XIX века и здесь происходит перелом, связанный с такими прозаиками, как Генри Лоусон, “Банджо” Патерсон и Джозеф Ферфи, освободившимися от британских клише. С течением времени австралийское искусство приобрело силу, самобытность и многообразие, сочетая в себе традиции европейской, американской, аборигенной и восточной культур. Именно аборигенам, культура которых имеет по-настоящему гипнотическое
воздействие, австралийское искусство обязано своим неповторимым колоритом. До недавнего времени картины аборигенов были почти неизвестны в мире. Лишь редкие специалисты изучали эту древнейшую живую художественную традицию. Дело сдерживалось и тем, что художники-аборигены всегда пользовались только природными пигментами и рисовали на естественных поверхностях: камнях, коре деревьев, скалах. Теперь, сохраняя стилистические особенности, аборигены взялись за холсты и краски. А их произведения, помещавшиеся ранее в этнографических отделах музеев, переходят в картинные галереи и демонстрируются на выставках за рубежом. Аборигены создают романы (Мудруру Ньонган, Салли Морган), пробуют себя в театре (Джек Дейвис), поэзии (Уджеру), музыке (Арчи Роуч), кино (Дэвид Галпилил, Трейси Моффэт). После создания Национальной ассоциации содействия развитию искусств появились самобытные театральные труппы, такие, как “Бангарра” и театр танца “Тьяпукай”, рок-группа “Йоту Йинди”, сочетающая традиционную музыку и новейшие музыкальные стили.
Сталкиваясь с укладом жизни аборигенов, цивилизация, которой мы так гордимся, порождает все новые и новые конфликты
Чета пожилых аборигенов покинула свой дом в Сиднее и ушла на север, сказав соседям, что хочет провести отпуск так, как жили их предки. Это восприняли как причуду, но через несколько недель газеты запестрели сообщениями о пропавших. В воздух были подняты полицейские вертолеты. После долгих поисков супруги были найдены в пустыне, спящими на земле у костра. Все это время они питались ящерицами и змеями. На попытку полиции увезти их домой ответили отказом и даже пригрозили подать в суд за вторжение в частную жизнь.
Городок Алис-Спринге в центре Австралии считается столицей аборигенных территорий — мест их традиционного проживания, где запрещено любое вмешательство в естественный ритм природы. В сотне километров возвышается загадочный Улуру - огромный, будто упавший с неба камень-великан. На рассвете он черный, днем багровый, вечером кроваво-красный. Весь испещрен рисунками. Одним сотни лет, другим - тысячи. Это священное место аборигенов, верящих, что отсюда произошел мир и они сами.
Лег кие домики, построенные государством, нередко пустуют, потому что аборигены отказываются в них поселяться, предпочитая традиционный образ жизни -под открытым небом. Но цивилизация наступает. В каждом поселке супермаркет, а рядом можно увидеть, как жарят на костре убитого кенгуру. Хотя сегодня это уже редкость.
Взаимоотношения между аборигенами и государством запутанные. Два века назад на них охотились, как на зверей, и теперь у властей комплекс — не дай Бог обвинят в ущемлении прав. А еще в недалеком прошлом государство сиëой отбирало у аборигенов детей - чтобы дать им образование. К счастью, отказались от этого варварства.
Каждый абориген получает ежемесячное пособие в несколько сотен долларов. Увы, учитывая склонность к созерцательному образу жизни, эта субсидия порой не стимулирует потребности трудиться и поощряет заимствованную у нас любовь к алкоголю.
Любое недовольство аборигенов воспринимается правительством болезненно, и власти готовы идти на уступки, чтобы его погасить. Это приучает народ к капризности, ощущению своей исключительности, “качанию прав”, чем нередко пользуются оппозиционные политики. Сейчас, например, началось движение за то, чтобы белые выплатили “контрибуцию”: поселки или фермы, расположенные на землях традиционного проживания аборигенов, должны выплатить “отступные” -по несколько сотен тысяч долларов за гектар. Это возмущает белых, которые требуют “равные права”. Но простые аборигены в этих политических играх почти не замешаны. Их отношения с белыми в районах совместного проживания чаще всего дружеские.
После второй мировой войны в далекие районы Австралии приехало немало людей из Европы. Одни за счастьем, другие — подальше от своих тоталитарных режимов, третьи скрывались от правосудия. Женщины неохотно следовали за ними в эти нелегкие для жизни края, так что женились на местных. Отсюда много смешанных браков — с поляками, немцами, чехами, югославами.
Не все аборигены живут на северных территориях, около четверти - в больших городах. На севере их основные занятия - уход за скотом, охота, работа на крокодильих фермах. Много самобытных художников, пишущих на коре. В городе круг занятий сужается. Конечно, есть чиновники, рабочие, люди с высшим образованием и даже несколько поэтов и писателей, но это пока единицы. Город продолжает действовать на них разрушающе. В отдаленных районах еще можно увидеть такую картину. Аборигены смотрят кино. На экране целуются. Зрители дружно опускают глаза — целоваться на людях неприлично...
Просиживая долгими вечерами у костра, слушая их музыку, созвучную эху буша, их рассуждения о природе души и ее связи с миром космоса, о нас, белых, не понимающих величия жизни, кажется, что эти “пришельцы из каменного века” куда мудрее и глубже нас.