Индивидуальные программы по отдельным учебным предметам.




Теория и практика работы с одаренными детьми в основной школе

Теория работы с одаренными детьми в основной школе основывается на принципах организации их деятельности по успешному освоению действительности в образовательном процессе

- принцип свободы выбора и реализации индивидуальной образовательной

Траектории: смысла, целей, задач, темпа, форм и методов обучения,

Личностного содержания образования, системы контроля и оценки

Результатов.

Реализация данного принципа означает принятие и поощрение учителем собственного взгляда учащегося на проблему, его аргументированные выводы и самооценки. С методической точки зрения реализация данного принципа означает признание того, что любой элемент образования может реализовываться на основе собственный выбора или поиска учащегося, его право создавать собственные структурные элементы образовательной траектории. При этом учитель не только предоставляет ученику свободу выбора, но и обучает их осмысленной деятельности в ситуации выбора. Чем большую степень включения учеников в конструирование собственного образования обеспечивает учитель, тем полнее оказывается их индивидуальная самореализация.

- принцип метапредметных основ содержания образования, заключающийся

в том, что одаренный ребенок может в процессе познания выходить за рамки обычных учебных дисциплин и переходить на метапредметный уровень познания (греч. меtа-стоящее за). Речь идет о таком образовательном уровне, когда многообразие понятий и проблем укладывается в относительно небольшое число фундаментальных образовательных объектов, что и позволяет говорить о выходе фундаментальных знаний за рамки обычных учебных предметов. Для одаренного ребенка такие знания необходимы, поскольку позволяют ему реализовать свои возможности и устремления в большей мере, чем конкретный учебный предмет.

- принцип продуктивности обучения,

реализация, которого основывается на том, что главным ориентиром обучения является личное образовательное приращение ученика, складывающееся из его внутренних и внешних образовательных продуктов учебной деятельности. При этом внешнее образовательное приращение происходит одновременно с развитием личностных качеств ученика, соответствующих не только изучаемой образовательной области, но и прообразу взрослой деятельности, а продукты учебной деятельности одаренного ребенка могут рассматриваться в качестве общекультурных приращений.

- принцип первичности образовательной продукции учащегося.

В школьной практике при изучении учебных предметов часто преобладает не исследование реальных объектов, а изучение информации о них. Работа же с одаренными детьми предполагает, что изучение знаний должно уступить место предметной деятельности по их добыванию (А.В.Хуторской) Этот принцип конкретизирует личностную ориентацию и приоритет внутреннего развития ученика перед усвоением внешней заданности, поскольку учащийся, имеющий возможность проявить себя в изучаемом вопросе (теме),шире раскрывает свои потенциальные способности, создавая образовательный продукт, подчас более оригинальный, чем общепризнанное решение данного вопроса.

- принцип ситуативности обучения, реализация которого основывается на том, что в образовательную деятельность одаренного ребенка включается (или создается) эвристическая образовательная ситуация, целью которой является мотивация к познанию фундаментальных образовательных объектов и связанных с ними способов решения проблем, которые находят у учителя поддержку и сопровождение. В результате происходит обеспечение образовательного движения и развития одаренного школьника.

- принцип образовательной рефлексии. Реализация данного принципа чрезвычайно важна для одаренного ребенка, поскольку является условием, целостного видения схемы организации собственной деятельности (индивидуальной образовательной траектории), ее соответствие собственным целям, и усвоения различных способов образовательной деятельности. Формы образовательной рефлексии: устное обсуждение, письменное анкетирование, графическое изображение происходящих изменений (самочувствия, уровня познания, личной активности,

Общим местом при обсуждении проблемы обучения одаренных детей в условиях общеобразовательной школы является признание принципов индивидуализации и дифференциации. Но, такая организация, исходя из того, что в педагогике с понятием «одаренность» связывают, по меньшей мере, две практические проблемы:

а) работа по развитию интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка;

2) специальное обучение и воспитание одаренных детей, организации учебного процесса на основе принципов индивидуализации и дифференциации, должна предшествовать предварительная работа педагогического коллектива, включающая следующие взаимосвязанные действия:

 анализ имеющегося уровня психологической готовности детей и

подростков к обучению;

 учет детей, опережающих других в умственном развитии;

 создание педагогических условий, стимулирующих адаптацию

данных детей к ситуации индивидуализации обучения;

 организация субъект-субъектного персонифицированного

общения учителя с учащимися для создания ситуации успеха;

 моделирование и конструирование учебно-воспитательного

процесса на основе индивидуальных особенностей и уровня

развития учащихся;

 снятие психологических барьеров, блокирующих раскрытие

потенциала ребенка;

 разработка психологических и педагогических средств

стимулирования творческой деятельности и самостоятельности

учащихся и др.

Именно эта предварительная работа позволит выбрать варианты организации обучения одаренных детей в условиях массовой школы (группы и ли классы для одаренных – совместно-раздельное обучение; обучение в «естественной среде» - совместное обучение) и дидактическую модель такого обучения.

 

Приведем типы методических моделей обучения одаренных детей:

Свободная модель (варианты: «свободный день», «свободный класс») -

модель поддержки внутренней инициативы ребенка: при участии учителя

ученик сам определяет интенсивность и продолжительность своих занятий,

свободно планирует свое время, самостоятельно выбирает средства

обучения. Учителем поощряется любая импровизация ученика. Система

жестких педагогических воздействий отсутствует. Ключевой

психологический элемент модели – свобода индивидуального выбора. (Толстопятова О.А. Психолого- педагогическое сопровождение обучения и развития интеллектуально одаренных детей в условиях дополнительного общего образования. Автореф….докт.пед.н. Ставрополь 2004.-)

 

Личностная модель (Л.Н.Занков, М.В.Зверева, И.А.Аргинская,

Н.В.Нечаева и др.). Основная задача реализуемой модели обучения- общее

развитие каждого учащегося (его потенциальных познавательных,

эмоциональных, нравственных и эстетических задатков и возможностей).

Организационные принципы: обучение на высоком уровне трудности;

ведущая роль теоретического знания; быстрый темп изучения учебного

материала; осознанный характер учения, вариативности, проблемный

подход.. Ключевой психологический элемент – целостный личностный рост.

Обогащающая модель (Э.Г.Гельфман, Л.Н.Демидова, М.А.Холодная и

др). В основе модели – интеллектуальное воспитание ребенка за счет актуализации и усложнения его индивидуального ментального опыта (включая когнитивные, метакогнитивные и интенциональные компоненты)на основе специально сконструированных учебных текстов, обеспечивающих развитие у школьника способности к взаимодействию двух типов ментальных образов: визуальных и слуховых. В рамках внеучебной деятельности идея обогащения ментального опыта ребенка реализована впрограмме Дж.Рензулли «Открытый мир» применительно к одаренным детям.

Развивающая модель (В.В.Давыдов, В.В.Репкин, Д.Б.Эльконин)

направлена на развитие теоретического мышления младшего школьника.

Основная задача обучения – научить ребенка содержательному обобщению,

учиться мыслить по принципу «от общего к частному». Ребенок обучается

определенным мыслительным действиям – анализ, планирование, синтез,

рефлексия и др. В результате ребенок осваивает учебное знание на уровне

научных понятий, овладевает знаковыми моделями, осваивает

исследовательский путь познания. Ключевой психологический элемент –

«способы деятельности».

Структурирующая модель (Б.П.Эрдниев, П.М.Эрдниев). Особое

внимание уделяется организации учебной информации, созданию содержательных комплексов в виде укрупненных дидактических единиц

(Рензулли Дж.С., Рис С.М. Модель обогащающего школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренности детей // Основные современные концепции творчества и одаренности, под ред. Д.Б.Богоявленской, М.:Молодая гвардия, 1997, с.214-242.)

 

(УДЕ), основной характеристикой которых, являются системность и целостность. Обучение предполагает одновременное изучение родственных разделов учебных предметов, взаимосвязанность действий и операций, самостоятельность обобщения и мышления, выход на перспективы знания и т.п. Ключевой психологический элемент – «фреймовая организация знаний».

Активизирующая модель (А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов,М.Н.Скаткин, Г.И.Щукина и др.) направлена на повышение уровня познавательной активности учащегося за счет включения в учебный процесс проблемных ситуаций. В рамках этой модели сочетаются элементы традиционного и проблемного обучения, на основе познавательная мотивация и мыслительная активность школьников в условиях многообразия проблемных ситуаций. Ключевой психологический элемент –«познавательный интерес».

Индивидуальные программы по отдельным учебным предметам.

Работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных программ

обучения предполагает использование современных информационных

технологий (в том числе дистанционного обучения), в рамках которых

одаренный ребенок может получать адресную информационную поддержку в

зависимости от своих потребностей. Существенную роль в этом процессе

может сыграть наставник (тьютор) - высоко квалифицированный специалист,

готовый взять на себя индивидуальную работу с конкретным одаренным

ребенком. Основная задача наставника - на основе диалога и совместного

поиска помочь ребенку выработать наиболее эффективную стратегию

индивидуального развития, опираясь на развитие его способности к

самоопределению и самоорганизации. Значение работы наставника

заключается в объединении индивидуального своеобразия одаренного

ребенка, особенностей его образа жизни и различных вариантов содержания

образования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: