ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема урока: «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и о – беглые гласные».

Класс: 3

УМК " Перспективная начальная школа" М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова 3 класс, 3 часть

Тип урока: ОНЗ

Цель: создать условия для формирования представлений о понятии "чередование гласных в корне", развивать умение находить эти гласные.

Учебные задачи:

Направленные на достижение предметных результатов:

1. Формирование представления о беглых гласных посредством наблюдения за словами;

2. Вырабатывать умения и навыки единообразного написания и выделения корней в однокоренных словах;

3. Развивать орфографическую зоркость.

Направленные на достижение метапредметных результатов:

1. Использование различных способов обработки, анализа, передачи информации;

2. Осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной формах;

3. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления причинно-следственных связей.

Направленные на достижение личностных результатов:

1. Формирование уважительного отношения к иному мнению;

2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

3. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных социальных условиях.

Оснащение урока:

Материалы для учащихся: учебник, карточки с заданиями для работы в парах, лист достижений, цветные карандаши..

 

Материалы для учителя: учебник, презентация, технологическая карта.

Технологическая карта урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД (формируемые на данном этапе урока)
1. Этап мотивации (самоопределения) Слайд Доброе утро, ребята! Я желаю вам отличного настроения, постарайтесь работать быстро и, самое главное, дружно! Для начала проверьте свое рабочее место   Садятся на места. Личностные: личностное самоопределение; установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.  
2. Этап актуализации и пробного учебного действия Откройте тетради, запишите число, классная работа. Сейчас мы поиграем в игру «Доскажи словечко». Слайд Вкус у ягоды хорош, Но сорви ее поди – ка: Куст в колючках, будто еж, Вот и назван … (ежевика) Немытое в рот Ни за что не возьмет. И ты будь таким, Как чистюля … (енот) - С какой буквы начинаются эти слова? Что вы можете сказать про букву Е в данных словах? Какие? Перед тем как начать писать выполним гимнастику для глаз. Запишите в тетрадь 4 любых слова, в которых буква Е будет давать два звука. - Запишите, продолжив закономерность Е ее Е еЕ ее Е е - Прочитай пословицу, объясните смысл. Есть терпенье – будет и уменье. Запишите в тетрадь с красной строки. Какие орфограммы вы видите в этом предложении. Вспомните, когда пишется в словах разделительный ь. Подчеркните орфограммы. Записывают число, классная работа.     Называют словечко. - Ежевика   - Енот - Слова начинаются с буквы е. Она даёт 2 звука [й] и [э]     Нужно быть терпеливым.     - Записывают   Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Личностные: здоровьесбережение.
  Посмотрите на экран и скажите, что есть общего в словах? На экране слова рука-ручка, снег-снежок, река-речка. Выделите корень? Чем различаются корни в первой паре слов? Как в русском языке называется такое различие звуков? Почему происходит чередование звуков? У всех слов есть корень.   Различаются звуками на конце корня. Чередованием.   Такое чередование возникает при образовании новых слов. Регулятивные: внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном, реального действия и его результата.
3. Этап локализации индивидуальных затруднений Сравните формы одного и того же слова. Сон-сна; день-дня.   Запишите эти пары слов. Определите падеж слов. Выделите корень сначала у слова в И.п., а потом у слова в Р.п. На какие вопросы отвечают слова в И.п.(Кто? Что?), в Р.п, (Кого? Чего?) Миша тоже выполнял это задание и пожаловался, что не может быть у слов такие корни –сн- и –дн-. А вы как думаете, ребята? Давайте посмотрим, что получается: [о] [-] [э] [-] Сон – с_на; день – д_ня. В начальной форме в корне слова есть гласный звук, а в другой форме его нет. Корень в разных формах каждого слова один и тот же! Просто в нём есть чередование звуков. В формах с[о]н – с[-]на звук о чередуется с нулевым звуком: [о] / [-], [э] / [-] Куда же девается звук? Это явление так и называется: беглые гласные в корне слова! Корень в таких случаях нужно смело выделять, помня про беглый гласный. Выделите корни слов.     Что? Сон – И.п., нет чего? сна –Р.п. Что? Пень – И.п., нет чего? пня –Р.п.     Слушают объяснение учителя.     Гласные убегают.     Выделяют. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: планирование учебногосотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
4. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений Ребята, давайте уточним тему урока. На экране тема «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и о – беглые гласные». Что вы сегодня узнаете на уроке и чему должны научиться? Беглые гласные.     Должны узнать, что такое беглые гласные, какие они бывают, учиться определять беглый гласный в корне, правильно записывать букву беглого гласного. Регулятивные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
5. Этап обобщения затруднений во внешней речи Попробуйте правильно выделить корни в словах с беглым гласным: ров-рва, пень - пня. Что такое ров? А вы заметили, какими буквами на письме обозначаются беглые гласные звуки? Запомните: это всегда буквы е или о! Как правильно написать слово ветер или ветир? -Чтобы никто не делал таких ошибок, мы познакомимся с правилом. Откройте учебник на странице 127. Прочитайте правило. Корень –ров-, -рв; пень -, пн-.   Отвечают на вопрос, опираясь накартинку. Буквами е или о. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; поиск и выделение необходимой информации.
6. Физминутка Мы с вами очень хорошо поработали, а теперь немного отдохнем. Выполняют физминутку. Личностные: здоровьесбережение.
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону А чтобы закрепить полученные знания, выполним упражнение 144. (Первые четыре слова разбираем вместе, а остальные слова самостоятельно).   Дальше выполняете работу самостоятельно. Проверка (Нет дятла) дятел, (нет ногтя) ноготь, (нет камня) камень, (нет ливня) ливень. Слепень, локоть, полдень, коготь, клубень, уголь, кашель, танец, ситец. А теперь поиграем в игру "Зажги огоньки". Пропущенные буквы - это огоньки, их нужно зажечь с помощью правильно вставленной буквы. У каждой пары на парте лежит карточка с заданием. Работаем в паре. Орфограмму подчеркнуть зеленым цветом. Вставить пропущенную букву(Р.п.)
Кошка Кош..к
Вилка Вил..к
Ложка Лож..к
Полка Пол..к
Палка Пал..к
Марка Мар..к

Проверка:

Кошек, вилок, ложек, полок, палок, марок.

Лёгкая орфограмма?

Не спешите с выводом. Часто эта орфограмма появляется у существительных в форм мн.ч. Как, например, писать много шиш(е/и)к, много дос(а/о)к? Напишите эти слова столбиком, а рядом его начальную форму. Выдели корни и сравни. Есть ли беглый гласный? Если есть – вы знаете, какую букву писать!

Расскажите правило своими словами. А теперь уточним его, изучив содержание плаката.

Работают у доски и самостоятельно.     Записывают слова, выделяют корни, сравнивают.   Работаем в парах.   Выводят правило и сравнивают с учебником. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; поиск и выделение необходимой информации.
8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Над какой темой мы работали? - Какова была цель урока? - Вы довольны своей работой? .   Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Отвечают на вопросы. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
9. Домашнее задание – А теперь проанализируйте свою работу на уроке. Возьмите«Лист достижений»иоцените свою работу на уроке. – Молодцы!Вы сегодня плодотворно поработали. Пригодятся ли вам знания, полученные на этом уроке? Светофор (карандаши). Зеленый - Да, пригодятся. Красный – Нет, мне это не нужно. Желтый – Пока не знаю. - Ребята спасибо за урок. Урок окончен.   Записывают в дневник домашнее задание. Оценивают свою работу. Личностные:понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изученного материала. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Коммуникативные:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

 

«ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ»

Ф.И. _____________________________

 

Задания Критерии оценки Набранные баллы
  Подбор слов (работа индивидуально) По 1 баллу за каждое подобранное слово Максимально 4 балла  
  Выполнение упр. 144 (работа индивидуально) По 1 баллу за каждый правильный ответ Максимально 10 баллов  
  Вставьте пропущенные буквы в словах (работа в паре) По 1 баллу за каждое подобранное слово Максимально 6 баллов  
  Общее кол-во баллов 20 балла  

Критерии оценки работы на уроке:

«Отлично» - 17-20 б

«Хорошо» - 13-16 б

«Удовлетворительно» - 10-12 б

«Неудовлетворительно» - 9б и меньше

Карточка с заданием. Вставь пропущенную букву. Помни правило!

Кошка Кош..к
Вилка Вил..к
Ложка Лож..к
Полка Пол..к
Палка Пал..к
Марка Мар..к

 

Самоанализ урока по русскому языку

в 3 классе по программе «Перспективная начальная школа"

учителя начальных классов МОУ «КСОШ им С.Н.Ульянова»

Габитовой Екатерины Михайловны

Тип урока: ОНЗ.

Цель: создать условия для формирования представлений о понятии "чередование гласных в корне", развивать умение находить эти гласные.

Учебные задачи:

Направленные на достижение предметных результатов:

4. Формирование представления о беглых гласных посредством наблюдения за словами;

5. Вырабатывать умения и навыки единообразного написания и выделения корней в однокоренных словах;

6. Развивать орфографическую зоркость.

Направленные на достижение метапредметных результатов:

4. Использование различных способов обработки, анализа, передачи информации;

5. Осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной формах;

6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления причинно-следственных связей.

Направленные на достижение личностных результатов:

4. Формирование уважительного отношения к иному мнению;

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных социальных условиях.

На уроке были использованы следующиетехнологии:

- системно-деятельностный подход;

- информационно-коммуникативная технология;

- здоровьесберегающая технология.

методы:

-словесные (беседа на этапе самоопределения, при подготовке к активизации познавательной деятельности, на этапе изучения нового материала, на этапе рефлексии, при подведении итогов урока.);

-наглядные (при подготовке к активной познавательной деятельности, на основном этапе – как сопровождение);

-практические (работа в парах, работа с учебником);

-самостоятельная работа (при самостоятельном выполнении задания);

-проблемный метод (на этапе изучения новой темы, постановки учебной задачи);

-методы стимулирования учебной деятельности в процессе обучения;

-методы контроля и самоконтроля в обучении (лист достижений)

Формы познавательной деятельности:

фронтальная (на этапе первичной проверки понимания изучаемого материала);

Другие формы работы: - индивидуальная; - в парах.

На уроке использовалось оборудование: Мультимедийная презентация, интерактивная доска, учебник «Русский язык» М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова 3 класс, 3 часть; карточки с заданиями для работы в парах. Проведённый урок соответствует тематическому планированию и относится к разделу «Прилагательное» предмета «Русский язык». Это 12 урок в этом разделе.

При подготовке к уроку постаралась учесть работоспособность класса, индивидуальные особенности каждого ребенка и осуществить личностно-ориентированный и дифференцированный подход. Использовала проблемные, групповые технологии.

Свой урок я строила, опираясь на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся, использовала частично-поисковый метод. Старалась ставить такие вопросы (проблемы), где у учащихся возникала необходимость обосновывать свою точку зрения, т.е. использовался принцип обоснованного ответа.

Организационный момент включал в себя релаксацию на создание доброжелательной атмосферы, настраивал на продуктивную работу. Актуализация субъектного опыта учащихся помогла осознать тему и цели урока и осуществить плавный переход к изучению нового материала.

Использование проблемной ситуации активизировали познавательный интерес учащихся и готовили их к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе.

На основном этапе при изучении новых знаний и способов действий для восприятия, осмысления и запоминания знаний по новой теме постаралась разнообразить виды деятельности. Работа с учебником предполагала наличие поисковых задач: доступность поиска программного содержания, раскрытие проблемы путём доказательного решения, стимулировало самостоятельность учащихся.. Была организована индивидуальная работа, работа в парах.. Ни один ребёнок не остался безучастным. Этап усвоения новых знаний и способов действий происходил на уровне применения знаний в новой ситуации (работа в паре).

Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, в урок как здоровьесберегающая технология были включены две физкультминутки. Одна – для профилактики зрения, другая была использована для развития внимания и эмоциональной разгрузки учащихся.

Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Применение мультимедийных технологий позволило детям более наглядно усвоить, понять и запомнить новый материал, использовать эталоны «Проверь себя».

Урок позволил активизировать познавательную деятельность учащихся. Работоспособность учащихся на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт реализации личностно-ориентированного подхода, разнообразных заданий. Была организована частая смена видов деятельности, что позволило сделать урок динамичным. На протяжении всего урока ребята были достаточно активны, проявляли самостоятельность, доказывали свою точку зрения.

На уроке каждому ученику была предоставлена возможность проявить свои знания и умения в практической деятельности.

Результаты работы с листком достижений показали, что дети усвоили новый материал на достаточно высоком уровне.

Из 24 учащихся 13 человек за работу на уроке получили отметку «5»,

9 человек – «4», 2 человека – «3». 92% качество выполнения работы.

Психологическая атмосфера урока была доброжелательной, этому способствовало создание эмоционального настроя в начале урока, привлечение внимания детей к теме и целям урока. Учащиеся не боялись дать неправильный ответ, т.к. он корректировался учителем.

Домашнее задание было направлено на закрепление полученных знаний.

Постаралась чётко подвести итог урока, с привлечением детей, отмечая значимость знаний, приобретённых на уроке в дальнейшем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: