Права человека мужчины и женщины: применимость концепций формального равенства.




Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин основана на том, что права женщин являются неотъемлемой частью общих прав человека. Равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, а также нормами международного права. Статьей 19 Конституции Российской Федерации провозглашено, что “мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации”.

Обеспечение равного участия женщин в политической, экономической, социальной и культурной жизни страны становится одной из главных целей государственной политики.

Однако в последнее время формируются следующие негативные тенденции: возрастающая невостребованность женщин при принятии государственных решений; усиление дискриминации прав женщин в социально-трудовой сфере, снижение уровня охраны их здоровья, личной безопасности и т.д.

Еще при принятии в 1979 году Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин инициаторы ее разработки, отвечая на вопрос: “Почему же при наличии Международного билля о правах человека, где закреплена совокупность прав, которыми могут пользоваться все люди, включая женщин, стало необходимо принимать отдельный правовой документ о защите прав женщин?“ - заявляли, что дополнительные средства защиты прав женщин как прав человека признаны необходимыми, поскольку тот факт, что женщины являются частью “человечества”, оказался недостаточным для обеспечения защиты прав женщин.

В преамбуле Конвенции поясняется, что, несмотря на принятие международным сообществом ряда договоров, дискриминация в отношении женщин сохраняется практически во всех странах.

К сожалению, это утверждение не утратило своей актуальности и в 90-е годы. Недаром в принятых Всемирной конференцией по правам человека (Вена, 1993 год) Декларации и Программе действий говорится: “Права женщин и девочек являются неотъемлемой, составной и неделимой частью всеобщих прав человека. Полное и равноправное участие женщин в политической, гражданской, экономической, общественной и культурной жизни на национальном, региональном и международном уровнях, а также ликвидация всех форм дискриминации по признаку пола являются первоочередными целями международного сообщества”.

Следует признать, что и Россия сегодня далека от ситуации обеспечения равных возможностей для мужчин и женщин в реализации их конституционных прав и свобод.

Принцип равноправия мужчин и женщин предполагает необходимым остановиться на проблемах правового статуса женщин, и в первую очередь на вопросах обеспечения равноправия в таких сферах, как представленность мужчин и женщин в органах власти; социально-трудовые отношения; охрана репродуктивного здоровья, материнства и отцовства; предотвращение насилия в отношении женщин; государственный механизм обеспечения равных прав и возможностей мужчин и женщин.

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин обязала государства-участники обеспечивать женщинам на равных условиях с мужчинами право участвовать в формировании и осуществлении правительственной политики и занимать государственные посты, а также осуществлять все государственные функции на всех уровнях государственного управления (статья 7). Однако до сих пор в большинстве стран мира, в том числе и в России, эта задача не решена. В Платформе действий IV Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 1995 год) отмечается, что многие политические партии и государственные структуры по-прежнему препятствуют участию женщин в общественно-политической жизни. В некоторых странах, в том числе в тех, где происходят политические, экономические и социальные реформы, наблюдается существенное сокращение числа женщин, представленных в законодательных органах.

Международной организацией труда принят пакет конвенций, устанавливающих нормативы и условия применения труда женщин, трудящихся с семейными обязанностями. Вопросы трудовых прав женщин затрагиваются также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, в итоговых документах Всемирной конференции по правам человека (Вена, 1993 год), Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития (Копенгаген, 1995 год) и IV Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 1995 году).

При решении вопроса об обеспечении равных прав и равных возможностей мужчин и женщин необходимо иметь в виду, что в законодательстве Российской Федерации есть нормы, прямо регулирующие правовой статус женщин, а также нормы, которые воздействуют на положение женщин опосредованно. И те, и другие нормы существуют в отношении найма на работу, установления цен на лекарства, детские учебники, детское питание, тарифов оплаты содержания детей в детских учреждениях, минимальных гарантий доходов (законы о прожиточном минимуме, об индексации пенсий и заработной платы, об ответственности за невыплату заработной платы, о пособиях гражданам, имеющим детей, и другие законы). Такие нормы существуют также в нормативных актах о поддержке малого предпринимательства и самозанятости, о льготах по налогам (на иждивенцев, на детские и иные социальные учреждения, на благотворительность и прочее). Процесс воздействия на решение гендерных проблем в обществе должен включать в себя прямое и косвенное правовое регулирование.

 

Дискриминация мужчин - это та данность, которая не признана ни одной официальной структурой в мире, не осознана общественным мнением, но которая, тем не менее, существует, независимо от тех, кто имеет право отрицать или признавать ее наличие.

Итак, Статья 20 Конституции России гарантирует каждому гражданину страны право на жизнь, а статья 56 пункт 3 утверждает, что права и свободы, предусмотренные 20 статьей, не подлежат ограничению. Но в реальности лишь половина граждан страны - то есть только женщины - обладает этим правом - мужчины де-факто лишены права на жизнь. Государство имеет право в любой момент распорядиться жизнью мужчины по своему усмотрению вплоть до ее полной ликвидации. Речь, прежде всего, идет о принудительном наборе в армию.

Другая часть права на жизнь - вопрос о смертной казни. Известно, что большинство граждан в России высказывается за смертную казнь, да и вообще смертная казнь, как принято считать, назначается отъявленным преступникам, однако и здесь только женщины имеют право на жизнь, поскольку не могут быть приговорены к смертной казни. Сотрудники правоохранительных органов знают, насколько более жестокими, чем мужчины, бывают женщины, которые совершают тяжкие уголовные преступления; и собственно говоря, для пострадавшего и его родственников нет большой принципиальной разницы, кто принес им горе - мужчина или женщина, но женщины и здесь имеют преимущества, то есть имеют право на жизнь, проще говоря, к ним не может быть применена смертная казнь, какое бы преступление они не совершили.

Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

(ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)

федеральный закон о трудовых пенсиях назначает мужчинам пенсию на пять лет позже, чем женщинам, но разве Конституция России не провозглашает равенство прав?! Выходит, что федеральный закон нарушает основной? Что бы сказали феминистки и их сторонники, если бы все было наоборот?

То, что это - дискриминация мужчин - еще одна из многих! - ясно, но чем она обусловлена? Может, мужчины здоровее женщин и дольше живут? Вот уж тут разрешите мне рассмеяться, хотя мой смех и будет сквозь слезы. Все как раз с точностью до наоборот, средний мужчина в России едва доживает до пенсии и фактически пенсией не пользуется, в то время как женщина пользуется пенсией целых 17-19 лет - видите, какая разница. Фактически в России пенсионный отдых по старости предназначен только для одного пола. Как известно, мужчины зарабатывают три четверти всего валового продукта и платят две трети всех налогов, а социальный налог - один из самых больших. Но самое парадоксальное, что мужчины делают это, идут на такие жертвы исключительно только для того, чтобы еще вполне молодая женщина могла прекратить в 55 лет работу и наслаждаться свободной жизнью.

Периодически слышны предложения поднять пенсионный возраст, но поднять его снова пропорционально, не уравнивая мужчин и женщин. Однако если его поднять, мужчины вообще не будут доживать до пенсии и будут умирать за несколько лет до ее наступления. Та же история с накопительной системой. Мужчины зарабатывают больше женщин, следовательно, их материальный вклад в накопительный фонд будет наибольшим, только вот для кого - опять не для себя. Откладывая всю жизнь со своей зарплаты от 2 до 6 % в пенсионный фонд, подавляющее число мужчин просто не будет доживать до возраста получения дивидендов.

Равноправие в качестве основного принципа правового статуса человека выступает на передний план, когда неравное обращение применялось там, где требовалось именно равное обращение, или равное обращение было допущено там, где напрашивалась определенная дифференциация.

В последнее время в российском обществе широко обсуждалась возможность введения квот для женщин при включении в партийные списки на парламентских выборах.

Одно из важнейших положений Всеобщей декларации прав человека закреплено в ст. 2. В ней указывается, что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными в Декларации, без какого бы то ни было различия, как то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Подлинная свобода личности предполагает не только равенство прав, но и равенство возможностей их осуществления. Причем это касается не только отдельной взятой женщины, но и групп, коллективов женщин отдельно взятого государства и мира в целом.

На международном уровне эти новые тенденции проявились в нарождении третьего (после политических, гражданских и социально-экономических прав) поколения прав человека. Оно охватывает права тех категорий граждан, которые по социальным, политическим, физиологическим и иным причинам не имеют равных с другими гражданами возможностей осуществления общих для всех людей прав и свобод и в силу этого нуждаются в определенной поддержке со стороны как государства, так и международного сообщества в целом. В результате проведенного исследования автор отмечает, что для половины человечества - женщин подлинная свобода и равноправие с мужчинами возможны лишь в условиях социального правового государства, за установление которого женские организации и должны бороться.

В главе 2 Конституции России закреплены принципы свободы и равенства граждан. Статья 17 установила, что "в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права", что "основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения". Статья 19 Конституции России закрепила принцип равенства перед законом и судом. Равенство всех граждан утверждается как общая конституционная норма. Конституция гарантирует равенство прав и свобод человека независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Устанавливается запрет на любые формы ограничения прав по указанным основаниям. Особо конституционная норма выделяет равенство полов, равенство их прав, свобод и возможностей для их реализации.

В определении правового статуса личности, по мнению исследователя, имеют значение не только закрепленный за человеком фактический объем прав и свобод, но и те начала, на основе которых осуществляется их использование. Они показывают, обеспечиваются ли в государстве равенство прав и свобод человека и гражданина, активная деятельность государства по их соблюдению и охране, признание государством в полной мере и в полном объеме тех прав, которые соответствуют достигнутому обществом уровню материально-технического развития, существуют ли какие-либо границы в использовании прав и свобод, допускаются ли их ограничения, имеются ли законные механизмы защиты своих прав человеком.

Меры по поддержке должны быть направлены против конкретной дискриминации. Они должны быть рассчитаны лишь на то, чтобы добиться равного положения ранее дискриминированных, а не создавать им привилегии. Эта взаимосвязь отсутствует при установлении более низкого пенсионного возраста для женщин, чем для мужчин в России; такое привилегированное положение не может быть квалифицировано как допустимая стимулирующая мера и поэтому нарушает принцип равноправия.

Объективные различия полов порождают значительно различающиеся условия жизни мужчин и женщин. Понятие равенства подразумевает равные возможности участия граждан (в данном случае мужчин и женщин) во всех сферах жизни общества. Тем не менее всем нам известно, что равенство в правах (de jure) ещё не означает фактического равенства в осуществлении этих прав (de facto).

Коран четко свидетельствует о том, что женщина полностью уравнена с мужчиной перед лицом Аллаха в своих правах и обязанностях.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: