ВВЕДЕНИЕ В СТРАНОВЕДЕНИЕ И ЛИНГВОСТРАНОВЕДЕНИЕ




ЛЕСОСИБИРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ -

ФИЛИАЛ

СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

 

Факультет филологический

Кафедра иностранных языков

 

Утвержден Директор ЛПИ ф СФУ

на заседании кафедры Реушев М.Ю.

6 марта 2007 г.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

«ЛИНГВОСТРАНОВЕДЕНИЕ И СТРАНОВЕДЕНИЕ»

 

Специальность 033200 «Иностранный язык»

(квалификация «Учитель иностранного языка»)

 

 

Составитель: Семёнова Е.В.,

к.п.н., доцент

 

 

Лесосибирск, 2006

 

 

Госстандарт № 713 пед/сп (новый)

Лингвострановедение и страноведение

 

Введение в страноведение и лингвострановедение. Роль страноведческой и лингвострановедческой компетенции в реализации адекватного общения и взаимопонимания представителей разных культур. Языковые реалии со страноведческой направленностью. Основные этапы истории страны изучаемого языка. Памятники культры, сохранившиеся на её территории. Языковые реалии, связанные с важнейшими историческими событиями, культурно-историческими и социальными ассоциациями.

Страноведение и лингвострановедение. Географическое положение и природные условия страны изучаемого языка. Заповедники, региональные и национальные парки. Проблема охраны окружающей среды. Национальный и социальный состав населения. Демографические и социальные проблемы.. Государственное устройство и общественно-политическая жизнь страны. Административно-территориальное деление страны и органы местного самоуправления. Общая характеристика экономики страны. Основные этапы образования Европейского Союза и отношение к нему разных слоёв населения (для европейских стран). Переход к единой европейской валюте (для стран Европы). Культура страны. Национальные традиции и праздники страны изучаемого языка.

Языковые реалии, связанные с географическими понятиями (названия морей и океанов, особенности береговой линии, рельефа, климата и растительности и т.п.), особенностями национальной культуры, общественно-политической жизни, государственным устройством, экономикой, традициями и обычаями страны изучаемого языка.

 

 

Пояснительная записка

 

Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта № 713 пед/сп (новый) «Лингвострановедение и страноведение» как дисциплина имеет важное практическое значение для профессиональной подготовки учителя иностранных языков и предназначена ознакомить студентов с историей, культурой, экономикой государственным устройством страны изучаемого языка.

Основной задачей курса является дальнейшее совершенствование знаний будущих учителей иностранного языка не только по лингвострановедению, но и расширение их переводческих, коммуникационных и межкультурных возможностей. Через лекционный курс проводится мысль об обязательном соединении обучения иностранному языку с изучением социально-экономической, общественной и культурной жизни носителей языка, особенностей их исторического, культурного, национального наследия, зафиксированных в лексическом арсенале языка.

Систематизированные фоновые знания, приобретаемые студентами в рамках курса, способствуют формированию общей и профессиональной культуры учителя, закладывают основу для адекватного понимания текста на английском языке. Студенты получают возможность расширить свой словарный запас, относящийся к области экономики, политики, культуры, образованию, религии и др.

Курс разделён на 2 части.

1. Введение в страноведение и лингвострановедение. Читается во втором семестре на русском языке.

Лекции – 10 часов;

Семинарских занятий – 6 часов;

Лабораторные работы – 2 часа;

Самостоятельная работа – 21 час.

Форма отчётности – зачёт.

 

2. Страноведение и лингвострановедение. Читается в шестом и седьмом семестрах.

В шестом семестре курс читается на английском языке. Каждая лекция сопровождается списком слов, необходимых для понимания и усвоения. На семинарских занятиях контролируется понимание изложенного на лекциях материала, заслушиваются выступления по той или иной проблематике, организуются дискуссии. Значимая роль отводится самостоятельной работе студентов. Предлагается ряд тем для углублённого изучения с последующим написанием рефератов и составлением проектов.

Лекции – 16 часов

Семинарские занятия – 8 часов.

Лабораторные работы – 8 часов.

Самостоятельная работа – 32 часа.

 

В седьмом семестре курс читается на английском языке.

Лекции – 32 часа.

Семинарские занятия – 16 часов.

Лабораторные занятия – 16 часов.

Самостоятельная работа – 61 часов.

Форма отчётности за весь курс – экзамен (7 семестр).

 

 

Общие требования к профессиональной подготовке специалиста (из Госстандарта)

Студент должен знать:

- Конституцию Российской Федерации

-основы системы знаний о словарном составе, грамматическом и звуковом строе английского языка, о языкознании и т.д.

Студент должен владеть:

- 4 видами речевой деятельности (чтение, аудирование, говорение, письмо);

- современными компьютерными технологиями;

- студент должен уметь находить информацию из различных источников (аутентичные тексты, интернет и т.д.), обрабатывать и структурировать её.

Требования к знаниям и умениям по дисциплине.

У студента должны быть следующие умения и навыки в устной речи, чтении и письме при прослушивании лекционного курса «Лингвострановедение и страноведение» и при подготовке к семинарским занятиям.

Аудирование.

1. Понимать эмоционально окрашенную речь преподавателя или другого лица в непосредственном общении.

2. Понимать сообщения, относящиеся к страноведческой тематике.

Устная речь.

1. Вести беседу на любую из пройденных тем, свободно пользуясь наиболее характерными для диалогической речи грамматическими структурами, словами и фразеологическими единицами. Уметь выразить в эмоционально форме своё отношение к высказываемому.

2. Вести беседу по прочитанному или прослушанному оригинальному тексту.

3. Сделать доклад на предложенные темы на семинарских занятиях, пользуясь наиболее характерными для монологической речи грамматическими структурами, словами и фразеологическими единицами. Принять участие в обсуждении подобного доклада, сделанного другим студентом.

Чтение.

1. Читать про себя и понимать без перевода на русский язык оригинальный тест.

2. Распознание значение слов по контексту.

3. Восприятие смысловой структуры текста, выделение главной и второстепенной информации.

4. Обобщение фактов.

5. Умение сделать перевод фрагмента статьи или монографии.

6. Умение в краткой форме изложить результаты прочитанного материала и выступить на семинарском занятии с докладом.

7. Уметь составить вопросы к сказанному материалу.

Письмо.

1. Уметь изложить письменно основные проблемы своего устного ответа.

2. Составить краткое резюме прочитанного материала.

3. Составление письменного конспекта текста.

4. Замена более идиоматичных и образных средств выражения в тексте на более простые «не идиоматичные» элементы, имеющие тот же самый смысл (адаптация).

5. Фиксирование нужной информации при аудировании.

6. Составление плана, тезисов сообщения, доклада.

 

 

Содержание зачёта (2 семестр).

1. Ответ на один из вопросов курса (вопросы прилагаются). Ответ по желанию на английском или русском языке.

2. Составить и защитить проект по теме «Famous British and American songs»

 

Методические рекомендации по подготовке к зачёту.

1. Информацию по первому вопросу можно найти в литературе к курсу (см. список литературы)

2. Составление проекта предполагает самостоятельную работу студентов по теме «Лакуны». Студенты выбирают песню (народную, современную и пр.). В проекте основное внимание должно быть уделено истории создания песни, поиску и анализу лакун (языковых и культурологических), их толкованию. Презентация проекта предполагает использование современных информационных коммуникационных технологий (Power Point и др.). Защита проекта проводится на английском языке в присутствии всей группы. Поощряются вопросы и дискуссия по содержанию проекта.

Критерии оценки:

- содержание проекта;

- умение представить содержание проекта с использованием грамматических структур, необходимы лексических единиц и фонетики английского языка;

- информационная насыщенность и отражающая содержание проекта презентация;

- возможна аудиозапись песни или собственное исполнение.

 

 

Вопросы к зачёту по курсу

«ВВЕДЕНИЕ В ЛИНГВОСТРАНОВЕДЕНИЕ И СТРАНОВЕДЕНИЕ»

2 семестр

 

1. Понятие и предмет дисциплин «страноведение» и «лингвострановедение».

2. Страноведческая и лингвострановедческая компетентность.

3. Основы межкультурной коммуникации.

4. Герменевтический подход к межкультурной коммуникации.

5. Диалог культур.

6. Особенности диалога «Запад –Восток».

7. Фоновые знания.

8. Основы сопоставительного страноведения.

9. Языковые реалии со страноведческой направленностью.

10. Древняя Британия.

11. Британия в средние века.

12. Эпоха Тюдоров.

13. Эпоха Стюартов.

14. Промышленная революция Британии.

15. Век Разума.

16. Викторианский век.

17. История Великобритании в 20 веке.

18. Америка 15-16 веков.

19. Создание новой нации в Америке.

20. США в 19 веке.

21. История США в 20 веке.

22. Лакуны.

23. Языковые реалии Великобритании со страноведческой направленностью.

 

 

Содержание экзамена

«ВВЕДЕНИЕ В ЛИНГВОСТРАНОВЕДЕНИЕ И СТРАНОВЕДЕНИЕ»

7 семестр

 

 

1. Ответить на два вопроса: один по лингвострановедению и страноведению Великобритании и один по лингвострановедению и страноведению США.

2. Уметь показать на карте географическое положение стран.

3. Дать толкование высказыванию или цитате по курсу.

 

ВОПРОСЫК ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «ЛИНГВОСТРАНОВЕДЕНИЕ И СТРАНОВЕДЕНИЕ СТРАНЫИЗУЧАЕМОГО ЯЗЫКА»

1. Geographical Position of G.B.

2. Nature, coasts, relief and climate of G.B.

3. Inland waters, vegetation and animal life in G.B.

4. Mineral Resources and Economy of G.B.

5. England.

6. Scotland.

7. Wales.

8. Northern Ireland.

9. Political system of G.B.

10. The Early days of G.B.

11. Anglo-Saxon England.

12. England after the Norman Conquest.

13. Tudor England. Expansion. Reformation. Renaissance.

14. The Stuarts, Rebellion, Restoration, and Unrest.

15. Industrial Revolution.

16. The Victorian Age.

17. British Monarchy today.

18. Modern British.

19. London.

20. The British at Home.

21. The British at Leisure.

22. The British Year.

23. The Cultural Heritage of G.B.

24. The Geographical position of US.

25. Climate and weather of US.

26. The Early days of American History.

27. The Formation of American nation.

28. The Civil War.

29. The US in the second part of the 20th century.

30. New York.

31. US in the first part of the 20th century.

32. US Constitution.

33. The values of American lifestyle.

34. US Government.

35. Political Parties and Elections in US.

36. US Business life.

37. US Television.

38. US Press.

39. US Cinema.

40. Sports and Physical Culture in US.

41. Patterns of the American Family.

42. Home ownership in US.

43. American Traditions and Holidays.

44. Leisure and Cultural Activities in US.

45. Sightseeing in US.

46. Sightseeing in G.B.

47. Australia: the common view.

48. Countrystuding competence.

49. The problem of immigration in US.

50. The judicial system in US.

 

Содержание курса «Введение в лингвострановедение и страноведение».

 

Тема Лекции Семинар Лаб./ раб. Самост. работа
1. Понятие и предмет лингвострановедения и страноведения        
2. Культура. Межкультурная коммуникация. Менталитет.        
3. Страноведческая и лингвострановедческая компетентность. Лакуны. Герменевтика        
4. История Великобритании        
5. История США        
6. Языковые реалии со страноведческим направлением        
7. Памятники культуры англоязычных стран        
8. Составление проекта «Песни США и Великобритании»        
9. Итого:        

 

 

ПРОГРАММА

ВВЕДЕНИЕ В ЛИНГВОСТРАНОВЕДЕНИЕ И СТРАНОВЕДЕНИЕ.

 

ТЕМА 1.Понятия и предмет лингвострановедения и страноведения (2 часа).

Место лингвострановедения среди других наук. Взаимосвязь лингвострановедения с историей, этнографией, филологией, страноведением. Лингвострановедение англоязычных стран.

Страноведение и лингвострановедение: общее и различия. Понятия: «аккультурация», «личность на рубеже культур», «инкультурация».

 

ТЕМА 2. Культура. Межкультурная коммуникация. Менталитет (2 часа).

Определение «культура». Множество толкований категории «культура». Различные подходы к объяснению происхождения культуры. Культура и цивилизация. Понятие «межкультурная коммуникация». Роль языка в межкультурной коммуникации. Менталитет: понятие и толкование. Проблема свой – чужой в культуре. Необходимое качество личности в восприятии и принятии чужой культуры. Толерантность как необходимое качество личности в восприятии и принятии чужой культуры.

 

ТЕМА 3. Страноведческая и лингвострановедческая компетентность (2 часа).

Понятия «компетентность», «компетенция». Роль страноведческой и лингвострановедческой компетентности в реализации адекватного общения и взаимопонимания представителей англоязычной и русскоязычной культур. Фоновые знания. Понятие «лакуна». Классификация лакун. Языковые и культурологические лакуны. Абсолютные и относительные лакуны. Герменевтика как наука о толковании и понимании текстов. Герменевтические основы лакунарности.

 

ТЕМА 4. История Великобритании (4 часа).

Место Великобритании в мировой истории. Периодизации истории Великобритании. Характеристика основных периодов истории Великобритании: Древняя Британия, средневековая Англия, Тюдоры, Стюарты, промышленная революция 18-19 век, викторианский век, Британия 20-21 века.

 

ТЕМА 5. История США (4 часа).

Место США в мировой истории. Периодизация истории США. Характеристика периодов: открытие и заселение Америки в 15-17 веках, создание государства США, освоение континента в 18-19 веках, гражданская война, индустриальный рост 19-20 века, экономическая депрессия 30-х гг. 20го века, внешняя и внутренняя политика США в 19-20 веках.

 

ТЕМА 6. Языковые реалии со страноведческой направленностью (2 часа).

Языковые реалии Великобритании и США в контексте лингвострановедения. Отражение исторических и культурно-исторических событий в лексике англоязычных стран. Лексика, связанная с современными социальными ассоциациями.

 

ТЕМА 7. Памятники культуры англоязычных стран (2 часа).

Памятники культуры, сохранившиеся на территории Великобритании и США: история местонахождения, языковые особенности, культурная ценность.

 

 

Содержание курса «Страноведение и лингвострановедение Великобритании»

 

 

Тема Лекции Семинар Лаб./раб. Самостоят. работа
1. Географическое нахождение. Климат Великобритании. Характеристика частей Великобритании. Достопримечательности Великобритании. Лондон.        
2. Государственная, общественно-политическая и социальная системы Великобритании. Монархия. Административно-территориальное деление страны.        
3. Экономическая система Великобритании.        
4. Культурные традиции Великобритании        
5. Английский менталитет и английский национальный характер.          
6. Английский язык и английская культура в неанглоязычном мире        
  Итого:        

 

 

Программа «Страноведение и лингвострановедение Великобритании»

 

ТЕМА 1. Географическое положение, климат Великобритании. Характеристика частей Великобритании (6 часов).

Географическое положение страны, особенности климата. Водные ресурсы, полезные ископаемые, рельеф, флора и фауна. Население страны. Части Великобритании, достопримечательности Англии, Шотландии, Уэллса и Северной Ирландии. Лондон.

 

ТЕМА 2. Государственная, общественно-политическая и социальная системы Великобритании. Монархия. Административно-территориальное деление страны (6 часов).

Государственный строй Великобритании, его специфика. Монархия: история и современность. Конституция Великобритании, её история, характерные черты и особенности. Конституционно-правовое положение личности в Великобритании (гражданство, права и свободы граждан). Политические партии и политическая система. Система государственных органов. Особенности принципа разделения властей Великобритании. Парламент. Кабинет министров. Судебная система. Административно-территориальное разделение страны. Организация властных структур в английском обществе. Этнические меньшинства. Проблемы иммиграции. Феминизм. Социальная структура английского общества. Английская семья. Средства массовой информации Великобритании.

 

ТЕМА 3. Экономическая система Великобритании (6 часов).

Этапы становления английской экономики с древнейших времен до наших дней. Промышленная революция 18-19вв и её последствия. Индустриальное, постиндустриальное информационное английское общество. Великобритания в современной европейской и мировой экономике. Английский язык – международный язык экономического развития. Английская торговля. Английская система мер и весов. Денежная система Великобритании. Развитие английского транспорта и систем коммуникации.

 

ТЕМА 4. Культурные традиции Великобритании (10 часов).

Английская культура: понятия, характеристика, особенности, этапы развития. Английское искусство. Английский стиль в культуре, искусстве, языке. Английские традиции, праздники, ритуалы и обычаи. Спорт. Английский национальный характер. Английский менталитет.

 

 

Содержание курса «Страноведение и лингвострановедение США и Австралии».

 

Тема Лекции Семинар Лаб./ раб Самост. работа
  Географическое положение США. Природно-климатический фактор.        
2. Административно-территориальное деление США. Достопримечательности США. Города США.        
3. Ценности американского образа жизни.        
4. Политическая система США        
5. Судебная система США        
6. Экономика США. Сельское хозяйство. Место США в мировой экономике.        
7. Средства массовой информации США        
8. Культура США        
9. Страноведение и лингвострановедение Австралии        
  Итого:        

 

Программа «Страноведение и лингвострановедение США и Австралии»

 

ТЕМА 1. Географические и природно-климатические особенности США.

Географическое положение США. Климат, водные ресурсы, рельеф. Влияние географического фактора, особенностей климата на образ жизни американцев. Флора и фауна. Население страны. Достопримечательности страны, города США. Проблемы экологии в США. Человек и стихии. Человек и безопасность в США.

 

ТЕМА 2. Административное деление США.

Исторические основания административного деления США. Особенности современного административного устройства США.

 

ТЕМА 3. Ценности американского образа жизни.

Исторические основания американского образа жизни. Характеристика ценностей американского образа жизни. Сопоставительно-сравнительный анализ ценностей американского образа жизни и российских ценностей. Американский менталитет. Специфическое отражение американского образа жизни и американского менталитета в американском варианте английского языка.

 

ТЕМА 4. Политическая система США.

Политические партии и партийная система США. Законодательная и исполнительная ветви власти США. Политико-территориальное устройство страны. Президент, его полномочия. Конституция США: история, специфика. Конституционно-правовое положение граждан США (гражданство, права, свободы граждан). Проблема иммиграции в США. Социальная структура американского общества. Американская семья. Информационное общество США.

 

ТЕМА 5. Судебная система США.

Правовая система США. Судебная система США, её специфика на общегосударственном и региональном уровнях.

 

ТЕМА 6. Экономика США.

Этапы становления экономики США. Основные экономические регионы США. Роль США в мировой экономике. Международная торговля США. Американский вариант английского языка в международной экономике. Денежная система США. Развитие американского транспорта и систем коммуникации.

 

ТЕМА 7. Средства массовой информации США.

Исторические предпосылки создания современных средств массовой информации США. Периодическая печать, телевидение США.

 

ТЕМА 8. Культура США.

Американская культура: понятия, характеристика, особенности и этапы развития. Американское искусство, спорт.

 

ТЕМА 8. Страноведение и лингвострановедение Австралии.

Географическое положение, рельеф, водные ресурсы, полезные ископаемые, климат. Политическое устройство страны. Экономика Австралии в мировой экономике. Культура и искусство Австралии. Достопримечательности Австралии.

 

 

Планы семинарских и лабораторных занятий

ВВЕДЕНИЕ В СТРАНОВЕДЕНИЕ И ЛИНГВОСТРАНОВЕДЕНИЕ

Курс, 2 семестр

 

Семинар № 1.

Тема: История Великобритании.

Цель: систематизировать знания об истории Великобритании в контексте лингвострановедения.

Ход занятия:

1. Основные исторические периоды Британии.

А) Древние времена

б) Средние века

в) Правление династии Тюдоров

г) Правление Стюартов

д) Промышленная революция

е) Викторианский век

ж) Британия 20 век

 

2. История Британии в контексте всемирной истории.

 

3. Историко-географические факторы в событийной и лингвистической истории Великобритании.

 

Практические задания:

1. Разбейтесь на группы, выберите один из исторических периодов Британии.

2. Подготовьте выступление на английском языке по выбранному периоду. Форма может быть любая:

v Презентация

v Тест для остальной группы

v Загадки

v Драматизация и т.д.

3. В учебнике «The World of Britain» обратите внимание на дополнительную информацию, отмеченную голубым цветом. Сделайте перевод наиболее интересных, с Вашей точки зрения, высказывний.

4. Выберите лакунизированную лексику, относящуюся к выбранному вами периоду. Составьте список слов и выражений.

 

Литература:

1. Bogoroditskaya V.N., Khrustalyova The World of Britain. – M., 1996.

2. Guryeva Y. Deep are the Roots. – M., 1998.

3. Великобритания. Лингвострановедческий словарь. 1999.

4. Britain in Close-up. Longman, 2004

5. История Англии от Чоссера до королевы Виктории. – Смоленск, 2001.

6. Dictionary of English Language and culture/ Longman, 1999.

7. An illustrated History of Britain. – Longmаn, 1997.

8. Семёнова Е.В. Введение в страноведение и лингвострановедение, Красноярск, 2006.

 

Семинар № 2.

Тема: История США.

Цель: систематизировать знания студентов об истории США в контексте лингвострановедения.

Ход занятия:

1. Основные периоды истории США

a) Открытие Америки

b) Освоение американского континента 15-17в

c) Революция в США в 18 веке и борьба за независимость

d) Рождение государства США и новой нации

e) США в 19веке

f) Гражданская война

g) США в 20веке

h) Современные США – сверхдержава

2. Особенности исторического развития США как полиэтнического государства.

 

Практическое задание.

Выберите любой период истории США и сделайте презентацию. Презентация должна включать в себя список слов и выражений по теме (студенты составляют сами), расшифровка лакун, связанных с историей США. Форма презентации – по выбору студентов (группа 2-3 человека): игровая, исследовательская, интерактивная и др.

 

Литература:

1. Токарева Н.Д., В. Пеппард. Америка. Какая она? – М., 2003.

2. An Illustrated History of USA.– Longmаn, 1997.

3. America in Close-up. Longman, 2004

4. Dictionary of English Language and Culture. Longman, 1999.

5. Лингвострановедческий словарь США. – М., - 1999.

 

 

Семинар № 3.

 

Тема: Языковые реалии со страноведческой направленностью.

Цель: Организовать самостоятельный и коллективный поиск студентами лакунизированной лексики со страноведческой направленностью.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие и характеристика «лакун» и «языковых реалий».

2. Классификация лакун

3. Фоновые знания

 

Практические задания:

1. Сделайте расшифровку языковых реалий со страноведческой направленностью, связанных с историей США и Великобритании, а также имеющих социальные ассоциации. Для исторических лакун сделайте обоснование (происхождение языковых реалий). Работать рекомендуется в группах по 3-4 человека. Результаты поисковой деятельности предоставьте в виде таблиц, эссе, презентаций и др.

2.Выполните задания № I – VI, стр. 51-64. (Семёнова Е.В. Введение в страноведение и лингвострановедение, Красноярск, 2006)

 

Литература:

1. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. В поисках новых путей развития лингвострановедения: концепция логоэпистемы. М., 2000.

2.Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М., 1990.

3. Семёнова Е.В. Введение в страноведение и лингвострановедение, Красноярск, 2006.

4.Текст как явление культуры. – Новосибирск, 1989.

5.The World of Britain. – M., 1998.

6.Лингвострановедческий словарь США. – М., - 1999.

7. Лингвострановедческий словарь Великобритании. – М., - 1999.

8.Dictionary of English Language and culture/ Longman, 1999.

 

 

Лабораторная работа № 1.

 

Тема: Памятники культуры англоязычных стран.

Цель: познакомиться с памятниками культуры англоязычных стран.

 

Ход занятия:

1. Изучите литературу по теме лабораторной работы.

2. Заполните контурные карты Великобритании и США. Обозначьте на них памятники культуры стран.

3. Составьте аннотации к памятникам культуры.

 

Методические рекомендации.

 

Работу по заполнению контурных карт лучше выполнять индивидуально при подготовке к занятию. Допускается художественное оформление карты (символы, рисунки и т.д.). Аннотация к памятникам должна быть составлена на английском языке.

 

Литература:

1. Лингвострановедческий словарь Великобритании. – М., - 1999.

2. Лингвострановедческий словарь США. – М., - 1999.

2. Dictionary of English Language and culture/ Longman, 1999.

3. The World of Britain. – M., 1998.

4. Токарева Н.Д., В. Пеппард. Америка. Какая она? – М., 2003.

1. America in Close-up. Longman, 2004

2. Britain in Close-up. Longman, 2004

 

 

СТРАНОВЕДЕНИЕ И ЛИНГВОСТРАНОВЕДЕНИЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

3 курс, 6 семестр

 

Семинар № 1.

 

Тема: Характеристика составных частей Великобритании.

Цель: Познакомить студентов с особенностями составных частей Великобритании (Англия, Шотландия, Уэллс и Северная Ирландия). Углубить и систематизировать знания о Лондоне.

 

Ход занятия и методические рекомендации:

Семинарское занятие проходит в виде деловой игры «Welcome to UK!»

Участники игры выбирают роли: турагенты, туристы, желающих посетить Соединенное Королевство. Игра представляет собой посещение потенциальными туристами ярмарки турпоездок. Агенты предлагают им посетить Англию, Шотландию, Уэллс, Северную Ирландию и Лондон. Реклама туристических маршрутов должна быть яркой, убедительной. Туристы по ходу презентации делают свой выбор и обосновывают его. Игра идёт на английском зыке. В конце игры «туристы» покупают путёвки и оформляют документы. Все бланки, анкеты и пр. должны быть у агента, который готов оказать квалифицированную помощь своим клиентам.

 

Литература:

1. Лингвострановедческий словарь Великобритании. – М., - 1999.

2. Лингвострановедческий словарь США. – М., - 1999.

3. The World of Britain. – M., 1998.

4. Britain in close-up. Longman, 2004

5. Рекламные проспекты достопримечательностей СК.

 

 

Семинар № 2.

 

Тема: Английский парламент.

Цель: Систематизировать знания студентов о государственно-политической системе СК.

Ход занятия:

1. Государственно-политическая система СК.

2. Политические партии.

3. Парламент СК. Кабинет министров.

4. Общественно-политическое устройство Великобритании и его значение для англоязычного мира.

5. Конституция Великобритании, её источники, характерные черты и особенности.

6. Конституционно-правовое положение личности в Великобритании (гражданство, права и свободы граждан).

 

Занятие проводится в форме деловой игры «Заседание английского парламента». Студенты выбирают тему заседания парламента (она может быть из области реальной английской действительности или шуточной, основанной на парадоксах английского юмора); принимают роли (спикер, королева, лорды, представители палаты общин и т.д.). Игра готовится заранее, поэтому желательно, чтоб кто-то из студентов взял на себя роль режиссёра и сценариста. В игре должны сочетаться заготовки и импровизация.

Критерии оценки.

- высокий уровень владения английским языком (фонетика, лексика, грамматика);

- знание и корректное употребление лингвострановедческой лексики и языковых реалий;

- знание фактического страноведческого материал по теме «Английский парламент»;

- артистизм.

 

Литература:

1.Лингвострановедческий словарь Великобритании. – М., - 1999.

2.Лингвострановедческий словарь США. – М., - 1999.

3.The World of Britain. – M., 1998.

4.Britain in Close-up. Longman, 2004

 

Семинар № 3.

 

Тема: Экономическая система Великобритании.

Цель: Сформировать представление об экономической системе Великобритании и о динамике её развития.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Этапы становления английской экономики до наших дней.

2. Промышленная революция 18-19 вв.

3. Экономика современной Великобритании

4. Английский экономический язык.

5. Английская торговля. Английская система мер и весов.

6. Денежная система Великобритании.

7. Развитие английского транспорта.

 

Практическое задание и рекомендации к выполнению.

Изучите предлагаемую литературу по теме и составьте сводную таблицу «Динамика развития современной экономической системы Великобритании». Рекомендуется работать в группах по 4-5 человек На семинаре студенты представляют аналитическую оценку изученного материала (диаграмм, графиков, таблиц и т.п.)

 

Литература:

1 Лингвострановедческий словарь Великобритании. – М., - 1999.

2. Лингвострановедческий словарь США. – М., - 1999.

3. The World of Britain. – M., 1998.

4. Britain in Close-up. Longman, 2004

 

 

Семинар № 4.

 

Тема: Культурные традиции Великобритании (6 часов)

Цель: Познакомить студентов с культурными традициями Великобритании.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Английская культура: понятия, характеристика, особенности и этапы развития.

2. Английская культура в неанглоязычном мире.

3. Английские праздники, традиции, ритуалы и обычаи.

4. Спорт в Великобритании.

5. Английское искусство:

- архитектура

- театр

- кино

- музыка

- изобразительное искусство

 

Рекомендации по проведению семинаров:

Семинар по теме «Культурные традиции Великобритании» предлагается провести в виде конференции, где студенты выступают с подготовленными докладами по предложенной выше тематике. Доклады должны сопровождаться наглядными материалами (аудиозаписи, видео, презентации в Power Point, иллюстрации и пр.) Обязательным условием является участие аудитории: вопросы, мнения, суждения. Время доклада 7-10 минут, обсуждение 7 минут.

 

Лабораторная работа № 1.

 

Тема: Английский менталитет и английский национальный характер.

Цель: Сформировать представление об английском менталитете и английском национальном характере.

Ход занятия и методические рекомендации.

 

В ходе подготовки к занятию студенты выполняют следующие задания:

1. Составить таблицу (в произвольной форме) черт английского менталитета и английского характера.

2. Найдите информацию, подтверждающую специфику английского характера и английского менталитета. Источниками могут служить произведения художественной литературы, персонажи кинофильмов, реальные исторические события и персоналии и т.п.

 

Литература:

1. Лингвострановедческий словарь Великобритании. – М., - 1999.

2. Лингвострановедческий словарь США. – М., - 1999.

3. The World of Britain. – M., 1998.

4. Britain in Close-up. Longman, 2004

 

 

Лабораторная работа № 2.

 

Тема: Английский язык и английская культура в неанглоязычном мире.

Цель: Сформировать представление о своеобразии проявления английского языка и английской культуры в неанглоязычном мире.

 

Ход занятия и методические рекомендации.

 

При подготовке к занятию студенты должны выполнить следующее задание:

Выполнить исследовательское задание на тему: «Мы ищем следы английского в неанглоязычном мире». Источниками могут быть: пресса, торговля, кино, молодёжный сленг, деятельность производственных предприятий, музыка и пр.

 

Литература:

 

1. Лингвострановедческий словарь Великобритании. – М., - 1999.

2. Лингвострановедческий словарь США. – М., - 1999.

3. The World of Britain. – M., 1998.

4. Britain in Сlose-up. Longman, 2004

5. Sharman. Across Cultures. – Longman, 2005.

 

 

Страноведение и лингвострановедение США и Австралии

4 курс, 7 семестр

 

Семинар № 1.

 

Тема: Географическое положение США. Природно-климатический фактор.

Цель: Систематизировать знания студентов о влиянии географического фактора, особенностей климата США на образ жизни американцев и язык.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Географическое положение США.

2. Рельеф, водные ресурсы.

3. Климат США.

4. Флора и фауна США.

5. Отражение в языке, образе жизни американцев, традициях особенностей географического положения США и природно-климатического фактора.

 

Практическое задание.

Заполните контурную карту США (задание выполняется на занятии группами по 3-4 человека).

 

 

Литература:

 

1. Лингвострановедческий словарь США. – М., - 1999.

2. America in close-up. Longman, 2004

3. Токарева Н.Д., В. Пеппард. Америка. Какая она? – М., 2003.

 

 

Семинар № 2.

Тема: Нью-Йорк.

Цель: Познакомить студентов с историей и современной жизнью Нью-Йорка.

 

Ход занятия и методические рекомендации.

Посмотрите учебный видеофильм «New- York – sensational city»

Составьте тест по содержанию фильма.

 

Литература:

&n



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: