Вопросы для подготовки к семинарам и самоподготовки для заочников
ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
1.Согласны ли вы с пониманием философии как любви к мудрости? Почему? 2.Для чего нужна философия современному человеку? 3.Что важнее для философии - знания или ценности? А для человека? 4.Что важнее для развития личности – сомнения или убеждения? 5.Что – сомнения или убеждения – важнее для развития философии? 6.Хотели ли Вы быть догматиком? Почему? | 7.Хотели ли Вы быть скептиком? Почему? 8.Всякое ли мировоззрение – философия? 9.Считаете ли Вы себя агностиком? Почему? 10.Каковы функции философии? 11.Чем категории философии отличаются от понятий других наук? Приведите примеры. 12.Зачем науке философия? |
Тема 2. Вехи мировой философской мысли. Философия в лицах. (Ориентироваться на круг проблем и имена, перечисленные в «Содержании» курса и на историко-философские вопросы по самоподготовке по другим темам.)(оформляется в виде таблицы, по эпохам)
Тема 3. ЧЕЛОВЕК И МИР (БЫТИЕ, МАТЕРИЯ)
Контрольные вопросы.
1. Понятие бытия и его аспекты.
2. Основные формы бытия.
3. Ленинское определение материи и основной вопрос философии.
4. Монизм и дуализм.
5. Движение как способ существования материи.
6. Формы движения материи и их взаимосвязь.
7. Эволюция форм движения материи.
8. Движение и покой.
9. Пространство и время как формы существования материи.
Вопросы для самоподготовки.
1. В чем суть понимания бытия Гераклитом?
2. Как Парменид представлял отношение «бытия» и «мышления», «бытия» и «небытия?» Что интересно, что спорно в его идеях?
3. ПочемуДемокрит - атомист и материалист?
4. Фома Аквинский о бытии.
5. Что такое пантеизм? Как понимал природу и бытие Джордано Бруно?
6. Что такое субстанция (по Декарту)? Какие две субстанции он признавал? Как они соотносятся у Декарта?
7. Как понимал материю Гольбах?
8. Как Кант понимал пространство и время?
Проблемные вопросы.
1. Должен ли бесконечный мир иметь конец в пространстве и начало во времени?
2. Устарела ли классификация форм движения материи Энгельса? Можно ли её дополнить? Если да, то как?
3. Какой из этапов в истории философии интереснее для Вас в понимание бытия? Почему?
4. Что такое материальное единство мира? Что изменилось в его понимании в науке ХХ века по сравнению с эпохой Энгельса?
ПРИМЕЧАНИЕ: повторить по философскому словарю понятия: «идеализм», «материализм», «субъективный идеализм», «монизм», «дуализм», «диалектика», «метафизика», «бытие», «материя». Выписать определения, выучить. Подобрать примеры.
Тема 4. Человек – сознание – познание (общества и природы.)
Контрольные вопросы.
1. Роль труда в возникновении и развитии сознания.
2. Роль практики в познании.
3. Чувственное познание и его формы.
4. Логическое (рациональное) познание и его формы.
5. Диалектика абсолютного и относительного в истине.
6. Материалистическое понимание истории.
7. Проблема свободы и необходимости.
8. Роль народа и личности в истории.
9. Практика как отношение человека к миру.
10. Проблема прогресса в истории
11. Отражение как всеобщее свойство материи. Эволюция форм отражения.
12. Проблема истины в познании.
Вопросы для самоподготовки.
1. Согласны ли Вы с пониманием познания софистами? Почему?
2. В чем Вы согласны с пониманием Ф. Бэконом науки? В чем, быть может, нет? Почему?
3. В чем вы согласны с пониманием истины Декартом? С его теорией истины? В чем, быть может, нет? Почему?
4. Какие аргументы приводит Платон, утверждая, что наши идеи – выводы умопостигаемых сущностей, а знания – тени на стене пещеры? Согласны ли Вы с ним?
5. Согласны ли вы со стоиками в понимании человека? Почему?
6. Согласны ли Вы с пониманием человека Эразмом Роттердамским? Почему?
7. Как понимали человека просветители? Согласны ли вы с ними? Почему?
8. Фома Аквинский о человеке и его душе.
9. Теория познания Аристотеля.
10. Проблема разума и веры. Душа и познание у Августина.
11. Полемика Локка и Декарта о «врожденных идеях».
12. Что писал Герцен о свободе и общине? Устарели ли эти идеи? Почему?
13. Что писал Ленин в работе «Карл Маркс» о материалистическом понимании истории? Согласны ли Вы с ним? Почему?
Проблемные вопросы.
1. Душа и проблема единства идеального и материального.
2. Многомерность человека.
3. Гуманизм как мера прогресса общества. Проблема отчуждения.
4. Проблема жизни и смерти в философии.
5. Проблема смысла истории
6. Подтвердила или опровергла практика представления о человеке философии эпохи Возрождения? Ответ аргументировать.
7. Чье учение о человеке – Радищева, Толстого или Достоевского – для Вас интереснее? Почему?
ПРИМЕЧАНИЕ: повторить по философскому словарю понятия: «сознание», «познание», «отражение», «истина», «практика», «прагматизм», «личность», «свобода», «необходимость». Выписать определения, выучить. Подобрать примеры.
Тема 5. Человек – общество – культура
Контрольные вопросы.
1. Общественное сознание. Идеология и общественная психология (менталитет).
2. Человек, общество и государство.
3. Культура и цивилизация.
4. Единство и многообразие культур.
5. Формации как ступени общественного прогресса
6. Прогресс и его критерии. Оборотная сторона прогресса.
7. Свобода как продукт общественного прогресса.
8. Глобальные проблемы современности и социальный прогресс.
9. Проблемы ценностей: мораль, справедливость, право.
10. Нравственные ценности.
11. Эстетические ценности.
12. Религиозные ценности и свобода совести.
Вопросы для самоподготовки.
1. Теория культурных циклов (Тойнби).
2. Теория культурных циклов (Шпенглер).
3. Теория исторического кругооборота (Вико).
4. П. Лавров о прогрессе, культуре и цивилизации.
5. Фрейд о культуре и цивилизации.
6. Юнг об архетипах культуры.
7. Бердяев о культуре и цивилизации.
8. Руссо о причинах неравенства.
9. Соловьев о патриотизме и национальном эгоизме.
Проблемные вопросы.
1. Т. Адорно о западной цивилизации.
2. Ганди об общественном прогрессе и способах его достижения.
3. И. Киреевский о русской и западноевропейской цивилизациях. (Отметить эволюцию взглядов автора, сравнив работы «XIX век» и «О характере просвещения Европы и его отношения к просвещению России».)
4. Ортега-и-Гассет о «массовом обществе» и «массовой культуре».
5. Теория «разумного эгоизма» о буржуазной цивилизации.
6. Концепция технологического детерминизма и постиндустриальное общество.
7. Чернышевский о морали и концепции «разумного эгоизма» в русском (социалистическом) варианте.
Вопросы по первоисточникам.
1. Шпенглер о культуре и смене культур.// Мир Философии.- т.2.- 315-316;
2. Вл. Соловьев о задачах искусства, художественном и социальном идеале.// МФ Т.2. с. 338-341.
3. Вернадский о ноосфере.// Мир Философии с. 510-512.
4. Тейяр де Шарден о ноосфере.//Мир философии. с.533-537.
5. Ясперс о человеке и массовости бытия.// Мир Философии. с. 549-557.
Примечание: можно использовать и другие хрестоматии, ориентируясь на имя автора и проблему.