Перед чтением басни обратите внимание на ее название. Предположите, каков будет сюжет басни.




Прочтите басню. Сформулируйте ее мораль.

Волк на псарне

Волк, ночью, думая залезть в овчарню,

Попал на псарню.

Поднялся вдруг весь псарный двор.

Почуя серого так близко забияку,

Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;

Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!» —

И вмиг ворота на запор;

В минуту псарня стала адом.

Бегут: иной с дубьём,

Иной с ружьём.

«Огня! — кричат, — огня!» Пришли с огнём.

Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом.

Зубами щёлкая и ощетиня шерсть,

Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;

Но, видя то, что тут не перед стадом,

И что приходит, наконец,

Ему рассчесться за овец, —

Пустился мой хитрец

В переговоры,

И начал так: «Друзья! К чему весь этот шум?

Я, ваш старинный сват и кум,

Пришёл мириться к вам, совсем не ради ссоры;

Забудем прошлое, уставим общий лад!

А я, не только впредь не трону здешних стад,

Но сам за них с другими грызться рад,

И волчьей клятвой утверждаю,

Что я... » — «Послушай-ка, сосед, —

Тут ловчий перервал в ответ, —

Ты сер, а я, приятель, сед,

И волчью вашу я давно натуру знаю;

А потому обычай мой:

С волками иначе не делать мировой,

Как снявши шкуру с них долой».

И тут же выпустил на Волка гончих стаю.

1812 год

–—

Басня «Волк на псарне» отражает критический эпизод в Отечественной войне 1812 г. 23 сентября 1823 г. Наполеон, осознавший угрозу поражения для своей кампании, послал Кутузову предложение мира, на что русский полководец ответил решительным отказом, поскольку соотношение сил к этому моменту резко переменилось: французская армия слабела и солдаты голодали, а русская крепла.

Крылов едко разоблачает лукавую и беспомощную попытку Наполеона, изображая её в виде уловки Волка, хитрой и бесстыдной. Хищник ошибся, попав вместо овчарни, где был бы жестоким и беспощадным, на псарню, и теперь вынужден лгать, чтобы спастись. Именно это обстоятельство, явное в басне, в реальной жизни бывает не столь очевидно. Поэтому так важно правильно понять обращение к читателю, скрытое в басне в условной, аллегорической форме: оставайтесь миролюбивыми и гуманными, но не будьте легковерными – знайте, что со свирепым и злым хищником невозможно договориться, потому что он нарушит любую клятву.

Мораль басни доверено выразить ловчему:

И волчью вашу я давно натуру знаю;

А потому обычай мой:

С волками иначе не делать мировой,

Как снявши шкуру с них долой.

Басня «Волк на псарне» стала ярчайшим проявлением единства правды искусства и реальной жизни. Известно, что Крылов самолично переписал свою басню и передал ее Кутузову через его жену. Кутузов высоко оценил ее достоинства и мудрость. После разгрома французской армии под городом Красный Кутузов прочитал вслух солдатам басню «Волк на псарне» и при словах: «Ты сер, а я, приятель, сед», - обнажил свою седую голову.

- В чем актуальность исторической басни Крылова?

- Вспомните, каким изображается волк в русских народных сказках о животных. Чем похож на них и чем отличается Волк, изображенный Крыловым?

- Покажите, анализируя текст басни, как монолог Волка помогает воплотить его образ.

–—

Прочтите басню. Вспомните, с кем из ее героев вы уже встречались, изучая басни Крылова?

Кошка и соловей

Поймала кошка Соловья,

В бедняжку когти запустила

И, ласково его сжимая, говорила:

«Соловушка, душа моя!

Я слышу, что тебя везде за песни славят

И с лучшими певцами рядом ставят.

Мне говорит лиса-кума,

Что голос у тебя так звонок и чудесен,

Что от твоих прелестных песен

Все пастухи, пастушки — без ума.

Хотела б очень я, сама,

Тебя послушать.

Не трепещися так; не будь, мой друг, упрям;

Не бойся: не хочу совсем тебя я кушать.

Лишь спой мне что-нибудь: тебе я волю дам

И отпущу гулять по рощам и лесам.

В любви я к музыке тебе не уступаю

И часто, про себя мурлыча, засыпаю».

Меж тем мой бедный Соловей

Едва-едва дышал в когтях у ней.

«Ну, что же?» продолжает Кошка:

«Пропой, дружок, хотя немножко».

Но наш певец не пел, а только что пищал.

«Так этим-то леса ты восхищал!»

С насмешкою она спросила:

«Где ж эта чистота и сила,

О коих все без умолку твердят?

Мне скучен писк такой и от моих котят.

Нет, вижу, что в пенье́ ты вовсе не искусен:

Всё без начала, без конца,

Посмотрим, на зубах каков-то будешь вкусен!»

И съела бедного певца —

До крошки.

----------

Сказать ли на ушко, яснее, мысль мою?

Худые песни Соловью

В когтях у Кошки.

1822-1824

—–

Басня «Кошка и Соловей» написана Крыловым в последние годы царствования Александра I, годы усиления цензуры над литературными произведениями в связи с осложнившейся политической ситуацией в России. Возможно, басня стала ответом Крылова на требование цензуры переделать его недавнюю басню «Рыбья пляска», усмотревшей в ней сатиру на царя.

Басня организована вокруг аллегорических персонажей – Кошки и Соловья. Кошка означает власть и силу, а в образе Соловья отражена идея художника, вдохновенного, но беззащитного перед властью. Автор создает убедительную ситуацию, выбрав в герои природных противников: для кошек естественно ловить птиц, а птицам – бояться кошек.

Крылов не просто показывает, как Кошка загубила Соловья, – смысл басни глубок. Желание Кошки насладиться пением Соловья лицемерно по существу, потому что пение не может искренне ее интересовать, ведь ее настоящая потребность – в том, чтобы съесть жертву. Крылов наблюдательно изображает обращение Кошки с Соловьем, она хищник, и для нее естественно подавлять слабых и наслаждаться своей силой:

В бедняжку когти запустила

И, ласково его сжимая, говорила:

Таково положение художника, который творит под гнетом власти и контролем цензуры. Мораль басни:

Худые песни Соловью

В когтях у Кошки.

стала пословичным выражением, поскольку искусство всегда страдает от грубой силы и лицемерной власти.

 

- Раскройте социальную и общечеловеческую проблематику басни.

- Покажите, опираясь на текст басни, как в речи Кошки проявляется ее лицемерие.

- Чем Соловей в этой басне отличается от Соловья в басне «Осел и Соловей»?

–—

Перед чтением басни обратите внимание на ее название. Предположите, каков будет сюжет басни.

Бедный богач

«Ну сто́ит ли богатым быть,

Чтоб вкусно никогда ни съесть, ни спить

И только деньги лишь копить?

Да и на что? Умрём, ведь всё оставим.

Мы только лишь себя и мучим, и бесславим.

Нет, если б мне далось богатство на удел,

Не только бы рубля, я б тысяч не жалел,

Чтоб жить роскошно, пышно,

И о моих пирах далёко б было слышно;

Я, даже, делал бы добро другим.

А богачей скупых на муку жизнь похожа».

Так рассуждал Бедняк с собой самим,

В лачужке низменной, на голой лавке лёжа;

Как вдруг к нему сквозь щёлочку пролез,

Кто говорит — колдун, кто говорит — что бес,

Последнее едва ли не вернее:

Из дела будет то виднее,

Предстал — и начал так: «Ты хочешь быть богат,

Я слышал, для чего; служить я другу рад.

Вот кошелёк тебе: червонец в нём, не боле;

Но вынешь лишь один, уж там готов другой.

Итак, приятель мой,

Разбогатеть теперь в твоей лишь воле.

Возьми ж — и из него без счёту вынимай,

Доколе будешь ты доволен;

Но только знай:

Истратить одного червонца ты не волен,

Пока в реку не бросишь кошелька».

Сказал — и с кошельком оставил Бедняка.

Бедняк от радости едва не помешался;

Но лишь опомнился, за кошелёк принялся,

И что́ ж?— Чуть верится ему, что то не сон:

Едва червонец вынет он,

Уж в кошельке другой червонец шевелится.

«Ах, пусть лишь до утра мне счастие продлится!»

Бедняк мой говорит:

«Червонцев я себе повытаскаю груду;

Так, завтра же богат я буду —

И заживу, как сибарит».

Однако ж поутру он думает другое.

«То правда», говорит; «теперь я стал богат;

Да кто́ ж добру не рад!

И почему бы мне не быть богаче вдвое?

Неужто лень

Над кошельком ещё провесть хоть день!

Вот на дом у меня, на экипаж, на дачу,

Но если накупить могу я деревень,

Не глупо ли, когда случай к тому утрачу?

Так, удержу чудесный кошелёк:

Уж так и быть, ещё я поговею

Один денёк,

А, впрочем, ведь пожить всегда успею».

Но что́ ж? Проходит день, неделя, месяц, год —

Бедняк мой потерял давно в червонцах счёт;

Меж тем он скудно ест и скудно пьёт;

Но чуть лишь день, а он опять за ту ж работу.

День кончится, и, по его расчёту,

Ему всегда чего-нибудь недостаёт.

Лишь кошелёк нести сберётся,

То сердце у него сожмётся:

Придёт к реке,— воротится опять.

«Как можно», говорит: «от кошелька отстать,

Когда мне золото рекою са́мо льётся?»

И, наконец, Бедняк мой поседел,

Бедняк мой похудел;

Как золото его, Бедняк мой пожелтел.

Уж и о пышности он боле не смекает:

Он стал и слаб, и хил; здоровье и покой,

Утратил всё; но всё дрожащею рукой

Из кошелька червонцы вон таскает.

Таскал, таскал... и чем же кончил он?

На лавке, где своим богатством любовался,

На той же лавке он скончался,

Досчитывая свой девятый миллион.

1828 год

–—

Мораль басни основывается на народной мудрости, отразившейся в пословице: «Скупой богач беднее нищего». Это верное наблюдение часто получает подтверждение в жизни, ведь богатый человек, который из жадности не может потратить денег ни на себя, ни на других, живет скудно, словно бедняк. Эту мысль автор выразил, сведя в названии басни два взаимоисключающих по значению слова. Жизнь бедняка, после того как он стал обладателем чудесного кошелька, изменилась, но не так, как он представлял ее в своих мечтах, а в противоположную сторону:

И, наконец, Бедняк мой поседел,

Бедняк мой похудел;

Как золото его, Бедняк мой пожелтел.

Уж и о пышности он боле не смекает:

Он стал и слаб, и хил; здоровье и покой,

Утратил всё…

В этом состоит основная мысль баснописца. Смысл басни, тем не менее, сложней, чем высмеять человеческий порок – жадность. В самом начале бедняк рассуждает о том, что если бы был богат, то не скряжничал бы, а жил роскошно и пышно, «делал бы добро другим», он прекрасно знает, что «богачей скупых на муку жизнь похожа». Поэтому лукавый подарок колдуна-беса Крылов вводит в сюжет басни мотив искушения, которому подвергается человек. И бедняк не выдержал испытания, то есть не устоял перед искушением. Через художественную деталь (кошелёк) и мотив искушения представлена вторая мысль басни.

Третье рассуждение Крылова носит сугубо философский характер. Человек оказывается перед выбором между двумя возможностями: или же расходовать деньги сегодня, наслаждаясь жизнью, или же откладывать их на завтра в расчёте пожить хорошо потом, предварительно обеспечив себя. Крылов с равной убедительностью показывает и убогость нищенской жизни, и губительность безудержного накопления. А мораль, которую должен извлечь читатель, такова: откладывая на неопределённое будущее и отказывая себе во всем в настоящем, мы разрываем связь между настоящим и будущим, то есть уничтожаем жизнь, сегодняшний день.

Таким образом, Крылов в басне «Бедный богач» поднял три важнейших вопроса человеческой жизни: отношение к жизни (щедрость или скупость), воздействие искушения на человека (стойкость или слабость), ценности жизни человека (насыщенная жизнь или бессмысленное прозябание).

- Какие элементы притчи вы увидели в прочитанном тексте? Объясните, почему жанр произведения – именно басня.

- Назовите другие известные вам произведения, в которых раскрывается тема пагубного влияния богатства на человека.

- В чем актуальность морали этой басни?

–—



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: