Прочтите басню. Сформулируйте ее мораль.
Волк на псарне
Волк, ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор.
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;
Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!» —
И вмиг ворота на запор;
В минуту псарня стала адом.
Бегут: иной с дубьём,
Иной с ружьём.
«Огня! — кричат, — огня!» Пришли с огнём.
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом.
Зубами щёлкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
Но, видя то, что тут не перед стадом,
И что приходит, наконец,
Ему рассчесться за овец, —
Пустился мой хитрец
В переговоры,
И начал так: «Друзья! К чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришёл мириться к вам, совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А я, не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад,
И волчьей клятвой утверждаю,
Что я... » — «Послушай-ка, сосед, —
Тут ловчий перервал в ответ, —
Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой».
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.
1812 год
Басня «Волк на псарне» отражает критический эпизод в Отечественной войне 1812 г. 23 сентября 1823 г. Наполеон, осознавший угрозу поражения для своей кампании, послал Кутузову предложение мира, на что русский полководец ответил решительным отказом, поскольку соотношение сил к этому моменту резко переменилось: французская армия слабела и солдаты голодали, а русская крепла.
Крылов едко разоблачает лукавую и беспомощную попытку Наполеона, изображая её в виде уловки Волка, хитрой и бесстыдной. Хищник ошибся, попав вместо овчарни, где был бы жестоким и беспощадным, на псарню, и теперь вынужден лгать, чтобы спастись. Именно это обстоятельство, явное в басне, в реальной жизни бывает не столь очевидно. Поэтому так важно правильно понять обращение к читателю, скрытое в басне в условной, аллегорической форме: оставайтесь миролюбивыми и гуманными, но не будьте легковерными – знайте, что со свирепым и злым хищником невозможно договориться, потому что он нарушит любую клятву.
Мораль басни доверено выразить ловчему:
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой.
Басня «Волк на псарне» стала ярчайшим проявлением единства правды искусства и реальной жизни. Известно, что Крылов самолично переписал свою басню и передал ее Кутузову через его жену. Кутузов высоко оценил ее достоинства и мудрость. После разгрома французской армии под городом Красный Кутузов прочитал вслух солдатам басню «Волк на псарне» и при словах: «Ты сер, а я, приятель, сед», - обнажил свою седую голову.
- В чем актуальность исторической басни Крылова?
- Вспомните, каким изображается волк в русских народных сказках о животных. Чем похож на них и чем отличается Волк, изображенный Крыловым?
- Покажите, анализируя текст басни, как монолог Волка помогает воплотить его образ.
Прочтите басню. Вспомните, с кем из ее героев вы уже встречались, изучая басни Крылова?
Кошка и соловей
Поймала кошка Соловья,
В бедняжку когти запустила
И, ласково его сжимая, говорила:
«Соловушка, душа моя!
Я слышу, что тебя везде за песни славят
И с лучшими певцами рядом ставят.
Мне говорит лиса-кума,
Что голос у тебя так звонок и чудесен,
Что от твоих прелестных песен
Все пастухи, пастушки — без ума.
Хотела б очень я, сама,
Тебя послушать.
Не трепещися так; не будь, мой друг, упрям;
Не бойся: не хочу совсем тебя я кушать.
Лишь спой мне что-нибудь: тебе я волю дам
И отпущу гулять по рощам и лесам.
В любви я к музыке тебе не уступаю
И часто, про себя мурлыча, засыпаю».
Меж тем мой бедный Соловей
Едва-едва дышал в когтях у ней.
«Ну, что же?» продолжает Кошка:
«Пропой, дружок, хотя немножко».
Но наш певец не пел, а только что пищал.
«Так этим-то леса ты восхищал!»
С насмешкою она спросила:
«Где ж эта чистота и сила,
О коих все без умолку твердят?
Мне скучен писк такой и от моих котят.
Нет, вижу, что в пенье́ ты вовсе не искусен:
Всё без начала, без конца,
Посмотрим, на зубах каков-то будешь вкусен!»
И съела бедного певца —
До крошки.
----------
Сказать ли на ушко, яснее, мысль мою?
Худые песни Соловью
В когтях у Кошки.
1822-1824
Басня «Кошка и Соловей» написана Крыловым в последние годы царствования Александра I, годы усиления цензуры над литературными произведениями в связи с осложнившейся политической ситуацией в России. Возможно, басня стала ответом Крылова на требование цензуры переделать его недавнюю басню «Рыбья пляска», усмотревшей в ней сатиру на царя.
Басня организована вокруг аллегорических персонажей – Кошки и Соловья. Кошка означает власть и силу, а в образе Соловья отражена идея художника, вдохновенного, но беззащитного перед властью. Автор создает убедительную ситуацию, выбрав в герои природных противников: для кошек естественно ловить птиц, а птицам – бояться кошек.
Крылов не просто показывает, как Кошка загубила Соловья, – смысл басни глубок. Желание Кошки насладиться пением Соловья лицемерно по существу, потому что пение не может искренне ее интересовать, ведь ее настоящая потребность – в том, чтобы съесть жертву. Крылов наблюдательно изображает обращение Кошки с Соловьем, она хищник, и для нее естественно подавлять слабых и наслаждаться своей силой:
В бедняжку когти запустила
И, ласково его сжимая, говорила:
Таково положение художника, который творит под гнетом власти и контролем цензуры. Мораль басни:
Худые песни Соловью
В когтях у Кошки.
стала пословичным выражением, поскольку искусство всегда страдает от грубой силы и лицемерной власти.
- Раскройте социальную и общечеловеческую проблематику басни.
- Покажите, опираясь на текст басни, как в речи Кошки проявляется ее лицемерие.
- Чем Соловей в этой басне отличается от Соловья в басне «Осел и Соловей»?
Перед чтением басни обратите внимание на ее название. Предположите, каков будет сюжет басни.
Бедный богач
«Ну сто́ит ли богатым быть,
Чтоб вкусно никогда ни съесть, ни спить
И только деньги лишь копить?
Да и на что? Умрём, ведь всё оставим.
Мы только лишь себя и мучим, и бесславим.
Нет, если б мне далось богатство на удел,
Не только бы рубля, я б тысяч не жалел,
Чтоб жить роскошно, пышно,
И о моих пирах далёко б было слышно;
Я, даже, делал бы добро другим.
А богачей скупых на муку жизнь похожа».
Так рассуждал Бедняк с собой самим,
В лачужке низменной, на голой лавке лёжа;
Как вдруг к нему сквозь щёлочку пролез,
Кто говорит — колдун, кто говорит — что бес,
Последнее едва ли не вернее:
Из дела будет то виднее,
Предстал — и начал так: «Ты хочешь быть богат,
Я слышал, для чего; служить я другу рад.
Вот кошелёк тебе: червонец в нём, не боле;
Но вынешь лишь один, уж там готов другой.
Итак, приятель мой,
Разбогатеть теперь в твоей лишь воле.
Возьми ж — и из него без счёту вынимай,
Доколе будешь ты доволен;
Но только знай:
Истратить одного червонца ты не волен,
Пока в реку не бросишь кошелька».
Сказал — и с кошельком оставил Бедняка.
Бедняк от радости едва не помешался;
Но лишь опомнился, за кошелёк принялся,
И что́ ж?— Чуть верится ему, что то не сон:
Едва червонец вынет он,
Уж в кошельке другой червонец шевелится.
«Ах, пусть лишь до утра мне счастие продлится!»
Бедняк мой говорит:
«Червонцев я себе повытаскаю груду;
Так, завтра же богат я буду —
И заживу, как сибарит».
Однако ж поутру он думает другое.
«То правда», говорит; «теперь я стал богат;
Да кто́ ж добру не рад!
И почему бы мне не быть богаче вдвое?
Неужто лень
Над кошельком ещё провесть хоть день!
Вот на дом у меня, на экипаж, на дачу,
Но если накупить могу я деревень,
Не глупо ли, когда случай к тому утрачу?
Так, удержу чудесный кошелёк:
Уж так и быть, ещё я поговею
Один денёк,
А, впрочем, ведь пожить всегда успею».
Но что́ ж? Проходит день, неделя, месяц, год —
Бедняк мой потерял давно в червонцах счёт;
Меж тем он скудно ест и скудно пьёт;
Но чуть лишь день, а он опять за ту ж работу.
День кончится, и, по его расчёту,
Ему всегда чего-нибудь недостаёт.
Лишь кошелёк нести сберётся,
То сердце у него сожмётся:
Придёт к реке,— воротится опять.
«Как можно», говорит: «от кошелька отстать,
Когда мне золото рекою са́мо льётся?»
И, наконец, Бедняк мой поседел,
Бедняк мой похудел;
Как золото его, Бедняк мой пожелтел.
Уж и о пышности он боле не смекает:
Он стал и слаб, и хил; здоровье и покой,
Утратил всё; но всё дрожащею рукой
Из кошелька червонцы вон таскает.
Таскал, таскал... и чем же кончил он?
На лавке, где своим богатством любовался,
На той же лавке он скончался,
Досчитывая свой девятый миллион.
1828 год
Мораль басни основывается на народной мудрости, отразившейся в пословице: «Скупой богач беднее нищего». Это верное наблюдение часто получает подтверждение в жизни, ведь богатый человек, который из жадности не может потратить денег ни на себя, ни на других, живет скудно, словно бедняк. Эту мысль автор выразил, сведя в названии басни два взаимоисключающих по значению слова. Жизнь бедняка, после того как он стал обладателем чудесного кошелька, изменилась, но не так, как он представлял ее в своих мечтах, а в противоположную сторону:
И, наконец, Бедняк мой поседел,
Бедняк мой похудел;
Как золото его, Бедняк мой пожелтел.
Уж и о пышности он боле не смекает:
Он стал и слаб, и хил; здоровье и покой,
Утратил всё…
В этом состоит основная мысль баснописца. Смысл басни, тем не менее, сложней, чем высмеять человеческий порок – жадность. В самом начале бедняк рассуждает о том, что если бы был богат, то не скряжничал бы, а жил роскошно и пышно, «делал бы добро другим», он прекрасно знает, что «богачей скупых на муку жизнь похожа». Поэтому лукавый подарок колдуна-беса Крылов вводит в сюжет басни мотив искушения, которому подвергается человек. И бедняк не выдержал испытания, то есть не устоял перед искушением. Через художественную деталь (кошелёк) и мотив искушения представлена вторая мысль басни.
Третье рассуждение Крылова носит сугубо философский характер. Человек оказывается перед выбором между двумя возможностями: или же расходовать деньги сегодня, наслаждаясь жизнью, или же откладывать их на завтра в расчёте пожить хорошо потом, предварительно обеспечив себя. Крылов с равной убедительностью показывает и убогость нищенской жизни, и губительность безудержного накопления. А мораль, которую должен извлечь читатель, такова: откладывая на неопределённое будущее и отказывая себе во всем в настоящем, мы разрываем связь между настоящим и будущим, то есть уничтожаем жизнь, сегодняшний день.
Таким образом, Крылов в басне «Бедный богач» поднял три важнейших вопроса человеческой жизни: отношение к жизни (щедрость или скупость), воздействие искушения на человека (стойкость или слабость), ценности жизни человека (насыщенная жизнь или бессмысленное прозябание).
- Какие элементы притчи вы увидели в прочитанном тексте? Объясните, почему жанр произведения – именно басня.
- Назовите другие известные вам произведения, в которых раскрывается тема пагубного влияния богатства на человека.
- В чем актуальность морали этой басни?