Овладение универсальными коммуникативными действиями





Понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель), между поколениями, между народами;


воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения, развивая способность к эмпатии и опираясь на восприятие окружающих;


вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно, доказательно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления; находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов;


публично представлять и объяснять результаты своего ­творческого, художественного или исследовательского опыта;


взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к задачам, своей роли в достижении общего результата.


 


Овладение универсальными регулятивными действиями


Самоорганизация:


осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения учебных задач, осознанно подчиняя поставленной цели совершаемые учебные действия, развивать мотивы и интересы своей учебной деятельности;


планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритм действий, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных, познавательных, художественно-творческих задач;


уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам.


Самоконтроль:


соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;


владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе соответствующих целям критериев.


Эмоциональный интеллект:


развивать способность управлять собственными эмоциями, стремиться к пониманию эмоций других;


уметь рефлексировать эмоции как основание для художественного восприятия искусства и собственной художественной деятельности;


развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других;


признавать своё и чужое право на ошибку;


работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в учебном сотрудничестве, в совместной деятельности со сверстниками, с педагогами и межвозрастном взаимодействии.


 


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


знать о многообразии видов декоративно-прикладного искусства: народного, классического, современного, искусства промыслов; понимать связь декоративно-прикладного искусства с бытовыми потребностями людей, необходимость присутствия в предметном мире и жилой среде;


иметь представление (уметь рассуждать, приводить примеры) о мифологическом и магическом значении орнаментального оформления жилой среды в древней истории человечества, о присутствии в древних орнаментах символического описания мира;


характеризовать коммуникативные, познавательные и культовые функции декоративно-прикладного искусства;


уметь объяснять коммуникативное значение декоративного образа в организации межличностных отношений, в обозначении социальной роли человека, в оформлении предметно-пространственной среды;


распознавать произведения декоративно-прикладного искусства по материалу (дерево, металл, керамика, текстиль, стекло, камень, кость, др.); уметь характеризовать неразрывную связь декора и материала;


распознавать и называть техники исполнения произведений декоративно-прикладного искусства в разных материалах: резьба, роспись, вышивка, ткачество, плетение, ковка, др.;


знать специфику образного языка декоративного искусства — его знаковую природу, орнаментальность, стилизацию изображения;


различать разные виды орнамента по сюжетной основе: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный;


владеть практическими навыками самостоятельного творческого создания орнаментов ленточных, сетчатых, центрических;


знать о значении ритма, раппорта, различных видов симметрии в построении орнамента и уметь применять эти знания в собственных творческих декоративных работах;


овладеть практическими навыками стилизованного — орнаментального лаконичного изображения деталей природы, стилизованного обобщённого изображения представите­- лей животного мира, сказочных и мифологических персо­нажей с опорой на традиционные образы мирового искусства;


знать особенности народного крестьянского искусства как целостного мира, в предметной среде которого выражено отношение человека к труду, к природе, к добру и злу, к жизни в целом;


уметь объяснять символическое значение традиционных знаков народного крестьянского искусства (солярные знаки, древо жизни, конь, птица, мать-земля);


знать и самостоятельно изображать конструкцию традиционного крестьянского дома, его декоративное убранство, уметь объяснять функциональное, декоративное и символическое единство его деталей; объяснять крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры;


иметь практический опыт изображения характерных традиционных предметов крестьянского быта;


освоить конструкцию народного праздничного костюма, его образный строй и символическое значение его декора; знать о разнообразии форм и украшений народного праздничного костюма различных регионов страны; уметь изобразить или смоделировать традиционный народный костюм;


осознавать произведения народного искусства как бесценное культурное наследие, хранящее в своих материальных формах глубинные духовные ценности;


знать и уметь изображать или конструировать устройство традиционных жилищ разных народов, например юрты, сакли, хаты-мазанки; объяснять семантическое значение деталей конструкции и декора, их связь с природой, трудом и бытом;


иметь представление и распознавать примеры декоративного оформления жизнедеятельности — быта, костюма разных исторических эпох и народов (например, Древний Египет, Древний Китай, античные Греция и Рим, Европейское Средневековье); понимать разнообразие образов декоративно-прикладного искусства, его единство и целостность для каждой конкретной культуры, определяемые природными условиями и сложившийся историей;


объяснять значение народных промыслов и традиций художественного ремесла в современной жизни;


рассказывать о происхождении народных художественных промыслов; о соотношении ремесла и искусства;


называть характерные черты орнаментов и изделий ряда отечественных народных художественных промыслов;


характеризовать древние образы народного искусства в произведениях современных народных промыслов;


уметь перечислять материалы, используемые в народных художественных промыслах: дерево, глина, металл, стекло, др.;


различать изделия народных художественных промыслов по материалу изготовления и технике декора;


объяснять связь между материалом, формой и техникой декора в произведениях народных промыслов;


иметь представление о приёмах и последовательности работы при создании изделий некоторых художественных промыслов;


уметь изображать фрагменты орнаментов, отдельные сюжеты, детали или общий вид изделий ряда отечественных художественных промыслов;


характеризовать роль символического знака в современной жизни (герб, эмблема, логотип, указующий или декоративный знак) и иметь опыт творческого создания эмблемы или логотипа;


понимать и объяснять значение государственной символики, иметь представление о значении и содержании геральдики;


уметь определять и указывать продукты декоративно-прикладной художественной деятельности в окружающей предметно-пространственной среде, обычной жизненной обстановке и характеризовать их образное назначение;


ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства; различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен и т. д.;


овладевать навыками коллективной практической творческой работы по оформлению пространства школы и школьных праздников.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЯ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО»


№ п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Дата изучения Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
всего контрольные работы практические работы
Раздел 1. Общие сведения о декоративно-прикладном искусстве
1.1. Декоративно-прикладное искусство и его виды         Наблюдать и характеризовать присутствие предметов декора в предметном мире и жилой среде.; Анализировать связь декоративно-прикладного искусства с бытовыми потребностями людей.; Самостоятельно формулировать определение декоративно-прикладного искусства; Устный опрос; РЭШ
Раздел 2. Древние корни народного искусства
2.1. Древние образы в народном искусстве         Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного народного (крестьянского) прикладного искусства.; Характеризовать традиционные образы в орнаментах деревянной резьбы, народной вышивки, росписи по дереву и др., видеть многообразное варьирование трактовок.; Выполнять зарисовки древних образов (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце и др.).; Осваивать навыки декоративного обобщения; Устный опрос; РЭШ
2.2. Убранство русской избы         Изображать строение и декор избы в их конструктивном и смысловом единстве.; Сравнивать и характеризовать разнообразие в построении и образе избы в разных регионах страны.; Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов; Устный опрос; РЭШ
2.3. Внутренний мир русской избы         Называть и понимать назначение конструктивных и декоративных элементов устройства жилой среды крестьянского дома.; Выполнить рисунок интерьера традиционного крестьянского дома; Устный опрос; РЭШ
2.4. Конструкция и декор предметов народного быта и труда         Изобразить в рисунке форму и декор предметов крестьянского быта (ковши, прялки, посуда, предметы трудовой деятельности).; Характеризовать художественно-эстетические качества народного быта (красоту и мудрость в построении формы бытовых предметов); Устный опрос; РЭШ
2.5. Народный праздничный костюм         Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку.; Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков.; Соотносить общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России.; Выполнить аналитическую зарисовку или эскиз праздничного народного костюма; Устный опрос; РЭШ
2.6. Искусство народной вышивки         Понимать условность языка орнамента, его символическое значение.; Объяснять связь образов и мотивов крестьянской вышивки с природой и магическими древними представлениями.; Определять тип орнамента в наблюдаемом узоре.; Иметь опыт создания орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию; Устный опрос; РЭШ
2.7. Народные праздничные обряды (обобщение темы)         Характеризовать праздничные обряды как синтез всех видов народного творчества.; Изобразить сюжетную композицию с изображением праздника или участвовать в создании коллективного панно на тему традиций народных праздников; Практическая работа. Устный опрос. Самооценка с использованием «Оценочного листа» РЭШ
Раздел 3. Народные художественные промыслы
3.1. Происхождение художественных промыслов и их роль в современной жизни народов России         Наблюдать и анализировать изделия различных народных художественных промыслов с позиций материала их изготовления.; Характеризовать связь изделий мастеров промыслов с традиционными ремёслами.; Объяснять роль народных художественных промыслов в современной жизни; Устный опрос; РЭШ
3.2. Традиционные древние образы в современных игрушках народных промыслов         Рассуждать о происхождении древних традиционных образов, сохранённых в игрушках современных народных промыслов.; Различать и характеризовать особенности игрушек нескольких широко известных промыслов: дымковской, филимоновской, каргопольской и др.; Создавать эскизы игрушки по мотивам избранного промысла; Устный опрос; РЭШ
3.3. Праздничная хохлома. ­Роспись по дереву         Рассматривать и характеризовать особенности орнаментов и формы произведений хохломского промысла.; Объяснять назначение изделий хохломского промысла.; Иметь опыт в освоении нескольких приёмов хохломской орнаментальной росписи («травка», «кудрина» и др.).; Создавать эскизы изделия по мотивам промысла; Устный опрос; РЭШ
3.4. Искусство Гжели. Керамика         Рассматривать и характеризовать особенности орнаментов и формы произведений гжели.; Объяснять и показывать на примерах единство скульптурной формы и кобальтового декора.; Иметь опыт использования приёмов кистевого мазка.; Создавать эскиз изделия по мотивам промысла.; Устный опрос; РЭШ
3.5. Городецкая роспись по дереву         Наблюдать и эстетически характеризовать красочную городецкую роспись.; Иметь опыт декоративно-символического изображения персонажей городецкой росписи.; Выполнить эскиз изделия по мотивам промысла; Устный опрос; РЭШ
3.6. Жостово. Роспись по металлу         Наблюдать разнообразие форм подносов и композиционного решения их росписи.; Иметь опыт традиционных для Жостова приёмов кистевых мазков в живописи цветочных букетов.; Иметь представление о приёмах освещенности и объёмности в жостовской росписи; Устный опрос; РЭШ
3.7. Искусство лаковой жи­вописи         Наблюдать, разглядывать, любоваться, обсуждать произведения лаковой миниатюры.; Знать об истории происхождения промыслов лаковой миниатюры.; Объяснять роль искусства лаковой миниатюры в сохранении и развитии традиций отечественной культуры.; Иметь опыт создания композиции на сказочный сюжет, опираясь на впечатления от лаковых миниатюр; Практическая работа. Устный опрос. Самооценка с использованием «Оценочного листа» РЭШ
Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство в культуре разных эпох и народов
4.1. Роль декоративно-прикладного искусства в культуре древних цивилизаций         Наблюдать, рассматривать, эстетически воспринимать декоративно-прикладное искусство в культурах разных народов.; Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство материалов, формы и декора.; Делать зарисовки элементов декора или декорированных предметов; Устный опрос; РЭШ
4.2. Особенности орнамента в культурах разных народов         Объяснять и приводить примеры, как по орнаменту, украшающему одежду, здания, предметы, можно определить, к какой эпохе и народу он относится.; Проводить исследование орнаментов выбранной культуры, отвечая на вопросы о своеобразии традиций орнамента.; Иметь опыт изображения орнаментов выбранной культуры; Устный опрос; РЭШ
4.3. Особенности конструкции и декора одежды         Проводить исследование и вести поисковую работу по изучению и сбору материала об особенностях одежды выбранной культуры, её декоративных особенностях и социальных знаках.; Изображать предметы одежды.; Создавать эскиз одежды или деталей одежды для разных членов сообщества этой культуры; Устный опрос; РЭШ
4.4. Целостный образ декоративно-прикладного искусства для каждой исторической эпохи и национальной культуры         Участвовать в создании коллективного панно, показывающего образ выбранной эпохи; Устный опрос; РЭШ
Раздел 5. Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека
5.1. Многообразие видов, форм, материалов и техник современного декоративного искусства         Наблюдать и эстетически анализировать произведения современного декоративного и прикладного искусства.; Вести самостоятельную поисковую работу по направлению выбранного вида современного декоративного искусства.; Выполнить творческую импровизацию на основе произведений современных художников; Устный опрос. Практическая работа. Самооценка с использованием «Оценочного листа» РЭШ
5.2. Символический знак в современной жизни         Объяснять значение государственной символики и роль художника в её разработке.; Разъяснять смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в государственной символике и в гербе родного города.; Рассказывать о происхождении и традициях геральдики.; Разрабатывать эскиз личной семейной эмблемы или эмблемы класса, школы, кружка дополнительного образования; Устный опрос; РЭШ
5.3. Декор современных улиц и помещений         Обнаруживать украшения на улицах родного города и рассказывать о них.; Объяснять, зачем люди в праздник украшают окружение и себя.; Участвовать в праздничном оформлении школы; Устный опрос; РЭШ
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО МОДУЛЮ        

 


 


 


 

 

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п Тема урока Количество часов Дата изучения Виды, формы контроля
всего контрольные работы практические работы
1. Декоративно-прикладное искусство и его виды         Устный опрос
2. Древние образы в народном искусстве         Устный опрос
3. Убранство русской избы         Устный опрос
4. Убранство русской избы         Устный опрос
5. Внутренний мир русской избы         Устный опрос
6. Внутренний мир русской избы         Устный опрос
7. Конструкция и декор предметов народного быта и труда         Устный опрос
8. Конструкция и декор предметов народного быта и труда         Устный опрос
9. Народный праздничный костюм         Устный опрос
10. Народный праздничный костюм         Устный опрос
11. Искусство народной вышивки         Устный опрос
12. Искусство народной вышивки         Устный опрос
13. Народные праздничные обряды (обобщение темы)         Устный опрос. Практическая работа
14. Народные праздничные обряды (обобщение темы)         Устный опрос. Самооценка с использованием «Оценочного листа»
15. Происхождение художественных промыслов и их роль в современной жизни народов России         Устный опрос
16. Традиционные древние образы в современных игрушках народных промыслов         Устный опрос
17. Традиционные древние образы в современных игрушках народных промыслов         Устный опрос
18. Праздничная хохлома. ­Роспись по дереву         Устный опрос
19. Искусство Гжели. Керамика         Устный опрос
20. Городецкая роспись по дереву         Устный опрос
21. Жостово. Роспись по металлу         Устный опрос
22. Искусство лаковой живописи         Устный опрос. Практическая работа
23. Искусство лаковой живописи         Устный опрос. Самооценка с использованием «Оценочного листа»
24. Роль декоративно-прикладного искусства в культуре древних цивилизаций         Устный опрос
25. Роль декоративно-прикладного искусства в культуре древних цивилизаций         Устный опрос
26. Особенности орнамента в культурах разных народов         Устный опрос
27. Особенности орнамента в культурах разных народов         Устный опрос
28. Особенности конструкции и декора одежды         Устный опрос
29. Особенности конструкции и декора одежды         Устный опрос
30. Целостный образ декоративно-прикладного искусства для каждой исторической эпохи и национальной культуры         Устный опрос. Практическая работа
31. Целостный образ декоративно-прикладного искусства для каждой исторической эпохи и национальной культуры         Устный опрос. Самооценка с использованием «Оценочного листа»
32. Многообразие видов, форм, материалов и техник современного декоративного искусства         Устный опрос
33. Символический знак в современной жизни         Устный опрос
34. Декор современных улиц и помещений         Устный опрос
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ        


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: