Дмитрий Сергеевич Лихачев«Письма о добром и прекрасном».




 

Отрывок из рассказа А.П. Чехова «Ванька».

«Милый дедушка, Константин Макарыч!

Пишу тебе письмо. Сделай божескую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню…

Я буду тебе табак тереть, богу молиться… А когда вырасту большой, то буду тебя кормить и в обиду никому не дам…

Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку. Подумав немного, он умакнул перо и написал адрес:

На деревню дедушке.

Потом почесался, подумал и прибавил:

Константину Макарычу.

Но это письмо не дошло. Почему, сегодня знает любой девятилетний мальчишка. На конверте не были указаны адресат и адресант. Значение этих паронимов мы найдем в словаре С.И. Ожегова «Словарь русского языка» Москва, «Русский язык» 1987 г.

Письма, которые мы с вами будем читать сегодня, адресованы молодому поколению. Вы откроете для себя личность автора писем,великого ученого и исследователя, узнаете, что такоеинтеллигентность, и почему она залог личного счастья человека. Чтозначит быть красивым человеком? Почему искусство недоступнобессильным? Как подготовиться к путешествию, чтобы поездка оставиланеизгладимое впечатление на всю жизнь?

Вы познакомитесь сегодня с удивительной книгой академика Дмитрия СергеевичаЛихачева«Письма о добром и прекрасном». Она написана для того, чтобыпоказать, какими моральными и нравственными качествами долженобладать духовно красивый человек. Книга учит нас, что нужно делать, чтобы совершенствовать личность, чтобы быть интересным окружающим. И главные качества, по мнению ученого, - честь, совесть, интеллигентность.


Дмитрий Сергеевич Лихачев – человек, чье имя известно на всех континентах, выдающийся знаток отечественной и мировой культуры, избранный почетным членом многих зарубежных академий. Впервые книга была издана в нашем издательстве в 1985 году.Эту книгу переводят в разных странах, переводят на многие языки.

Открою вам маленькую тайну. Прочитав «Письма о добром и прекрасном», мы попробуем написать свое письмо ровесникам о том, что нас волнует, о том, что необходимо нам и нашим ровесникам сегодня, чтобы стать лучше, чище, добрее, чтобы изменить мир к лучшему.

- Из письма первого: «Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всем – в самом, казалось бы, незначительном. Надо быть честным в незаметном и случайном:тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга. Большая цель охватывает всего человека, сказывается в каждом его поступке, и нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели.
Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом.»

- Из письма второго: «Молодость – это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. В радости ведь тоже нужна помощь… Неразделенная радость – не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат – опять-таки нельзя быть одному.

Горе человеку, если он один.
Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде – тоже. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные – усложнят ее и затруднят.
И еще. Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать! «

- Из письма третьего: «А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей… Надо любить в человеке человека. Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками – как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой. Слепой восторг (его даже не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям. Слепой восторг перед Германией («Германия превыше всего» – слова шовинистической немецкой песни) привел к нацизму, слепой восторг перед Италией – к фашизму.
Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты – хитрость. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надежное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости.
Из письма четвертого: «Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто «хорошее», «заслоненную красоту» обогащает человека духовно. Заметить красоту в природе, в поселке, городе, улице, не говоря уже в человеке, сквозь все заслоны мелочей – это значит расширить сферу жизни, сферу того жизненного простора, в которой живет человек.
Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем… А жизнь бесконечно глубока.»

Из письма пятого: «…Цель должна быть – иначе будет не жизнь, а прозябание. Надо иметь и принципы в жизни. Надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить. Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим.
Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже… Уметь извиняться, признавать перед другими ошибку – лучше, чем юлить и врать.
Обманывая, человек прежде всего обманывает самого себя…».

Из письма шестого: «По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой.

Забота – объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена целиком на будущее. Человек должен быть заботлив. Незаботливый или беззаботный человек – скорее всего человек недобрый и не любящий никого.
Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только людьми, народами, но и с животными, растениями, природой и т. д.). Чувство сострадания (или что-то близкое ему) заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу, отдельные пейзажи, за уважение к памяти. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития.
Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества».
Исправить человечество нельзя, исправить себя – просто. Накормить ребенка, провести через улицу старика, уступить место в трамвае, хорошо работать, быть вежливым и обходительным… и т. д. и т. п.-все это просто для человека, но невероятно трудно для всех сразу. Вот почему нужно начинать с себя.Добро не может быть глупо. Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели выгоды и «умного результата».

В письме восьмом: «Умение сохранять достоинство, не навязываться другим со своими огорчениями, не портить другим настроение, быть всегда ровным в обращении с людьми, быть всегда приветливым и веселым – это большое и настоящее искусство, которое помогает жить в обществе и самому обществу.
Шумное и навязчивое веселье утомительно окружающим. Вечно «сыплющий» остротами молодой человек перестает восприниматься как достойно ведущий себя. Он становится шутом.

В разговоре с другими умейте слушать, умейте помолчать, умейте пошутить, но редко и вовремя. Занимайте собой как можно меньше места. Во всем соблюдайте меру, не будьте навязчивыми даже со своими дружескими чувствами.
Не мучайтесь своими недостатками, если они у вас есть. Если вы заикаетесь, не думайте, что это уж очень плохо. Заики бывают превосходными ораторами, обдумывая каждое свое слово. Не стесняйтесь своей застенчивости: застенчивость очень мила и совсем не смешна. Будьте просты и снисходительны к своим недостаткам. Не страдайте от них. Хуже нет, когда в человеке развивается «комплекс неполноценности», а вместе с ним озлобленность, недоброжелательность к другим лицам, зависть. Человек теряет то, что в нем самое хорошее, – доброту.
Нет лучшей музыки, чем тишина, тишина в горах, тишина в лесу. Нет лучшей «музыки в человеке», чем скромность и умение помолчать, не выдвигаться на первое место.
И еще одно, и самое, может быть, важное: будьте правдивы. Ложь всегда выдает себя, ложь всегда «чувствуется», и вы не только становитесь противны, хуже – вы смешны…»

В письме десятом: «Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или слишком преувеличенной (крайне редко). Но представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб обществу. У нас исчезло такое несвойственное нашему обществу явление, как понятие дворянской чести, но «честь мундира» остается тяжелым грузом. Точно человек умер, а остался только мундир, с которого сняты ордена. И внутри которого уже не бьется совестливое сердце.
Честь истинная – всегда в соответствии с совестью. Честь ложная – мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее, «чиновничьей») души.».

В письме 12-м: «Человек должен быть интеллигентен! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека. Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго – да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.
А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.
Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).
Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.
Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А. тренировка возможна и необходима в любых условиях.»

Письмо 46 «Что же самое главное в жизни? Главное может быть в оттенках у каждого свое собственное, неповторимое. Но все же главное должно быть у каждого человека. И еще, самое существенное: главное, каким бы оно ни было индивидуальным у каждого человека, должно быть добрым и значительным.
Человек должен уметь не просто подниматься, но подниматься над самим собой, над своими личными повседневными заботами…

Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы. Люди, ни о ком не заботящиеся, как бы выпадают из памяти. Люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Помнят их слова, поступки, их облик, их шутки, а иногда чудачества. О них рассказывают. Гораздо реже и, разумеется, с недобрым чувством говорят о злых.»

Таким образом, письмо – это средство выражения любви, уважения, внимания. Напомню, что письмо относится к разговорному стилю. Под разговорным стилем обычно понимают особенности и колорит устно-разговорной речи носителей литературного языка. А общелитературная норма не признает грубой лексики, жаргона, сленгов и т.д.

 

 

ПИСЬМО РОВЕСНИКАМ

Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня я прочитала удивительную книгу Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном», которая потрясла меня до глубины души. Я поняла, как важно уметь работать над собой, уважать другого человека, беречь и ценить все то, что дарит нам ее Величество – Жизнь. Все в этой жизни прекрасно и важно, все в этом мире происходит не зря. Пусть сегодня вам не повезло, пусть удача обошла стороной или друзья забыли о твоем юбилее – не беда. Это не повод обозлиться на всех и все вокруг. Просто остановись, подумай, что в тебе не так, что мешает тебе: излишнее самолюбие, зависть, обида? Подумай и попробуй начать изменение своей жизни с себя самого. Неприятные минуты жизни – это уроки, которые преподносит нам судьба, чтобы понять истинную ценность простых вещей повседневной жизни. Дмитрий Сергеевич Лихачев советует: «Не мучайтесь своими недостатками, если они у вас есть. Будьте просты и снисходительны к своим недостаткам. Не страдайте от них. Хуже нет, когда в человеке развивается «комплекс неполноценности», а вместе с ним озлобленность, недоброжелательность к другим лицам, зависть. Человек теряет то, что в нем самое хорошее, – доброту.»

Ты, конечно, помнишь крылатую фразу: «Если хочешь изменить мир вокруг себя, начни с себя». Сегодня трудно говорить о положительных изменениях в обществе, если каждый на своем месте не пересмотрит свое поведение, свое отношение к окружающим нас людям, к природе, к вещам – ко всему! Ведь именно в этом отношении и выражается наша с тобой интеллигентность. Что это такое?! Д.С. Лихачев так понятно объясняетэто в своих письмах, адресованных нам, молодежи: «Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.
А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком. Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).» Читала эти строки, и становилось больно и стыдно за многих своих ровесников, которые мусорят вокруг себя и окурками, и руганью.

Я призываю вас, друзья, ровесники, молодежь! Будьте добрее, милосердней, порядочней, умней! Не бойтесь казаться белыми воронами среди грубых и невежественных молодых людей, оставаясь чистыми и светлыми душой. Просто найдите слова, чтобы убедить и их в необходимости меняться к лучшему.
Книга, с которой япознакомилась, уверена, поможет нам в формировании наших личностных качеств. Мне вдруг захотелось прочитать ее всю, все 46 писем Дмитрия Лихачева, которые сделают тебя и меня другими, способными «и в

крупном, и в малом повышать уровень счастья в жизни». Прочитайте обязательно «Письма о добром и прекрасном» Дмитрия Сергеевича Лихачева, улыбнись миру, и мир улыбнется вам в ответ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: