В период коренных изменений социально-экономических отношений, когда происходит первоначальное накопление капитала, резкое расслоение населения по уровню доходов, когда изменяются стандарты и образцы поведения отдельных социальных групп, рост преступности становится неизбежным явлением. Объективно в этих условиях государственные органы способны только сдерживать масштабы этого роста. Та критическая ситуация в сфере борьбы с организованной преступностью и коррупцией, которая наблюдается сейчас, берет начало в 1988 году, когда после известного закона бывшего СССР о кооперации по существу и началось стихийно-неконтролируемое накопление капитала с перекачкой огромных государственных средств в кооперативный, а вернее, в частный сектор, носивший в большинстве случаев противозаконный характер. Здесь же находится точка отсчета слияния теневого мафиозного капитала, накопленного в годы тоталитарного режима, и молодого агрессивного гангстерского капитала первых лет демократизации.
О тенденциях развития организованной преступности в России свидетельствуют следующие данные:
Выявлено организ.прест. групп | ||||||
В том числе: | ||||||
Бандитской направленности | - | |||||
С международными связями | - | |||||
С межрегиональными связями | ||||||
С коррумпированными связями | ||||||
Установлено активных участни- | ||||||
Ков и лидеров ОПГ | - | |||||
Зарегистрировано преступлений | ||||||
Совершенных ОПГ | ||||||
По ним возбуждено угол дел | - | |||||
Окончено уголовных дел | - | |||||
По ним раскрыто преступлений | - | |||||
Кол-во ОПГ по направленным | ||||||
В суд уголовным делам | - | |||||
Привлечено участников ОПГ к | ||||||
Уголовной ответственности | - | |||||
Раскрыто преступлений для | ||||||
Других органов | - | |||||
Изъято: | ||||||
Огнестрельного оружия (ед.) | ||||||
Денег и ценностей (в млн. руб.) | 5,5 | |||||
Валюты (в тыс. долл. США) | - | - | ||||
Наркотических средств (кг) |
Нестабильность в оперативную обстановку вносит деятельность криминальных структур, сформировавшихся по национальному или религиозному признакам. В 1994 году выявлено 756 этнических преступных групп, в 1995 году — свыше 800. Наибольшую опасность представляют чеченские, азербайджанские, армянские и грузинские группировки. Отдельные из них специализируются на совершении конкретных видов противоправной деятельности, но в основном занимаются вымогательством, наркобизнесом, торговлей оружием, мошенничеством и хищениями в сфере экономики, контролируют проституцию, игорный и автобизнес.
Наибольшее количество организованных преступных групп международной ориентации выявлено в Северо-Кавказском, Северном и Северо-Западном, Центральном и Уральском экономических районах России.
Большинство из выявленных преступных групп (около 65%) имеют и поддерживают связи с аналогичными формированиями в странах ближнего зарубежья. Из числа государств — участников СНГ — это в первую очередь республики Украина, Беларусь, Грузия, Азербайджан, Армения, Казахстан. Отмечаются устойчивые криминальные связи российской организованной преступности с преступными структурами в странах Прибалтики (18-20%).
Российские группы наладили преступные связи в 39 странах дальнего зарубежья. Примерно 18% имеют связи в ФРГ, 12% — в США и Польше, 3—5% — в Швеции, Финляндии, Венгрии, Китае, Корее, Израиле, Болгарии и т.д.
Преступные группы, действующие на международной арене, специализируются на хищении и контрабанде валютных ценностей и антиквариата, нелегальном вывозе сырьевых ресурсов, оружейном бизнесе, кражах автотранспорта, радиоактивных материалов, проституции, рэкете, наркобизнесе.
Ряд лидеров преступных формирований приняли подданство других государств и выехали за границу, что порождает определенные трудности с их задержанием и привлечением к уголовной ответственности. Находясь вне пределов России, они продолжают руководить преступными формированиями, создают совместные фирмы для легализации криминальных доходов.
Приведенные данные дают право сделать вывод о том, что организованная преступность, являясь дестабилизирующим фактором социальных и экономических преобразований, имеет устойчивые тенденции дальнейшего развития, расширяет сферы влияния не только на территории России, но и за ее пределами.
2.2 Криминологическая характеристика.
Как уже отмечалось, организованную преступность образуют широкая консолидация и сплочение организованных преступных групп, преступных организаций и преступных сообществ, обеспечивающих противоправную деятельность, с целью увеличения криминальных доходов и укрепления влияния на властные структуры. Организованная преступная группа имеет простейшую иерархию. Как правило, она включает в себя главаря или группу главарей, активных участников и соучастников-исполнителей, а также пособников, способствующих осуществлению преступных замыслов. В отдельных случаях в нее могут входить коррумпированные должностные лица, которые, как правило, обеспечивают безопасность главарям и членам формирований. Вместе с тем не исключается участие коррупционеров в консультациях и других подобных действиях, способствующих совершению конкретных преступлений. Организованность и сплоченность членов преступной группировки придают устойчивость криминальному формированию, а вооруженность холодным или огнестрельным оружием приводит, как правило, к превращению его в банду. Общественная опасность банды в современных условиях заключается прежде всего в постоянной ее готовности к совершению тяжких преступлений с применением оружия. Налицо заранее обдуманный прямой умысел.
Термины "преступная группировка" и "организованная преступная группа" употребляются и практическими, и научными сотрудниками. Причем первые понимают под преступной группировкой нередко разновидность простого соучастия, а вторые этим термином обозначают что-то среднее между организованной преступной группой и преступной организацией, подчеркивая, что преступная группировка — это более объемная организованная преступная группа.
Действительно, преступные группировки можно рассматривать в качестве особой разновидности организованных преступных групп.
Преступная группировка — это сплоченная общность лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений, отличающаяся строгим порядком и планированием преступных действий и имеющая одного или нескольких главарей[8].
Изучение деятельности таких формирований показывает, что их численность варьирует от 5—10 до 20—30 человек, а преступления совершаются, как правило, на местном уровне: в одном или нескольких административных районах города, области, края, республики в составе России либо небольшом городе. К наиболее характерным преступным действиям таких формирований следует отнести: рэкет, разбойные нападения, заказные убийства, групповые злостные и особо злостные хулиганства, противоправный автобизнес, организация доставки и распространения наркотиков и некоторые другие. Они образуют определенную систему — единую преступную деятельность. На этом этапе развития жизнедеятельности преступной группировки появляются элементы коммерции, направленный на легализацию преступных доходов путем организации торговли, простейших производств, приобретения недвижимости и далее, как производное, — уклонение от уплаты налогов. Как правило, большинство преступных действий носит замаскированный, а также и нелегальный характер. Члены. преступной группировки по месту жительства конспирируются под законопослушных граждан. В первую очередь это относится к главарю и его ближайшему окружению. Таким образом, преступная группировка представляет собой организационно простейший уровень в структуре организованной преступности. Перераспределение сфер криминального влияния, криминально-конкурентная борьба, возрастание уголовного экстремизма, усиление требований к конспирации и обеспечению безопасности главарей и активных участников, активизация действий по легализации преступных доходов, легитимности отдельных структурных звеньев, выход на международные связи и контакты создали объективные предпосылки для образования преступных организаций, которые обеспечили бы дальнейший рост криминальных доходов И воспроизводство преступной деятельности.
Преступные организации представляют собой симбиоза преступных группировок, иных организованных групп, коммерческих организаций, учреждений, предприятий со стоящим над ними руководящим звеном. Причем главарь преступной организации осуществляет общее руководство и как бы нейтрален ко всем ее составным частям, проводя свою линию через своих помощников, возглавляющих отдельные структуры. В некоторых преступных организациях имеются советники по различным направлениям как преступной деятельности, так и по коммерческо-финансовым, экономическим, производственным и др. Устойчивость и безопасность преступной организации распространяются в основном на руководящие и охранно-боевые звенья. Основная функция этих структур — легализация доходов, нажитых противоправными методами и способами, их наращивание для воспроизводства и обеспечения преступного функционирования. В отдельных случаях официальная деятельность комерческо-криминальных структур помогает завоевать главарям и их сообщникам определенный авторитет перед населением и создать условия для обеспечения безопасности руководящему ядру преступной организации. Этому способствуют современные общественно-политические, общественно-экономические и правовые условия. Члены преступных группировок, как правило, ранее не судимые, входящие в криминальную организацию, легализуя материальные средства, нажитые противоправным путем, по поручению главаря создают сыскные или охранные бюро. Указанные коммерческие структуры, действуя от имени главаря преступной организации, официально оказывают помощь гражданам, например в розыске автомашин, охране от так называемых беспредельщиков, взыскании долгов, призывают к порядку хулиганов, дебоширов. Причем все делается быстро, оперативно, в противовес правоохранительным органам. Рассмотренный вид коммерческой деятельности легализует не только средства, нажитые преступным путем, но и огнестрельное оружие, на хранение и ношение которого "детективы" получают официальное разрешение. Легализуются также различные специальные технические средства, например портативная кинофотоаппаратура, аппаратура прослушивания и т. п.
Как показывает практика подразделений по борьбе с организованной преступностью, охранно-сыскные бюро являются легальными филиалами преступных организаций, с помощью которых осуществляется контрразведывательная деятельность против правоохранительных органов. Одновременно это и вооруженный отряд, готовый к действиям по указаниям верхушки преступного клана.
Наиболее типичные направления криминальной деятельности преступных организаций:
· криминально-коммерческая деятельность (финансово-банковские мошенничества, коммерческо-производственная деятельность, криминальная приватизация, нарушение налогового законодательства и т. п.);
· рэкет, который носит более скрытые, замаскированные формы, чем это было в преступных группировках, осуществляющих самостоятельно преступную деятельность. Например, получение так называемых откатных — определенного процента с коммерческих сделок, представляемых кредитов и ссуд и другие виды традиционного промысла: торговля оружием, наркотиками, организация проституции;
· похищение людей (киднепинг) с последующим получением крупного выкупа;
· отдельные случаи разбойных, бандитских нападений, заказные убийства;
· организация и осуществление мер по безопасности членов преступных организаций путем противодействия правоохранительным органам, а также криминальным конкурентам с использованием различных способов и методов — от коррумпированных связей до уголовного экстремизма;
· международная преступная деятельность, основной частью которой является контрабанда, финансовые махинации (например, перекупка внешних долгов и последующие мошеннические действия при их погашении);
· сбор "общаковых" средств[9], как с преступников-профессионалов, так и с отдельных коммерсантов и других лиц. Этот вид преступной деятельности наиболее характерен для кланов воров в законе, которые затем используют их для наращивания преступной деятельности, поддержки сообщников, находящихся в местах лишения свободы, а также легализуют эти средства через коммерческие банки, приватизацию и т.п;
· фальшивомонетничество.
Не исключаются и другие направления преступной деятельности. Многое зависит от криминального опыта руководителя преступной организации и его сподручных, а также внешних условий. Среди перечисленных направлений преступных организаций особое место занимает криминально-коммерческая деятельность, где наиболее широко представлены финансово-банковские мошенничества. Мировая криминальная практика показывает, что почти во всех развитых странах организованная преступность базируется на традиционных видах противоправного промысла: рэкет, торговля наркотиками, оружием, организация проституции.
В России до сих пор наиболее распространенным путем получения сверхдоходов была криминально-коммерческая деятельность. Причем в последние годы наиболее характерные виды финансово-банковских афер — использование государственных кредитов, целевых фондов не по назначению. Например, размещение денежных средств из фондов заработной платы в коммерческих банках с целью наращивания денежных средств и последующего присвоения полученного процента, а не использование их на выплаты рабочим и служащим. В 1994—1995 годах Правительство России, чтобы остановить спад промышленного и сельскохозяйственного производства, выделяло из бюджета кредиты на сумму в несколько десятков триллионов рублей. Аналогичные средства направлялись и на поддержку северных территорий. На самом деле на счета адресатов поступали скудные суммы, а остальные деньги размещались либо в коммерческих банках, либо сразу перекачивались за рубеж. По данным Ассоциации российских банков, за последние полтора года в кредитно-финансовой сфере государства было совершено около 12 тыс. преступлений и похищено более трех триллионов рублей.
Рассматриваемый вид хищений для главарей преступных организаций привлекателен тем, что только в кредитно-финансовой сфере можно в самые короткие сроки получить конечный результат — чистые деньги. Думается, не случайны факты заказных убийств коммерсантов, банкиров, лидеров преступной среды. Одна из главных причин — неразделенные бешеные криминальные барыши, полученные в результате кредитно-финансовых афер. Стремление организованной преступности к оказанию воздействия на принятие государственных, в том числе политических, решений, взятию под контроль деятельности органов государственной власти и управления проявляется в создании ею позиций во властных структурах, проникновении в управленческие звенья министерств, ведомств, их органы на местах. Решению этой стратегически важной задачи способствует укрепление финансово-экономического потенциала организованной преступности, приобретение иммунитета на действие закона, защита от правоохранительных органов.
Практика работы подразделений по борьбе с организованной преступностью, научные исследования показывают, что установление коррумпированных связей, внедрение своих людей в госструктуры — довольно устойчивая функция в преступных организациях и сообществах, позволяющая решать целый комплекс криминальных проблем.
В теории, а иногда и на практике возникает вопрос, может ли стать неформальным лидером другой член формирования и даже коррупционер или главарь преступного формирования? По моему мнению, в большинстве случаев неформальными лидерами являются главари преступных формирований. Однако из каждого правила бывают исключения.
В теоретическом плане необходимо рассмотреть личность современного главаря преступной организации. По данным исследований, главарю преступной организации, как правило, 35—40 лет. Он имеет в основном среднее образование, но, возможно, и незаконченное высшее, и высшее. Вместе с тем преступный опыт нельзя связывать с образованием, он имеет и социальную, и социально-психологическую основы. Криминальные способности, а в некоторых случаях даже и талант, помноженные на общение с матерыми преступниками, в том числе в местах лишения свободы, могут создать довольно изощренный тип преступного лидера с большим криминальным будущим. По проведенным исследованиям, главарь имеет, как правило, криминальный опыт, может быть судим, является своеобразным генератором преступных идей и взглядов, бескомпромиссный противник, изобретателен, честолюбив, иногда религиозен. Под маской порядочности нередко скрывает несправедливость, лживость, мстительность, жестокость. В нужных обстоятельствах общителен, умеет устанавливать контакты, проявлять инициативу, решительность, способен подчинять своей воле не только лиц с криминальной установкой, но и представителей государственных, в том числе правоохранительных, структур.
Возглавляемые такими лидерами преступные организации целесообразно вычленять из массы других. Их можно назвать условно-организационными. Они представляют собой устойчивые объединения криминальных структур с многозвенной иерархией и жесткой конспирацией, имеют коррумпированные связи в органах представительной, исполнительной и судебной власти, созданные для получения криминальных сверхдоходов и развития преступной деятельности.
Наиболее характерными криминальными проявлениями являются:
· расширение масштабов конспирации и изощренности при совершении преступлений, например убийства маскируются под несчастные случаи, самоубийства, увеличивается число без вести пропавших граждан;
· увеличение количества различных мошенничеств, в том числе банковских, коммерческих, незаконных гражданских сделок, таких, как криминальная приватизация жилья, земли с исчезновением владельцев;
· усиление давления на места лишения свободы (матерые преступники выдаются за невинные жертвы произвола властей, возрастает компрометация правоохранительных органов);
· активизация пропаганды преступного образа жизни, особенно социального паразитизма, преступных обычаев и традиций, через средства массовой информации и культуры.
Дальнейшее развитие организованной преступности объективно потребовало более широкой консолидации преступных формирований как по регионам, так и в масштабе России, а также с преступным миром некоторых стран СНГ и даже дальнего зарубежья.
Механизм образования криминальной структуры зависит от протекания негативных социальных процессов как в регионах, так и в масштабе всей Федерации, от их остроты, экстремальности, воздействия на них государства. Поэтому объединение нескольких криминальных организаций может произойти на добровольной основе, путем заключения договора, тогда сообщество будет иметь черты картеля. При острой криминально-конкурентной борьбе сильная преступная организация поглотит более слабую или несколько ей подобных. Полученное образование по своей иерархии будет иметь черты синдиката. При этом преступные организации, входящие в картель, сохраняют свою самостоятельность, но в криминальной деятельности им очерчиваются рамки, определяются мероприятия, когда необходимо действовать сообща, а когда самостоятельно. Например, при осуществлении противодействия правоохранительным органам. Преступные организации, входящие в синдикат, относительно самостоятельны, но при осуществлении процесса криминального производства они обязаны жестко соблюдать установленные правила и подчиняться центральному звену.
Преступное сообщество типа синдиката — это преступные организации, осуществляющие совместно межрегиональную и международную преступную деятельность. В настоящее время такие сообщества образовались на территории Московского, Северо-Западного (с центром в г. Санкт-Петербурге), Уральского (с центром в г. Екатеринбурге) и некоторых других регионах. К ним также следует отнести криминальные этнические объединения армян, азербайджанцев, грузин, чеченцев, китайские триады и другие подобные структуры, действующие как на территории России, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья.
Временные преступные сообщества — это образуемые главарями преступных формирований координирующие центры для выработки и решения конкретных задач противоправных целей. Одной из разновидностей таких сообществ являются региональные и межрегиональные встречи-сборища главарей и активных участников преступных организаций и сообществ по типу воровских сходок, где определяются криминальная политика и совместные действия при решении региональных и межрегиональных проблем.
Итак, преступное сообщество — это криминальные объединения главарей преступных организаций и лидеров преступной среды, создаваемые для координации и упорядочения преступной деятельности, решения межрегиональных и межгосударственных криминальных вопросов, оказания помощи в приспособлении преступных структур к современным условиям России, стран СНГ и дальнего зарубежья.
3. Основные направления предупреждения организованной преступности.
В новом Уголовном кодексе сделана попытка закрепить норму о преступных сообществах (организациях) и об особенностях ответственности их участников. Кроме того, предусмотрена дифференциация ответственности участников преступного сообщества в зависимости от выполняемой ими роли.
Так, лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество либо руководившее ими, должно прежде всего нести ответственность за организационную преступную деятельность. Помимо этого организатор либо руководитель преступного сообщества (преступной организации) должен нести ответственность также за совершенные организованной группой или преступным сообществом конкретные преступления, если они планировались под его руководством и охватывались его умыслом. Рядовые же участники преступного сообщества будут нести ответственность за преступления, в подготовке или совершении которых они принимали участие, а также за участие в таком сообществе.
По идее, в Особенной части УК следовало предусмотреть ряд составов, к особо квалифицирующим признакам которых было бы отнесено совершение преступления преступным сообществом (преступной организацией). Однако можно выделить только ст.210 – «Организация преступных сообществ»[10], лишь данная статья предусматривает ответственность за организацию преступного сообщества и участие в нем.
В связи с ростом специального рецидива, специализацией и профессионализацией преступной деятельности весьма целесообразно включение в статьи Уголовного кодекса такого квалифицирующего (отягчающего ответственность) признака, как совершение ранее тождественного или однородного криминального деяния. К сожалению, в новом Кодексе это реализовано лишь частично.
Так на практике на сколько мне известно применение ст.210 УК РФ носит по России лишь эпизодический характер, как я считаю, возможно:
1) из-за высокой степени латентности данного преступления;
2) отсутствия практической «наработки» выявления преступлений подобного рода, в отличие например от ст. 228, ст. 222 УК РФ;
3) отсутствия материально-технической базы или её полному несоответствию с «противоположной» стороной.
На практике, т.к я являюсь о/у ОУР Богородицкого РОВД по линии НОН, нашим подразделением совместно с РУБОП в 1998, 1999 году проводились ОРМ по возбуждению ст. 210 УК РФ в отношении группы сбытчиков наркотиков, что в конечном счете привело к предъявлению обвинения в отношении данной группы по ст. 228 ч. 3, ст. 234 ч. 2 УК РФ. Как я считаю тут сыграл свою роль п.2 вышеназванных причин, но в большей степени на мой взгляд не только в нашем регионе, но по всей стране играет п.3. Т.е не всё и всегда может держаться на личном энтузиазме, но в конечном счете принимаемые законы должны и обеспечиваться материально, иначе, как в настоящем времени «борьба» с орг.преступностью на будет напоминать Сервантеса и его ДонКихота… мельницы… и т.д. В конечном же счете являясь прагматиком, я думаю, что в этом смысле я не являюсь единственным кто придерживается данной мысли и надеюсь на дальнейшую серьезную проработку законодательства.
Исходя из смысла Закона Российской Федерации «О безопасности»[11], основным органом, координирующим деятельность всех государственных органов по борьбе с организованной преступностью, на федеральном уровне является Межведомственная комиссия Совета Безопасности Российской Федерации по общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией.
В соответствии с Положением о Комиссии, утвержденным Указом Президента Российской Федерации 24 апреля 1995 г. на нее возлагаются следующие функции:
· подготовка предложений и рекомендаций Совету Безопасности Российской Федерации по выработке и реализации основных направлений политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств;
· анализ состояния преступности и иных криминогенных явлений, внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам общества, его материальным и духовным ценностям в целях выработки политических, организационных и иных мер по обеспечению безопасности Российской Федерации и улучшению координации деятельности федеральных органов государственной власти в этой области;
· оценка эффективности функционирования системы обеспечения безопасности личности, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств;
· прогнозирование состояния преступности и обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации;
· подготовка материалов для Совета Безопасности Российской Федерации по вопросам обеспечения общественной безопасности и состояния борьбы с преступностью, контроль и координация выполнения федеральных программ по усилению борьбы с преступностью;
· подготовка предложений для Совета Безопасности Российской Федерации по поддержанию общественного порядка в стране, предотвращению чрезвычайных ситуаций и совершенствованию деятельности правоохранительных органов Российской Федерации;
· участие в разработке проектов нормативных правовых актов, направленных на борьбу с преступностью и коррупцией, обеспечение общественной безопасности;
· участие в установленном порядке в разработке федеральных программ, направленных на противодействие преступности и обеспечение общественной безопасности, оценка их эффективности;
· заслушивание по поручению Президента Российской Федерации ежегодных отчетов руководителей правоохранительных органов Российской Федерации о состоянии борьбы с преступностью и обеспечении общественной безопасности с последующей подготовкой докладов Президенту Российской Федерации;
· направление в правоохранительные органы Российской Федерации поступающих от граждан и должностных лиц писем, жалоб и заявлений о фактах коррупции и деятельности организованных преступных групп с осуществлением контроля за качеством рассмотрения таких сигналов и эффективностью принимаемых мер;
· организация по поручению Президента Российской Федерации проверок деятельности правоохранительных органов Российской Федерации По предупреждению преступлений и коррупции, а также проверок в установленном порядке сообщений о противоправных действиях должностных лиц федеральных органов исполнительной власти;
· обобщение практики борьбы с коррупцией в федеральных органах государственной власти и внесение предложений по профилактике и пресечению этих правонарушений;
· изучение зарубежного опыта борьбы с преступностью и коррупцией, подготовка предложений по его использованию в деятельности правоохранительных органов Российской Федерации.
В основе деятельности Комиссии должен лежать программно-целевой подход. Первым таким опытом явилась Федеральная программа Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью на 1994—1995 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 24 мая 1994 г.
Программа содержала мероприятия как общего характера (по правовому, ресурсному обеспечению и по развитию системы профилактики), так и по основным направлениям борьбы с преступностью, включающие меры по усилению борьбы с насильственной и корыстно-насильственной преступностью, посягательствами на неприкосновенность жилища, имущества, общественный порядок; с преступлениями в сфере экономики, в том числе с новыми формами, угрожающими законным интересам граждан и правомерного предпринимательства; с организованными формами преступности, включая межрегиональные и межгосударственные. Программа являлась федеральной и предполагала развитие на ее базе программ на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления, а также межведомственных и ведомственных целевых программ.
В системе мер по предупреждению организованной преступности особое место занимают комплексные целевые мероприятия, направленные на противодействие незаконному обороту наркотических средств и злоупотреблению ими. В 1993 г. впервые в истории страны принята Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации (утвержденная постановлением Верховного Совета Российской Федерации 22 июля 1993 г. № 5494-1)[12].
Цель указанного документа — установить концептуальные основы государственной политики по контролю за наркотиками, в первую очередь в ее организационных и законодательных аспектах, а также в плане выработки единой скоординированной межведомственной программы. В Концепции отмечено, что государственная политика по контролю за наркотиками должна обеспечивать баланс мер, направленных на предупреждение и пресечение незаконного предложения наркотических средств и уменьшение спроса на них, и строиться по следующим главным направлениям: совершенствование порядка регулирования законного оборота наркотических средств; борьба с их незаконным оборотом; предупреждение незаконного потребления этих средств; лечение и социальная реабилитация больных наркоманией.
Осуществление контроля за наркотиками должно учитывать возможности макросоциального регулирования сложных психосоциальных явлений, к которым относится распространение наркотиков, и опираться на постоянную оценку изменений ситуации, научный анализ данной проблемы.
В Концепции поставлены задачи по совершенствованию и правовому обеспечению деятельности по контролю за оборотом наркотиков, созданию межведомственной системы оперативного сбора и анализа информации об их распространении, широкому внедрению объективных методов идентификации наркотических средств, совершенствованию медицинских и юридических подходов к раннему выявлению их незаконных потребителей, а также выделению групп населения с повышенным риском незаконного потребления наркотиков и дифференцированному проведению в отношении них предупредительных мероприятий. Серьезное внимание также уделено организации действенного таможенного и пограничного контроля, пресечению ввоза в Российскую Федерацию и транзита через ее территорию наркотиков; обеспечению соблюдения технологических и контрольных требований при производстве; проведению целенаправленных мероприятий по выявлению подпольного изготовления наркотических средств, в том числе Для предотвращения их поступления в незаконный оборот из медицинских учреждений. В июле 1994 года образована Правительственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту. В апреле 1995 года принята соответствующая Комплексная Федеральная целевая программа. Подготовлены и направлены в Государственную Думу два законопроекта: первый определяет порядок легального оборота наркотических средств и психотропных веществ, второй регламентирует деятельность правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом и устанавливает ответственность граждан, причастных к нему. И как известно результатом работы данной комиссии стало принятие закона «О наркотических и психотропных веществах»[13] 10.12.1997 года.
Особое значение для предупреждения организованной преступности имеют меры по усилению финансового контроля. При обсуждении данного вопроса в мае 1995 года на заседании Правительства Российской Федерации отмечалось, что организация и состояние финансового контроля в стране, в том числе и по линии исполнительной власти, находятся не на должном уровне. Несмотря на усилия Минфина, создание Счетной палаты, такого слабого контроля со стороны государства за своими собственными финансами в истории России еще не было. В стране нет официально принятой концепции финансового контроля. Отсутствуют законы о государственном контроле и государственном финансовом контроле. Ведомственный финансовый контроль по существу ликвидирован. В соответствии с действующим законодательством отдельными функциями финансового контроля, кроме Минфина, наделены многие министерства и ведомства России (Госналогслужба, Росстрахнадзор, Государственный таможенный комитет, Федеральная служба по валютному и экспортному контролю, Федеральная служба налоговой полиции). Однако деятельностьих не координируется, усилия чаще всего носят разрозненный характер. Из-за несогласованности, дублирования и параллелизма в работе эффективность контроля этих органов крайне недостаточна. В результате в условиях нес