Теоретические основы и предпосылки социального партнерства




Социальное партнерство в трудовых отношениях — эффективное средство развития рыночной экономики

 

Социальное партнерство - это идеология, формы и методы согласования партнеров социальных групп для обеспечения их конструктивного взаимодействия. Устойчивость общественной системы и эффективного рыночного развития экономики зависит, прежде всего, от характера взаимоотношений предпринимателей и работающих по найму. В широком смысле, социальное партнерство - это сотрудничество различных социальных групп и слоев. Социальное партнерство это идеология, формы и методы согласования для достижения общих целей. В более узком значении,- это способ согласования интересов работников и работодателей в целях обеспечения социального мира. Третьей стороной здесь выступают государственные структуры, представляющие интересы общества в целом. Механизм трехстороннего партнерства на любом уровне общегосударственном, территориальном, отраслевом и локальном (предприятие) предусматривает: совместные консультации при принятии государственных решений в социально - экономической сфере, в том числе разработке законопроектов, установление условий труда в порядке коллективно договорного регулирования, применение правовых норм на предприятии с участием представителей работников. Задача трехсторонних консультаций в соответствие с рекомендацией от МОТ (международной организации труда) № 113 (1960г) содействие взаимопониманию и сотрудничеству между органами государственной власти и представителями сторон трудовых отношений с целью развития экономики, улучшения условий труда и повышения жизненного уровня трудящихся. В данной главе будет рассмотрена идея социального партнерства, которая является совсем новой в России.

Теоретические основы и предпосылки социального партнерства

Проблемы социального партнерства обычно рассматриваются исходя из послевоенного опыта стран Западной Европы, особенно ФРГ. Однако основные идеи согласования интересов капиталистов или рабочих были сформированы значительно раньше. Чтобы понять сущность социального партнерства, необходимо исходить из истории взаимоотношений между основными классами общественных систем. В течение тысячелетий эти отношения были антагонистическими (рабы - рабовладельцы, крепостные - феодалы, рабочие - капиталисты). К числу важнейших событий мировой истории относятся: восстания рабов, крестьянские войны, социальные революции. Только со второй половины нашего века в разных странах прекратились попытки насильственного изменения общественного строя. Для разрешения социальных конфликтов в научной литературе предлагалось два принципиально различных способа:

· Уничтожение частной собственности на средства производства, государственное управление предприятиями.

· Согласование интересов собственников и наемных работников.

Первый путь наиболее последовательно выражен марксистами, которые исходят из непримиримости интересов капиталистов и рабочих. Возможности согласования классовых интересов обсуждались в работах авторов различной политической ориентации, социалистов-утопистов, либералов - социалистов и др. Одной из первых работ, посвященных сущности и условиям общественного согласия, является "Общественный договор" Ж.Ж. Русо. В этом трактате, опубликованном в 1762г., рассматривается общество, основанное на законах, перед которыми все равны и которые сохраняют личную свободу каждого гражданина. По мнению Руссо, совершенное законодательство нельзя создать в результате борьбы партий, члены общества могут выступать только от своего имени, законы принимаются в результате плебисцита, государство должно быть не большим по территории (образец — Швейцария). Важным условием функционирования общественного договора является высокий уровень гражданской зрелости населения. Роль законодательства подчеркивали многие современники Русо, в частности Ф. Кенэ считал, что не люди, а законы должны управлять государством. Проблемы согласования интересов социальных групп были центральными в публикациях и практической деятельности Ш. Фурье, А. Сен-Симона, Р. Оуэна. Их идеи охватывают важнейшие сферы жизни общества: производство, обмен, распределение, воспитание, обучение, быт и др. В частности, Ш. Фурье предлагал делить чистый доход между капиталом, талантом и трудом в пропорции: 4/12; 3/12; 5/12. Хотя названные авторы более ста пятидесяти лет являются объектом критики как "справа", так и "слева", их роль в развитии социального партнерства с современных позиций представляется одной из наиболее значимых. Работы Фурье, Сен-Симона, Оуэна оказали существенное влияние на многих экономистов, в том числе одного из крупнейших идеологов XIX в — Джона Стюарта Милля, считавшего достоинством предложений Фурье обеспечение конструктивного сотрудничества труда и капитала. Д.С. Милль был, по-видимому, одним из первых, кто использовал термин "партнерство" для социальных отношений.

По этому поводу он писал: "отношения... между хозяйками и работниками будут постепенно вытеснены отношениями партнерства в одной из двух форм; в некоторых случаях произойдет объединение рабочих с капиталистами, в других... объединение рабочих между собой". Существенное внимание уделено проблемам сотрудничества труда и капитала в работах А. Маршалла, который подчеркивал, что "... доходы рабочих зависят от авансирования труда капиталом". Он пишет что: "... благодаря капиталу и знаниям рядовой рабочий западного мира питается, одевается и даже обеспечен жильем во многих отношениях лучше, чем принцы в прежние времена. Сотрудничество столь же обязательно, как и сотрудничество между прядильщиками и ткачами".

Поскольку основной целью социального партнерства является обеспечение устойчивого эволюционного развития общества, важно определение условий, при которых такое развитие может стать возможным. Эти условия были рассмотрены еще в 20-х годах Питиримом Сорокиным. Он установил, что устойчивость общественной системы зависит от двух основных параметров: уровня жизни большинства населения и степени дифференциации доходов. Чем ниже уровень жизни и чем больше различия между богатыми и бедными, тем популярнее призывы к свержению власти и переделу собственности с соответствующими практическими действиями. Свои выводы П. Сорокин иллюстрировал примерами из истории древнего мира, средних веков, истории церкви, новейшей истории. При этом во всех случаях оказывалось, что идеологи и вожди бедноты после захвата власти достаточно быстро меняли свои уравнительные убеждения, становились богатыми людьми и ярыми защитниками привилегий хозяев. Существенное влияние на развитие идеи социального партнерства оказали немецкие экономисты Вильгельм Репке (1899-1966), Альфред Мюллер-Армак (1901-1978) и Людвиг Эрхард (1897-1977). Эти авторы создали концепцию социального рыночного хозяйства, которая исходит из сочетания конкуренции, экономической свободы предпринимателей и активной роли государства в перераспределении доходов и организации социальной сферы. Теоретические аспекты социального рыночного хозяйства обусловлены классической проблемой установления функций государства в условиях экономики, управляемой "невидимой рукой" рынка. Эта проблема обсуждалась еще А. Смитом, который доказал, что государство должно заниматься в основном поддержанием общественного порядка и защиты страны. Хотя степень вмешательства государства в экономику развитых стран различна, в настоящее время все эти страны имеют системы социального обеспечения, помощи безработным, их переподготовки и т.д. В сущности, во всех развитых странах действуют системы социального рыночного хозяйства. В ФРГ вмешательство государства в распределение доходов осуществляется наиболее активно, хотя бы потому, что налоги от прибыли предприятий составили в 1991г. 66%, т.е. существенно больше, чем в США (45%) и. других странах.

Организация социального партнерства в ФРГ является одним из важнейших аспектов организации социального рыночного хозяйства.

Отношения партнерства осуществляются как между работодателями и рабочими, так и между поколениями (при организации пенсионного обеспечения). Действие современных систем социального партнерства целесообразно оценивать с позиций приведенных выше условий устойчивости государства, сформулированных П. Сорокиным: Первое из этих условий - уровень жизни большинства населения. Он характеризуется тем, что в настоящее время практически все жители развитых стран обеспечены питанием, жильем, предметами первой необходимости. В ФРГ 99,6% семей имеют автомобиль, 95,8% -цветной телевизор, 97,5% - стиральный автомат, 99,80% -пылесос, 98% - обеспечены телефонной связью. Во всех развитых странах действуют программы и фонды помощи безработным, малообеспеченным, инвалидам, престарелым. Второе условие устойчивости - дифференциация доходов. В большинстве развитых стран различие доходов 20% наиболее бедных и богатых семей не превышает 10 раз. Основную часть населения составляет средний класс, которой имеет весьма высокий уровень жизни и абсолютно не склонен к радикальному изменению общественной системы, особенно к переделу собственности. Таким образом, если исходить из условий П. Сорокина, то в развитых странах нет экономических предпосылок для каких-либо существенных нарушений устойчивости общественного строя. Помимо экономических, существенны также психологические предпосылки и культурные традиции устойчивости государства. Население развитых стран в последние десятилетия ориентировано на поиск социальных компромиссов. Основная часть жителей предпочитает решать общественные проблемы рационалистически, без крайностей, на основе правил, определенных существующими законами. Благодаря идеологии социального партнерства профсоюзы и другие представители работающих по найму стали осознавать свою ответственность не только за уровень заработной платы, но и за эффективность хозяйства. Хотя проблемы социального партнерства чаще всего рассматриваются на основе опыта стран Западной Европы, сотрудничество предпринимателей и наемного персонала характерно также для Японии и для многих корпораций США. Государства ратифицировавшие рекомендации МОТ по социальному партнерству и трудовым отношениям берут на себя обязательство принимать необходимые меры для эффективного применения ее положений. Рекомендации не подлежат ратификации и не порождают других обязательств для государств, кроме предусмотренных уставом обязанностей процедурного характера. В МОТ нет юридического обязательства ратифицировать конвенции. Однако, вступая в организацию, государство берет на себя в этом плане определенное моральное обязательство.

Международные нормы о труде собраны в Международном кодексе труда (издан в Женеве, в двух томах), который представляет собой систематическое собрание международных норм о труде, содержащихся в конвенциях и рекомендациях МОТ; обязательной силы не имеет (имеются в Методическом центре УНИЭ ТПП РФ).

Деятельность МОТ по оказанию технической помощи развивающимся странам заключается в направлении по просьбе заинтересованных правительств, экспертов по организации труда и управлению предприятиями, подготовке трудового законодательства и т.д.

Деятельность МОТ по обучению и просвещению связана с созданием в Женеве в 1960 г. Международного института социальных исследований, который, по замыслу его организаторов, представляет собой как бы высшее учебное заведение университетского типа в области социальной и трудовой политики.

2. Концептуальная основа "трехстороннего сотрудничества"

Концепция "трехстороннего сотрудничества" понимается МОТ в широком смысле и обозначает в целом все формы взаимодействия, которые имеют место между государством — обычно представляемым правительством работодателями и трудящимися и которые касаются разработки и применения экономической или социальной политики. Термины "трехстороннее сотрудничество", "трехсторонние отношения", "трехстороннее взаимодействие" и "трипартизм" обычно используются в качестве синонимов.

Имеется множество отличий между разными видами трехстороннего сотрудничества. Одно из этих отличий касается уровня, на котором оно происходит. На практике оно в основном имеет место на национальном межотраслевом уровне, часто называемом также "центральным уровнем". В определенных случаях оно происходит на более низких уровнях, то есть на региональном, районном или местном, или на уровне отдельных отраслей или отдельных предприятий. Имеются также примеры трехстороннего сотрудничества на международном уровне. На мировом уровне трехстороннее сотрудничество осуществляется только в рамках МОТ.

Следует иметь в виду и разнообразие функций, которые может нести трехстороннее сотрудничество. Необходимо различать, прежде всего, сотрудничество, имеющее консультационный характер, и сотрудничество, представляющее подлинные переговоры, нацеленное на достижение соглашений, на основе которых стороны принимают на себя обязательства, даже если эти соглашения не являются коллективными договорами с правовой точки зрения. Что касается функции консультаций, то здесь примером могут быть консультации в органах типа экономических и социальных советов, призванных давать рекомендации по вопросам экономической и социальной политики; что же касается функции переговоров, то это подготовка договоров типа экономических и социальных соглашений, по которым стороны берут на себя обязательства решать определенным образом насущные экономические и социальные проблемы. Необходимо, однако, отметить, что различия между консультациями и переговорами часто трудно установить на практике. Это объясняется, главным образом, тем, что консультации, если они взаимно воспринимаются сторонами, становятся часто процессом взаимных уступок, являющимся отличительной чертой переговоров, в результате которых заключается соглашение.

Помимо консультаций и переговоров, существуют и другие формы трехсторонних отношений. Наиболее важными из них являются те, которые имеют функцию принятия решений в каком-либо совместно созданном сторонами органе. Функция принятия решений, принимаемых обычно большинством голосов, может касаться разработки политики (например, определение размеров минимальной заработной платы, системы страхования от безработицы и т.п.). На практике решения, принятые этими органами, часто во многом являются результатом переговоров между группами, которые в них представлены. Примером в данном случае может служить Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 1996-1997 гг.

Рассматривая функции трехсторонних отношений, необходимо также подчеркнуть, что: во-первых, они часть выполняют важную функцию информирования сторон. Во-вторых, часто встречается термин "трехсторонний обмен мнениями". Этот термин широко используется, когда речь идет о трехстороннем обмене мнениями, и стороны принимают меры для рассмотрения и решения крупных экономических и социальных проблем посредством достижения консенсуса.

Следует также отметить, что, помимо работодателей или работников, иногда в трехстороннем сотрудничестве участвуют другие заинтересованные стороны, например, представители малого бизнеса или определенные объединения, такие как кооперативы и торгово-промышленные палаты.

Во многих случаях охват трехстороннего сотрудничества имеет очень широкую сферу. Так, консультационные органы, такие как экономические и социальные советы, а также договоры, такие как экономические и социальные соглашения, рассматривают, если не все, то, по крайней мере, большое число вопросов национальной экономической и социальной политики. В других случаях трехстороннее сотрудничество касается более конкретных вопросов, которые могут также носить весьма широкий характер политика в области заработной платы, политика в области занятости или гораздо более ограниченный характер - предотвращение некоторых профессиональных рисков, защита инвалидов.

Можно, наконец, провести различие между видами трехсторонних взаимоотношений, которые происходят в официальных органах, созданных для этой цели - будь это посредством законодательства или путем достижения договоренностей между сторонами - и за рамками подобных органов. Во втором случае речь идет обычно об отношениях, имеющих более или менее неформальный характер, которые развиваются на основе целевых процедур. На практике трудно представить себе, как может осуществляться функция принятия трехсторонних решений вне официального органа. Однако следует отметить, что понятия неформальных трехсторонних консультаций и переговоров включают фактически все неофициальные контакты, имеющие место - одновременно или поочередно - между представителями государственных органов власти, работодателями и работниками по любому экономическому или социальному вопросу. Эти контакты обычно имеют целью оказать влияние на политику государственных органов власти или на коллективные переговоры на всех уровнях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: