Живопись как наука, как учебная дисциплина. Определение искусства живописи. Цель и задачи живописи.




ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫОБУЧЕНИЯ ЖИВОПИСИ

 

Вопросы:

1. Живопись как наука, как учебная дисциплина. Определение искусства живописи. Цель и задачи живописи.

2. Выразительные средства живописи. Цвет как основное выразительное средство живописи.

Живопись как наука, как учебная дисциплина. Определение искусства живописи. Цель и задачи живописи.

«Живопись» является одной из основных дисциплин системы художественно-педагогического образования и эстетического воспитания будущих учителей изобразительного искусства. Учебная дисциплина «Живопись»» ставит своей целью познакомить студентов с историей развития живописи как вида искусства, свойствами цвета как основного выразительного средства живописи; способствовать освоению студентами теоретических знаний цветовой организации искусства. Живопись изучает основные визуальные характеристики цвета, методику работы над живописным произведением, цветовые гармонии, цветовую выразительность и цветовую культуру человечества, выраженную в произведениях мирового и национального искусства. «Живопись» опирается на физические основы цвета, психофизиологический фундамент его восприятия и одновременно анализирует представления общества о принципах цветовой организации произведения. Таким образом, цельюучебной дисциплиныявляется формирование систематизированных знаний студентов по теории и практике живописи, цветовой организации живописного произведения на учебных занятиях.

Теоретические основы живописи включают в себя следующие основные вопросы: что есть искусство живописи, ее задачи и функции, принципиальные отличия от других видов искусств и родов человеческой деятельности; цвет как выразительное средство живописи; что несет в мир художественное произведение, каковы условия его восприятия, интерпретации и оценки; предпосылки деления живописи на виды, жанры, жанровые разновидности, условия формирования жанров, их историческое и современное содержание.

Если рассматривать содержание понятия «живопись» в разных странах, можно проанализировать закономерности наполнения данного понятия смыслообразующими явлениями ее определяющими. Во французском языке «живопись» означает «краска», в итальянском – «картина», в немецком – «знак, начертание». В восточнославянских языках слово «живопись» имеет самостоятельное значение, родственное слову «иконопись» и в истории стоит с ним рядом, наследуя его высокое служение идее. Содержательное, славянское слово «живопись» образовалось поздно, как и все светское искусство восточной Европы – во второй половине 17 в. (С1645г. При дворе царя Михаила Федоровича стали работать иностранные мастера и в совершенно другой манере, чем прежние. Они писали иконы «по-живописному» - живо, и с тех пор появились живописных дел мастера местных школ, монастырские и светские художники). В иконописи употребляется глагол «писа́ть», так же как в греческом языке. В то же время понятие «живописать» может быть понято как энергичная, своеобразная манера писать, то есть и как своего рода письменность.

В связи живописи с письменностью семиотика видит и определённую манеру создавать знаки. История живописи развивается именно в этих двух смыслах: 1) изобразительность ‑ «из-образности» и реалистичности; 2) знаковость. От иконы (образности) к абстракции (знаковости).

Рассмотрим наиболее распространенные определения искусства живописи, ее место в ряду визуальных искусств.

В Популярной художественной энциклопедии искусство живописи определено в общей классификации искусств следующим образом: «Искусства пластические делятся, в свою очередь, на изобразительные и неизобразительные. К первым относятся живопись, скульптура, графика, монументальное искусство… К неизобразительным — относятся архитектура, декоративно-прикладное искусство и художественное конструирование… Границы между изобразительными и неизобразительными искусствами не абсолютны…»

Наиболее распространенное определение живописи звучит следующим образом: Живопись – вид изобразительного искусства, худ. произведение которого создаются с помощью красок, наносимых на какую либо фиксированную в своих параметрах поверхность. В Кратком словаре по эстетике, этот же термин трактуется следующим образом: «живописьодин из важнейших видов изобразительного искусства, в котором задачи образного отражения, истолкования и познания явлений и предметов объективной действительности решаются цветом, неразрывно связанным с рисунком. Произведения живописи создаются красками (цветными материалами)(масляные, водяные, восковые и т.д.), которые наносятся на поверхность холста, штукатурки, бумаги, на керамическую поверхность и т.д. »(1,с.42).

При этом краски и свойства несущей их поверхности не исчерпывают многогранности живописи. Например, живописью могут применяться не краски, а разнообразные цветные материалы, например смальта в мозаике. Кроме того, на различных этапах развития общества, в определение живописи включается идеологическая и политическая составляющая, т.к. живопись отражает и, в свете тех или иных идеологических концепций, оценивает духовное содержание эпохи, ее социальное развитие. По-видимому, универсальное определение не может отразить многообразие сущностей искусства живописи т.к. границы его влияний столь обширны и, в какой то степени, отождествляются в объектах всего рукотворного мира.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: