Как принимаются либеральные принципы в общественной жизни.




Слайд 1 - ТИТУЛ

 

Слайд 2 - Суть либерализма

Основа либеральных взглядов – их направленность на ограничение бюрократической государственной системы, всевластия административного строя. Либерализм считает основой общественного порядка индивидуальную инициативу, предпринимательский дух отдельного человека.

Суть либерализма всегда сводилась к трём основополагающим понятиям, на которых держится зыбкая структура этого термина:

СЛАЙД 3

1. СВОБОДА

2. СОБСТВЕННОСТЬ

3. НЕРАВЕНСТВО

СЛАЙД 4

Первый из заявленных идеалов (СВОБОДА) роднит либерализм и с принципами Великой французской революции, и с демократической доктриной. Либерализм при этом делает основной акцент на экономической свободе индивидуума.

СЛАЙД 5

Второе ключевое слово – СОБСТВЕННОСТЬ – выявляет теснейшую родственную связь либерализма с капиталистическим способом производства, с буржуазным строем как таковым и одновременно противопоставляет либерализм коммунистической и социалистической идеям. Либерализм рассматривает свободные рыночные отношения как одно из наиболее значимых условий для построения гармоничного общества.

СЛАЙД 6

Наконец, третий по порядку, но не по значению принцип – принцип НЕРАВЕНСТВА – кардинально отличает политический феномен либерализма от всех других существующих теорий и учений. Да, люди неравны между собой в силу объективно существующих различий в уровне интеллектуального развития, образования, социального и имущественного положения, - утверждают последователи либеральной идеи. Но, в отличие от приверженцев идеи коммунистической, стремящихся нивелировать и в дальнейшем полностью ликвидировать все эти различия между отдельными людьми, обеспечив им равные права собственности (а вернее, полное отсутствие таковой), либералы предлагают использовать сами эти различия во благо всего общества, видя в них источник внутренней эволюции. Либералы считают также, что идея равного участия всех членов общества в управлении (что, собственно, предполагается при осуществлении власти народа, или демократии) не есть оптимальный вариант для абсолютного большинства государств. Подтверждение правоты этого мнения мы видели на примере Советского государства, в котором функцию управления осуществляли, в соответвии с ленинским указанием, по преимуществу кухарки, а класс профессиональных управленцев, высоко эффективных и профессиональных менеджеров отсутствовал как таковой. Либеральная идея, при этом, в своей сути весьма и весьма гуманна: да, люди неравны между собой, но каждый из них своеобразен и по-своему уникален; высшая задача общества и состоит в максимально полном раскрытии этих разноплановых, разносторонних талантов и способностей, а не в «причёсывании всех под одну гребёнку».

В этом постулате заключается принципиальнейшее различие между либерализмом и тоталитаризмом, делающее их по сути своей диаметрально противоположными теориями.

СЛАЙД 7

Обратимся за определением либерализма к Малому энциклопедическому словарю Брокгауза и Эфрона. В нём это понятие трактуется как

«1) направление в политике, противоположное консерватизму, стремление к реформам и организации государства и общества на началах свободы личности, свободы от притеснений, налагаемых церковью, деспотизмом власти, полицейской регламентацией, обычаями и т.д.

2) либерализм в экономической жизни выставляет требование возможно полной свободы промышленной деятельности от вмешательства государства; отсюда отрицание каких-либо государственных регламентаций и стеснений промышленности и торговой деятельности, требование свободы торговли, невмешательства государства в отношения между предпринимателями и рабочими…»

СЛАЙД 8

Исходя из этого постулата были сформулированы принципы экономической, правовой и государственно-политической системы. Эти идеи воплотились:

СЛАЙД 9

· в социальной сфере: в утверждении абсолютной ценности человеческой личности и равенстве всех людей, признании неотчуждаемых человеческих прав на жизнь;

· в экономике: в идее свободного рынка, свободной, ничем не ограниченной конкуренции;

· в политической сфере: в признании прав человека, в разделении законодательной, исполнительной и судебной властей, в идее государства — «ночного сторожа», правового государства, демократии и парламентаризма.

Основополагающими признаками либерализма являются:

· индивидуальная свобода;

· уважение и соблюдение прав человека;

· свобода частного владения и предпринимательства;

· приоритет равенства возможностей перед социальным равенством;

· правовое равенство граждан;

· договорная система образования государства (отделение государства от гражданского общества);

· разделение властей, идея свободных выборов всех институтов власти;

· невмешательство государства в частную жизнь.

СЛАЙД 10

 

ИСТОРИЯ ЛИБЕРАЛИЗМА

 

Либерализм возник в Европе в XVII-XIX веках в процессе борьбы буржуазии с феодальным монархическим абсолютизмом. По мере развития культуры, общество стало сомневаться, что абсолютные монархи имеют божественное право управлять всей жизнью общества и передавать это право по наследству.

СЛАЙД 11

У истоков либерализма стояли Дж.Локк (1632-1704), Ш.Л. Монтескье (1689-1755), Д.Юм (1711-1776), Ж.Ж.Руссо (1712-1778), А.Смит (1723-1790), И.Кант (1724-1804), В.Гумбольдт (1767-1835), Т.Джефферсон (1743-1826) и другие.

СЛАЙД 12

 

Джон Локк в 1690 году сформулировал два фундаментальных либеральных принципа:

-экономической свободы, как права на личное владение и пользование собственностью,

-интеллектуальной свободы, включающей свободу совести.

 

Основа его теории - представление о естественных правах:

-на жизнь,

-на личную свободу,

-на частную собственность.

 

Граждане (богатые) заключают общественный договор с правительством, согласно которому правительство должно защищать их естественные права.

Д.Локк открыто и честно отстаивал интересы английской буржуазии, поэтому он:

-не распространял свободу совести на католиков,

-не распространял права человека на крестьян и слуг,

-не одобрял демократию.

 

Демократия понималась не буквально, а просто как некоторое, пусть даже небольшое, участие более широких слоёв общества в управлении государством.

СЛАЙД 13

Адам Смит исходил из объективности экономических законов и разработал логичную систему, которая объясняла функционирование свободного рынка исходя из внутренних экономических механизмов, а не внешнего политического управления.

Википедия: "Смит сформулировал концепции "экономического человека" и "естественного порядка". Смит считал, что человек является основой всего общества, и исследовал поведение человека с его мотивами и стремлением к личной выгоде. Естественный порядок в представлении Смита - это рыночные отношения, в которых каждый человек основывает своё поведение на личных и корыстных интересах, сумма которых и образует интересы общества. В представлении Смита, такой порядок обеспечивает богатство, благополучие и развитие, как отдельного человека, так и общества в целом. Для существования естественного порядка требуется "система естественной свободы", основу которой Смит видел в частной собственности.

Самый известный афоризм Смита - "невидимая рука рынка", фраза, которую он использовал для демонстрации автономности и самодостаточности системы, основанной на эгоизме, который выступает эффективным рычагом при распределении ресурсов. Суть её в том, что собственная выгода достижима лишь через удовлетворение чьей-то потребности. Таким образом, производителей рынок "подталкивает" к реализации интересов других людей, а всех вместе к росту богатства всего общества.

Ресурсы же при этом под воздействием "сигнальной системы" прибыли перемещаются через систему спроса и предложения в те сферы, где их использование наиболее эффективно".

 

Частная собственность рассматривалась либералами как гарант и меры свободы.

Слайд 14

В.Гумбольдт: "Идея свободы развивается только вместе с идеей собственности, и самой энергичной деятельностью мы обязаны именно чувству собственности".

СЛАЙД 15

"Дэвид Юм утверждал, что фундаментальные (природные) законы человеческого поведения диктуют нравственные нормы, которые невозможно ни ограничить, ни подавить".

СЛАЙД 16

Шарль Луи Монтескьё развивал идею о всеобщем равенстве граждан перед законом, включая монархов. Основой для этого он считал разделение властей и федерализм.

СЛАЙД 17

 

Жан Жак Руссо в трактате "Об общественном договоре" (1762 г.) обратил внимание, что множество людей незаслуженно исключаются из общественного договора, так как они не имеют собственности. Чтобы такой договор был легитимным, в обмен на свою независимость человек должен получить блага, которые ему может обеспечить только общество, и одним из таких благ Руссо считал образование.

 

В XIX веке идеи либерализма развивали И.Бентам (1748-1832), Дж.С.Милль (1806-1873), Т.Х.Грин (1836-1882), Л.Хобхауз и другие.

Википедия: "Иеремия Бентам критиковал теорию общественного договора Ж. Ж. Руссо как возбуждающую дух восстания, однако защищал требования реформы английского парламента на основе расширения избирательного права. Отстаивал идею свободной торговли и ничем не стеснённой конкуренции, что, по его мнению, должно обеспечить спокойствие общества, справедливость, равенство. Был сторонником свободы слова, отделения церкви от государства, женского равноправия, права на развод, запрещения рабства, запрещения пыток и телесных наказаний, отмены наказания для гомосексуалистов. Выступал за права животных".

СЛАЙД 18

 

Джон Стюарт Милль в эссе "О свободе" писал: "Единственная цель, которая служит оправданием для вмешательства одних людей, индивидуально или коллективно, в деятельность других людей, - это самозащита. Проявлять власть над членом цивилизованного общества против его воли допустимо только с целью предотвращения вреда другим». Однако, видя бедственное положение основной массы народа, его низкий интеллектуальный и жизненный уровень, Милль в более поздних работах несколько изменил свои взгляды и писал, что наступит время "когда распределение продуктов труда... будет производиться в соответствии с общепринятыми принципами справедливости". Кроме того, он пришел к мысли, что существующие государственные институты можно изменять, что "законы" распределения благ не являются социальными, они изобретены человеком и, следовательно, человек может их изменить.

 

 

Томас Хилл Грин основной акцент в своих работах делал на индивидуализм, но в то же время он указывал, что человек имеет определенные обязательства перед обществом. Это можно рассматривать как некоторый отход от классического либерализма в сторону социального либерализма. Грин считал, что государство обязано охранять права граждан. Он также считал идеальным общество без классовой борьбы, которое, по его мнению, можно построить посредством свободного рынка.

 

СЛАЙД 19

 

ЛИБЕРАЛИЗМ и ДЕМОКРАТИЯ

В обществе шли необратимые процессы, народ начал активно бороться за социальную справедливость, за свои права и либералам пришлось идти на уступки, изменить тактику и не афишировать свои истинные цели.

Википедия: "Опасения со стороны либералов, связанные с демократией, особенно усилились после Великой Французской революции. В частности, поэтому французские либералы в целом поддерживали Наполеона Бонапарта, который хотя и был противником подотчётности власти (и тем более народовластия), однако способствовал реализации и популяризации ряда важнейших либеральных идей.

Поворотным моментом стала работа Алексиса де Токвиля "Демократия в Америке" (1835 г.), в которой он показал возможность общества, где личная свобода и частная собственность сосуществуют с демократией. По мнению Токвиля, ключом к успеху такой модели, получившей название "либеральная демократия", является равенство возможностей, а наиболее серьёзную угрозу представляет вялотекущее вмешательство государства в экономику и попрание им гражданских свобод.

После революции 1848 г. и государственного переворота Наполеона III (в 1851 г.) либералы всё больше стали признавать необходимость демократии для осуществления либерализма в полной мере".

 

Не все, однако, поверили в сказку о возможности построения справедливого общества, основанного на частной собственности и свободном рынке. В 1848 году К.Марксом и Ф.Энгельсом был опубликован "Манифест коммунистической партии", в котором прямо говорилось, что "вышедшее из недр погибшего феодального общества современное буржуазное общество не уничтожило классовых противоречий. Оно только поставило новые классы, новые условия угнетения и новые формы борьбы на место старых". Так одновременно с либерализмом в мире начала мощно и быстро развиваться коммунистическая и социалистическая идеология.

СЛАЙД 20

СОБЫТИЯ, ПОВЛИЯВШИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИБЕРАЛИЗМА

СЛАЙД 21

-Английская буржуазная революция XVII века (1640-1660 гг.) и "славная революция" 1688 года.

Уничтожение абсолютизма, удар по феодальной собственности и превращение её в буржуазную, провозглашение свободы торговли и предпринимательства.

-Война за независимость США (1775-1783).

-Великая Французская Революция (1789-1799).

По своему характеру революция была буржуазной и заключалась в смене феодального строя на капиталистический. Ведущую роль играла буржуазия, свергнувшая феодальную аристократию. Основной лозунг революции был - свобода, равенство, братство.

-Великая Октябрьская Социалистическая Революция 1917 г.

СЛАЙД 22

Идеи либерализма и исторические события были взаимосвязаны и оказывали взаимное влияние друг на друга. Так участники английской буржуазной революции и участники войны за независимость США руководствовались многими принципами либерализма. А позднее некоторые из этих принципов были зафиксированы в государственных документах. Первым таким документом стала "Декларация независимости США" (1776 г.). Главным автором этого документа был Томас Джефферсон. Впервые провозглашался принцип суверенитета как основа государственного устройства, и утверждалось за народом право на восстание и свержение деспотического правительства, провозглашались также основные идеи демократии - равенство людей, их "неотъемлемые права, среди которых право на жизнь, свободу и на стремление к счастью".

 

Важным событием в истории развития либерализма была Великая французская революция. В одном из ее главных политико-идеологических документов - "Декларации прав человека и гражданина" (1789 г.) записано, что "целью всякого политического объединения является сохранение естественных неотъемлемых прав человека. Эти права суть свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению".

 

Большое влияние на развитие либерализма оказала Великая Октябрьская Социалистическая Революция. Было построено принципиально новое общество - социализм, в котором была уничтожена частная собственность на средства производства, что привело к установлению реального экономического и политического равенство всех граждан. Вместо рынка была создана плановая экономика. Социализм оказал большое положительное влияние на развитие либерализма в капиталистических странах, в плане его социализации.

СЛАЙД 23

СОЦИАЛЬНЫЙ ЛИБЕРАЛИЗМ

Возник в конце XIX века под влиянием утилитаризма и марксизма.

Основатели этого вида либерализма - Джон Дьюи (1859-1952), Мортимер Адлер (1902-2001) и др.

Они считали, что государство должно заботиться о социальной справедливости и все граждане должны иметь доступ к базовым ценностям, таким, например, как образование. Википедия: "Социальный либерализм поддерживает введение некоторых ограничений на экономическую конкуренцию. Он также ожидает от правительства предоставления социальной защиты населению (за счёт налогов), чтобы создать условия для развития всем талантливым людям, для предотвращения социальных бунтов и просто "для общего блага"".

СЛАЙД 24

КРИЗИС КЛАССИЧЕСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЛИБЕРАЛИЗМА

Великая депрессия 1930-х показала несостоятельность классического экономического либерализма. Стало очевидно, что нерегулируемые рынки не могут обеспечить процветание государства и предотвратить нищету населения. В этой ситуации Джон Дьюи, Джон МейнардКейнс и президент Франклин Рузвельт решили создать более сложную экономическую систему ("Новый курс"), которая бы по-прежнему оставалась капиталистической, была бы "оплотом личной свободы", но при этом государство могло защитить население от издержек капитализма.

Джон МейнардКейнс, Людвиг-Иосиф Брентано, Леонард ТрелониХобхаус, Томас Хилл Грин, Бертиль Олин и Джон Дьюи описали, как государство должно регулировать капиталистическую экономику, чтобы защищать свободу и при этом избежать социализма.

 

СЛАЙД 25

КЕЙНСИАНСТВО

 

"Рыночной экономике не свойственно равновесие, обеспечивающее полную занятость. Причина - склонность сберегать часть доходов, что приводит к тому, что совокупный спрос меньше совокупного предложения. Преодолеть склонность к сбережению невозможно. Поэтому государство должно регулировать экономику воздействием на совокупный спрос: увеличение денежной массы, снижение ставок процента (стимуляция инвестиционной деятельности). Недостаток спроса компенсируется за счёт общественных работ и бюджетного финансирования.

Кейнс предлагал следующий выход: если массовый потребитель не способен оживить совокупный спрос в масштабах национальной экономики, это должно сделать государство.

 

Основные положения:

-Рыночная экономика не может саморегулироваться, поэтому вмешательство государства неизбежно.

-Проблемы расширенного воспроизводства необходимо решать с позиции спроса, обеспечивающего реализацию ресурсов, а не с позиции предложения ресурсов.

-Кризисы перепроизводства нежелательны, поэтому проблему равновесия в макроэкономике следует решать с позиции "эффективного спроса", который выражает равновесие между потребителем и производством, доходом и занятостью.

-Анализ макроэкономических показателей позволяет выяснить, как функционирует экономическая система в целом, каковы потоки производимой, распределяемой и потребляемой стоимости и каков "эффективный спрос".

-Основной инструмент регулирования экономики - это бюджетная политика, она решает задачи занятости рабочей силы и производства.

 

Идеи Кейнса получили дальнейшее развитие в работах представителей посткейнсианства".

СЛАЙД 26

НЕОЛИБЕРАЛИЗМ

 

Википедия: "Сторонники неолиберализма считали, что Великая депрессия была результатом не невмешательства государства в экономику, а наоборот, чрезмерного государственного регулирования рынка. Экономисты австрийской и чикагской школ (Фридрих Август фон Хайек, Людвиг фон Мизес, МюррейРотбард, Милтон Фридман и др.) указывают, что Великой депрессии предшествовала масштабная денежно-кредитная экспансия и искусственное занижение процентной ставки, которые исказили структуру инвестиций в экономике. В работе "Капитализм и свобода" (1962 г.) Фридман называет главными причинами Великой депрессии фиксированную привязку курса доллара к золоту, регулирование банковской системы, повышение налогов и печать денег для оплаты государственного долга.

 

В 2008 году в связи с экономическим кризисом дискуссия между сторонниками неолиберализма и социал-либерализма вновь обострилась. Стали звучать призывы вернуться к социально направленной политике по перераспределению доходов, протекционизму и реализации кейнсианских мер".

 

Прежде чем критически рассмотреть современный либерализм, для удобства, формализуем основные принципы политического, экономического и культурного либерализма.

СЛАЙД 27

СОВРЕМЕННЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИБЕРАЛИЗМ

Основные принципы:

-Отдельная личность - основа закона и общества (индивидуализм).

-Общественные институты существуют для того, чтобы способствовать наделению индивидуумов реальной властью.

-Общественный договор - договор, согласно которому законы издаются с согласия общества для его блага и защиты общественных норм, и каждый гражданин подчиняется этим законам.

-Верховенство закона - государство должно обладать достаточной силой для его обеспечения.

-Всеобщее избирательное право.

-Разделение властей - на законодательную, исполнительную и судебную.

СЛАЙД 28

СОВРЕМЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЛИБЕРАЛИЗМ

Основные принципы:

-Частная собственность - основа экономики, она - "священна и неприкосновенна".

-Свободное частное предприятие - основной вид предприятий в государстве.

-Невмешательство государства в экономику (или допускается небольшое вмешательство).

-Отмена государственных субсидий и юридических барьеров для торговли.

-Стоимость товаров и услуг должна определяться только рынком.

-Рынок не нуждается в государственном регулировании (или допускается небольшое).

-Некоторые либералы считают, что рынок должен быть даже в судопроизводстве и других областях.

СЛАЙД 29

СОВРЕМЕННЫЙ КУЛЬТУРНЫЙ ЛИБЕРАЛИЗМ

Под этим понимаются положения либерализма в области прав человека и свобод.

Основные принципы:

-полная свобода творчества писателей, режиссёров, журналистов, художников,

-отсутствие государственной цензуры (или её наличие в минимальном виде),

-отсутствие государственного регулирования литературы и искусства,

-толерантность (все взгляды равноправны),

-мультикультурализм (все культуры равноправны независимо от их содержания),

-все религии равноправны,

-все виды сексуальных отношений равноправны,

-человек сам определяет допустимость приёма наркотиков,

-человек сам вправе решать вопрос об эвтаназии.

СЛАЙД 30

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЛИБЕРАЛИЗМ

В последние 30 лет в мире произошли огромные качественные изменения.

Во-первых, в экономически развитых странах изменился характер капитализма - на смену производственно-промышленному капитализму пришёл финансово-спекулятивный капитализм.

Во-вторых, изменился характер международного капитализма (империализма) - возросла роль транснациональных компаний и финансово-промышленных групп, которые активно вмешиваются и влияют на политику и экономику других стран (ограничивают суверенитет), интенсивно идёт процесс глобализации.

В-третьих, с гибелью социалистической системы и СССР у империализма значительно расширились возможности приобретения сырья за счёт образования новых сырьевых колоний и появились новые рынки сбыта для своей готовой продукции.

Для осуществления мировых процессов "демократизации" и "либерализации" возникли и стали активно действовать ряд международных организаций. Рассмотрим кратко некоторые из них.

 

В 1947 году был образован "Либеральный интернационал". В настоящий момент в нём насчитывается порядка 70 членов (организаций), от РФ в нём представлена только одна партия, это - Яблоко. Большого влияния на международную экономику и политику Либеральный интернационал не оказывает.

 

Основные организации, оказывающие влияние на международную политику и экономику сегодня - МВФ, Всемирный банк, МБРР и ВТО.

 

СЛАЙД 30

 

ВАШИНГТОНСКИЙ КОНСЕНСУС

 

"Вашингтонский консенсус был сформулирован английским экономистом Д.Уильямсоном в 1989 году как свод правил экономической политики для стран Латинской Америки, а позднее их применили и к странам Восточной Европы. Документ продекларировал условия, необходимые для перехода этих стран от командной модели экономического развития к либеральной модели.

 

Принципы отражали общую позицию (консенсус):

-администрации США,

-главных международных финансовых организаций (МВФ и Всемирного банка),

-ведущих американских аналитических центров.

 

Десять принципов "Вашингтонского консенсуса":

1.Поддержание фискальной дисциплины (минимальный дефицит бюджета).

2.Приоритетность здравоохранения, образования и инфраструктуры среди государственных расходов.

3.Снижение предельных ставок налогов.

4.Либерализация финансовых рынков для поддержания реальной ставки по кредитам на невысоком, но всё же положительном уровне.

5.Свободный обменный курс национальной валюты.

6.Либерализация внешней торговли (в основном за счет снижения ставок импортных пошлин).

7.Снижение ограничений для прямых иностранных инвестиций.

8.Приватизация.

9.Дерегулирование экономики.

10.Защита прав собственности".

СЛАЙД 32

ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО)

Идея создания международной организации, призванной регулировать международную торговлю, возникла ещё до окончания Второй мировой войны.

В 1944 году усилиями США и Великобритании на Бреттон-Вудской конференции были основаны:

Международный валютный фонд (МВФ) и

Международный банк реконструкции и развития (МБРР).

Третьей организацией нового мирового экономического порядка тогда предполагали создание Международной торговой организации (МТО).

В 1947 г. подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ).

В 1995 г. создана ВТО, с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей ГАТТ.

На июль 2008 г. в ВТО состояло 153 страны (95% мирового торгового оборота).

Задачей ВТО провозглашено установление общих принципов международной торговли. Согласно декларации, работа ВТО, (также как и ГАТТ до него), опирается на основные принципы - равные права, взаимность, прозрачность.

 

СЛАЙД 33

КРИТИКА ЛИБЕРАЛИЗМА

 

Частная собственность на средства производства - источник и причина экономического и социального неравенства в обществе.

 

В капиталистическом обществе реальная власть в государстве сконцентрирована в руках очень небольшой группы людей, которые и контролируют - экономику, политику, финансы и идеологию.

 

В условиях экономического неравенства, равенство граждан перед законом (справедливый общественный договор) и равенство возможностей (общество равных возможностей) - утопия, обман. Истинная цель капитализма - узаконивание экономической эксплуатации.

 

В.И.Ленин, ПСС, т. 37, с. 457:

"Буржуазный парламент, хотя бы самый демократический в самой демократической республике, в которой сохраняется собственность капиталистов и их власть, есть машина для подавления миллионов трудящихся кучками эксплуататоров".

 

В.И.Ленин, ПСС т.37, с.255:

"Только либерал может забывать историческую ограниченность и условность буржуазного парламентаризма... На каждом шагу в самом демократическом буржуазном государстве встречают угнетенные массы вопиющее противоречие между формальным равенством, которое "демократия" капиталистов провозглашает, и тысячами фактических ограничений и ухищрений, делающих пролетариев наемными рабами. Именно это противоречие раскрывает глаза массам на гнилость, лживость, лицемерие капитализма".

 

Либерализм гиперболизирует свободы человека. Человек - существо общественное и, помимо личных интересов, на нём лежат огромные общественные обязанности, в том числе он не должен паразитировать на обществе, а обязан заниматься общественно полезным трудом. Человек получает в пользование при рождении огромные достижения предыдущих поколений (наука, промышленность, инфраструктура, культура), всё это он обязан сохранить, преумножить и передать следующим поколениям. Нельзя, естественно, впадать и в другую крайность, когда общественные интересы полностью подавляют личные.

 

Вера либералов в "неведомую руку рынка" - антинаучна, наивна и похожа на мистику или религию. Рынок, действительно, всё регулирует, но не обязательно результаты такой регулировки будут положительными для общества. Один из возможных вариантов регулирования - крах экономики и гибель государства.

 

Международный либерализм сегодня проводит жёсткую политику в интересах нескольких экономически наиболее развитых стран и транснациональных корпораций и в ущерб остальным странам.

Лоренс Браун, советник правительства Китая, о ВТО:

-"всего лишь 20 стран обладают силой и принимают решения в ВТО;

-ВТО не создала правила для справедливой торговли;

-правила ВТО не применяются на равных условиях ко всем членам организации;

-каждый саммит ВТО сопровождается массовыми протестами, потому что это не справедливая торговля;

-ВТО не создает благополучия и развития для всех стран".

Википедия: "Многие [обоснованно] считают, что свободная торговля не делает жизнь большинства более процветающей, а лишь приводит к дальнейшему обогащению уже богатых (как стран, так и личностей)... например, постсоветские страны, такие как Украина и Киргизия, сильно проиграли от своего вступления в ВТО. В частности, за почти 10 лет нахождения Киргизии в организации в этой стране почти полностью исчезло промышленное производство, а сельское хозяйство значительно сократило своё производство".

 

С.Ю.Глазьев, академик: "[теоретические изъяны] "Вашингтонского консенсуса" хорошо известны... примитивная теория стабилизации в условиях стабильно функционирующих рыночных экономик не могла работать в ситуации, когда рыночной экономики и соответствующей ей инвестиционной структуры ещё не было, не было рыночной конкуренции, не было частной собственности".

 

Анализируя результаты десятилетнего периода (1990-2000 гг.) силового внедрения доктрины "вашингтонского консенсуса" по всему миру и действий МВФ, бывший главный экономист программы ООН Изабелл Грюнберг пришла к выводам, что это - продуманная и жёсткая политика:

-распродажи стран ["привлечение инвесторов"];

-сокращения до минимума программ социального развития [превращение здравоохранения и образования в набор платных услуг];

-создания валютных резервов [вопреки потребностям национальной экономики, в качестве гарантий для иностранных инвесторов];

-обеспечения полной свободы передвижения капиталов по всему миру [для облегчения вывода капиталов из стран и игре иностранного капитала на биржах];

-приватизации и превращения всех ресурсов в предмет купли-продажи [продажа иностранцам прибыльных активов в сырьевом секторе, энергетике, металлургии];

-налоговых реформ, обеспечивающих перенос налогового бремени на бедные слои населения [плоская шкала налогов, низкие налоги на дивиденды].

СЛАЙД 34

 

Как принимаются либеральные принципы в общественной жизни.

Приведем несколько примеров, показывающих, каким образом либеральные принципы могут быть применены в общественной жизни. Рассмотрим вначале меры государства, которые очевидно противоречат традиционным либеральным принципам: пошлины и тарифы, прямой контроль над импортом и экспортом, контроль над денежным обращением, контроль над ценообразованием. Каждая из этих мер является ущемлением свободы индивидов вступать по собственному выбору в соглашения, не имеющие существенных отрицательных последствий для третьих сторон. Допустим, определенные типы жилых домов – например, в густонаселенных бедных районах – требуют больше средств для оплаты работы полиции и пожарных. Для либерала традиционного типа это буквальный «эффект соседства», и поскольку источник дополнительных расходов очевиден, либерал сочтет оправданным повышение налогов на землю в этом районе, а не дополнительные субсидии на жилье для бедных. Главный аргумент в пользу субсидий носит патерналистский характер: люди «заслужили» жилье получше, и правильно было бы использовать общественные деньги на соответствующие субсидии. Либерал классического типа будет возражать, исходя из следующих двух оснований. Во-первых, если какие-то люди нуждаются в субсидии, почему бы не предоставить им саму эту субсидию и не позволить распорядиться ею так, как они сочтут нужным? Во-вторых, либерал оспорит перераспределение самого дохода. Либерал старого толка поддержит правительственные меры по облегчению участи нищих на том патерналистском основании, что необходимо заботиться о людях, которые не способны отвечать за свою собственную жизнь. Однако он сочтет, что неразборчивость в широкомасштабном дотировании общественного жилого фонда подрывает принцип личной ответственности. Уменьшить степень неравенства, скажет либерал, можно не с помощью вводящих в заблуждение паллиативов или перераспределения богатства, но за счет улучшения работы рынка, усиления конкуренции, а также расширения возможностей для проявления личных способностей.

Пример с жилым фондом показывает, каким образом главное достоинство традиционного либерального общества может быть в то же самое время источником возражений против такого общественного устройства. Либеральное общество предоставляет людям возможность свободного выбора того, на что они способны, вместо предоставления «благ», которые решает им дать какая-то группа благодетелей. Адам Смит в Богатстве народов дает прекрасное резюме нашему обсуждению в этой статье вопроса о роли государства в обществе, построенном на принципах традиционного либерализма: «Всякий человек, если он не нарушает законов справедливости, свободен, преследовать свои собственные интересы так, как он пожелает, и соревноваться в своей деятельности и применении капитала с другими людьми или сословиями. Суверен же должен быть полностью освобожден от своих обязанностей, пытаясь исполнить которые он по необходимости подвержен множеству заблуждений и для совершенного выполнение коих никому не хватит человеческой мудрости и знания; обязанности его состояли бы в наблюдении за частной деятельностью людей и направлении ее к целям, наиболее подходящим для интересов общества. Согласно системе естественной свободы, суверен обязан исполнять всего три обязанности; обязанности эти крайне важны, однако в то же время отличаются простотой и понятностью для простолюдинов; первая – обязанность защищать общество от насилия или иноземного вторжения; вторая – обязанность защищать насколько возможно каждого члена общества от несправедливости и угнетения другими членами общества, иначе говоря, установить правление по законам справедливости; и третья – обязанность учреждения и поддержания некоторых общественных работ и институтов, невыгодных для учреждения и поддержания с точки зрения интересов любого отдельного индивида или группы индивидов, поскольку доход от них никогда не покрывает расходов, и в то же время они зачастую оказываются самым выгодным вложением средств с точки зрения общества в целом».

Либерализм сегодня. Во времена Адама Смита и Риккардо либерализм относился к числу радикальных движений, поскольку предлагал перейти от государственного вмешательства в дела общества к п<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: