Что должны знать и уметь дети к концу подготовительной к школе группы.
Развитие речи
· Ориентировка в смысловом различии слов-синонимов. Например,- большой – огромный – громадный.
· Понимание переносного значения многозначных глаголов, прилагательных в словосочетаниях. Например,- дождь озорничал, лес дремлет, золотые руки.
· Умение подбирать антонимы к глаголам, наречиям, прилагательным, словосочетаниям. Например,- назвать слова, противоположные данным по смыслу: толстый, светлый, быстрый, глубокий, длинный; вверх, направо, много, быстро, громко; поднимать, строить, спешить, смеяться, говорить; свежий хлеб (черствый), свежая рубашка (грязная).
· Умение свободно подбирать синонимы и антонимы разных частей речи при составлении рассказа. Например, - Подбери к слову «веселый» близкие по смыслу слова (радостный, бодрый, шустрый, оживленный, счастливый, улыбающийся).
· Умение определять значения слов. Например, - Стол – за ним сидят и рисуют, либо стол – это мебель.
· Умение составлять повествовательный рассказ по картине.
Рассказ интересен по сюжету, имеет начало, середину и конец, выстроен в логической последовательности, грамматически правильно строит простые и сложные предложения, правильно согласует слова и словосочетания в предложениях, употребляет разные типы предложений, для разнообразия использует различные части речи, образные слова, синонимы, антонимы, правильное звуковое оформление рассказа (плавность умеренный темп речи, интонационная выразительность, дает заглавие рассказу.
· Умение пересказывать литературный текст.
Полный, объемный пересказ текста, полное раскрытие структурных частей, грамматически правильно строит простые и сложные предложения, правильно согласует слова и словосочетания в предложениях, правильное звуковое оформление рассказа (плавность умеренный темп речи, интонационная выразительность.
· Понимание жанровых отличий произведений. (Рассказ, стихотворение, сказка)
Математика
Свойства
· Находить геометрическую фигуру, используя таблицу.
· Знает и обобщает геометрические фигуры в понятие «многоугольник».
· Раскладывает предметы по ширине, высоте, толщине в пределах 10.
· Преобразует геометрические фигуры с использованием линейки, циркуля, шаблонов.
· Узнаёт и называет пирамиду.
· Использует слова: площадь, объем, масса, – для определения свойств предметов.
Отношения
· Определяет равенства нескольких групп предметов по числу (такое же число) и неравенства (если одна группа предметов больше, то другая…)
· Определение зависимости при делении целого на части: чем на большее число долей делится целое, тем меньше каждая часть, и наоборот).
· Ориентируется и составляет план, схему.
· Знает: минута – час, сутки – неделя, неделя – месяц, месяц – год.
Числа и цифры
· Обратный счет в пределах 1 0.
· Состав числа из двух меньших чисел.
· Сложение и вычитание (по 1, 2).
· Решает задачи, примеры, формулирует арифметические действия и способ выполнения.
Сохранение количества и величины.
· Устанавливает связи изменения и неизменности числа, величины в зависимости от формы и расположения предметов.
· Изменение числа и величины в зависимости от их увеличения или уменьшения.
Экология
Животный мир
· Знает животных степей, пустынь, Крайнего Севера.
· Знает декоративных животных, правила ухода за ними.
· Знает приспособляемость живых организмов к среде обитания, сезонным изменениям в природе.
· Знает и называет причины проявления чувств животных (голод, боль, удовольствие, радость, привязанность)
Растительный мир
· Знает и называет деревья (5-6)
· Знает и называет кустарники (3-4)
· Знает и называет комнатные растения (5-6)
· Знает и называет садовые цветущие растения (4-5)
· Знает и называет травянистые растения и злаки (4-5)
· Различает и называет ягоды, грибы (4-5 новых видов) съедобные и несъедобные.
· Знает органы растений и их функции.
· Знает стадии роста и развития растений.
· Знает потребности растений в оптимальной температуре, свете, зависимость от условий среды, времени года.
· Знает правила ухода за растениями.
Человек
· Имеет представление о человеке как живом организме (дышит, растет)
· Называет признаки, отличающие человека от животного (умеет думать, говорить)
· Знает биологические потребности человека в пище, свете, тепле и т.д.
· Называет факторы окружающей среды, влияющие на укрепление здоровья человека (вода, солнце..)
· Бережное отношение человека к среде обитания.
· Использование человеком факторов природной среды (почва, воздух, вода, солнце, природные ископаемые)
· Знает правила поведения в экстремальных или опасных ситуациях (гроза, пожар, гололед)
Развитие представлений о человеке
В истории и культуре
· Знание русских народных сказаний, былин, мифов, узнавание героев в произведении изобразительного искусства.
· Жизнь человека в древности: пещера, огонь, строительство хижин…
· Развитие труда человека: охота, земледелие, скотоводство.
· Старинные и современные профессии.
· Усовершенствование средств передвижения.
· Изменение условий быта человека.
· Развитие средств коммуникации: почта, письменность, книгопечатание, телефон…
· Основы правового сознания.
ИЗО
Рисование
· Рисует с натуры, передавая общие и индивидуальные признаки.
· Передает образ через позу, динамику или статику, жесты, мимику.
· Использует цвет для передачи настроения, состояния, отношения.
· Изображает сказочные образы.
· Создает единую композицию, используя цвет, пространственную и временную связь.
· В декоративном рисовании создает стилизованные образы, украшает с помощью растительного и предметного узора, используя ритм, симметрию.
· Применяет новые изобразительные материалы.
· Пользуется палитрой. Создает эскиз, набросок.
· Усвоил новые способы рисования (по сырому, по сухому, тушовка, штриховка)
Аппликация
· Освоил технику симметричного, силуэтного, многослойного и ажурного вырезывания.
· Создает мозаичные и объемные аппликации.
· Использует разнообразные материалы (разная бумага, ткань, природный материал и др.)
Лепка
· Создает объемные и рельефные изображения с помощью стеки, штампа.
· Создает композицию в сюжетной лепке.