Структура эссе
1) Вступление + формулировка проблемы
2) Комментарий к проблеме (включает два примера-иллюстрации из прочитанного текста)
3) Позиция автора
4) Ваша собственная позиция
5) Аргумент в защиту вашей позиции #1
6) Аргумент в защиту вашей позиции #2
7) Заключение
Один пункт – 1 абзац (2 и 3 пункты можно объединить).
Идеальный абзац состоит из 3-4 предложений. Писать и вступление, и заключение лучше всего в самом конце, когда основная работа над сочинением завершена.
Формулировка проблемы
Перед формулировкой проблемы определите тему текста. В тексте может быть несколько проблем. Тогда лучше выбрать ту, которая более очевидна, бросается в глаза.
Чтобы сформулировать проблему, можно представить ее в виде формулы, где X — это тема, которую мы определили. Тогда проблема — это:
o Что такое Х?
o Что не так с Х?
o Какова роль Х в нашей жизни?
o Х (или отсутствие X) — это плохо, трагично.
Например, тема текста — материнская любовь. Мы можем:
А) порассуждать о том, что такое материнская любовь и зачем она нужна;
Б) поговорить о недостатке материнской любви в современном мире;
В) высказаться о роли материнской любви в жизни человека;
Г) указать на серьёзные последствия нехватки любви для человека или общества.
Как определять проблему в ЕГЭ по русскому языку
1. Читаем целиком весь текст.
2. Читаем второй раз и подчеркиваем ключевые слова.
3. Определяем тип текста: повествование или рассуждение.
4. Если повествование, делим текст по описываемым действиям. Если рассуждение — по количеству мыслей, поднятых в тексте. Обычно получается 3-5 фрагментов.
5. В каждом фрагменте определяем тему и основную мысль. Здесь понадобятся ключевые слова, которые мы подчеркнули.
6. Выбираем из 3-5 тем ту, которая относится сразу ко всем фрагментам. Это и есть тема всего текста. Записываем её прямо под заголовком.
7. На основе темы формулируем проблему текста.
Комментируем проблему
Задайте один или несколько вопросов по тексту из следующего списка:
На каком материале раскрыта проблема?
Автор может использовать цитаты, примеры из жизни или истории известных людей. В художественном произведении таким материалом становятся герои, их мысли и действия, то есть автор ставит и раскрывает проблему с помощью вымысла. Все эти нюансы вы можете отметить в комментарии.
Какие типы речи использует автор?
Три типа речи — рассуждение, описание и повествование. Если вы определили в тексте один или несколько типов речи, поделитесь вашими наблюдениями:
«Автор рассказывает, что…» или «Автор рассуждает о…».
В каком стиле написан текст?
Он может быть художественным, научным и публицистическим. Отметьте это в своем комментарии.
Какие крупные смысловые части есть в тексте и как это помогает раскрыть проблему?
Отразите в комментарии структуру текста. Например, так:
«Сначала автор ставит перед читателем проблему, потом переходит к рассуждениям».
Таким образом, вы продемонстрируете, что знакомы с понятием композиции и умеете видеть, как структура текста влияет на раскрытие главной мысли.
Какой фрагмент в тексте наиболее важен для раскрытия проблемы?
Укажите на этот фрагмент (но не надо пересказывать его подробно) и объясните, почему он показался вам ключевым.
Какой образ или аргумент из текста показался вам наиболее убедительным?
Выделите в тексте ядро — самый впечатляющий эпизод, самый эмоциональный момент, убедительный аргумент, яркую метафору — и постройте комментарий вокруг этого ядра, расскажите, почему этот момент, по вашему мнению, так важен.
Определяем авторскую позицию
Нужно понять, как автор относится к проблеме и как он сам отвечает на вопросы, которые ставит в тексте.
Авторская позиция бывает не всегда очевидна, особенно в художественных текстах. В таком случае можно написать:
«Автор не доносит прямо свою позицию, оставляя читателю простор для размышлений» или «Из текста видно, что автор симпатизирует герою, хотя это не прописано».
Выражаем собственное мнение
Мало написать, согласны вы с автором или нет. Недостаточно еще раз пересказать позицию автора как свою, необходимо сформулировать своими словами ваше личное мнение о проблеме.
Аргументируем свою позицию
o Два аргумента обязательны.
o Необходимо опираться на свой читательский опыт, то есть привести аргумент из литературы.
Один аргумент в защиту вашей позиции обязательно должен быть литературным, второй аргумент может быть из жизненного опыта.
o Аргумент — это очень конкретный факт из литературного произведения или из жизни.
Абстрактное рассуждение на тему аргументом не является. Можно использовать в качестве аргумента чье-то авторитетное мнение или статистические данные, но они должны быть конкретными: имя человека, почему он является авторитетом в данной области, цитаты, цифры и тому подобное.
o Аргумент должен доказывать вашу правоту.
Подобрав аргумент, обязательно проверьте себя такими вопросами: в чем убеждает мой аргумент? что он доказывает? И приведя аргумент в сочинении, напишите ответ на эти вопросы:
«Этот пример доказывает, что…», «Этот случай убеждает нас в том, что…»
Вступление и заключение
Для вступления и заключения достаточно одного-двух предложений.
Во вступлении можно говорить об актуальности проблемы, истории вопроса. Вступление должно вызывать интерес к теме и желание прочитать ваше сочинение.
В заключении вы подводите итоги. Можно написать, как повлиял на вас прочитанный текст, какой опыт вы приобрели, подчеркнуть еще раз основную мысль, в которой вы хотите убедить читателя. Допускаются призывы к решению проблемы или позитивный взгляд на разрешение проблемы сейчас или в будущем.
В сочинении не должно быть:
o Разговорной лексики
o Грубых и нецензурных слов
o Научных терминов и оборотов
o Канцеляризмов
o Излишней высокопарности
o Устаревших слов и выражений
Необходимо писать грамотно, литературным языком, используя нейтральную лексику.