Принципы автоматизации подъемных установок




Автоматизация

Подъемные установки шахт и рудников служат для подъема на поверхность полезного ископаемого и породы, а также для спус­ка и подъема людей и груза. Основные части подъемной установ­ки: подъемная машина; привод подъемной машины; подъемные сосуды; канаты, соединяющие подъемные сосуды с органом на­вивки подъемной машины; копер со шкивами; аппаратура управ­ления и защиты.

Автоматическое управление подъемными установками позво­ляет значительно повысить безопасность и надежность их рабо­ты, дает возможность увеличить производительность подъема, уменьшить расход электроэнергии. Увеличение надежности рабо­ты при автоматизации позволяет сократить непроизводительные простои, затраты на материалы и запасные части, увеличить меж­ремонтные сроки, повысить срок службы подъемных канатов.

 

Принципы автоматизации подъемных установок

Важнейшей задачей при автоматизации подъемных машин является выполнение заданного графика скорости и ускорений по времени во все периоды движения подъемного сосуда. Диаграмма скорости по существу – критерий производительности и экономичности подъемной установки.

В неавтоматизированных подъемных установках оператор непрерывно контролирует рабочий процесс и управляет системой электропривода, воздействуя на рукоятку командоконтроллера и рычаг управления тормозом. При этом выполнение заданной диаграммы скорости движения подъемных сосудов в значительной степени зависит от его опыта и внимательности. Вследствие высокой скорости движения скипов и клетей и жестких требований в отношении пуска и торможения двигателя при самой внимательной работе ошибки оператора не могут быть исключены. В лучшем случае они приводят к снижению производительности по сравнению с проектной.

При автоматизации выполнение заданной диаграммы скорости полностью возлагается на систему электропривода. Особенно вы­сокие требования предъявляются к процессу управления во вре­мя замедления. Это объясняется тем, что масса подъемной уста­новки средней мощности, приведенная к окружности барабана, со­ставляет 50000—80000 кг, а скорость подъема достигает 20 м/с. Для остановки скипа, движущегося с такой скоростью, при допу­стимых значениях замедления требуется путь 20—30 м. В то же время отклонение от уровня точной остановки не должно превы­шать 0,25—0,3 м; относительная точность остановки равна 0,8—1 %. Для клетевых подъемников эта величина составляет 0,2— 0,5 %. Указанной относительной точности остановки подъемных машин можно достигнуть только созданием режима дотягивания на пониженной скорости.

Неточность ра­боты системы автоматического управления в режиме торможения, предшествующем дотягиванию, может привести к тому, что скип будет входить в разгрузочные кривые с повышенной скоростью, вследствие чего точность остановки снизится. Если же для повы­шения точности остановки немного удлинить путь дотягивания, то снижается производительность. Оба фактора — снижение точ­ности остановки и производительности — нежелательны.

На точность формирования электроприводом диаграммы скорости в режиме торможения влияют различные возмущающие факторы: масса поднимаемого груза, упругие свойства каната, жесткость механической характеристики электропривода, тормозное усилие и т. д.

Задача САУ электропривода подъемной машины состоит в том, чтобы возможно точнее воспроизводить заданную диаграмму скорости и возможно полнее подавлять влияние возмущающих воздействий. Для этой цели необходимо применение отрицательной обратной связи по скорости подъемного сосуда. Задающее воздействие должно осуществлять изменение скорости подъемного сосуда во времени в соответствии с известной диаграммой скорости.

Формирование задающего воздействия производят либо в функции пути, проходимого подъемным сосудом, либо в функции времени. Так как закон изменения задающего воздействия в функции пути или времени заранее известен, то САУ подъемных машин относится к классу систем с программным автоматическим управлением, а задающее воздействие называется программой управления. Наряду с формированием требуемой диаграммы скорости си­стема управления должна осуществлять защиту подъемной машины включением предохранительного тормоза при возникновении различных аварийных ситуаций, например при переподъеме со­суда выше уровня приемной площадки, превышении заданной скорости, недопустимом износе тормозных колодок, зависании сосуда в любом месте ствола, исчезновении напряжения в цепях управления, неисправностях в тормозной системе и т.д.

В схеме автоматизации необходимо предусмотреть различные блокировочные цепи, которые исключали бы включение подъем­ного двигателя в случаях, если это приводит к нарушению безо­пасной работы подъемной установки.

 

 

 

Рис. 6.1 Функциональные схемы САУ с заданием программы движения в функции пути (а) и времени (б)

 

На рис. 6.1, а показана функциональная схема САУ с заданием программы движения в функции пути s. На вход системы управления поступает сигнал задания скорости Uз(s) и сигнал обратной связи по скорости подъемного сосуда Uд. Разность этих сигналов (сигнал ошибки регулирования) Uε, поступает на вход усилительно-преобразовательного устройства УПУ и далее на вход электродвигателя ЭД, который является исполнительным устройством. Электродвигатель приводит в движение объект управления - подъемную машину ПМ. Измерительное устройство ИзУ служит для измерения регулируемой ве­личины - скорости v подъемного сосуда. На объект управления действует воз­мущающее воздействие f, которое вызывает отклонение скорости и от ее за­данного значения. Применение отрицательной обратной связи по скорости подъемного сосуда подавляет влияние возмущающего воздействия f и повыша­ет точность воспроизведения на выходе и задаваемого закона изменения скоро­сти Uз(s). Задаваемый закон изменения скорости Uз(s) формируется с помощью специального блока программирования БП. Блок БП содержит устройство, ко­торое измеряет перемещение подъемных сосудов по стволу шахты и формирует сигнал задания скорости Uз(s) в функции пути пройденного подъемным сосу­дом.

Функциональная схема САУ с заданием программы в функции времени показана на рис. 6.1 б. В отличие от функциональной схемы САУ с заданием программы в функции пути здесь отсутствует блок БП. Сигнал задания скоро­сти Uз(t) в функции времени здесь формируется задатчиком скорости ЗС.

Существенное влияние на схему автоматизации и способы управления оказывает привод подъемных машин. Для подъемных машин применяют два типа привода: от асинхронного электродвигателя с фазным ротором и от двигателя постоянного тока с независимым возбуждением. Наибольшее распространение для привода подъемных установок получили асинхронные электродвигатели с фазным ротором и релейно-контакторной аппаратурой.

Асинхронный электропривод бывает одно- и двухдвигательным. Мощность однодвигательного асинхронного привода подъемных машин ограничивается величиной 1250 кВт, а двухдвигательного (мощности асинхронных электродвигателей одинаковы) – 2500 кВт. При большей мощности применяют только электропривод постоянного тока. Такое ограничение мощности привода с асинхронными электродвигателями определяется коммутационной способностью контакторов в силовых цепях.

Основными преимуществами привода с асинхронными электродвигателями являются простота и надежность его в эксплуатацию, сравнительно небольшая стоимость, возможность включения двигателя непосредственно в трехфазную сеть переменного тока без промежуточных преобразователей энергии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: