Тема урока: Романтизм в русской музыке.




Г. Музыка 6 класс.

Домашнее задание: записать в тетрадь тему урока, сделать краткий конспект о романтизме, записать определение романса, сделать краткий конспект биографии композитора С. Рахманинова, послушать романс «Сирень» в двух исполнениях, записать в тетрадь название романса.

 

«Романтизм» - слово французское. Оно ведет родословную от испанского «романсе» (так называли в средние века испанские романсы, а затем и рыцарский роман), и от английского «романтик» (романтический), означавшего «странное», «живописное», «фантастическое».

Это направление имело свои, совершенно новые черты, которые ярко проявились не только в творчестве романтиков, но даже и в их образе жизни. Поэты, художники, композиторы собираются вместе, читают свои новые литературные произведения, обсуждают все новости искусства, участвуют в художественных дискуссиях, музицируют.

Большой интерес у композиторов того времени вызывают такие жанры, как песня, вокализ (песня без слов), танец, ноктюрн, баллада, романс. В своих произведениях, пронизанных яркой эмоциональностью и лиризмом, романтики стремятся передать все богатство внутреннего мира человека. Также излюбленными темами романтиков стали: любование природой, сказочные образы, повысился интерес к народному творчеству.

Романтизм — эпоха в истории европейской профессиональной музыки XIX века. Австрийского композитора Франца Шуберта считают первым романтиком. Позднее черты романтизма появились и в русской музыке.

Романс — музыкальное произведение для голоса в сопровождении инструмента. Ярким представителем позднего романтизма является Сергей Рахманинов. Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943) — великий русский композитор, пианист, дирижёр.

Рахманинов закончил консерваторию сразу по двум специальностям – как пианист и как композитор, а на выпускном экзамене получил пять с плюсом. Его преподавателем в консерватории был великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский.

Опера «Алеко», которую Рахманинов сочинил, как выпускное задание было сразу же поставлена в большом театре. Произведения, написанные самим композитором, - концерты, прелюдии, пьесы – лучше самого Сергея Васильевича не исполнял никто. Недаром Сергей Васильевич Рахманинов признан лучшим пианистом-виртуозом 20 века.

У Рахманинова были совершенно уникальные руки – с большой и сильной ладонью с длинными пальцами. Его руки включены в мировую Книгу рекордов, а когда во время выступления в Америке Рахманинова так атаковали журналисты, что он закрыл своё лицо руками на следующий день все газеты вышли с этой фотографией, под которой была подпись: «Руки, которые стоят миллион долларов».
Судьба композитора сложилась трудно, он был вынужден уехать из России в Америку и жил там до самой смерти. Но о своей родине он не забывал никогда, и эта любовь звучит в его творчестве. В годы Великой Отечественной войны, там, в Америке, он давал концерты в помощь советской армии. Композитор скончался в 1943 году, он не успел узнать о Великой Победе.

С.В. Рахманинов как пианист объездил весь мир. И где бы он ни выступал, ему дарили букет белой сирени. Для композитора сирень была символом Родины.

Как вы думаете почему? Воспоминания детства, много сирени где он родился, любимый цветок.

Родина Рахманинова – Новгородский край. Здесь он наполнился старинными напевами, колокольными звонами, здесь в нем пробудилась “бескрайняя любовь к России и ко всему русскому, народному. И даже в своей музыке он использовал образ сирени.

Послушайте романс «Сирень» и скажите, какие чувства, ощущения вложил композитор в музыку? Как композитор выражает контраст между взволнованным чувством человека и образом безмятежной природы?

Романс рассказывает о любви, нежности. Музыка выразительная, присутствует элемент изобразительности. В музыке чувствуется прозрачность воздуха, лёгкое дыхание ветвей сирени. Созданы ясные, спокойные образы, полные душевного покоя. Возможно, композитор испытывал счастливые моменты своей жизни, что нашло отражение в его музыке.

Это была лучшая пора жизни композитора. Каждую весну и начало лета он проводил в Ивановке. Впоследствии Рахманинов писал: «Именно здесь мне хорошо работалось».

Эти воспоминания композитора легли в основу рассказа Ю.Нагибина «Сирень».

“Сильные грозовые ливни, неположенные в начале июня… усугубили сумятицу в мироздании. И сирень зацвела вся разом, в одну ночь вскипела и во дворе, и в аллеях, и в парке. И когда Верочка выбежала утром в сад, она ахнула,… пораженная дивным великолепием сиреневого буйства. Верочка осторожно раздвинула ветви и в шаге от себя увидела Сережу Рахманинова, племянника хозяев усадьбы. Он приподнимал кисти сирени ладонями и погружал в них лицо. Когда же подымал голову, лоб, нос, щеки и подбородок были влажными, а к бровям тонкой ниточкой усов клеились лепестки и трубочки цветов. Он выбирал некрупную кисть и осторожно брал в рот, будто собирался съесть, затем так же осторожно вытягивал её изо рта и что-то проглатывал. Верочка последовала его примеру, и рот наполнился горьковатой холодной влагой. Она поморщилась, но все-таки повторила опыт. Отведала белой, потом голубой, потом лиловой сирени – у каждой был свой привкус. Белая – это словно лизнуть пробку от маминых французских духов; лиловая отдает чернилами; самая вкусная – голубая сирень, сладковатая, припахивающая лимонной корочкой…”

Какими красками вы бы изобразили этот романс и почему? (Нужно взять прозрачные, светлые, нежные акварельные краски (розовые, сиреневые, голубые, зеленые), потому что музыка воздушная, нежная, прозрачная, утонченная, наполненная ароматом запаха сирени)

Давайте послушаем второй вариант романса Рахманинова “Сирень” и ответим на вопросы: В чем отличие двух исполнений этого романса? Какой образ создает каждый из исполнителей?

Оба варианта одинаковы по мелодии, ритму, темпу, но разные по образному ряду. Ведь один из вариантов прозвучал в исполнении голоса, второй – в исполнении пианиста. Каждый исполнитель, особенно автор, вкладывает в музыку свои образы, чувства, ощущения, эмоции.

В чем различие музыкальных образов, какой образ создает каждый из исполнителей?

В первом произведении (вокальное исполнение) можно увидеть яркие образы оживающей природы, услышать шум ветра, дыхание весны. Второе произведение (фортепианное исполнение) рисует, скорее, образ человека, его чувства, размышления, волнение, переживания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: