ЗАДАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
ЗАНЯТИЕ № 1 (4 часа)
ЮЖНОСЛАВЯНСКИЙ ЭПОС: ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И АРХАИЧЕСКИЕ ИСТОКИ.
На основе лекционного курса, изучения текстов, учебной и научной литературы, приведенной в списке литературы, составить письменные ответы на следующие вопросы:
1. Что понимается под южнославянским эпосом? Определите понятия «юнак», «юнацкий эпос».
2. Классификация эпических песен южных славян; общая характеристика типов и циклов.
3. Главное событие юнацкого эпоса: время и место, обстоятельства, участники.
4. Центральный герой юнацкого эпоса и его исторический прототип; окружение Марко кралевича.
5. Фантастическое в эпосе, его функции, отношение к нему разных персонажей; какие персонажи являются носителями чудесного знания.
6. Эпические предсказания: носители предсказаний (кто предсказывает) и их основные мотивы предсказаний (что предсказывалось), всегда ли предсказанное осуществляется?
7. Мотив чудесного рождения, его функции и варианты.
8. Русский Волх Всеславьевич и южнославянский «Змай – огненный Вук»: рождение героев, их чудесные свойства, общее и отличное в героях; смерть Вука.
9. Мотив магической силы, формы её получения; случаи потери героями чудесной силы.
10. Мотив посмертного восстановления справедливости и его формы.
ЗАНЯТИЕ № 2 (4 ч.)
МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОТИВНИКИ
На основе лекционного курса, изучения текстов, учебной и научной литературы, приведенной в списке литературы, составить письменные ответы на следующие вопросы:
1. Змей и его разновидности; имена южнославянского змея - ламия, хала, ала; змееборство.
2. Змей – хранитель источника, змей – насильник и сюжеты песен с ним; кто и как сражается со змеем.
3. Черный Арапин, его внешний вид, кто он, какие силы он представляет? С каким персонажем русских былин можно сблизить Арапина? Основные сюжеты песен об Арапине.
4. Муса Кеседжия и Соловей-разбойник, генетическое и историческое в образах, черты реальности и фантастики в Мусе Кеседжии.
ЗАНЯТИЕ № 3 (4 ч.)
РАЗНОСТАДИАЛЬНЫЕ ПОКОЛЕНИЯ БОГАТЫРЕЙ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ
На основе лекционного курса, изучения текстов, учебной и научной литературы, приведенной в списке литературы, составить письменные ответы на следующие вопросы:
ДВА ПОКОЛЕНИЯ БОГАТЫРЕЙ И ЮНАКОВ: СВЯТОГОР, ЖИДОВИН, ДЕВА-ВОИТЕЛЬНИЦА; ИЛЬЯ, МАРКО и др.; ПОЛУЧЕНИЕ БОГАТЫРЕМ СИЛЫ.
1. Святогор, Жидовин и др. исполины.
2. Богатырши дева-воительница и невеста-поляница и её характерные черты: Настасья ("Дунай"), Настасья Микулична ("Добрыня и Змей"), образ Арватки, Джидовки.
3. Получение богатырем силы: Илья Муромец и Марко Кралевич.
ЭПИЧЕСКИЕ ПЕСНИ О СВАТОВСТВЕ
1. Эпическая невеста – кто она? Трагизм эпического сватовства.
2. Сватовство в южнославянских песнях, жених и деверь. Личное и сверхличное в песенных сюжетах о сватовстве.
3. Похищение жены в песнях; связи невесты с персонажами иного мира: былина о Потыке (Потоке); жена – губительница своего мужа.
4. Эволюция сюжета об эпическом сватовстве в характеристике Б.Н. Путилова.
5. Сюжет «муж на свадьбе своей жены» в русской и южнославянской традиции.
6. Бой отца с сыном, встреча братьев, встреча брата и сестры.
ЗАНЯТИЕ № 4 (4 ч.)
ТИПОЛОГИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА ЮЖНОСЛАВЯНСКОГО ЭПОСА
На основе лекционного курса, изучения текстов, учебной и научной литературы, приведенной в списке литературы, составить письменные ответы на следующие вопросы:
1. Что следует понимать под «эпической общностью»?
2. Наполнение понятия «славянский эпос».
3. Бытование эпоса у славян, очаги эпического творчества.
4. Пути эволюции эпического творчества у славян.
5. Мифологическое и историческое в славянском эпосе.
6. Эпический подтекст и его роль в понимании песни.
7. Эпическая биография как идейно-художественная категория.
8. Эпическое сознание и эпическое мироустройство.
9. Эпическое пространство и эпическое время.
ЗАДАНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
Каждому студенту выполнить по одному заданию самостоятельной работы:
Задание № 1.
По текстам былин и юнацких песен составить перечень богатырей и юнаков и кратко описать их подвиги.
Задание № 2
По текстам былин и юнацких песен составить перечень противников и кратко описать их характеристики и особенности.
Задание № 3
По текстам былин и юнацких песен составить перечень женских образов и кратко описать их характеристики и особенности.
Задание № 4
Сравнить круг сюжетов былин и юнацких песен, выявить общее и особенное в репертуарах разных славянских народов.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА: БОГАТЫРЬ И ЮНАК: общее и особенное.
Каждый член группы должен выполнить по одной из контрольных работ:
Задание:
Выбрать по одному из героев в южнославянских эпических песнях и русских былинах и составить их сравнительные характеристики по следующим пунктам:
1. Рождение героя, его родители, воспитание.
2. Обретение героем богатырской силы.
3. Первые подвиги, начальная характеристика героя.
4. Основные противники героя, их черты и особенности.
5. Физические и нравственные качества героя.
6. Финал героя в эпическом мире.
ВОПРОСЫК ЗАЧЕТУ
1. Что понимается под южнославянским эпосом? Определите понятия «юнак», «юнацкий эпос».
2. Классификация эпических песен южных славян; общая характеристика типов и циклов.
3. Главное событие юнацкого эпоса: время и место, обстоятельства, участники.
4. Центральный герой юнацкого эпоса и его исторический прототип; окружение Марко кралевича.
5. Фантастическое в эпосе, его функции, отношение к нему разных персонажей; какие персонажи являются носителями чудесного знания.
6. Эпические предсказания: носители предсказаний (кто предсказывает) и их основные мотивы предсказаний (что предсказывалось), всегда ли предсказанное осуществляется?
7. Мотив чудесного рождения, его функции и варианты.
8. Русский Волх Всеславьевич и южнославянский «Змай – огненный Вук»: рождение героев, их чудесные свойства, общее и отличное в героях; смерть Вука.
9. Мотив магической силы, формы её получения; случаи потери героями чудесной силы.
10. Мотив посмертного восстановления справедливости и его формы.
11. Змей и его разновидности; имена южнославянского змея - ламия, хала, ала; змееборство.
12. Змей – хранитель источника, змей – насильник и сюжеты песен с ним; кто и как сражается со змеем.
13. Черный Арапин, его внешний вид, кто он, какие силы он представляет? С каким персонажем русских былин можно сблизить Арапина? Основные сюжеты песен об Арапине.
14. Муса Кеседжия и Соловей-разбойник, генетическое и историческое в образах, черты реальности и фантастики в Мусе Кеседжии.
15. Святогор, Жидовин и др. исполины.
16. Богатырши дева-воительница и невеста-поляница и её характерные черты: Настасья ("Дунай"), Настасья Микулична ("Добрыня и Змей"), образ Арватки, Джидовки.
17. Получение богатырем силы: Илья Муромец и Марко Кралевич.
18. Эпическая невеста – кто она? Трагизм эпического сватовства.
19. Сватовство в южнославянских песнях, жених и деверь. Личное и сверхличное в песенных сюжетах о сватовстве.
20. Похищение жены в песнях; связи невесты с персонажами иного мира: былина о Потыке (Потоке); жена – губительница своего мужа.
21. Эволюция сюжета об эпическом сватовстве в характеристике Б.Н. Путилова.
22. Сюжет «муж на свадьбе своей жены» в русской и южнославянской традиции.
23. Бой отца с сыном, встреча братьев, встреча брата и сестры.
24. Что следует понимать под «эпической общностью»?
25. Наполнение понятия «славянский эпос».
26. Бытование эпоса у славян, очаги эпического творчества.
27. Пути эволюции эпического творчества у славян.
28. Мифологическое и историческое в славянском эпосе.
29. Эпический подтекст и его роль в понимании песни.
30. Эпическая биография как идейно-художественная категория.
31. Эпическое сознание и эпическое мироустройство.
32. Эпическое пространство и эпическое время.