Меры по смягчению инфляции. Индексация доходов




Борьба с инфляцией не исключает мер по смягчению последствий инфляции для жизненного уровня населения. Умение жить в условиях инфляции означает, что все экономические институты должны быть полностью адаптированы к условиям инфляции.

Одним из действенных инструментов в этом отношении является индексация доходов населения: заработной платы, пенсий, социальных пособий. В странах рыночной экономики в 70-х гг. был взят курс на адаптацию экономики к условиям инфляции. Однако даже широкое распространение индексации не помогло решить проблему радикально. Дело в том, что индексация весьма сложна для осуществления, поскольку между изменением цен и моментом, когда выплаты смогут быть скорректированы, существует временной лаг. Кроме того, такой вариант приспособления к инфляции может привести к ситуации, когда инфляция выйдет из-под контроля, и страна может оказаться в состоянии чрезвычайно высокого уровня инфляции. Подобное происходило в таких странах, как Бразилия, Израиль, где в середине 80-х гг. рост инфляции сопровождался большими масштабами индексации, что приводило к раскручиванию инфляционной спирали.

Еще один фактор индексации заработной платы побудил ряд стран отказаться от автоматического повышения заработной платы в связи с ростом цен. Как показала практика стран рыночной экономики, индексация заработной платы приводит к сближению уровней заработной платы низко- и высококвалифицированных работников, тем самым отрицательно воздействуя на материальные стимулы на производстве. Этим можно объяснить, почему большинство стран в условиях умеренной инфляции прибегает к периодическим пересмотрам уровней заработной платы один, реже два раза в год.

Как показывает опыт зарубежных стран, рост заработной платы в условиях нормального функционирования рыночной экономики не может быть устойчивой причиной инфляции. В условиях инфляции спроса ее pocт является следствием роста цен и расширения в последующем производства. В условиях инфляции издержек заработная плата как наиболее 1 гибкий элемент издержек производства может послужить причиной инфляции лишь на короткий период времени.

Тем не менее, определение источника инфляции - важный этап раз-1 работки любой программы борьбы с ней.

В России с начала проведения радикальных экономических реформ 'основной целью государственной политики является экономическая стабилизация, а средством ее достижения - ограничительная фискальная политика. В результате около 40% населения страны живет ниже прожиточного уровня. В 1995 году продолжалось падение его уровня жизни. Реальная заработная плата снизилась на 29%.

Для России в настоящий момент наиболее характерна "инфляция предложения", вызванная огромным ростом цен на энергоносители, транспорт, сырье и лишь в ограниченной мере сверхвысокими доходами небольшой части населения.

"Затухающий контур" инфляции является результатом того, что ограничение спроса происходит одновременно со спадом в реальном секторе экономики. В результате, по мнению экспертов Центробанка Российской Федерации, на каждом этапе достигается определенная сбалансированность спроса и предложения. Однако каждый раз - на более низком по сравнению с предшествующим периодом уровне.

В этих условиях объявленное или необъявленное замораживание заработной платы, все большее отставание минимальной заработной платы от прожиточного минимума, невыплаты заработной платы, падение покупательной способности заработной платы, грозит замедленностью процессов выхода страны из глубокого экономического кризиса. По мнению экспертов Минтруда РФ, превышение допустимого уровня жесткости в отношении доходов населения привело к сужению емкости внутреннего рынка, что стало одной из основных причин уменьшения товарооборота, падения объемов производства в отраслях, выпускающих товары для населения.

Может ли быть в этих условиях эффективной политика регулирования инфляции с помощью "замораживания" цен и заработной платы? Как показывает опыт зарубежных стран, такая политика имеет краткосрочный эффект для стабилизации экономики, и то при условии согласия на это социальных партнеров. В долговременной же перспективе она не приносит результатов в экономическом плане, а в социальном ведет к дальнейшему нарастанию напряженности в обществе.

Замораживание заработной платы воспринимается населением только в условиях чрезвычайной ситуации, например, во время войны или гиперинфляции. Однако, в случае гиперинфляции замораживание заработной платы и цен в странах рыночной экономики является частью комплексных антиинфляционных программ, понятых и принятых обществом, при этом тяготы выхода из тяжелого экономического положения разделяются (в разной степени) всеми слоями населения, а не только его слабозащищенной частью.

Здесь следует иметь ввиду еще одно обстоятельство. Как свидетельствует опыт зарубежных стран, попытки государства смягчить неравенство с помощью противоинфляяионных компенсаций чреваты появлением новой несправедливости. Поскольку такие выплаты носят обычно избирательный характер и предназначаются большей частью беднякам, многодетным семьям, пенсионерам и т.п., наибольшие относительные потери реальных доходов приходятся на долю средних слоев общества при всем том, что средний класс является самой массовой и экономически активной частью современного общества. Любая избирательность в распределении противоинфляционной компенсации обязательно приводит к усилению неравенства и несправедливости, деформирует структуру доходов, подрывает мотивацию к труду и инвестированию, повышает социальную напряженность.

В настоящее время в российской Федерации нет оснований для оптимистического прогноза в отношении роли материальных стимулов в деле повышения эффективности производства.

Однако исходить из того, что заработная плата не может быть серьезным источником инфляции и значительное повышение номинальной заработной платы в Российской Федерации не повлечет серьезных экономических последствий, было бы заблуждением. Здесь следует иметь ввиду, что на стимулирование инфляции большое воздействие оказывают инфляционные ожидания. Заявления официальных органов о повышении заработной платы подстегивает товародержателей к соответствующему повышению цен. От того, что явится опережающим моментом - номинальная заработная плата или рост цен, будет зависеть динамика реальной заработной платы и, соответственно, покупательная способность населения. Однако делать прогнозы в этом отношении в современных условиях для России весьма проблематично.

Вместе с тем, значительное повышение номинальной заработной платы при условии эффективного государственного контроля за ростом цен, прежде всего на топливо, электроэнергию и сырье, может в течение определенного периода содействовать замедлению роста производственных издержек на готовую продукцию, повышению прибыльности предприятий обрабатывающих отраслей, правда, за счёт значительного роста цен на продукцию последних, и позволит им увеличивать объем продукции. Одновременно рост номинальной заработной платы при стабилизации или менее быстром росте цен на потребительские товары на основе государственного регулирования цен будет означать увеличение покупательной способности населения, "размораживание" подавленного спроса. Однако, как показывает зарубежная практика, в рыночной экономике за счет таких мер можно создать стимулы для экономического роста лишь на определенный отрезок времени. Но все же это даст возможность разработать дальнейшие шаги к экономическому возрождению страны.

Возникает вопрос, как проводить адаптивную антиинфляционную политику в отношении заработной платы? Следует ли использовать метод индексации заработной платы или проводить единовременные меры по повышению минимальной заработной платы и, соответственно, вслед за этим по повышению всех остальных ставок и окладов?

Выше уже говорилось о недостатках в использовании метода индексации заработной платы в связи с ростом цен: сложность расчетов, отрицательное влияние на дифференциацию заработной платы квалифицированных и неквалифицированных работников и т.д. В странах рыночной экономики это привело к отказу от общенациональных систем индексации заработной платы и перемещения использования такого регулирования на уровень коллективных договоров, приблизив тем самым решение проблем повышения заработной платы в связи с ростом цен к конкретным условиям производственной деятельности предприятий и к показателям уровня жизни отдельных регионов. Вместе с тем западные страны не отказались от практики установления на общенациональном уровне законодательно или путем заключения соглашений на трехсторонней основе минимальной заработной платы.

В России, с ее дифференциацией в доходах населения по отраслям, регионам и професяионально-квалификационным группам работников, нерациональной структурой оплаты труда, вопросы повышения заработной платы в связи с инфляцией должны решаться вкуяе с другими вопросами оптимизации структуры заработной платы, имея ввиду повышение ее стимулирующей роли, а не только ее воспроизводственную функцию.

Следует иметь ввиду также следующее обстоятельство. Перед Россией- стоит еще одна глобальная задача - восстановление единого экономического пространства, поскольку для страны в настоящее время характерны значительные различия в социально-экономическом положении отдельных регионов. Очевидно, на ближайшую перспективу при повышении заработной платы надо исходить не только из целесообразности общего повышения заработной платы, но и из принципа ее оптимизации по регионам и профессионально-квалификационным группам работников.

В снижении инфляции важную роль может сыграть и новая налоговая система с ее акцентом на подоходные налоги с физических лиц, что позволит сократить разрыв между бедными и богатыми.

Зарубежный опыт показывает, что при всех вариантах борьбы с инфляцией возникают свои трудности. Нет быстрых и безболезненных путей ее сокращения, тем более нет универсальных методов борьбы с нею.

Эффективными методами борьбы с ней могут стать только комплексные программы, включающие меры как на макроэкономическом уровне, в том числе по достижению жесткой финансовой стабилизации, так и на уровне предприятий, включая меры по ограничению роста заработной платы, который не сопровождается соответствующим ростом производительности труда. Одни меры по "замораживанию" заработной платы снизить инфляцию не могут, поскольку даже на микроуровне заработная плата - это лишь один из экономических показателей, взаимоувязанный с другими показателями.

Инфляция - глобальная экономическая проблема. Чтобы сдерживать ее в умеренных рамках, требуются усилия специалистов разного экономического профиля, воплощенные в комплексные мобильные государственные программы. Только такая политика может способствовать достижению стабилизации социально-экономического развития страны.

Список литературы

А.А. Никифорова, доктор экономических наук (Институт труда Минтруда РФ). Инфляция и заработная плата



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: