Воеводы сил любви. Добродетели.
Тема: Воеводы сил любви. Добродетели
Цель: На примере притчи о сеятеле сформировать у обучающихся представление о добродетелях и страстях и учить различать их
Задачи:
Образовательная: Учить противопоставлять христианским добродетелям, которые приобретаются в аскетическом делании, восстанавливая образ и подобие Божие в человеке, противоположные им страсти попоэме святителя Иоасафа Белгородского «Брань семи добродетелей с семью грехами». Показать нравственный эталон поведения христианина: «Уклонись от зла и сотвори благо» на примере жизни святителя Иоасафа Белгородского. Научить сопоставлять свои нравственные качества с качествами положительных лиц. Расширить и систематизировать знания учащихся о житии и духовном наследии святителя Иоасафа Белгородского. Знакомить детей с основами христианской этики.
Развивающая: Развивать у обучающихся навык самоанализа; способность к взаимодействию в микрогруппах в процессе выполнения коллективных поисковых задач; умение рассуждать, делать выводы.
Воспитательная: Воспитывать стремление к добру, желание творить добро.
Основные понятия: Добродетели и страсти. Притча о сеятеле. Борьба со страстями. Поэма святителя Иоасафа Белгородского о борьбе со страстями. Представление иконы.
Тип и вид урока: урок - исследование
урок по изучению нового учебного материала
Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, исследовательский, эвристический
Формы организации: индивидуально-фронтальная, работа в парах, групповая
По окончании урока ученики должны уметь:
1. Толковать притчу о сеятеле
2. Называть разные состояния человеческого сердца и объяснять причины, по которым человек по-разному принимает слово Божие
3. Знать главные христианские добродетели и называть противоположные им страсти
4. Рассказать о наиболее ярких событиях жизни святителя Иоасафа Белгородского
Оборудование: компьютер, проектор, карточки с заданием «Рецепт для царицы» для работы в группах, карточки с текстом для итоговой работы «Вставь пропущенные слова», презентация к уроку, диск с записью мультфильма «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», карточки с кроссвордами для работы в группах, мел, доска.
План урока:
I. Организация начала урока
Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока
II. Подготовка учащихся к усвоению нового материала (беседа о добрых и злых качествах души человека)
III.Изучение нового материала.
1. Исследовательская работа «Все ли люди одинаково принимают слово Божье?»
2.Создание проблемной ситуации: «Выбери добрые семена» (самостоятельная работа в парах)
IV. Физкультминутка
V. Работа по теме урока
Раскрытие темы «Страсти и добродетели побеждающие их»
1. Обобщение знаний по житию святителя Иоасафа Белгородского
2. Работа над раскрытием смысла главных христианских добродетелей и человеческих страстей и противопоставлением их по поэме святителя Иоасафа Белгородского «Сражение семи добродетелей с семью грехами»
3. Практическая работа «Назови добродетель и противоположную ей страсть, изображенные на рисунке»
VI. Закрепление изученного материала.
VII. Самостоятельная работа
VIII. Итог урока. Рефлексия
IX. Домашнее задание
Подготовительная работа к уроку: чтение притчи о сеятеле, заучивание стихотворения о святителе Иоасафе отдельными учениками, работа над вопросами викторины, составленной по житию святителя Иоасафа Белгородского.
Ход урока:
I. Организация начала урока. Сообщение темы и целей урока (слайд 1)
Учитель: Ребята, прочитайте тему нашего урока. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
Правильно, сегодня на уроке, ребята, мы с вами познакомимся с такими понятиями как: «добродетель» и «страсть»; научимся различать их; узнаем о том, чем можно побеждать в себе плохие качества души. Поможет нам в этом наш молитвенник и заступник земли Белгородской святитель Иоасаф.
II. Подготовка учащихся к усвоению нового материала
Учитель: Какие добрые качества души вы знаете? (честность, трудолюбие, милосердие, щедрость и т.д.)
- У каких людей они особенно заметны? (у святых)
- Какие злые качества души могут проявляться в человеке? (жестокость, гнев, жадность, обман и т.д.) Приведите примеры из Священной истории проявления в людях добрых и злых качеств души. (Авель, Авраам, Иосиф – добрые; Каин, Хам - злые)
- Назовите, кого вы видите на слайде? Какие добрые и злые качества души проявились у них? (слайд 2)
- А где живут в человеке добрые и злые качества души? (в сердце человека)
- Именно о человеческих сердцах и рассказал притчу Спаситель. Она называется притча о сеятеле.