Преимущества аспирантуры и докторантуры




Наиболее простой, уверенный, проверенный способ получения первичной ученой степени — поступление в аспирантуру. Есть альтернативный вариант — обратиться в высшее учебное заведение или научно-исследовательский институт, имеющий диссертационный совет, обладающий правом принимать к защите диссертации по избранной вами специальности, с просьбой о прикреплении в качестве соискателя. Это даже проще, ибо не надо сдавать вступительные экзамены в аспирантуру. Но, как свидетельствует многолетний опыт, аспирантура, если она доступна, намного лучше, примерно, как отдых, организованный на юге или за рубежом по туристической путевке, по сравнению с тем же отдыхом, но дикарем, без путевки.

Правила поступления и обучения в аспирантуре и докторантуре изложены в «Положении о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации».

Аспирантура бывает очной (с отрывом от основной работы) и заочной (без отрыва).

Основное преимущество очной аспирантуры заключается в наличии колоссального количества свободного времени, которое аспирант может использовать по собственному усмотрению. Серьезные ограничения связаны с низким уровнем доходности аспирантов, стипендия которых в связи с проведением рыночных реформ и высоким уровнем инфляции не может обеспечить достойное существование в течение трех лет, отведенных на пребывание в аспирантуре. Правда, никто не мешает аспирантам подрабатывать, что многие из них успешно делают, промышляя на ниве преподавания, а то и в более доходных сферах деятельности. Но, опять-таки, палочка о двух концах: работая по совместительству или получая приработок иным способом, теряешь преимущество наличия свободного времени. Повсеместное введение платы за обучение в очной аспирантуре еще более ущемило ее достоинства.

Эффективный прием избежать платы за обучение в очной аспирантуре научно-образовательного учреждения состоит в том, что аспирант устраивается на работу по совместительству в том же учреждении в качестве лаборанта или младшего научного сотрудника. Таким образом аспирант может уйти от затрат, связанных с обучением, так как со своих работников плата обычно не взимается.

Заочная аспирантура лишена основных преимуществ очной в том смысле, что она не приносит ни аспирантского мизерного дохода, ни свободного времени. Теоретически, по закону заочный аспирант имеет право на дополнительный учебный отпуск, которое в условиях рыночных отношений не всегда удается бесконфликтно реализовать. Основной наниматель, работодатель заочного аспиранта редко бывает заинтересован в том, чтобы его работник получал дополнительный оплачиваемый или даже неоплачиваемый отпуск, а ссориться с хозяином при высоком уровне безработицы в стране не стоит. Правда, ставшая почти неизбежной плата за обучение в заочной аспирантуре значительно ниже, чем в очной.

Соискатель ученой степени, прикрепленный к научной организации, всего-навсего закрепляет свой статус и еще вдобавок к тому организация может назначить ему научного руководителя и утвердить тему диссертации. Увы, расширение рынка платных научных услуг в России привело к тому, что вначале негосударственные учебные заведения, а вслед за ними и государственные научные и учебные учреждения стали вводить плату за прикрепление соискателем и пребывание в этом качестве.

Для повышения уверенности самых первых шагов в большую науку желательно иметь руководителя (консультанта) в начале пути и действовать согласно его советам и указаниям. Но здесь возникает ситуация логического тупика. Чтобы определиться с руководителем, надо избрать профиль будущей научной деятельности, ибо руководитель — специалист в определенной отрасли знаний. А чтобы выбрать область научных поисков, желательно посоветоваться с руководителем, которого пока нет. Можно, конечно, избрать направление исследований «под руководителя», если он сам предложил вам стать его аспирантом или если потенциально возможный руководитель обладает явно выраженными предпочтениями перед другими. И все же лучше вначале самому выбрать область научной деятельности, тем более что она все-таки связана с наличием профессионального образования и со сложившимися научными интересами, накопленным опытом научно-практической деятельности.

В принципе следует поступать в аспирантуру и защищать диссертацию по специальности, полученной ранее в высшем учебном заведении. Но вовсе не обязательно. И хотя путь в науку нелегок везде, но все-таки в разной мере. Большинство избирает более легкую дорогу. Можно их упрекнуть словами именитого трубадура социализма: «Где, когда, какой великий выбирал путь, чтобы протоптанней и легче?» Но это великие, а мы имеем в виду средних и малых, которым надо не к высотам рваться, а выбрать для штурма научную вершину попроще, подоступней. С этой целью попытаемся немного разобраться в многообразии наук, которому соответствует в определенной степени адекватное многообразие ученых степеней.

Пути к вершинам знаний существенно отличаются по трудности и по характеру способа восхождения в зависимости от вида избранной науки, по которой присуждается ученая степень.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: