Принципы создания контрольно-измерительных материалов




Муниципальное образовательное учреждение

Дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) педагогических работников

«ЦЕНТР ЭКСПЕРТИЗЫ, МОНИТОРИНГА И

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ»

Методические рекомендации по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников

XI классов общеобразовательных учреждений

 

Выпуск 4

 

(Для руководителей ОУ, педагогов, выпускников и их родителей)

 

Дзержинск

2010 г.

Личностно ориентированная технология подготовки школьников к ЕГЭ

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение  
1. Принципы создания контрольно-измерительных материалов  
2. Задания базового и повышенного уровней  
3. Задания с развернутым ответом  
4. Цели Единого государственного экзамена  
5. Содержание деятельности школы по подготовке и проведению ЕГЭ  
6. Личностно ориентированная технология подготовки школьников к ЕГЭ  
Список литературы  

 

Введение

 

Начиная с 2009 года, Единый государственный экзамен (ЕГЭ) стал обязательным для всех выпускников и абитуриентов, желающих поступить в вузы.

Опыт проведения ЕГЭ по предметам в различных регионах России выявил необходимость осуществления специальной подготовки учащихся к экзамену, причем независимо от того, на каком уровне – профильном или базовом – этот предмет изучался в школе. Эта подготовка должна быть направлена в первую очередь на формирование умения работать с различными видами тестовых заданий, рационально планировать время работы над различными частями экзамена, учитывая особенности экзаменационной работы и системы оценивания.

Задания всех частей экзаменационной работы предназначены для оценки учебных достижений с учетом требований к общеобразовательной подготовке на профильном уровне изучения предмета. Однако классы, в которых изучение предметов ведется на профильном или углубленном уровне, существуют не во всех школах. Это значит, что изучение всех предметов ведется в них на базовом уровне. Не секрет также, что далеко не все выпускники 9-ых классов способны сделать правильный выбор профиля (если таковые существуют в образовательном учреждении) своего дальнейшего обучения. Изучая предмет на базовом уровне, они не в состоянии на должном уровне подготовиться к ЕГЭ. Это вызывает необходимость организации специальной подготовки учащихся к ЕГЭ, направленной на повторение, систематизацию и обобщение основных теоретических вопросов курса, знакомство с особенностями содержания и структуры ЕГЭ, видами тестовых заданий. Совершенно очевидно, возникает необходимость разработки новых видов, форм, методов и средств оценки динамики продвижения учащихся в образовательном процессе, способствующих повышению мотивации и интереса к обучению, а также учитывающих индивидуальные особенности учащихся.

В пособии представлены инновации в системе оценивания обучающихся общеобразовательной школы, важное место отводится технологии и организации проведения Единого государственного экзамена.

 

 

Принципы создания контрольно-измерительных материалов

 

Контрольно-измерительные материалы (КИМ), используемые в школьном образовании, - это стандартизированные инструментарии оценки уровня и качества освоения обучающимися государственного стандарта общего образования. Они разрабатываются на основе технологий полного усвоения и дифференцированного обучения.

КИМ обычно представляют в виде комплекта тестовых заданий разного типа (открытого и закрытого).

Контрольно-измерительные материалы для Единого государственного экзамена (ЕГЭ) состоят из:

¨ кодификатора - документ, составленный на основе обязательного минимума содержания общего основного и полного (среднего) образования, утвержденного Министерством образования и науки России;

¨ спецификации экзаменационной работы - документ, в котором в краткой форме указываются все основные характеристики КИМ:

· назначение работы;

· документы, определяющие содержание экзаменационной работы;

· структура экзаменационной работы;

· распределение заданий экзаменационной работы по содержанию и видам деятельности;

· распределение заданий экзаменационной работы по уровням сложности;

· время выполнения работы;

· план экзаменационной работы;

· система оценивания отдельных заданий и работы в целом;

· дополнительные материалы и оборудование;

· условия проведения и проверки экзамена (требования к специалистам);

· рекомендации по подготовке к экзамену;

· обобщенный план экзаменационной работы.

 

¨ демонстрационной версии экзаменационной работы,

¨ экзаменационной работы с инструкцией для учащихся (в определенном количестве вариантов),

¨ ключей (правильных ответов на задания типа А и В)

¨ рекомендаций по проверке и оценке заданий типа С.

КИМ, создаваемые для ЕГЭ, это не контрольные работы, они имеют целью не только аттестовать школьников по уровню освоения школьной программы, но и разделить учащихся по степени готовности продолжать обучение в вузах с разным уровнем требований к подготовке по учебным предметам.

Разработка КИМ для Единого государственного экзамена осуществляется на основе следующих принципов:

• адекватности содержательной области КИМ минимуму содержания средней (полной) и основной общеобразовательной школы и материалу, предлагаемому на вступительных экзаменах в вузы;

• конструктивности описания содержательной области КИМ;

• учета требований технологичности массовых оценочных процедур;

• сочетания объективной и стандартизированной субъективной формы проверки;

• адекватности используемой формы задания (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом, на сопоставление, на установление правильной последовательности) проверяемым знаниям и умениям;

• необходимости экспериментальной проверки КИМ с целью определения валидности и надежности диагностических материалов, а также системы оценивания отдельных заданий и работы в целом;

• • недопустимости использования заданий, которые могут дискриминировать испытуемых по какому-либо основанию (гендерные и этнические различия, политические взгляды и др.);

• ориентации на повышение качества образования.

К основным направлениям совершенствования технологии разработки КИМ относятся:

• унификация структуры и основных характеристик КИМ с учетом специфики учебного предмета;

• разработка новых типов заданий;

• уточнение системы оценивания заданий с развернутыми ответами.

 

2. Задания базового и повышенного уровней

Структурно КИМ состоят из трех частей: часть А, часть В и часть С.

Часть А проверяет подготовку выпускников по учебному предмету преимущественно на базовом уровне и предназначается в основном для аттестации выпускников средней школы.

Например, назначением части А по математике является осуществление «грубой» дифференциации выпускников на две группы - достигших и не достигших уровня обязательной подготовки по курсу алгебры и начала анализа.

Задания части А по литературе проверяют умения определять содержание и структуру изученных литературных произведений. Несмотря на то, что задания этого вида вызвали критические отзывы, значение их велико: они стимулируют чтение учащихся и умение видеть в тексте значимые для автора особенности произведения.

КИМы части В проверяют подготовку выпускников по учебному предмету преимущественно на повышенном уровне.

Например, по математике часть В служит оценке усвоения отдельных вопросов содержания из различных разделов курса математики 7-11-х классов и включает задания по материалу курса «Алгебра и начала анализа» 10-11-х классов, а также различных разделов курсов алгебры и геометрии основной и средней школы. При их решении от учащихся требуется применить знания в измененной ситуации, используя при этом методы, известные им из школьного курса математики. КИМы части В составляются в форме заданий с кратким ответом.

Задания части В по химии проверяют усвоение элементов содержания различных тем и разделов школьного курса, выполнение таких заданий предполагает применение полученных знаний для самостоятельного поиска ответа и его формулировки. В экзаменационной работе были предложены следующие разновидности этих заданий:

1) задания, требующие написания ответа в виде числа (задания открытой формы);

2) задания, требующие написания в качестве ответа к поставленному вопросу одного-двух слов (задания открытой формы);

3) задания на выбор нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов (задания с выбором нескольких правильных ответов);

4) задания с кратким ответом на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах (задания на установление соответствия).

Повышенный уровень КИМов по географии характеризуется овладением всем содержанием тем, выделенных в минимуме содержания, что необходимо для обеспечения успешности продолжения географического образования и дальнейшей профессионализации в области географии, понимания сущности географических объектов и явлений и их пространственного распространения. Этот уровень подразумевает способность не только воспроизвести усвоенный материал, но и применить полученные знания и умения для решения широкого круга задач в измененной ситуации.

Например, установите соответствие между республиками Россий­ской Федерации и их столицами:

Республика Столица

 

1. АДЫГЕЯ А. Петрозаводск

2. БАШКИРИЯ Б. Майкоп

3. КАРЕЛИЯ В. Чебоксары

Г. Уфа

 

3. Задания с развернутым ответом

Задания с развернутым ответом - самые сложные в экзаменационной работе. В отличие от заданий с выбором ответа на установление правильной последовательности, на установление соответствия и кратким ответом они предусматривают одновременную проверку усвоения нескольких (двух и более) элементов содержания из различных содержательных блоков.

Задания со свободными развернутыми ответами позволяют проверить качество усвоений содержания учебного курса и сформированность сложных интеллектуальных умений. Эта форма тестовых заданий помещается в части С контрольно-измерительных материалов для ЕГЭ.

Так, например, задания части С, разработанные в логике ЕГЭ по обществоведению, направлены на оценку следующих умений:

1)логично и последовательно излагать свои мысли;

2)делать выводы на основе предложенной социальной информации;

3)использовать полученные знания в воображаемых жизненных ситуациях;

4)определять оптимальные способы практической деятельности;

5)применять теоретические знания при решении проблемных задач, для прогнозирования и обоснования социальных явлений и процессов;

6)анализировать различные социальные явления, объекты;

7)оценивать истинность суждений о социальных явлениях с точки зрения научных знаний;

8)выражать и обосновывать собственную точку зрения, приводить ар­гументы в ее поддержку с опорой на обществоведческие понятия.

Результаты Единого государственного экзамена признаются общеобразовательными учреждениями в качестве результатов государственной (итоговой) аттестации, а ссузами и вузами - в качестве результатов вступительных испытаний.

ЕГЭ вводится по ряду причин. Среди них:

¨ обеспечение равных условий при поступлении в вуз (ссуз) и сдаче выпускных экзаменов в школе, поскольку при проведении этих экзаменов на всей территории России применяются однотипные задания и единая шкала оценки, позволяющая сравнивать всех учащихся по уровню подготовки;

¨ ЕГЭ проводится в условиях, максимально обеспечивающих достоверность результатов. Ответы на задания части А и части В оцениваются с помощью компьютеров. Ответы на задания части С проверяются независимыми экспертами.

ЕГЭ призван служить улучшению качества образования в России за счет более объективного контроля и более высокой мотивации на успешное его прохождение.

 

4. Цели Единого государственного экзамена.

1. Формирование системы объективной и достоверной оценки качества общего образования школьников.

2.Повышение доступности высшего и среднего профессионального образования, обеспечение равных условий при поступлении в вузы и ссузы.

3.Обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием.

4.Повышение качества профориентационной работы в ОУ.

5. Создание условий для повышения эквивалентности государственных документов о получении среднего (полного) общего образования.

6.Обеспечение государственного контроля и управления качеством общего образования на основе независимой оценки подготовки выпускников.

7.Преодоление учебной перегрузки выпускников-абитуриентов за счет сокращения числа экзаменов.

8. Получение объективной информации о качестве общего образования школьников, оказание помощи обучающимся в преодолении учебных затруднений и построении траектории личностного саморазвития.

9.Содействие справедливому перераспределению финансовых потоков между вузами.

Процедура подготовки и проведения ЕГЭ призвана строго соответствовать законодательным и правовым нормам. Следует прежде всего помнить о необходимости соблюдения Конституции Российской Федерации, Законов Российской Федерации «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также принятых в соответствии с ними других законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации в области образования.

В таблице 1 приводится перечень ряда документов, регламентирующих порядок организации ЕГЭ.

Таблица 1.
Законодательные, нормативно-правовые и организационно- педагогические документы, регламентирующие порядок проведения ЕГЭ
Федеральные документы 1. Закон РФ «Об образовании». 2. Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». 3. Постановление правительства РФ от __________ г. №___ «О проведении в 20__-20__ гг. Единого государственного экзамена». 4. Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации. 5. Положение о проведении Единого государственного экзамена. 6. Инструкция для участников Единого государственного экзамена. 7. Инструкция по подготовке и участию выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений в Едином государственном экзамене в 20__ году. 8. Инструкции по организации проведения ЕГЭ в субъекте Российской федерации в 20__-20__ годах. 9. Инструкции для предметной комиссии по проверке бланков ответов №2 в 20__-20__ годах. 10. Инструкция по рассмотрению апелляций к процедуре и результатам Единого государственного экзамена в 20__ году. 11. Инструкции для подготовки и проведения ЕГЭ в пунктах проведения экзамена в 20__-20__ годах. 12. Инструкции для конфликтной комиссии субъекта Российской Федерации по рассмотрению апелляций при проведении Единого государственного экзамена в 20__-20__ годах. 13. Приказы Министерства образования РФ, регламентирующие порядок проведения ЕГЭ («О форме, продолжитель­ности и сроках Единого государственного экзамена в 20__ году» и другие). 14. Инструктивно-методические письма по вопросам проведения ЕГЭ. 15. Инструкции для сотрудников РЦОИ и ППОИ по организации работ в период подготовки и проведения ЕГЭ в 20__-20__ годах. 16. Рекомендации по организации системы общественного наблюдения (контроля) за проведением Единого государственного экзамена. 17. План-график подготовки и проведения эксперимента повведению Единого государственного экзамена в 20__ году 18. Письмо Минобразования и науки «О награждении золотыми и серебряными медалями в условиях проведения эксперимента по введению ЕГЭ»
Региональные документы 1. Положение о региональном координационном совете. 2. Положение о государственной экзаменационной комиссии (ГЭК). 3. Положение о конфликтной комиссии. 4. Положение о региональном центре обработки информации (РЦОИ). 5. Положение о пункте первичной обработки информации (ППОИ). 6. Положения о пункте проведения экзамена (ППЭ). 7. Положение о центре оценки качества подготовки и аттестации выпускников. 8. Положение о предметной комиссии. 9. Таблица кодирования пунктов проведения экзамена. 10. Должностные инструкции: • ответственного организатора; • руководителя ППЭ; • организатора ЕГЭ; • уполномоченного представителя ОУ.
Организационно-педагогические документы, издаваемые и оформляемые в ОУ 1. Протоколы собраний с учащимися и родителями по ознакомлению их с Положением о проведении ЕГЭ. 2. Лист ознакомления (как приложение к протоколу). 3. Заявление учащегося о допуске к ЕГЭ. 4. Решение педсовета и приказ по школе о допуске к ЕГЭ (приказ по каждому классу). Списки учащихся, сдающих ЕГЭ. 5. Расписание ЕГЭ с указанием ППЭ на основе приказа Минобразования РФ. 6. График проведения консультаций. 7. График занятости учителей на экзаменах. 8. Журнал регистрации пропусков
Локальные акты, издаваемые ссузом / вузом 1. Правила приема и зачисления по итогам ЕГЭ. 2. Перечень специальностей и вступительных испытаний, проводимых в системе ЕГЭ

 

Содержание деятельности школы по подготовке и проведению ЕГЭ

Самые сложные проблемы организации и проведения ЕГЭ приходится решать школе. В школах с высоким уровнем развития организационной культуры четко и целесообразно - распределяются функциональные обязанности среди управленческого корпуса и педагогического, ученического коллективов. Это позволяет предотвратить дублирование в действиях всех участников педагогического процесса.

Весьма важным показателем культуры управления является рациональное распределение времени, рациональное планирование школьного режима по подготовке и проведению ЕГЭ, определение близких, средних, далеких целей реализации программы проведения ЕГЭ, создание модели организации управленческой деятельности по подготовке и проведению ЕГЭ.

Как показывает практика, в образовательных учреждениях, где успешно осуществляются инновационные процессы (а эксперимент по ЕГЭ по праву можно отнести к числу инноваций в образовании), чаще всего используется четырехуровневая структура управления.

Построить ее модель необходимо для того, чтобы каждый наглядно увидел свое место и место других ее субъектов в иерархии школьного управления, понимал принципы и механизмы действия, связи и отношения между входящими в ее состав компонентами по решению на внутришкольном уровне такой задачи, как подготовка к ЕГЭ.

Первый уровень (высший) в оргструктуре занимают директор школы и полномочные коллегиальные органы: совет образовательного учреждения, педсовет, научно-практическая конференция и т.д. На этом уровне управления решаются стратегические вопросы осуществления ЕГЭ в школе, вопросы назначения, миссии этой новой формы оценки качества образовательной подготовки школьников.

Второй уровень представлен заместителями директора школы и такими службами, как методический совет и прочее. В компетенцию данных структур входят вопросы тактического порядка, касающиеся организационной стороны деятельности ОУ по введению ЕГЭ.

Третий уровень - уровень руководителей методических объединений (кафедр), временных творческих коллективов и экспериментальных групп, других педагогических объединений. На этом уровне разрабатываются вопросы, касающиеся методики, дидактики и технологии обеспечения итоговой аттестации школьников в форме ЕГЭ.

Четвертый уровень занимают ученический актив и подструктура школьного самоуправления.

6. Личностно ориентированная технология подготовки школьников к ЕГЭ

Одна из наиболее актуальных проблем школьного образования - проблема качества процесса, условий и результатов становления и развития личности обучающегося. Для ее решения чрезвычайно важно рассматривать ученика как активного субъекта образовательного процесса, его центральную фигуру.

ЕГЭ является своеобразной «финишной прямой» педагогической деятельности в школе, служит оценке качества работы каждого участника образовательного процесса и определению результативности совместных усилий, направленных на развитие личности ученика. Подготовка к ЕГЭ не должна быть сведена к кратковременной педагогической акции. Это достаточно ответственная, систематическая работа всего школьного коллектива, включая деятельность руководителя ОУ, его заместителей, руководителей методических объединений, учителей-предметников, классных руководителей, психологов, родителей учащихся и, конечно же, самих выпускников.

 

Подготовка к ЕГЭ требует ее интеграции в целостный образовательный процесс. Мудрые учителя начинают подготовку к экзаменам (но никак не «натаскивание»!) с первых часов реализации образовательных программ по предмету. Делают это опосредованно, не «запугивая» предстоящей проверкой. Стремятся ориентировать детей на успех, а не на избежание неудачи. Умело осуществляют анализ образовательных и личностных достижений школьников с тем, чтобы обеспечить их «восхождение по лестнице успеха», вселить в детские души уверенность в преодолении трудностей, готовность к саморегуляции и самоорганизации в процессе проведения ЕГЭ.

По сути дела, каждое учебное занятие, каждая домашняя работа, индивидуальная консультация могут внести серьезный вклад в качественную подготовку к экзамену, если учитель разработал соответствующую образовательную технологию, продумал все этапы своей деятельности и обязательно согласовал их с работой классного руководителя, других учителей-предметников, учащихся и их родителей.

Личностно ориентированная развивающая технология подготовки выпускников к ЕГЭ по образовательным предметам строится на основе следующих положений.

Первое. Она разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе которого, безусловно, должна быть авторская гуманистическая позиция учителя. В этом контексте важно рассматривать ЕГЭ как механизм управления качеством становления и развития личности выпускника, а не только как инструмент измерения конечного результата образовательной деятельности в школе. Подготовка к ЕГЭ призвана служить саморазвитию личности обучающегося, формированию его способности ориентироваться в системе ценностей, в потребностях современной жизни. В процессе подготовки к новой форме итоговой аттестации чрезвычайную важность приобретает формирование умений выпускника осуществлять непрерывное самообразование/самоорганизацию, саморегуляцию, самосовершенствование.

Одна из важнейших гуманистических идей подготовки к ЕГЭ связана с оказанием помощи выпускнику в выборе будущей жизненной траектории, в самоопределении, в профессиональной ориентации.

Второе. Технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций в процессе подготовки к ЕГЭ строится в строгом соответствии с системой образовательных целей и задач, имеющей форму конкретного ожидаемого результата.Логика технологической цепочки такова: ® разработка ведущих концептуальных идей построения образовательного процесса по предмету (в том числе подготовки к экзамену) ® моделирование образовательного процесса на уровне предмета, учебного занятия, самообразования ученика ® программирование (корректировка образовательных программ на основе государственных образовательных стандартов) ® конструирование учебно-тематических планов, технологических карт усвоения стержневых идей предмета, разделов, тем, а также поурочных планов ® реализация образовательной деятельности ® рефлексия процесса и результата освоения образовательных программ.

Третье. Технология подготовки предусматривает взаимодействие учителя и учащихся на творческой договорной основе. Возможно, следует начинать подготовку к ЕГЭ с серии учебных занятий, индивидуальных и групповых консультаций, собеседований, где стоит уточнить функции и обязанности педагога и учащихся в процессе подготовки. Очень важно осуществить прогнозирование ожидаемых результатов ЕГЭ по отношению к каждому ученику с учетом его образовательного потенциала. Естественно, эту работу необходимо провести на строго научной основе, с привлечением психолога. Учитель обязательно информирует выпускников об особенностях технологии подготовки к ЕГЭ или вместе с детьми осуществляет выбор оптимального варианта подготовки.

Четвертое. Осуществляется поэтапное планирование и последовательное (пошаговое) воплощение педагогических действий и операций, используется идея алгоритмизации. С этой целью разрабатывается и реализуется план действий учителя и учащихся по подготовке к ЕГЭ.

Пятое. Органической частью технологии подготовки к ЕГЭ являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения процесса, условий и результатов образовательной деятельности.

Таким образом, подготовка к ЕГЭ достигает технологического уровня, если представлена в виде научно обоснованного педагогического замысла (системы образовательных идей, концепции), системы педагогических целей и задач, предписаний по их реализации, описания содержания и последовательности процедур, действий, операций и может быть воспроизведена при заданных условиях и средствах любым учителем.

Технология деятельности учителя-предметника по подготовке выпускников к проведению ЕГЭ включает: этап концептуализации и параметризации образовательной деятельности, диагностико-прогностический этап, этап целеполагания, этап планирования, этап конструирования и реализации учебных занятий, контрольно-регулировочный этап и рефлексии.

I. Этап концептуализации и параметризации образовательной
деятельности по предмету.
Его задачами являются:

• изучение концепции модернизации общего образования, ведущих идей теории и практики в области образования;

• анализ требований государственного образовательного стандарта (обязательного минимума содержания среднего общего образования по предмету);

• разработка ведущих концептуальных идей построения образовательного процесса по предмету, в том числе подготовки к экзамену;

• определение критериев, показателей и инструментариев измерения процесса, условий и результатов освоения образовательной программы по учебному предмету.

II. Диагностико-прогностический этап. В его задачи входит:

• сбор и анализ информации о реальных образовательных возможностях выпускников;

• технологическое прогнозирование возможных затруднений школьников в выполнении КИМов по предмету;

• планирование ожидаемых результатов ЕГЭ по общеобразовательным предметам.

На этом этапе важная роль отводится педагогическому консилиуму как коллективной форме анализа образовательных достижений школьников и планирования системы педагогических действий по оказанию помощи конкретным выпускникам в их подготовке к ЕГЭ. Педагогический консилиум - это своего рода малый педагогический совет, профессиональный разговор психолога, школьного врача, представителей родительского комитета, учителей-предметников, работающих в конкретном классе. Ответственность за его подготовку возлагается на классного руководителя. Педконсилиум в выпускных классах проходит с участием заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе. Он проводится не менее 2 раз в течение учебного года, на осенних и весенних каникулах. Его продолжительность - не более 1,5 часов.

В обязанности классного руководителя (в отдельных случаях - заместителя директора школы) входит сбор и систематизация аналитико-диагностических материалов по изучению образовательных возможностей выпускников; технологическому прогнозированию типичных и индивидуальных затруднений школьников в выполнении КИМов; планированию ожидаемых результатов ЕГЭ по ряду предметов.

В начале педконсилиума звучит доклад классного руководителя на тему: «Характеристика образовательного потенциала выпускников класса». Характеристика может быть выполнена по следующему плану:

1. Анализ образовательных возможностей каждого выпускника класса.

1.1.Отношение к школе, к образовательной деятельности (активно положительное, пассивно положительное, ситуативное, активно отрицательное, пассивно отрицательное).

1.2.Отношение к освоению образовательных программ по предметам, выносимым на ЕГЭ (активно положительное, пассивно положительное, ситуативное, активно отрицательное, пассивно отрицательное).

1.3.Состояние здоровья ученика (практически здоров, имеет отклонения в здоровье, хронические заболевания).

1.4.Особенности умственной работоспособности (восходящий тип работоспособности, то есть постепенное возрастание интенсивности и объема работы при выраженном снижении ошибок или их постоянстве; нисходящий тип - снижение работоспособности с одновременным нарастанием количества ошибок от одного задания к другому; ровный тип - высокие качественные показатели при небольшом колебании (0,5%) в течение учебного дня; неопределенный тип - колебания интенсивности и качества работы (от +4 до - 6%) с тенденцией к снижению объема выполненной работы).

1.5.Уровень сформированности следующих общеучебных умений: темпа чтения, умения выделять главное в устной и письменной речи, темпа письма, устного счета, сравнивать и сопоставлять, обобщать и систематизировать, осуществлять самоорганизацию и рефлексию образовательной деятельности, демонстрировать сформированность оценочно-ценностных суждений, вступать в диалог с книгой, с одноклассником, с учителем (оптимальный, допустимый, критический).

1.6.Уровень сформированности мотивационно-ценностных, эмоционально-волевых, интеллектуальных, организационно-деятельностных, коммуникативных и рефлексивных качеств личности (оптимальный, допустимый, критический).

1.7.Семейное воздействие (активно положительное, пассивно положи­тельное, ситуативное, активно отрицательное, пассивно отрицательное).

2. Контрольный уровень усвоения учебного материала (различения или

распознавания - «2», понимания и запоминания - «3», применения на практике по образцу - «4», творческий уровень - «5»).

3. Планируемый уровень освоения образовательных программ по предметам, выносимым на ЕГЭ (понимания и запоминания - «3», применения на практике по образцу - «4», творческий уровень - «5»).

4. Система мер по оказанию педагогической помощи выпускникам в достижении планируемого уровня освоения образовательных программ по предметам, выносимым на ЕГЭ.

Чрезвычайно важно обеспечить объективность и достоверность характеристики образовательных возможностей школьников за счет использования разнообразных источников информации, применения адекватных методик изучения, обязательного использования методов, позволяющих школьникам осуществить рефлексию своего духовно-нравственного, психофизиологического, коммуникативного, организационно-деятельностного и образовательного потенциала.

Вторая часть педконсилиума посвящается коллективному обсуждению доклада классного руководителя. Затем принимается решение, которое предусматривает конкретные меры по оказанию педагогической помощи выпускникам в достижении планируемого уровня освоения образовательных программ по предметам, выносимым на ЕГЭ.

Подобного рода педконсилиум необходим и в 10-м классе.

Результаты педагогического консилиума используются в процессе организации образовательной деятельности школьников. Например, поурочные планы предваряет технологическая карта изучения состояния и развития образовательного потенциала школьников (таблица 2), которая служит конкретизации целей учебных занятий, определению индивидуальных образовательных задач, сравнению конечных результатов с уровнем обучаемости школьников. Такого рода информация способствует дифференциации образовательной деятельности, определению механизмов развития личности.

 

Таблица 2

Технологическая карта изучения состояния и развития образовательного потенциала школьников

 

Ф.И.О. ПОКАЗАТЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА
Качество усвоения ЗУНов Качество сформированности общеучебных умений Отношение к учению Познавательный интерес к изучению предмета Психофизиологические возможности (сила воли, внимание, память, мышление, воображение, работоспособность и др.) Самоорганизация
Р П Р П Р П Р П Р П Р П
1. Азаров А.П.                        

Условные обозначения: Р - реальное состояние; П - планируемые результаты развития образовательного потенциала.

 

III. Этап целеполагания предусматривает:

• определение системы целей и задач образовательной деятельности по предмету по отношению к каждому выпускнику;

• актуализация задач изучения учебного предмета в школе;

• декомпозиция на различные разделы и темы;

• определение стержневых идей учебного курса, разделов, тем;

• оформление целей и задач ведущих разделов и тем в учебно-тематическом планировании;

• декомпозиция задач темы в образовательные цели конкретных учебных занятий;

• определение индивидуальных образовательных целей школьников.

Системообразующую роль технологии подготовки выпускников к ЕГЭ выполняют цели. В самом общем виде цель - это ожидаемый, желаемый, прогнозируемый результат деятельности. Задача выступает формой конкретного выражения цели. Задачи подготовки к ЕГЭ должны быть интегрированы в систему образовательных целей, реализуемых в школе.

Учитель, приступая к определению цели образовательной деятельности по предмету:

• изучает требования образовательного стандарта и программы;

• определяет, что должен знать и уметь школьник к концу изучения предмета, раздела, темы;

• анализирует информацию об образовательном потенциале обучающихся; определяет доминирующие способы учения школьников;

• выявляет типичные и индивидуальные затруднения школьников в освоении учебного курса, раздела, темы;

• выявляет типичные ошибки выпускников, допущенные в ходе итоговой аттестации в форме ЕГЭ;

• определяет (совместно с обучающимися) общие и индивидуальные цели образовательной деятельности школьников по предмету, а также задачи, связанные с подготовкой к ЕГЭ (в число такого рода задач могут входить: развитие умений правильно прочесть толкование учебных заданий; развитие умений осуществлять саморегуляцию и самоорганизацию в образовательной деятельности в определенный временной промежуток: развитие умений выполнять задания в тестовой форме, фиксировать результаты в бланках ответов № 1 и № 2);

• определяет приемы учебной работы, которыми важно овладеть школьнику;

• выявляет ценностные ориентиры, которые могут обеспечить л



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: