Тема: ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ




План:

  1. Практический метод обучения

 

В обучении технологии методы практической работы учащихся играют доминирующую роль. Это связано с тем, что, как уже отмечалось неоднократно, сами технологические знания носят практический характер. Технологические умения и навыки нельзя сформировать, не используя практические методы обучения.

Среди практических методов обучения наибольшее применение получили упражнения, лабораторные работы, решение технологических задач и самые разнообразные практические работы учащихся.

По сравнению со словесными и наглядными методами, в практических методах механизм обучающего влияния на учащихся скрыт от внешнего наблюдения.

Действительно, в словесных методах ученики воспринимают, осмысливают и закрепляют знания через слово учителя или печатное слово книги. В наглядных методах это происходит через восприятие образов предметов и явлений. В практических методах обучение осуществляется через практические действия самих учащихся, и начинается оно с применения знаний в этих действиях. Здесь важно отметить, что как бы не доминировали в обучении технологии методы практической работы учащихся, обязательным условием их применения является предварительное получение знаний учащимися через словесные и наглядные методы.

Какие же задачи решают в обучении технологии практические методы, если до их использования ученики уже получили знания другими методами? Механизм обучения в практических методах заключается в следующем.

Во-первых, для того чтобы сделать упражнение, решить задачу, выполнить лабораторную или практическую работу, ученик должен вспомнить, актуализировать знания, необходимые для выполнения этой деятельности. Тем самым осуществляется повторение и закрепление технологических знаний.

Во-вторых, предварительно полученных знаний, как правило, не хватает учащимся для выполнения практических действий. Это объясняется несколькими причинами: ученик мог просто не усвоить некоторые знания, а отдельные знания невозможно передать через словесные и наглядные методы. Например, с какими усилиями должен выполнять ученик то или иное трудовое движение. Поэтому в процессе выполнения практических действий ученик пополняет свои знания через помощь учителя, товарищей или обращаясь к учебным пособиям. Вместе с тем, недостающие знания подсказывают сами практические действия. Как это указывалось в примере с усилиями в трудовых движениях.

В-третьих, с помощью практических методов у учащихся формируются технологические умения и навыки. Под умением понимается способность человека к сознательному выполнению данного действия, приобретённая на основе знаний и элементарного личного опыта. Навык – это закреплённое упражнениями и в значительной степени автоматизированное умение выполнять определённые действия. В процессе повторения практических действий у учащегося образуется рабочий динамический стереотип или система временных связей в коре больших полушарий головного мозга, что является психофизиологической основой умений и навыков.

Наиболее простым практическим методом обучения технологии является упражнение. Упражнение – это целенаправленное повторение действий с применением правильных приёмов работы, исправлением допущенных ошибок и стремлением достичь лучшего результата. Суть упражнений – в повторении действий. При этом трудовое действие становится упражнением тогда, когда его используют для решения конкретной педагогической задачи: научить ученика определённому рабочему приёму или сформировать технологическое умение или навык. Так, например, обучение учащихся работе на токарном станке начинается с упражнений по выполнению приёмов управления станком. Обучение работе на швейной машине также начинается с упражнений в приёмах управления ею. При практическом освоении технологических операций по обработке древесины, металлов, тканей и других материалов, если эти операции содержат достаточно сложные рабочие приёмы их выполнения, проводятся упражнения в этих рабочих приёмах.

К организации и проведению упражнений предъявляются следующие требования:

1) Целесообразность упражнений. Содержание упражнений должно соответствовать содержанию изучаемых трудовых действий и поставленной педагогической цели (чему надо научить, какие умения или навыки сформировать).

2) Сознательность упражнений. Надо, чтобы ученики ясно понимали цель упражнения и сущность тех действий, в выполнении которых они упражняются.

3) Систематичность упражнений. Система упражнений должна обеспечить постепенное нарастание сложности упражнений в соответствии с возможностями учащихся.

Решение технологических задач применяется при изучении вопросов конструирования изготовляемых учащимися изделий, а также инструментов, приспособлений и других технических устройств; моделирования технических объектов; технологического планирования. Например, конструирование моделей самолётов, расчёт режимов обработки детали на токарном станке или конструирование одежды при обработке тканей. Насыщенность этих задач интеллектуальным содержанием, их творческий характер, необходимость при их решении применения самых разнообразных технологических знаний позволяет развивать технологическое творчество учащихся, что является незаменимым средством формирования конструкторских способностей и технологического мышления учащихся.

Лабораторные работы в обучении технологии используют обычно при изучении свойств материалов (древесины, металла, тканей и др.) и конструктивного устройства рабочих и измерительных инструментов.

Качество выполняемых лабораторных работ зависит от правильного определения их содержания, подготовки к выполнению и организации самого выполнения. По содержанию лабораторные работы могут быть качественные (с определением только качественных характеристик технических объектов или явлений) и количественные (с определением количественных характеристик).

При подготовке к лабораторной работе учителю нужно тщательно проверить всё лабораторное оборудование, инструменты и материалы для работы, при необходимости проделать её самому, чтобы определить возможность выполнения работы учениками. В организации и проведении лабораторных работ очень важную роль играют инструкции к лабораторным работам. В них отражаются тема работы, её цель, необходимое оборудование и инструменты, могут указываться теоретические сведения по теме работы, порядок выполнения работы, форма отчёта и контрольные вопросы.

Основное место в практических методах обучения технологии занимают практические работы учащихся. Они представляют собой практическую деятельность по изготовлению изделий, созданию других продуктов труда, в процессе которой ученики закрепляют и расширяют технологические знания и приобретают технологические умения и навыки.

Практические работы учащихся при обучении их технологии очень разнообразны. Это разнообразие зависит от того, какую конкретную технологию они изучают, какие технологические операции осваивают. Если например, ученики изучают технологию обработки древесины, то соответственно практические работы учащихся строятся на примере изготовления изделий из фанеры, досок, брусков и т.п., то есть из древесины. Если изучается обработка тканей, то в практических работах изготавливаются изделия из текстильных материалов.

При практическом освоении технологических операций в той или иной конкретной технологии подбираются такие изделия, изготовление которых требовало бы применения этих операций. Подбор объектов практических работ по ручной обработке материалов осуществляется по операционно-предметной системе технологического обучения. При обучении работе на станках объекты труда подбираются по операционно-комплексной системе.

Необходимым и главным условием организации и проведения практических работ учащихся является достаточное материально-техническое обеспечение. К нему относят учебно-производственное оборудование, инструменты и приспособления, материалы, источники энергии, помещения и т.д.

Чёткой организации практических работ и повышению самостоятельности учащихся при их проведении способствуют технологические карты на изготовление изделий. В технологических картах указываются сведения об изготовляемом изделии в виде чертежа (эскиза) или технического рисунка и сведения о заготовке также в виде чертежа (эскиза) или технического рисунка, а в отдельных случаях – просто записью вида материала заготовки и её размеров. Далее в технологической карте даётся технология изготовления изделия. В технологии изготовления обычно указывают порядок работы (перечень технологических операций), эскизы обработки (эскиз заготовки, как она будет выглядеть после выполнения каждой операции и эскиз инструмента в положении по отношению к заготовке во время обработки), а также рабочий и измерительный инструмент и приспособления, необходимые для выполнения технологической операции. В технологических картах на изготовление изделий на станках могут указываться режимы обработки.

Другими словами, технологические карты, которые применяются при проведении практических работ учащихся, представляют собой несколько изменённые технологические карты, разрабатываемые при технологической подготовке производства на предприятиях.

Технологические карты, их составление и применение в практических работах приучает учащихся к технологической дисциплине. Графические изображения изделий и заготовок для изготовления изделий, а также эскизы обработки, содержащиеся в технологических картах, позволяют при использовании последних в учебно-трудовых процессах развивать у учащихся пространственные представления и графическую грамотность, технологическое мышление и общую технологическую культуру.

 

Контрольные вопросы:

1. Что включает в себя практические методы?

2. Какие задачи решают в трудовом обучении практические методы?

3. Какие практические методы обучения получили наибольшее применение?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: