Распределительная и накопительная модели пенсионного страхования. Их преимущества и недостатки.




 

На современном этапе в мировой практике преобладают две гипотетические модели построения пенсионных систем распределительная (солидарная) и накопительная (сберегательная).

 

В солидарно-распределительной схеме (распространена в странах Европы и Северной Америки) размер пенсии зависит от страхового стажа, уровня оплаты труда и суммы страховых взносов. Пенсия формируется по принципу «последующее поколение финансирует предыдущее» собранные страхо­вые взносы, уплачиваемые работодателями и гражданами, расходуются на выплату пенсий в текущем периоде, в связи с чем уровень благополучия пенсионеров полностью зависит отэкономического по­ложения работающих граждан. Эффективность данной модели зависит от соотношения коэффициента поддержки и динамики реальной заработной платы. В случае снижения коэффициента поддержки, при одновременном пропорциональном росте заработной платы ставки взносов и размер пенсии остаются неизменными. Но как правило ухудшение коэффициента поддержки выводит систему из равновесия. В долго­срочной перспективе под влиянием общемировой демографической тенденции старения населения го­сударственные программы, основанные на распре­делительном принципе финансирования, оказывают­ся в состоянии финансового кризиса, а в некоторых случаях становятся неплатежеспособными.Пенсия в распределительных системах имеет социальную природу, и ее выплата гарантируется государством. Существует два вида распределительных пенсионных систем: одноуровневая и двухуровневая. Двухуровневая включает в себя базовую пенсию – национальную минимальную пенсию, которая устанавливается в фиксированной сумме вне зависимости от стажа и заработка застрахованного, и страховую пенсию – профессиональную пенсию, размер которой определяется в пропорции к заработку и зависит от трудового стажа. Одноуровневая система включает лишь страховую пенсию. К сильным сторонам распределительной модели обязательного пенсионного страхования следует отнести:

· законодательное закрепление за страхователями обязанности по внесению страховых взносов на пенсионные нужды;

· сохранность финансовых средств, обеспечиваемую автономностью фондов страхования, целевой характер поступления и расходования финансовых ресурсов пенсионного страхования, подконт­рольность функционирования пенсионной системы государству;

· неотчуждаемое по закону и реализуемое на основании принципа солидарности поколений право застрахованных на получение страховых сумм при наступлении страховых случаев;

· наиболее дешевый, понятный и прозрачный для населения способ формирования пенсий (массо­вый характер участия в страховании работающих);

· высокий уровень замещения заработков

 

Основным недостатком модели является невозможность создания справедли­вой системы расчета накопленных пенсионных прав и, соответственно, точного расчета адекватной суммы долгосрочных государственных обязательств в виде пожизненной трудовой пенсии.

 

Накопительная модель является полной противоположностью распределительной. страховые взносы работника в течение всей его трудовой жизни направляются на персонифицированный пенсионный счет в финансово-кредитной органи­зации, владеющей специальным разрешением (лицензией) на осуществление деятельности по ин­вестированию пенсионных накоплений в денежно-кредитные инструменты и фондовые ценности в целях их приумножения. Накопленный таким образом пенсионный капитал в его номинальном объеме выплачивается застрахованному лицу в зависимости от установленного способа распреде­ления аккумулированных средств и инвестиционного дохода на весь период дожития получателя пен­сии. Зачастую условия данной схемы предусматривают также возможность единовременной выплаты накопленных средств без их конверсии в пожизненную ренту. Необходимое условие функ­ционирования обязательной накопительной системы - наличие ус­тойчивого источника финансиро­вания у всех застрахованных. Функция государства в данной сис­теме сводится к контролю за дея­тельностью пенсионных фондов и управляющих компаний. Наиболее широкое распространение накопительные пенсионные модели получили в странах Латинской Америки и Азии.

В силу ряда существенных преимуществ накопительного страхования (независимость от поли­тических решений об условиях назначения и порядке выплаты государственных пенсий, гибкий ме­ханизм управления пенсионным капиталом, дифференциация размеров пенсий в зависимости от величины накоплений и эффективности их инвестирования) по сравнению с распределительной системой отдельные страны переходят к накопительной пенсионной модели. Она в большей степени соответствует условиям рыночного хозяйствования и дает возможность использовать пенсионные накопления граждан в качестве инвестиционных ресурсов при участии специализированных институтов пенсионного страхования и обеспечения – пенсионных фондов и управляющих компаний.

У данной тенденции есть и противники. К примеру, английский экономист Н. Барр в докладе МВФ «Реформирование пенсионного обеспечения: мифы, правда и ва­рианты выбора пенсионной политики» указывает на научную несостоятельность наиболее популярных аргументов, посредством которых обосновывается необходимость перехода от распределительных к накопительным принци­пам финансирования пенсий и приватизации пенсионного обеспечения. Особое внимание уделяет демографическим проблемам. Наблюдаемые в большинстве государств мира демографические тен­денции свидетельствуют о неуклонном снижении численности людей трудоспособного возраста - в каждом последующем поколении по сравнению с предыдущим. В результате меньшее количество ра­ботающих вынуждено содержать большее число выходящих на пенсию. Демографические изменения влияют на сокращение производства, тем самым отрицательно воздействуя на распределительную пенсионную систему, уменьшая масштабы взносов и сокращая расходы на выплату пенсий, производимых при заданном тарифе. В накопительной системе указанная зависимость также неизбежна и проявляется через механизм ры­ночного спроса и предложения: превышение накопленных пенсионных активов старшим поколением, расходуемых на финансирование желаемого уровня потребления после выхода на пенсию, над пред­ложением на товарном (фондовом) рынке приводит к росту цен на товары, работы, услуги (к падению курса ценных бумаг, в которые инвестированы пенсионные накопления) и, как следствие, к уменьше­нию покупательной способности аннуитета пенсионера.

По мнению Н.Барра, существует по крайней мере три вида рисков неопределенности, обусловливаемых макроэкономическими, демографическими и политическими обстоятельствами, воздействующими на все пенсионные системы независимо от способа финансирования (путем расп­ределения текущих взносов или предварительной капитализации средств (накопительная модель)).

Кроме того, накопительные пенсионные системы сталкиваются с дополнительными рисками не­определенности в финансовой сфере, обусловленными:

· рисковыми ситуациями для субъектов, которые инвестируют пенсионные накопления на финансо­вых рынках, не обеспечивающих необходимого уровня доходности и не гарантирующих надежной сохранности долгосрочных пенсионных активов;

· высокой зависимостью от внешних факторов (изменение структуры ВВП, снижение темпов роста отдельных секторов народного хозяйства, повышение темпов инфляции, падение уровня жизни населения и т.д.) в силу необходимости сохранять и обслуживать накапливаемые денежные сред­ства в течение жизни целого поколения (в среднем 35-40 лет);

· минимальными индивидуальными накоплениями (в случаях ранних форм инвалидности работни­ков, продолжительной учебы, болезней и безработицы), не способными обеспечить приемлемый уровень пенсии, при отсутствии действенных механизмов солидарного перераспределения средств между застрахованными и др.

 

Целесообразность перехода от солидарной (распределительной) пенсионной системы к капитализированной не может быть определена на основе простого сравнения нормы доходности на вложенный капитал и темпов роста заработной платы. Необходимо также учитывать стоимость перехода от распределительной системы к накопительной, сравнение рисков, которым они обе подвергаются, и стоимости соответ­ствующих административных расходов. Кроме того, при переходе на накопительную систему, правительство должно в большей степени заботиться о ее жизнеспособности, устранять все негативные факторы, отрицательно влияющие на развитие пенсионной системы в целом.

 

Важной проблемой, связанной с неуклонным «старением» населения, является возрастающий дефицит средств, собираемых в виде налогов и взносов для осуществления выплат пенсий, пособий в необхо­димом размере. Государства с каждым годом все большую долю бюджета отвлекают на социаль­ные и пенсионные выплаты, на финансирование де­фицита пенсионных фондов и социальных про­грамм. Наиболее очевидным выходом из складываю­щейся ситуации видится увеличение пенсионного возраста и увеличение налогов. Однако увеличение пенсионного возраста (что уже реализуется во мно­гих государствах) лишь ненадолго поможет сдер­жать расходы на социальное страхование ввиду масштабов роста численности пенсионеров, а уро­вень налогов, достигающих в западных странах значительной части дохода (до 50%) делает дальнейшее по­вышения налоговых ставок проблематичным.

На сегодняшний день в развитых странах преобладает трех уровневая смешанная система пенсионного страхования.

 

Рассмотрим пенсионные системы стран с развитой рыночной экономикой – Германии, Великобритании, США и Швеции, а также пенсионную систему Казахстана – страны с переходной экономикой.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: