По степени определенности.




абсолютно определенные – не предусматривают никаких уклонений относительно их применения, все условия их действия оговорены в тексте;

относительно определенные – не содержат достаточно полных указаний о действии данной нормы;

альтернативные.

32. Система права. Понятие и элементы

Система права – исторически сложившаяся, объективно существующая внутренняя организация права, определяемая характером регулируемых общественных отношений.

Характеристики системы права:

· системное образование – не простая совокупность элементов, а целостное формирование, обладающее конкретными свойствами, связями, внутренней структурой;

· объективное явление – поскольку она предопределена общественными отношениями, сложившимися в обществе;

· обусловлена национальными, историческими, культурными и иными социальными факторами;

· динамична, способна изменять свою внутреннюю структуру под воздействием внешней среды.

Система права показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Единст­во юридических норм, образующих право, определяется:

o единством выраженной в них государственной воли;

o единством правовой системы, в рамках которой они существуют и действуют;

o единством механизма пра­вового регулирования, его исходных принципов;

o единством конечных целей и задач.

Структурные элементы системы права:

· норма права - первичный элемент системы права (ис­ходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера). Правовые нормы регулируют не все, а лишь определенные виды и разновидности общественных отношений, объективно нуждающихся в таком регулировании. Остальные от­ношения регулируются другими социальными нормами.

правовой институт – совокупность правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений – регламентирует вид общественных отношений. Например, институт прекращения брака в семейном праве, институт залога в гражданском праве – это простые институты; институт ренты в гражданском праве включает субинституты: постоянная рента, пожизненная рента, пожизненное содержание с иждивением; Виды правовых институтов:

· по отраслям права: гражданские, уголовные, административ­ные, финансовые и т.д.;

· материальные и процессуальные;

· отрасле­вые – состоят из норм одной отрасли права (институт наследования в ГП);

· межотраслевые (смешанные) – состоят из норм двух и более отраслей (институт права человека относится и к м/н, и к КП);

· простые – не содержат в себе других подразделений;

· сложные (комплексные) – имеют в своем составе более мелкие самостоятельные образования (субинститу­ты);

· регулятивные – направлены на регулирование соот­ветствующих отношений;

· охранительные – направлены на охрану, защиту отношений;

· учредительные (за­крепительные) – закрепляют, учреждают, определяют положение (статус) тех или иных орга­нов, организаций, должностных лиц, а также граждан.

· субинститут (подынститут) – отличаются от правового института объемом регулирования и кругом норм права (подынститут референдума в институте народовластия);

· подотрасль – совокупность нескольких однородных правовых институтов (в ГП подотрасли жилищного, авторского права) – присутствует в крупных и сложных по составу отраслях права – целостное образование, которым регламентируется специфический вид отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права. Подотрасль не является обязательным элементом каждой отрасли права;

· отрасль права – основное подразделение системы права – объединяет взаимосвязанные между собой институты права, имеющие свой предмет регулирования (регулирующие качественно однородную область общественных отношений) – регулирует род обществ. отношений; содержит исчерпывающий набор юридических средств, методов правового воздействия, устанавливаемых государством в процессе регулирования отношений соответствующей сферы. Виды отраслей:

· базовые – КП, ГП, УП и АП, а также соответствующие им процессуальные отрасли ГПП, УПП и АПП;

· специальные – юридические режимы приспособлены к особым сферам жизни общества – ТП, ЗП, ФП и т.д.;

· комплексные – соединяют различные институты профилирующих и специальных отраслей – Экологическое, Информационное, Предпринимательское право;

· первичные – к ним относят так называемые традиционные отрасли – УП, ГП;

· вторичные – выделившиеся из традиционных отраслей – из ГП выделились семейное и трудовое право.

Главными критериями, позволяющими отграничить одну отрасль права от другой являются:

· Предмет правового регулирования – какие общественные отношения регулирует данная отрасль права;

· Метод правового регулирования – какими способами, средствами, приемами регламентируются данные общественные отношения.

Предмет правового регулирования – составляют однородные общественные отношения – каждая отрасль имеет свой собственный предмет регулирования. Позволяет определить правовое положение субъектов, порядок возникновения субъективных прав и юридических обязанностей, средства их обеспечения, характер санкций. Два главных метода:

Метод правового регулирования – совокупность приемов и способов правового воздействия на соответствующие общественные отношения. Методы зависят от характера предмета правового регулирования. Два основных:

1. императивный (метод властных предписаний, субординации, основанный на запретах, обязанностях, ответственности) – характерен для УП, АП, НП;

2. диспозитивный (метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволении) – характерен для СП, ГП.

Существуют также дополнительные методы – поощрительный и рекомендательный – но самостоятельно они практически не применяются.

Система права – совокупность действующих норм права, объединенных по институтам, подотраслям и отраслям в соответствии с характером и спецификой регулируемых ими общественных отношений.

Система права первична, система законодательства – производна от нее, так как исходным элементом системы права является норма права, а исходным элементом системы законодательстваНПА (акт правотворческих органов государства, содержащий нормы права).

 

33. Предмет и метод правового регулирования.

Правовое регулирование целенап­равленное воздействие на поведение людей и обществен­ные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

В сферу правового регулирования должны входить те отношения, которые имеют следующие признаки:

· это отношения, в которых находят отражение как ин­дивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные;

· в этих отношениях реализу­ются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удов­летворения интересов другого;

· эти отношения строятся на основе согласия выполнять определенные пра­вила, признания обязательности этих правил;

· эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой.

В сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений:

ü отношения людей по обмену ценностями (материальными и нематериальными). Здесь наиболее ярко проявляется возможность и необходи­мость правового регулирования имущественных отношений;

ü отношения по властному уп­равлению обществом;

ü отношения по обеспечению правопорядка, призванные обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов уп­равления в обществе.

Отрасль права – основное подразделение системы права – объединяет взаимосвязанные между собой институты права, имеющие свой предмет регулирования (регулирующие качественно однородную область общественных отношений) – регулирует род обществ. отношений; содержит исчерпывающий набор юридических средств, методов правового воздействия, устанавливаемых государством в процессе регулирования отношений соответствующей сферы. Виды отраслей:

· базовые – КП, ГП, УП и АП, а также соответствующие им процессуальные отрасли ГПП, УПП и АПП;

· специальные – юридические режимы приспособлены к особым сферам жизни общества – ТП, ЗП, ФП и т.д.;

· комплексные – соединяют различные институты профилирующих и специальных отраслей – Экологическое, Информационное, Предпринимательское право;

· первичные – к ним относят так называемые традиционные отрасли – УП, ГП;

· вторичные – выделившиеся из традиционных отраслей – из ГП выделились семейное и трудовое право.

Главными критериями, позволяющими отграничить одну отрасль права от другой являются:

· Предмет правового регулирования – какие общественные отношения регулирует определенная отрасль права;

· Метод правового регулирования – какими способами, средствами, приемами регламентируются данные общественные отношения.

Предмет правового регулирования – составляют однородные общественные отношения – каждая отрасль имеет свой собственный предмет регулирования. Позволяет определить правовое положение субъектов, порядок возникновения субъективных прав и юридических обязанностей, средства их обеспечения, характер санкций. Два главных метода:

Метод правового регулирования – совокупность приемов и способов правового воздействия на соответствующие общественные отношения. Методы зависят от характера предмета правового регулирования. Два основных:

· императивный (метод властных предписаний, субординации, основанный на запретах, обязанностях, ответственности) – характерен для УП, АП, НП;

· диспозитивный (метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволении) – характерен для СП, ГП.

Существуют также дополнительные методы – поощрительный и рекомендательный – но самостоятельно они практически не применяются.

В теории право­вого регулирования выделяют два метода правово­го воздействия:

Метод децентрализованного, диапозитивного регулиро­вания построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интере­сы, т.е. в сфере отраслей частноправового характера.

Метод централизованного, императивного регулирова­ния базируется на отношениях субординации между участ­никами общественного отношения (при его помощи регули­руются отношения, где приоритетным, как правило, явля­ется общесоциальный интерес).

34. Источники права: соотношение с формой

Форма права – специфическое выражение правовых норм, приданием им свойства общеобязательности путем официального закрепления их содержания. Смысловые значения термина «источника права» (ИП):

· ИП в материальном смысле – материальные условия жизни общества, или способ бытия людей;

· ИП в идеальном смысле – предполагает те философские, или мировоззренческие, начала, что легли в основу данной правовой системы;

· ИП в юридическом (формальном) смысле – различные способы внешнего выражения права; формальные источники являются носителями информации о правилах, моделях поведения субъектов права.

Термин «источник права» и «форма права» используются в юридической науке как тождественные. Чаще всего рассматриваются источники в юридическом смысле. Юридические источники права – официальные формы выражения и закрепления норм права, действующих (признаваемых) в данном государстве.

Виды источников права:

· Правовой обычай – исторически первый источник права – первые законы государства представляли собой санкционированные им обычаи. Обычай приобретает правовой характер после его признания и одобрения государством. Одновременно этот обычай получает и защиту со стороны государства. Сейчас признается обычай делового оборота (Статья 5 ГК РФ) – сложившееся и широко используемое в предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе;

· Правовой прецедент – решение судебных или административных органов по конкретному делу, которое впоследствии принимается за обязательное правило при рассмотрении аналогичных дел.

· Правовая доктрина (теории, учения) – в Древнем Риме суды обязаны были ссылаться при вынесении решений на работы пяти наиболее известных римских юристов – Ульпиана, Павла, Гая, Папиниана и Модестина. Отечественная наука и практика не признают юридическую доктрину официальным источником права – судья при рассмотрении конкретного дела не вправе в основание своего решения ссылаться на труды ученых или их комментарии; эти работы могут служить только справочным материалом.

· Нормативные договоры – это соглашения двух или более субъектов по конкретному вопросу, в результате которых устанавливаются, конкретизируются или изменяются нормы права. Нормативные договоры служат основой для принятия последующих НПА. По содержанию нормативные договоры – это юридические акты, закрепляющие волеизъявление сторон по поводу взаимных прав и обязанностей. Например, м/н акты – конвенции, соглашения, межгосударственные договоры. Они заключаются по взаимному соглашению и устанавливают для участников соответствующие права и обязанности, которые учитываются во внутригосударственном праве. Федеративный договор 1992 года «о разграничении предметов ведения между РФ и органами власти субъектов РФ».

· Религиозные нормы – в первую очередь играют роль в теократическом государстве – принимаемые законы не могут противоречить религиозным нормам; мусульманское, индуистское, иудейское право основаны на религиозных источниках: церковных книгах, актах религиозных органов и деятелей (Коран – священная книга всех мусульман; Сунна – предание о делах и изречениях пророка Мухаммеда; иджма – согласие исламского общества относительно обязанностей правоверного; в совокупности они образуют шариат, являющийся основным источником мусульманского права);

· Нормативный правовой акт (НПА) – акт правотворческих органов государства, содержащий нормы права, принимаемый в особом порядке и в конкретной письменной форме, а также состоящий в иерархических отношениях с другими актами;

· Принципы права – в ГК РФ установлено, что при применении аналогии права необходимо опираться на принципы разумности, справедливости и добросовестности. Виды принципов:

· Общеправовые – присущи всем отраслям права (принципы справедливости, гуманизма, законности);

· Межотраслевые – присущи нескольким отраслям права (процессуальные отрасли закрепляют принципы независимости судей, состязательности и равноправия сторон, гласности);

· Отраслевые – отражают специфику той или иной отрасли права. СП – принцип равноправия женщины и мужчины в семейных отношениях; в ТП – принцип свободы труда, охраны труда и здоровья работников и т.д.

· Судебная практика – в РФ: суды имеют право оценить НПА на его соответствие закону; отменить акты, противоречащие закону; разъяснения Пленумов Верховного Суда РФ и высшего арбитражного Суда РФ служат нередко основанием к новому пониманию и применению норм права – это вторичный источник права, они дополняют закон;

· М/н право – конституции большинства государств закрепляют, что общепризнанные нормы и принципы м/н права и договоры между государствами являются источником внутригосударственного права, а нередко имеют приоритет перед последними.

Форма права — это способ выражения государ­ственной воли, юридических правил поведения.

Прежде чем анализировать различные формы права, необходи­мо рассмотреть соотношение понятий «форма права» и «источник права».

Если исходить из общепринятого значения слова «источник» как «всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки», то применительно к юридическим явлениям под источни­ком права следует понимать:

1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.);

2) источник в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.);

3) источник в формально-юридическом смысле — это и есть форма права.

Выделяют четыре основных формы права:

· нормативный акт — это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений (к их числу относятся конституция, законы, подзаконные акты и т.п.) (проф. Морозова: Под нормативным правовым актом понимается акт правотворческих органов государства, который содержит нормы права, принимается в особом порядке, в конкретной письменной форме и состоит в отношениях подчиненности с другими актами);

· правовой обычай — это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям (например, согласно ст.5, 6 и др. ГК РФ отдельные имущественные отношения могут ре­гулироваться обычаями делового оборота);

· юридический прецедент — это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распространен преимуществен­но в странах семьи общего права — Великобритании, США, Канаде и т.д.);

• нормативный договор — соглашение между правотворчески­ми субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.; коллек­тивный договор, который заключают между собой админи­страция предприятия и профсоюз).

В современных условиях роль нормативных договоров в России заметно увеличивается. Они получаютвсе более широкое распро­странение в конституционном, трудовом, гражданском, админи­стративном и иных отраслях права.

Для того, чтобы четче видеть его суть, необходимо отличить нормативный договор, с одной стороны, от просто договоров, а, с другой стороны, от нормативно-правовых актов.

В отличие от просто договоров (договоров-сделок) норматив­ные договоры не носят индивидуально-разового характера. Если две фирмы заключают ту или иную сделку, они не создают новой нормы права (эта норма уже есть в ГК РФ). Участники же, за­ключающие нормативный договор, создают новое правило пове­дение — новую норму права, выступая правотворческими субъ­ектами.

В отличие от нормативных актов, принимаемых государствен­ными органами, нормативные договоры выступают результатом соглашения между равноправными субъектами по поводу деятельности, представляющей их общий интерес.

35-36 Закон и подзаконные НПА. Фед законы и законы субъектов федерации.

Закон — это нормат акт, принятый в особом порядке ор­ганом законодат власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юр силой и регули­рующий наиболее важные общественные отношения.

К признакам закона относятся следующие:

· он принимается только органом законодат власти или референдумом;

· порядок его подготовки и издания определяется Конститу­цией РФ и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;

· в идеале он должен выражать волю и интересы народа;

· он обладает высшей юридической силой и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоре­чить;

· он регулирует наиболее важные, ключевые общественные от­ношения.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных норматив актов и придают ему качество верховенства. Изме­нить или отменить закон вправе только тот орган, кот его принял, причем в строго оговоренном порядке.

Виды законов по их юридической силе:

1) Конституция — основополагающий учреди­тельный политико-правовой акт, закрепл конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, опред форму правления и гос устройства, учреждаю­щий федерал органы гос власти;

2) ФКЗ — принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией (напр., ФКЗ о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Пра­вительстве РФ и т.п.);

3) ФЗ — акты текущ законодательства, посвящен различ сторонам соц-эконом, полит и духов жизни общества (например, ГК РФ, УК РФ);

4) законы субъектов Федерации — издаются их представитель­ными органами и распространяются только на соотв территорию (напр., закон Саратовской области о муниципаль­ной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).

Классификация законов может проводиться по различным ос­нованиям:

· по субъектам законотворчества (принятые народом в резуль­тате референдума или законодательным органом);

· по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);

· по сроку действия (постоянные законы и временные) и т.д.

· по характеру (текущие и чрезвычайные);

· по сферам действия (общефедер и регион);

· по содержанию (эк, бюдж., соц, полит и т.п.);

· по степени систематизации (обычные и кодификационные);

· по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);

· по объему регулирования (общие и специальные).

Проф. Морозова: Закон представляет собой НПА, принятый представительным законодат органом власти в особом поряд­ке, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юр силой.

Закон обладает рядом преимуществ по сравнению с др. НПА.

· Закон, во-первых, занимает самое высокое место в системе законодательства, поскольку обладает высшей юр силой. Другие акты не могут противоречить закону;

· во-вторых, первичным образом регулирует общественные отношения, т.е. те отношения, для кот впервые устанавливаются рамки их правового бытия. Это базовые, фундаментальные обще­ственные отношения,- отношения собственности, земель­ные;

· в-третьих, действует прямо, непосредственно, без посредующих актов;

· в-четвертых, обладает большими материальными и финансовы­ми ресурсами для исполнения;

· в-пятых, имеет эффектив механизм обеспечения: государство устанавливает общий надзор прокуратуры за соблюдением законности, Уполномоченный по правам человека при­зван способствовать восстановлению нарушенных прав и свобод че­ловека на территории РФ;

в-шестых, к подготовке закона и его прохождению в законодат органе предъявляются более строгие требования, чем к другим актам.

37. Правотворчество: понятие, особенности, виды

Правотворчество – особая форма государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанная на познании объективных социальных потребностей и интересов общества.

Виды правотворческой деятельности (с учетом субъектного состава органов):

правотворчество государственных органов (общефедеральных и республиканских) (разветвленная деятельность органов государственной власти и управления, в результате которой формируется система законодательства. Юридическая сила нормативного акта, принятого тем или иным органом, соизмеряется его компетенцией в иерархической структуре механизма государства. Результатом правотворчества государственных органов могут быть законы и различного рода подзаконные акты (указы Президента, постановления Правительства, инструкции министерств и ведомств, постановления и распоряжения органов власти на местах));

санкционированное правотворчество (разрешенная государством правотворческая деятельность должностных лиц (руководителей предприятий, учреждений, министерств, ведомств) и некоторых негосударственных организаций и учреждений, результатом которой являются исключительно подзаконные нормативные акты или правовые предписания, изданные по вопросам, составляющим их компетенцию);

народное правотворчество (референдум) (проводится по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С его помощью народ осуществляет свою власть непосредственно. Итоги референдума окончательны, не подлежат никакому утверждению).

Проф.Морозова: Под правотворчеством понимается деятельность государства по изданию, изменению и отмене нормативных правовых актов.

Правотворчество представляет собой:

· монопольную деятельность государства, поскольку все нормы права создаются государством, последнее придает им статус общеобязатель­ных правил поведения;

· созидательно-интеллектуальную деятельность. Она связана с позна­нием, изучением, анализом явлений и процессов деятельности, выяв­лением потребности в правовом урегулировании общественных отно­шений, формулированием правил поведения, определением механиз­ма их реализации и рядом других процессов, требующих больших знаний, умения, профессионализма;

· процессуальную деятельность. Она имеет определенные стадии, осуществляется в установленном порядке. Нарушение процесса пра­вотворчества может привести к признанию принятого акта недейст­вительным.

Правотворческая деятельность основана на определенных прин­ципах: законность, демо­кратизм, научность, профессионализм, гласность, системность.

1) Принцип законности предполагает:

· принятие нормативных правовых актов только теми субъектами, которые наделены соответствующими полномочиями и в их пределах;

· оформление определенной процедурой;

· выбор формы акта должен соответствовать содержанию принима­емого акта;

· новый акт не должен противоречить конституции, законам, об­щепринятым принципам и нормам международного права, а также действующему законодательству. В федеративном государстве важно также соответствие актов субъектов федерации общегосударственным актам.

2) Принцип демократизма проявляется прежде всего в возможности принятия наиболее важных нормативных правовых актов в форме ре­ферендума. Кроме того, проекты актов, особенно законопроекты, об­суждаются в средствах массовой информации, научной обществен­ностью, в общественных объединениях. Существует возможность обращения в правотворческие органы с предложениями, замечания­ми, пожеланиями.

3) Принцип научности включает в себя:

· разработку научно обоснованной стратегии правотворчества в стране;

· планирование приоритетности принимаемых актов;

· прогнозирование социальных последствий действия новых актов и норм;

· учет достижений юридической науки как отечественной, так и ми­ровой;

· учет научных рекомендаций.

4) Принцип профессионализма относится к любой государственной де­ятельности, но особенно важен для правотворчества, поскольку, как уже указывалось, этот вид государственной деятельности требует спе­циальных знаний, навыков, умения и даже определенного таланта.

5) Принцип гласности означает, что все принимаемые правотворчес­кими органами акты подлежат обязательному опубликованию, т.е. до­ведению до сведения населения. Принцип гласности тесно связан с принципом демократизма, по­скольку предполагает участие общественности в подготовке и обсуж­дении проектов основополагающих актов.

6) Принцип системности предполагает, что вновь принимаемые акты должны «вписываться» в существующую систему законодательства, не противоречить действующим актам, не содержать коллизий, пробе­лов, дублирования и при этом должны использовать средства регули­рования общественных отношений, присущие данной отрасли права.

Правотворчество следует отличать от правообразования. Послед­нее — более широкое понятие, чем правотворчество, и включает в себя анализ социальной ситуации в стране, выявление потребности в правовом регулировании общественных отношений, осознание этой потребности, ее адекватное правовое выражение. Процесс правообра­зования завершается выработкой и принятием конкретного НПА. Следовательно, правотворчество есть завер­шающий этап процесса правообразования, результат правообразова­ния и его конечный результат.

Виды правотворчества

В зависимости от субъекта правотворчества принято выделять сле­дующие виды этой деятельности: законотворчество, подзаконное пра­вотворчество, правотворчество органов местного самоуправления, непосредственное правотворчество народа (референдум), делегиро­ванное правотворчество, локальное правотворчество. Некоторые уче­ные (Ю.А. Тихомиров, В.М. Сырых) выделяют договорное правотвор­чество, а также чрезвычайное.

1) Законотворчество — один из распространенных видов правотворчества. Законотворчеством занимаются, как правило, пред­ставительные законодательные органы гос-ва, избираемые насе­лением и обладающие правом принимать от имени народа акты выс­шей юридической силы — законы. Законы составляют исходную базу правовой системы, все другие виды правотворчества не могут противоречить законам и должны осуществляться на основе и во исполне­ние законов.

2) Подзаконное правотворчество реализуется чаше всего органами исполнительной власти. Оно предназначено для детализации законов, их конкретизации, решения вопросов, требующих оперативного реа­гирования.

3) Непосредственное правотворчество (референдум) принято отно­сить к самостоятельному виду правотворчества, поскольку рефе­рендум является высшей формой прямого (непосредственного) вы­ражения воли народа по проектам ключевых законов и иных государственных решений, а сам народ выступает самостоятельным субъектом правотворчества.

Для непосредственного правотворчества характерны следующие особенности:

· решения референдума обладают высшей юридической силой;

· эти решения не нуждаются в к-л утверждении и м.б. отменены только другим референдумом;

· референдум основывается на принципах свободы и доброволь­ности участия, отсутствии к-л контроля за волеизъявлением участников голосования, недопустимости принуждения к выражению своего мнения и убеждения или отказу от них;

· организация и проведение референдума осуществляются гос-вом. Оно же обеспечивает финансирование и гарантирует реали­зацию права граждан на участие в референдуме.

4) Делегированное правотворчество относительно новый для нашей страны вид. Законы делегированного характера в РФ не принимались на общегосударственном уровне. Но в принципе делегированным правотворчеством можно считать правотворчество ор­ганов местного самоуправления, так как эти органы не входят в госу­дарственную систему, но вправе принимать нормативные акты по во­просам местного значения. Это право делегировано им государством.

В советское время видом делегированного правотворчества была передача правотворческих полномочий государства общественным объединениям, например профсоюзам. Но чаще они принимали пра­вовые акты совместно с государственными органами.

За рубежом распространена практика передачи парламентом права издания законов правительству по определенному кругу вопросов, на конкретный срок и под контролем парламента. При этом не допуска­ется субделегация, т.е. передача правительством делегированных ему законодательных полномочий другим органам.

5) Чрезвычайное правотворчество представляет собой принятие зако­нов и других нормативных правовых актов для регулирования обще­ственных отношений, связанных с экстремальными, кризисными си­туациями в стране, т.е. в условиях режима чрезвычайного положения. В РФ действует широкий круг актов чрезвы­чайного правотворчества, например ФЗ от 26 фев­раля 1997 г. «О мобилизационной подготовке и мобилизации»; от 22 августа 1995 г. «Об аварийно-спасательных службах и статусе спа­сателей»; от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и др.

6) Собственное правотворчество органов местного самоуправления, как уже указывалось, можно отнести к делегированному правотворче­ству. Государство своим законодательством наделило представитель­ные органы местного самоуправления и должностных лиц муници­пальных образований правом принимать нормативные правовые акты по вопросам местного значения.

7) Договорное правотворчество образуют договоры нормативного со­держания, например конституционные, внутрифедеральные, управ­ленческие. Они заключаются между различными государственными органами на добровольной основе и служат базой для принятия дру­гих правовых актов и совершения юридических действий.

Самостоятельную разновидность договорного правотворчества со­ставляют коллективные договоры и соглашения, заключаемые между работодателями и работниками для регулирования социально-трудо­вых отношений. Договорное правотворчество относится к подзаконному виду.

Локальное правотворчество есть реализация правомочий на изда­ние нормативных правовых актов отдельными учреждениями, орга­низациями коммерческого или иного характера.

38. Законотворчество и подзаконное правотворчество в РФ.

Под правотворчеством понимается деятельность государства по изданию, изменению и отмене нормативных правовых актов.

Правотворчество представляет собой:

· монопольную деятельность государства, поскольку все нормы права создаются государством, последнее придает им статус общеобязатель­ных правил поведения;

· созидательно-интеллектуальную деятельность. Она связана с позна­нием, изучением, анализом явлений и процессов деятельности, выяв­лением потребности в правовом урегулировании общественных отно­шений, формулированием правил поведения, определением механиз­ма их реализации и рядом других процессов, требующих больших знаний, умения, профессионализма;

· процессуальную деятельность. Она имеет определенные стадии, осуществляется в установленном порядке. Нарушение процесса пра­вотворчества может привести к признанию принятого акта недейст­вительным.

Правотворческая деятельность основана на определенных прин­ципах: законность, демо­кратизм, научность, профессионализм, гласность, системность.

1) Принцип законности предполагает:

· принятие нормативных правовых актов только теми субъектами, которые наделены соответствующими полномочиями и в их пределах;

· оформление определенной процедурой;

· выбор формы акта должен соответствовать содержанию принима­емого акта;

· новый акт не должен противоречить конституции, законам, об­щепринятым принципам и нормам международного права, а также действующему законодательству. В федеративном государстве важно также соответствие актов субъектов федерации общегосударственным актам.

2) Принцип демократизма проявляется прежде всего в возможности принятия наиболее важных нормативных правовых актов в форме ре­ферендума. Кроме того, проекты актов, особенно законопроекты, об­суждаются в средствах массовой информации, научной обществен­ностью, в общественных объединениях. Существует возможность обращения в



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: