Системный подход к исследованию конкурентоспособности образовательных учреждений




 

В современной экономической науке конкуренция рассматривается, как одна из важнейших составляющих механизма функционирования рыночного хозяйства. Конкуренция ведёт к лучшему использованию потенциала общества, рационализации поведения хозяйствующих субъектов. Она является ключевым элементом системы рыночных отношений.

Целостность анализа и его целенаправленность характеризуют комплексный анализ как системный, который предполагает изучение всех сторон образовательной деятельности, характеризующих его реальные и потенциальные возможности конкурирования на рынке. Полный и всесторонний анализ - это только одно из условий достижения его комплексности при системном подходе.

Другим необходимым условием системного анализа является использование в анализе единой цели, позволяющей объединить отдельные направления анализа, показатели и факторы конкурентоспособности в единую систему.

Для обеспечения полноты и объективности анализа и оценки конкурентоспособности учебного заведения, а также с целью использования их результатов в стратегическом планировании и управлении образованием необходимо базироваться на системном подходе.

От степени развития конкуренции на макроуровне зависят возможности совершенствования экономики, экономический рост, степень вовлеченности страны в мировую глобальную экономическую систему. На микроуровне экономические успехи субъектов рыночной экономики в первую очередь зависят от того, насколько ими изучены законы конкуренции, её проявления и формы и насколько они готовы к конкурентной борьбе.

Принципиально новые условия политического, культурного и социально-экономического взаимодействия участников экономической деятельности в условиях глобализации обостряют противоречия хозяйствующих субъектов и изменяют общепринятое понимание самой сути конкуренции. В этой связи особую актуальность представляет анализ сложившихся подходов в определении конкуренции и ее характеристики – конкурентоспособности.

В результате проведенного исследования была выявлена специфика понятия конкуренции на рынке образовательных учреждений. Рынок образовательных услуг – это сфера проявлений экономических отношений между потребителями, стремящимися удовлетворить свои потребности в образовании и профессиональной компетенции посредством активного овладевания знаниями, умениями и навыками, с одной стороны, и организациями и физическими лицами, профессионально и легитимно оказывающими образовательные услуги в соответствии с государственными требованиями к содержанию, качеству и технологиям предоставления образовательных программ, с другой стороны.

Вместе с тем в современной экономической науке происходит кардинальное переосмысление категории конкуренции, связанное с трансформацией современной системы хозяйствования в грядущую стадию экономического развития общества – экономику знаний.

По мнению Г. Б. Клейнера, если в экономике материальных благ важна конкурентоспособность производителей, то в экономике знаний – способность к сотрудничеству, т.е. конкордоспособность, вместо конкуренции предприятий и корпоративных конфликтов – «коокуренция» и «конкоперация». В современной экономике знаний, исходя из вышеизложенного, конкуренцию уже нельзя рассматривать как главенствующий способ взаимоотношений между экономическими субъектами. Сочетание конкуренции и кооперации, сочетание сотрудничества и соперничества – это принципиально новый подход. В качестве одного из аргументов автор отмечает изменение современной парадигмы маркетинга – от победы над конкурентами к созданию системы ценностей совместно с потребителем, что с его точки зрения означает новую идеологию экономики как целостного организма [2, с. 32].

Исследование проблем конкурентоспособности образовательных услуг учреждений предполагает анализ общих процессов конкуренции и путей повышения конкурентоспособности организаций и иных объектов в рыночных конкурентных условиях.

Экономической науке известны многочисленные исследования, в рамках которых разработано понятие конкурентоспособности, показатели и факторы, её определяющие. Особенность данного явления состоит в том, что, наряду с общими понятиями, каждый вид деятельности характеризуется спецификой набора показателей, критериев и факторов конкурентоспособности.

Анализ литературных источников позволил выявить многообразие подходов к определению понятия «конкурентоспособность образовательных услуг».

Конкуренция среди образовательных услуг учреждений – состояние, вызванное действием рыночных механизмов. В результате создаются действенные стимулы для развития системы образования в целом; формируются механизмы отбора наиболее эффективных решений; предоставляются возможности свободного выбора для всех участников экономических отношений. Согласно рыночным законам создаются условия для конкурентной борьбы между учреждениями по всем направлениям их деятельности. Таким образом, способность к конкурентной борьбе обеспечивается целым рядом факторов.

В современных условиях сложилось достаточно много подходов к исследованию факторов конкурентоспособности образовательных услуг учреждений с использованием различных показателей: аккредитационных, экономических, маркетинговых и т.д. [1, с. 21].

Группу факторов конкурентоспособности образовательных услуг учреждений целесообразно разбить на три подгруппы:

1. Организационные: доверие к учреждению, доступность образовательной услуги, интенсивность рекламы, ценовые скидки. Доверие к учреждению и его образовательной услуге является подтверждением того, что учреждение обладает уникальными деловыми способностями (специальными навыками, умениями), позволяющими повышать предлагаемую потребителям воспринимаемую ими ценность образовательных услуг.

2. Экономические: цена образовательной услуги, выражающая конкретную полезность образовательной услуги для конкретного потребителя на образовательном рынке.

3. Потребительские. Они отражают принципиальную возможность реализации услуг на конкретном рынке. Сбыт образовательной услуги считается возможным, если все её основные параметры удовлетворяют действующим качественным показателям образовательной услуги, нормам и требованиям. Если хотя бы один из параметров не удовлетворяет этому условию, образовательную услугу следует считать неконкурентоспособной. В частности, для образовательной услуги учреждения к нормативным параметрам следует отнести наличие лицензии на образовательную деятельность по данному направлению (специальности), соответствие учебного плана действующему образовательному стандарту. Одной из определяющих основ конкурентоспособности образовательной услуги является качество образовательной услуги, в данном случае как совокупность свойств образовательной услуги, обуславливающих обеспечение уровня подготовки специалистов, требующегося с позиций потребителя и производителя (образовательного учреждения).

Ряд отечественных ученых в системе обеспечения конкурентоспособности образовательных услуг вузов выделяют внешние и внутренние факторы. Под внешними факторами понимается все то, что задает формальные правила деятельности учреждения на данном региональном, национальном или мировом рынке. Внешние факторы не поддаются воздействию со стороны учреждения, но их необходимо учитывать в оценке конкурентоспособности образовательных услуг учреждения и в выборе конкурентной стратегии (рис. 1).

Рис. 1. Внешние факторы, влияющие на конкурентоспособность образовательных услуг учреждения

Внутренние факторы – это возможности вуза по обеспечению собственной конкурентоспособности (стратегический потенциал) (рис. 2). Задача учреждения заключается в том, чтобы на основе анализа факторов внешней среды преобразовать внутренние факторы в реальные конкурентные преимущества в виде конкурентоспособной продукции [3, с. 132-133].

Рис. 2. Внутренние факторы, влияющие на конкурентоспособность образовательных услуг учреждения

Путем системного анализа автором статьи выявлены основные факторы, влияющие на конкурентоспособность образовательных услуг учреждения (рис. 3).

Рис. 3. Факторы, влияющие на конкурентоспособность образовательных услуг учреждения

Таким образом, сравнительный анализ концептуальных подходов к определению конкурентоспособности образовательных услуг вуза показал, что единого подхода к раскрытию сущности их конкурентоспособности не существует. Однако, учитывая специфику деятельности учреждения, которая состоит в том, что его образовательные услуги могут быть оценены с позиции нескольких субъектов, было уточнено определение конкурентоспособности образовательной услуги. Под конкурентоспособностью образовательной услуги мы понимаем способность образовательной услуги сохранять имеющиеся конкурентные преимущества и удовлетворять потребности конкретных потребителей образовательных услуг в определенной совокупности формирования общекультурных и профессиональных компетенций. Данное определение, наиболее полно соответствует концепции экономики знаний с тенденцией к созданию системы ценностей совместно с потребителем.

Создание совместной системы ценностей с потребителями возможно через выявление предпочтений потребителей образовательных услуг. Таким образом, наиболее перспективным процессом, предполагающим долгосрочное сотрудничество учебных заведений с потребителями образовательных услуг, является повышение конкурентоспособности образовательных услуг учреждения на основе применения независимой системы их оценки, т.е. с участием потребителей в оценке услуг. Следовательно, конкурентоспособность образовательных услуг учреждения становится тем выше, чем полнее и точнее предоставляемые им образовательные услуги соответствуют требованиям потребителей.

В рамках социологического опроса конкретных потребителей образовательных услуг и руководителей учреждений г. Белгорода, Белгородской области, об их отношении к участию в независимой оценке уровня образовательных услуг (объем выборки составил 460 человек), проведенного в период с 01.03.2009 г. по 01.04.2009 г., исследованием были получены следующие результаты: о том, что возможности влиять на уровень образовательных услуг ни у кого нет, полагают 24% родителей российских школьников. С этим мнением согласны 27% старшеклассников, 30% учащийся и 33% работодателей. При этом, 89% респондентов считает возможным своё участие в проведении оценки уровня образовательных услуг и, наряду с этим, существование независимой оценки образовательных услуг с учетом их запросов. 54% руководителей учреждений, участвовавших в опросе, полагают, что независимая оценка будет являться стимулом для развития учреждения и обеспечит помощь в повышении конкурентоспособности образовательных услуг. 48% руководителей учреждений считают, что независимая оценка уровня образовательных услуг с участием потребителей может стать обязательным требованием к учебным заведениям, но в установленных пределах.

Исходя из вышеизложенного, наиболее перспективным процессом, предполагающим долгосрочное сотрудничество учебных заведений с потребителями образовательных услуг, является повышение конкурентоспособности на основе применения независимой системы их оценки.

На основании полученных результатов исследования, сделан вывод о необходимости дополнения перечня факторов, указанных в рис. 3, таким важным фактором, как независимая оценка образовательных услуг учреждения с участием потребителей (рис. 4).

Рис. 4. Независимая оценка уровня образовательных услуг учреждения как фактор, влияющий на их конкурентоспособность

Независимая оценка уровня образовательных услуг учреждений представляет собой процесс оценки уровня образовательных услуг и эффективности деятельности учреждений с учетом запросов потребителей.

Итак, проведенный анализ подходов к исследованию конкуренции и факторов конкурентоспособности образовательных услуг учреждений позволил сделать вывод о том, что в последнее время под влиянием динамичной конкурентной среды значительно расширилось количество факторов конкурентоспособности образовательных услуг, изменились характер и роль ключевых факторов, способствующих её повышению. Всё это ставит образовательное учреждение перед необходимостью выявления новых факторов и механизмов повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

Список использованных источников:

1. Дмитриев М. Д. Формирование конкурентоспособности образовательного учреждения высшего профессионального образования в рыночных условиях / М. Д. Дмитриев // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – Сочи: Типография СГУТиКД, 2018. – 29 с.

2. Клейнер Г. Б. Микроэкономика знаний и мифы современной теории / Г. Б. Клейнер // Высшее образование в Росии. – 2016. – №9. – С. 32 – 37.Савенкова Ю. С. Управление конкурентоспособностью вуза в современных социально-экономических условиях / Ю. С.

3. Савенкова, А. А. Советкина // Вопросы образования. – 2016. – №4. – С. 182 – 198.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: