Уровни организации живой природы




ТЕМА №1: БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ

Свойства (признаки) живого:

1. Единство химического состава – все живое на 98% из 4 биогенных элементов: углерод (С), кислород (О), азот (N) и водород (Н). В неживой природе самыми распространенными элементами являются кремний (Si), железо (Fe), магний (Mg), алюминий (Al), кислород (О)

2. Обмен веществ и энергии (метаболизм) – вещества (съели яблоко) – меняются на энергию (АТФ). Энергия (АТФ) используется на строение веществ (белков). Оп – поменялись. Или просто веществами махнулись: дыхание: поглощают кислород, выдыхают углекислый газ. В неживой природе вещества просто переносятся с одного места на другое или меняют свое агрегатное состояние: например, смыв почвы, превращение воды в пар или лед, а это не так круто, как чизкейк в энергию

3. Самовоспроизведение (репродукция) – способность воспроизводить себе подобных (начиная с простого деления клеток и заканчивая тем самым у млекопитающих)

4. Наследственность – передают признаки из поколения в поколение. «От осинки не родятся апельсинки» -вот это про наследственность (обеспечивается мейозом, особенно его редукционным делением - обеспечивает сохранение постоянногочисла хромосом в ряду поколений)

5. Изменчивость – дети похожи на родителей, НО не совсем – генетически меняются (наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная) и фенотипически (модификационная) тоже. И это прекрасно, ибо если мы все разные значит будет конкуренция и естественный отбор, и «наши дети будут лучше чем мы, лучше чем мыыы»

6. Раздражимость – могут реагировать на внешние воздействия, раздражение это необязательно плохо, можно и позитивно раздражаться, за едой ползти допустим или мурчать, когда гладят. Если ты многоклеточное, то реагируешь рефлексами (безусловными (бац по коленке – нога вверх и условными – звонок на обед – потекли слюни), а если нервной системы нет, то реагируешь изменгением движения (таксисы: надо убежать – отрицательный таксис, приползти на свет – положительный фототаксис) или роста (тропизмы)

7. Рост и развитие

Развитие – новое (так раньше не было) качественное (новый уровень с другими возможностями) изменение организма (его состав или структура)

Различают:

1) Онтогенез - индивидуальное развитие организма – реализация генов

2) Филогенез - историческое развитие - образование новых видов и прогрессивное усложнение жизни (эволюция)

Рост – количественное изменение - увеличением размеров или массы за счет увеличения размеров и количества клеток

8. Ритмичность – ритмы сна- бодрствования, сезонные ритмы спячки и т.п., все это, чтобы подстроиться под периодически меняющиеся условия жизни: вращением Земли вокруг Солнца и своей оси, фазами Луны и т.д.

9. Саморегуляция – побегали – вспотели, устали – поспали, много углекислого газа в крови – вдохнули и выдохнули, много сахара в крови – закинули в кровь инсулинчика. Все, чтобы ничего в жизнедеятельности не менялось, ни химический состав, ни интенсивность физиологических процессов – постояяяянство, наш организм жуткий консерватор, ему нужен ГОМЕОСТАЗ

10. Энергозависимость - мы открытые (поступает энергия извне) и динамические (устойчивые лишь при условии непрерывного доступа веществ и энергии): умрём без еды, воды, воздуха и т.п. Мы ЗАВИСИМЫот этих веществ и энергии, которая поступает вместе с ними = энерго-зависимость. Организмы используют либо энергию Солнца непосредственно – это фотоавтотрофы (зеленые растения и цианобактерии), либо опосредованно, в виде органических веществ потребляемой пищи, – это гетеротрофы (животные, грибы и бактерии)

11. Дискретность (иерархичность) – как корпорация имеет иерархию - состоит из отделов, которые вроде независимы: отдел продаж, работы с клиентами, аналитики, НО все они взаимодействует ради одной цели – жизнь корпорации. У нас все то же самое: все живое состоит из клеток, а клетки состоят из органелл, а органеллы из сложноустроенных органических молекул: нуклеиновых кислот, белков, жиров и углеводов. А вот уже они и состоят из биогенных элементов (см.свойство единства хим.состава)! Но все это работает ради нас и нашей жизни, и попробуйте сказать, что вас никто не любитJ

Уровни организации живой природы

 

Уровень жизни Что на нем? Что там происходит?
Молекулярный (но молекулы сами по себе ещё не могут считаться живыми) Посмотри состав любых продуктов: белки, жиры, углеводы, если бы на людях, кошках, червях писали состав, он бы был такой же, только плюс нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК) Генные мутации, репликация, транскрипция
Клеточный Клетки со всеми их органеллами Возникает ЖИЗНЬ. Обмен веществ и энергии (гликолиз, трансляция, кроссинговер)
Тканевый Совокупность клеток (не абы каких, а одинаковых по строению (органеллы), происхождению (из какого зародышевого листка), функциям (что умеет: сокращаться или проводить импульсы) + межклеточное вещество Газообмен в лег­ких, специализация клеток
Органный Несколько типов тканей собрались и сделали орган Сердцебиение
Организменный Много органов, которые нервно-гуморально регулируются (мозгом и гормонами) Гомеостаз, онтогенез и эмбриогенез
Популяционно-видовой Особи одного вида обитают в одном месте, make love с друг другом и рожают плодовитое потомство - популяция Эволюция, дивергенция и скрещивание
Биогеоценотический Несколько разных видов + одна территория + неживая природа (состав воздуха, камни, почва) Круговорот веществ и превращение энергии. Саморегуляция экосистем и биогеоценозов
Биосферный Живая оболочка (если ее отодрать, останется только неживая природа): все бактерии, люди, насекомые, растения Глобальный круговорот веществ и превращение энергии, взаимодействие живого и неживого вещества планеты
           

 

Методы познания живой природы:

ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ
Теоретические методы Эмпирические (практические) методы
Мысленное проникновение в суть процесса Фиксация и описание явлений, фактов, видимых связей между ними – опыт или практика
Анализ и синтез, обобщение (классификация), абстрагирование, конкретизация, моделирование Наблюдение, эксперимент, измерение, сравнение
ВАЖНЫЕ ТЕРМИНЫ– НАДО ПОНИМАТЬ
Проблема – вопрос, задача, требующие решения. Этого у нас и у науки предостаточно, хорошо хоть,что решение проблемы ведет к получению нового знания. Пример: мелкие семена погибают, когда их сажаешь на большую глубину Гипотеза – предположение, предварительное решение поставленной проблемы. Гипотеза проверяется экспериментально. Пример: наверное, это потому что мелким семенам не хватает пит.веществ из эндосперма, чтобы дорасти до поверхности. Зависимая и независимая переменные в эксперименте - независимая переменная (та, которую меняем) – глубина посадки, зависимая переменная (та, которая меняется в зависимости от независимой) – выживание семян Теория – обобщение основных идей (подтвержденных гипотез) в какой-либо научной области знания.
Метод Что нужно сделать? Для чего?
Наблюдение Целе направленно много раз воспринимать предмет или процесс и тихонько БЕЗ ВМЕШАТЕЛЬСТВА фиксировать результаты. Можно непосредственно = без технических средств (бумага, камера и т.п.); опосредованно = с ними: орнитолог видит птицу в бинокль и может слышать ее, а может фиксировать прибором звуки вне слышимого человеческим ухом диапазона Изучить сезонные изменения в живой природе, наблюдать за близнецами в близнецовом методе, наблюдать за ростом и развитием растений и животных, гистологу наблюдать с помощью микроскопа зафиксированный и окрашенный срез ткани
Эксперимент Сделать гипотезу (исходя из результатов наблюдения), выбрать зависимую и независимую переменную, менять независимую и смотреть на зависимую – проверить гипотезу Понять, что именно определённая вак­ци­на за­щи­ща­ет ор­га­низм от определённого заболевания, изучить характер пульса после разных физических нагрузок, лабораторное исследование влияния гиподинамии на состояние здоровья, скрестить животных или растений с целью получения нового сорта или породы
Моделирование Создать модель предмета или процесса – изучить ее, сказать, что сам процесс работает так же Джеймс Уотсон и Френсис Крик создали из пластмассовых элементов модель – двойную спираль ДНК, используется при создании искусственных условий для выращивания клеток и тканей
МЕТОДЫЦИТОЛОГИИ
Метод Что нужно сделать? Для чего?
Световой микроскоп 200 нм (1 нанометр = 10-9 м) (увеличивает до 2000 раз, обычный школьный – от 100 до 500 раз) Окуляр + тубус + линза-объектив + предметный столик + штатив + зеркальце. Минус: видим только крупные органоиды Плюсы: можно живые объекты посмотреть. Увидеть клеточную стенку, ядро, хлоропласты, вакуоль, процессы в живой клетке (митоз, движение органоидов), одноклеточные организмы, вакуоли растительных клеток
Электронный микроскоп (увеличивает до 107 раз) Вместо видимого света используется пучок электронов. Плюсы: видим мелкие органоиды Минусы: нельзя наблюдать живые объекты, т.к. наблюдаемое надо помещать в вакуум, где из живых клеток испаряется вода, и они погибают Увидеть микроструктуру органоидов и мелкие органоиды: рибосомы, микротрубочки, эндоплазматическую сеть
Ультрацентрифуга (центрифигурирование) Клетки разрушить и поместить в центрифугу. Компоненты клетки разделятся по плотности (самые тяжелые части собираются на дне пробирки, самые легкие – на поверхности) Отделить органоиды друг от друга и изучить их отдельно или чтобы изучить структуру крови требуется разделить ее на несколько составных компонентов: плазму, эритроциты и мелкие клетки, сгустки, сыворотку
Прижизненное окрашивание Краситель избирательно красит определенные химические вещества, покрасили - посмотрели Узнать локализацию определённых химических веществ в клетке
Метод меченных атомов В кровь, в дыхательные пути, пищеварительный тракт вводятся радиоактивные изотопы, которые неотличимы от устойчивых изотопов того же элемента, но могут быть опознаны по своему излучению, поэтому мы можем проследить путь этого элемента в организме и его превращение Доказать, что в процессе фотосинтеза происходит выделение кислорода из воды, а не из углекислого газа, исследовать опухоль головного мозга через обменные процессы, изучить функции щитовидной железы
Клеточная инженерия Микрохирургические операции для клеток-Франкенштейнов: «разборка» и «сборка» жизнеспособных клеток из органоидов, пересадка ядер - клонирование клеток, гибридизация соматических клеток – две в одну Работа с каллусной тканью, гибридизация соматических клеток, трансплантация ядер клеток  
Биохимический метод Посмотреть содержание веществ в крови, моче и т.п., вещества – продукты генов, значит в итоге смотрим, работает ли ген, химический состав клеток и активность ферментативных систем Узнать наследственные заболевания, связанные с нарушен ли обмен веществ: сахарный диабет Уровень активности вещества в определённых условиях.
Хроматография Размельчить часть растения и поместить в эту смесь адсорбент (спец.бумажку) из-за разной скорости движения веществ смеси через адсорбент в зависимости от их способности связываться с его частицами на нем образуется несколько слоев Разделение пигментов хлорофилла а и хлорофилла b для их дальнейшего изучения
МЕТОДЫГЕНЕТИКИ
Метод Что нужно сделать? Для чего?
Цитогенетический Под микроскопом посмотреть хромосомный набор (кариотип) – количество, форму, размеры хромосом + изменения их количества, строения Проанализировать кариотип, выявить хромосомные болезни, геномные и хромосомные мутации
Рентгенологический Сделать снимки рассеяния рентгеновских лучей от ДНК Определить структуру ДНК
Молекулярно-генетический Определить последовательность нуклеотидов Определить генотип и генные мутации
Генная инженерия Пересадить гены и получить ГМО – генномодифицированные организмы Получить рекомбинантные (модифицированные) молекулы ДНК и РНК
Генеалогический метод (метод родословны) - для людей В ряду поколений родственников посмотреть проявляется признак или нет и характер наследования признаков: рецессивный/доминантный, сцепленный или аутосомный Узнать тип и проявление признаков у моно- и дизиготных близнецов
Гибридологический – для животных Скрестить организмы, посмотреть на фенотипы их потомства Узнать генотипы родителей и потомства (спасибо, Мендель)
Близнецовый метод Сравнивнить проявление признаков у монозиготных (однояйцевых) и дизиготных (разнояйцевых) близнецов Узнать, что влияет на развитие признака больше: наследственность или среда
Клонирование Засунуть диплоидное ядро соматической клетки в яйцеклетку, а ее ядро удалить, дать развиться клону Получить несколько идентичных организмов
МЕТОДЫCЕЛЕКЦИИ
Гибридизация (метода как в гентике, а цель не как в генетике) Внутривидово скрестить (близких родственников L - инбридинг, неродственное – аутбридинг) или межвидово (отдаленно) – для гетерозиса Инбридинг – мопсы и вообще породы собак, аутбридинг - гибриды редьки и капусты from Карпеченко, архаромериносы, мул (гибрид кобылы и осла) и лошак (гибрид коня и ослицы)
Искусственный отбор Массовый – для растений, индивидуальный – для животных Яблоня, которую не едят вредители. Накаченные бычки – для мяска
Популяционно-статистический метод Посчитать частоты встречаемости различных генов в популяциях, вычислить количество гетерозиготных организмов. Закон Харди-Вайнберга Спрогнозировать количество особей с патологическими (мутантными) проявлениями действия генов
             

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: