Измерение уровня образной памяти




Тесты для определения уровня развития памяти

Человеческой памяти характерны два основных состояния: кратковременное и долговременное.
Кратковременная память воспроизводит незначительную по объему информацию спустя короткий промежуток времени после ее получения.
Долговременная память действует неограниченное время, сохраняет большой объем информации, воспроизводя ее по необходимости.
Каждый из видов памяти представлен слуховым, зрительным, образным, ассоциативным или сенсорным восприятием.

Причины измерения уровня памяти

Специально разработанные тесты позволяют диагностировать профессиональные возможности кандидатов во время профотбора, определяя уровень памяти.
Соответствующие варианты тестов используются для определения подготовленности детей к получению среднего образования, позволяя выбрать оптимально подходящий тип учебного заведения и уровень обучающей программы.
Некоторые виды тестов, кроме измерения уровня памяти, способны определять ряд психических заболеваний. Например, тест определяющий уровень образной памяти дополнительно определяет заболевание шизофренией.

Тесты для определения развития памяти

Метод Джекобса.

Тест Джекобса диагностирует уровень физиологической памяти человека.
Для этого тестируемому предъявляется, а затем озвучивается список из 7 цифровых рядов, в каждом последующем ряду постепенно увеличиваясь с 4 до 10 знаков. Цифры в ряду расположены в произвольном порядке.
Тестируемый записывает цифры, которые запомнил, каждого из 7-ми рядов, повторяя запись 7-ми рядного цикла еще трижды, с перерывами в 5 минут между циклами.
Записанные результаты каждого цикла сверяются с предъявленным в начале теста списком цифр. Исследователь вносит в таблицу результаты 4 попыток и на их основании определяет объем кратковременной памяти (V), используя специальную формулу:
V = A + m/n + K/2,
A — длина ряда, повторенного без ошибок в 4 попытках
n = 4 (количество попыток)
m — количество повторенных без ошибок рядов > A
K =1 (интервал между рядами)
Наглядно увидеть разницу, отображающий зависимость качества запоминаемой информации от величины получаемой поможет соответствующий график.

Шкала Векслера

Давид Векслер

В США и Великобритании для исследования человеческой памяти используется так называемая шкала памяти, разработанная американским психиатром Дэвидом Векслером.
Шкала Векслера включает в себя 11 блоков, состоящих из вербальных и невербальных заданий. Результаты выполнения этих заданий оценивают знания, восприимчивость и навыки компенсации недостающей информации.
Полученные оценки исследователь переводит в шкалу, позволяющую провести последующий анализ памяти тестируемого. Сложности адаптации англоязычной шкалы Векслера к особенностям русского языка затрудняют ее полноценное использование в России.

Метод Лурия

Чтобы исследовать уровень слуховой памяти применяется метод советского психолога А. Р. Лурия, состоящий из двух этапов. Согласно этому методу, на первом этапе, тестируемый знакомится с инструкцией проведения слухового теста, а затем с заданием. Тестируемому зачитывают 10 простых, логически не связанных между собой слов. Тестируемый называет запомнившиеся слова в произвольном порядке. Исследователь, проводящий тестирование, протоколирует результаты. Опыт повторяется снова, только уже без ознакомления с инструкцией. Количество повторений составляет 3 — 6 раз. Все полученные результаты протоколируются.
Второй этап проводится спустя 60 минут. На этом этапе проведения исследования памяти, тестируемому необходимо вспомнить и воспроизвести услышанные час назад слова из задания. Результаты выполнения протоколируются.
На основе протоколов исследователем строится график частоты звучания каждого слова и вычисляется по специальной формуле коэффициент запоминания (К):
К = Р /n*100%,
Р — частота слова;
n —количество повторений.
Затем исследователь строит график, отображающий уровень слуховой памяти:
Ось Х — № слова по порядку; Ось Y – полученный путем вычисления коэффициент (К).
Результаты первого этапа показывают оценка уровня слуховой кратковременной памяти.
А оценка второго этапа характеризует уровень слуховой долговременной памяти.
Метод Лурия позволяет проводить индивидуальные и групповые исследования.

Тест Бернштейна

Данный способ является невербальным тестом, позволяющим вычислить уровень кратковременной зрительной памяти у взрослых и детей.
Тестируемый в течении 10 секунд рассматривает и запоминает набор из 9 фигур или цифр. Затем тестируемому показывается еще один, больший по объему набор фигур или цифр, причем, ранее показываемые также присутствуют в нем. Тестируемому необходимо по памяти определить фигуры или цифры, которые он видел в первый раз.
Результаты тестирования анализируются исследователем, который вычисляет коэффициент (Е) кратковременной зрительной памяти по специальной формуле:
Е=(М/9)+N
М – количество узнанных фигур или цифр;
N – количество ошибок
Высокую степень зрительной памяти характеризует результат, близкий единице.

Измерение уровня образной памяти

Алексей Николаевич Леонтьев

Разработанный советским ученым-психологом А.Н. Леонтьевым метод дает возможность определить индивидуальные черты ассоциативной памяти и процесса мышления тестируемого. Метод представлен 4 вариантами тестов, специально разработанными для тестируемых, разного уровня интеллектуальной подготовки.
Тестируемому предлагается рассмотреть 30 картинок. Затем исследователь зачитывает список слов, представленных разработчиками методики. Картинки и озвучиваемые слова между собой логически не связаны. Тестируемый, чтобы запомнить услышанное слово, выбирает подходящую картинку, выстраивая свою индивидуальную ассоциативную цепочку. Подобранные тестируемым соответствия и образные цепочки протоколируются. Спустя 40-60 минут тестируемому вновь показывают ранее представляемые картинки, просят вспомнить ассоциативное слово. Результаты протоколируются и сравниваются. Результат превышающий 11 верно сопоставленных слов и картинок, а также повторенных образных цепочек говорят о высокой степени ассоциативной памяти.

Представленные виды тестов позволяют определить уровень памяти, а соответственно ее развивать и более продуктивно использовать.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: