вопрос. ЭТАПЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ




Современные программы по литературе построены на основе двух концентров: 5-9 и 10-11 классы. В основе такого деления лежат представления о периодах развития школьника, разработанные в трудах психологов. Программы отражают базовый компонент литературного образования и содержание временных стандартов среднего образования. В. В. Давыдов в книге «Теория развивающего обучения» использует термин «ведущая деятельность», которая обусловливает главнейшие изменения в психологических особенностях ребенка в тот или иной период его развития и определяет школьника как читателя. 1. Игровая деятельность свойственна в наибольшей степени ребенку от 3 до 6 лет. В игре развивается воображение, формируются переживания и «осмысленная ориентация в них». 2. Учебная деятельность характерна для детей от 6 до 10 лет. «На ее основе у младших школьников возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие им способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование), а также потребности и мотивы учения». 3. Общественно значимая деятельность присуща детям от 10 до 15 лет, включая трудовую, общественно-организационную, спортивную и художественную. У подростков появляется умение строить общение в различных коллективах, «умение оценивать возможности своего «я», то есть практическое сознание». 4. Учебно-профессиональная деятельность возникает у старшеклассников в возрасте от 15 до 17-18 лет. У них развиваются профессиональные интересы, способность строить жизненные планы, формируются нравственные и гражданские качества личности и основы мировоззрения. Литературное развитие и читательская деятельность школьников различного возраста исследованы в методической науке (труды Н. И. Кудряшева, О. Ю. Богдановой и др.). Результаты исследований учтены при создании временных стандартов литературного образования и вариативных программ.

Осн. целью литер. образования является приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой классики, формирование культуры худ. восприятия и воспитание на этой основе нравственности, эстетического вкуса, культуры речи. Основой содержания литер. образования признано чтение и изучение худ. текстов с учетом литературоведческого, этико-философского и историко-культурного компонентов. Переход на концентрическую структуру образования предполагает завершенность каждого этапа. Современные программы не содержат указания на количество времени на каждую тему (проверить!), ряд произведений предложены на выбор учителя и учащихся. Выпускники 11 классов могут самостоятельно сформулировать тему сочинения и выбрать худ. тексты для ее раскрытия. В средней ступени (5-9 классы) лит-ра является самостоятельным предметом. Выделяются два звена: 5-7 и 8-9 классы. В 5-7 классах литер. произведение изучается как результат творчества писателя, как результат эстетического осмысления жизни. Представление о литературе предполагает развитие восприятия и понимания текста, поэтики автора. Воспитывается культура речи, культура мышления и общения, формируется эмоциональная отзывчивость, способность к переживанию и сопереживанию. Программы 5-7классов построены по концентрическому принципу и на хронологической основе: от фольклора и литературы прошлого — к современности. Произведения зарубежной лит-ры изучаются параллельно с произведениями родной лит-ры. В программы включены разделы для самостоятельного чтения, сведения по теорий лит-ры. Программы 8-9 классов также построены по концентрическому и хронологическому принципу. В них даны биографические сведения о писателях, усложнен материал по теории литературы и создается готовность к изучению курса 10-11 классов, построенного на историко-литературной основе.

В 5-9 классах важно усилить внимание к целенаправленному использованию понятий по теории лит-ры и к рассмотрению поэтики худ. произведения в его идейно-эстетической целостности. В 5-7 классах учащиеся не просто находят в тексте сравнения, метафоры, эпитеты, а учатся определять их назначение, учатся «рисовать» словами те или иные картины, овладевать понятием жанра, определять значение отдельных слов и выражений, понимать значение композиции и составляющих ее компонентов. В этом убеждает реальный результат бесед, пересказов, деловых игр, письменных творческих работ. С интересом относятся пятиклассники к заданиям типа: «Что такое вымысел?»; «Почему нам интересно читать?»; «Прочитай сказку «Снегурочка». Составь план сказки, подбирая название для каждого эпизода.

В 8-9 классах рассмотрение произ-я в соответствии со спецификой рода и жанра способствует развитию такого важного качества, как жанровое ожидание. Перед учащимися стоит задача понять жанровое своеобразие истор. и лирических песен как жанров фольклора; житийного жанра в ДРЛ; рассказа и повести; пьесы и лирического произведения. Особое внимание в рассмотрении поэтики худ. произ-я и использования теоретико-литер-х понятий занимают вопросы композиции и ее элементов.

В 10-11 классах основу курса на историко-лит-й основе составляет чтение и изучение важнейших произведений русской и мировой лит-ры. Намечены три списка произведений: для чтения и изучения, для обзоров и для самостоятельного чтения.

Учащиеся 10-11 классов осваивают литературу в ее движении, развитии, в контексте историко-литературного процесса и культурной жизни эпохи. Предметом особых забот учителя-словесника является формирование круга чтения учащихся и читательских интересов, совершенствование читательского восприятия, постижение природы литературы и ее закономерностей, совершенствование речи учащихся. Этапы работы в 10-11 классах соответствуют этапам развития учащихся современных школ различного профиля. Учитывая то, что в предшествующей работе шло накопление знаний, представлений о поэтике худ. текста, о значении авторского видения мира, об основных компонентах худ. целого, о понятиях образа, композиции, стиля, на уроках по литературе второй половины XIX в. можно поставить задачи рассмотрения с большей долей самостоятельности стилевых особенностей романа И. А. Гончарова «Обломов», новаторства поэтической манеры Н. А. Некрасова; не меньший интерес представляют для учащихся проблемы развития И. С. Тургеневым жанра социально-психологического романа, полифонизм романов Ф. М. Достоевского, стиль прозы Л. Н. Толстого, тематика рассказов А. П. Чехова. Активизация деятельности в 11кл. связана с проведением разнообразных коллективных, групповых и индивидуальных заданий по чтению, комментированию и интерпретации художественных текстов, подготовкой содержательных обзоров по лит-ре различных периодов XX столетия, наконец, с использованием различных технологий уроков.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: