К средствам автоматизации управления подъемными установками относятся путевые программные командоаппараты, аппаратура управления приводами тормозов, ограничители скорости, сельсинные командоаппараты, путевые выключатели, датчики контроля положения и т.д.
Электрический ограничитель скорости ЭОС-3 предназначен для защиты подъемных установок в случае превышения установленной скорости на 15 % или при подходе к разгрузочным площадкам со скоростью выше 1,5 м/с и для выдачи при этом аварийного сигнала в цепь защиты. После срабатывания защиты подъемная машина отключается с наложением предохранительного тормоза.
Действительное значение скорости измеряется тахогенератором, связанным с валом подъемной машины. В случае, если действительная скорость превышает заданную, то появляется сигнал, который отключает реле превышения скорости. Последнее своими контактами разрывает цепь питания предохранительного тормоза, что приводит к отключению подъемного электродвигателя от сети и к наложению предохранительного тормоза.
Сельсинный указатель глубины УГС-4 позволяет определять положение подъемного сосуда в стволе шахты. Его принцип действия основан на использовании сельсинной передачи, работающей в индикаторном режиме. Сельсин-датчик через механическую передачу связан с валом подъемной машины. Следовательно, каждому положению сосуда в стволе шахты соответствует определенный угол поворота вала подъемной машины и сельсина-датчика. Этот угол поворота преобразуется в сельсине-датчике в электрический сигнал, который по проводам передается на пульт управления к сельсину-приемнику. Сельсин-приемник преобразует этот электрический сигнал в механическое вращение своего ротора, который приводит в движение стрелку или шкалу указателя глубины. При этом каждому положению подъемного сосуда в стволе шахты соответствует определенный угол поворота стрелки или шкалы указателя глубины, что позволяет визуально контролировать работу подъемной машины.
Аппарат задания и контроля хода АЗК-1 рис. 6.2 предназначен для задания скорости движения подъемных сосудов и ее контроля при движении сосудов. Он выполняет следующие основные функции: задает программу движения (закон изменения скорости) подъемной машины при автоматическом управлении; обеспечивает контроль скорости и защиту от превышения ею допустимых значений в периоды разгона, равномерного движения и замедления; осуществляет измерение пути, пройденного подъемными сосудами; выдает электрические импульсы в отдельных точках пути движения подъемного сосуда для осуществления необходимых переключений в схеме управления машиной; защиту от переподъема; корректировку работы элементов аппарата; контроль целостности своих кинематических цепей.
Рис. 6.2 Кинематическая схема шкафа ШПА-1 и блока программирования БПМ-1
Аппарата АЗК-1
Этажные выключатели аппарата АЗК предназначены для выдачи сигналов о прохождении подъемным сосудом определенных точек в стволе. Эти сигналы используются для подачи команд на начало периода замедления машины, стопорение подъемного сосуда у приемных площадок, для защиты от переподъема и др.
Блок программирования БПМ-1 осуществляет задание программы изменения скорости при пуске и замедлении подъемной машины. При асинхронном электроприводе подъемной установки блок программирования используется для задания изменения скорости только в период замедления.
Нормальная работа подъемной установки может быть нарушена появлением аварийной ситуации, вызванной: превышением максимальной скорости подъема; переподъемом подъемных сосудов в конечных верхних положениях; подходом подъемных сосудов к разгрузочным площадкам с большой скоростью; большим ускорением или замедлением в период разгона или торможения подъемных сосудов.
Все перечисленные аварийные ситуации вызываются в основном превышением скорости.
Комплекс управления пневмоприводом тормоза КУПТ предназначен для дистанционного и автоматического управления пневмоприводом тормоза подъемных машин. Основным элементом комплекса является регулятор давления, который преобразует электрический сигнал на выходе сельсинного командоаппарата при перемещении его рукоятки в изменение давления воздуха в цилиндре рабочего тормоза подъемной машины.
Аппаратура управления гидроприводом тормоза АУГТ предназначена для дистанционного и автоматического управления гидроприводом тормоза подъемных машин. В его состав входит регулятор давления, который преобразует электрический сигнал на выходе сельсинного командоаппарата при перемещении его рукоятки в изменение давления масла в цилиндре рабочего тормоза подъемной машины.
Корректирующее устройство аппарата АЗК. В процессе работы подъемной машины из-за вытяжки канатов или перестановки подъемных сосудов возникает несоответствие между показаниями указателя глубины, диаграммой замыкания контактов этажных выключателей аппарата АЗК-1 и реальным положением подъемных сосудов в стволе. Для восстановления соответствия необходимо производить корректировку аппарата АЗК-1. Корректирующее устройство состоит из электродвигателя, электромагнитного тормоза и дифференциальной передачи.
Тахогенератор ТГ служит для контроля вращения валов АЗК-1 и контроля электрического ограничителя скорости ЭОС. Вал ТГ приводится во вращение от вала СД-УГС через передачи.