А) Правовые основы Карабахского конфликта в 1918 – 1920 гг.




Чтобы понять связь между Карабахом и Арменией и Карабахом и Азербайджаном надо вернуться в то время, когда появилось такое государство как Азербайджан. И так, Азербайджан, как государство, впервые появилось на карте в 1918 году. В «Очерках русской смуты» воевавший против большевиков на южном фронте генерал Антон Деникин писал:

«Все в Азербайджанской республике было искусственным, «ненастоящим», начиная с названия, взятого взаимообразно у одной из провинций Персии. Искусственная территория, обнимавшая лезгинские Закаталы, армяно-татарскую Бакинскую и Елисаветпольскую (Гянджа) губернии и русскую Мугань и объединенная турецкой политикой в качестве форпоста пантюркизма на Кавказе. Искусственная государственность».[28]

Одна из целей создания этого государства было захват Армении, северные провинции Персии, что помогло бы осуществить мечту пантюркистов - создать Великий Туран. Турецкое правительство делало все возможное, чтобы в состав Азербайджана входило не только территории населенные тюрками, но и преимущественно территории с армянским населением. Руководство мусаватистского Азербайджана объявило частями своей территории - часть Грузии, а также армянские Зангезур, Карабах и Нахичевань. Терпеть армян и жить с ними на этих территориях Турция не смогла бы. Это была часть программы по полному уничтожению армянского народа. Таким образом, ликвидация армян являлась центральной задачей младотурецкой политики.[29]

Идею искоренения армянского элемента в качестве первоочередной задачи пантюркизма определил доктор Назым, один из лидеров младотурок, следующим образом «оправдывая» действия турецких идеологов:

«...Армянский народ надо уничтожить в корне, чтобы ни одного армянина не осталось на нашей земле и забылось само это имя. Сейчас идет война, такого удобного случая больше не будет. Вмешательство великих держав и шумные протесты мировой прессы останутся незамеченными, а если они узнают, то будут поставлены перед совершившимся фактом, и тем самым вопрос будет исчерпан. На этот раз наши действия должны принять характер тотального истребления армян; необходимо уничтожить всех до единого...»[30]

В то время, как и ныне Армения сама рассматривалась как географическая преграда, разделяющая единство тюркского мира. Надо было убрать эту преграду любым путём.

Адмирал Бристоль, Верховный комиссар США в Константинополе, направил 22 августа 1919 года критический меморандум Великому визирю, не посоветовавшись с Союзными Верховными комиссарами.

«Президент Вильсон ставит в известность турецкое правительство, что, если не будут приняты срочные меры с целью положить конец всем насилиям со стороны турок, курдов и других мусульман в отношении армян на Кавказе, а также в других местах, то Президент исключит пункт 12 из условий достижения мира. Это решение привело бы к полной ликвидации Османской империи. Если турки желают и впредь осуществлять какой-либо суверенитет над какой-либо частью Империи, то они должны показать, что они не только намерены, но и в силах запретить их гражданам совершать такие зверства; не будут приемлемы никакие оправдания и ссылки турок на бессилие в этом деле».[31]

Рассмотрение вопроса о требовании этого форпоста на Карабах, Нахиджевань и Зангезур с юридической стороны важно, ибо это и есть единственное решение Карабахского вопроса. Не существует такого документа, который бы имел юридическую силу и подтвердил принадлежность Карабаха, не только Нагорной части Азербайджанской Демократической республике. Разделение территории между государствами Закавказья должны были быть определены на парижской мирной конференции. С мая 1918 по январь 1920 – Грузия, Армения и Азербайджан, говоря современным языком, были лишь самопровозглашенными государствами. Следует заметить, что признание со стороны Парижской мирной конференции имело четкое условие – границы стран Закавказья впоследствии должны быть определены на Парижской конференции. Нужно также подчеркнуть, что с момента провозглашения независимости Армении и Азербайджана (май 1918 г.) и до их признания (январь 1920) титул Азербайджана на Нагорный Карабах не только не имел международного признания, но и сама Азербайджанская Республика не имела полноценного контроля над Нагорным Карабахом (effective control). Более того, местные армянские власти и силы осуществляли гораздо более эффективный контроль в Карабахе.

Примечательно, что Грузия и Азербайджан были признаны с условием, что признание этих государств не повредит будущим границам Армении. В протокольной записи заседания Министров иностранных дел пяти великих держав – США[32], Британской империи, Франции, Италии и Японии – в Париже 10 января 1920 г. говорится.

 

..[Клемансо] готов согласиться на признание «де факто» при условии, что признание Грузии и Азербайджана никоим образом не повредит будущим границам Армении <…>

Решено: что Главные Союзные и Присоединившиеся державы должны совместно признать правительства Грузии и Азербайджана как «де факто»…[33]

Вопрос о границах Армении на первой (ПРЕЛИМИНАРНОЙ) конференции союзных держав в Лондоне 12 февраля – 10 марта 1920 г.также был рассмотрен. Вот что говорится в решении:

 

В восточной или кавказской части нового государства Армении должна быть установлена граница с Грузией и Азербайджаном. К счастью, в последнее время между этими государствами установились дружественные отношения, и, по его мнению, линии границы должны быть определены комиссией на месте. Хотя отношения между Арменией и Азербайджаном сейчас дружественны, он понимает, что определенные части границы, а именно Зангезур и Карабах, являются предметом спора, который трудно будет решить. <…>[34]

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к № 71 Доклад о создании будущего Армянского государства (А.J.120)

 

С т а т ь я 4. Границы между Арменией и Азербайджаном и соответственно Грузией будут такими, какими могут быть определены в результате прямых соглашений между этими государствами. Если ни в одном случае указанные государства не смогут определить границу путем соглашения в течение шести месяцев после вступления в силу данного договора, то линия границ, о которых идет речь, будет определена Главными Союзными Державами, которые также займутся определением линии границ на месте. <…> [35]

В Северском договоре подписанный 10 августа 1920 года есть статья о границы между Арменией и Азербайджаном.

 

С т а т ь я 92. Границы Армении с Азербайджаном и Грузией по принадлежности будут определены с общего согласия заинтересованными Государствами. Если в том или другом случае заинтересованные Государства не могли бы достигнуть, после того как предусмотренное в статье 89 решение будет вынесено, определения, с общего согласия, своей границы, последняя будет определена Главными Союзными Державами, которые вместе с тем должны будут озаботиться нанесением ее на месте.[36]

В памятной записи МИД Великобритании посвященной спорных границ Закавказья говорится:

 

Округа Шарур Даралагёз, Нахичеван, Зангезур и западная часть Карабаха являются предметом спора между Арменией и татарами Азербайджанской республики. Летом этого года, после того как Азербайджанская республика присоединилась к большевикам, Армения подверглась нападению с обеих сторон и подписала соглашение, предусматривающее как временную меру уступку этих территорий Советской России*. Однако, ни Армянское, ни Азербайджанское правительства похоже не оказались достаточно сильными, чтобы предотвратить партизанскую войну, которая продолжается. Исключительно трудно решить, кому должны принадлежать эти округа<…>[37]

 

Парижская конференция в «Предложения и доклад Комиссии по делимитации границ Армении» (24 февраля 1920г.) (Report and Proposals of the Commission for the Delimitation of the Boundaries of Armenia, 24 February 1920),6 подписанных представителями Британской империи, Франции, Италии и Японии, объявляет:

«Что касается границы государства Армения с Грузией, а также Азербайджаном, то Комиссия находит, что сейчас предпочтительнее дождаться результатов такого соглашения об уточнении вышеуказанных границ, которые сами три республики отразят в договорах. В том случае, если данные республики не придут к какому-либо соглашению о своих границах, вопрос должен быть передан на арбитраж Лиги наций, которая создаст межсоюзную комиссию для определения вышеуказанной границы на месте, учитывая в качестве принципа этнографические данные».[38]

Руководство Азербайджана попыталось поменять этнографические показатели, и организовал погромы армян. Только в городе Шуши было убито до 30 тыс. местных жителей-армян, была сожжена и разрушена армянская часть города и изгнано всё армянское население. Но и это не помогло Азербайджану решить вопрос этнографических показателей.

 

Единственным документом об армяно-азербайджанской границе является доклад-предложение специальной комиссии Парижской конференции от 24 февраля 1920г., согласно которому на Лигу Наций было возложено разделение армяно-азербайджанской границы. Следовательно, ООН как правопреемница Лиги Наций и, в частности, Совет Безопасности ООН как пришедший на смену Главным Союзным силам, имеют обязательства осуществить это разделение границы, приняв за основу данные национального разграничения на ноябрь-декабрь 1920г. Нынешнее национальное разграничение не может являться основой для разделения границы, поскольку оно стало следствием политики преступного изгнания армян Азербайджаном – этнической чистки, а последствия преступления не могут порождать право: еx injuria non oritur jus.*[39]

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: