Суть доктрины «Москва – Третий Рим»




Не были новы, и все больше укоренялись в сознании,

и на это было несколько причин. Первая и главная - геополитическое изменение мира, прежде всего, потеря государственной самостоятельности мировым центром православия – Византией, падение Константинополя и захват всех территорий, которые являлись традиционной местностью распространения православия. Также не стоит недооценивать значимость свержения трехсотлетнего татаро-монгольского ига. Все эти факторы способствовали представлению о перемещении оплота христианской веры из Византии в Москву.

До окончательного варианта концепция существовала лишь как отдельные мотивы в некоторых сочинениях апокрифического характера, и свой окончательный облик обрела лишь в письмах инока Елиазарова монастыря Филофея Псковского к великим князьям - Василию III и Ивану IV Грозному.

Предвестники концепции - отдельные мысли и вариации философских размышлений, существовали и ранее, явственно прослеживаясь в некоторых сочинениях апокрифического характера (вот тут так и просится пример!)

Но в самостоятельную, полностью оформленную теорию эти мотивы сложились лишь в письмах инока Елиазарова монастыря Филофея Псковского к великим князьям - Василию III и Ивану IV Грозному

 

Актуальность темы

На текущий момент концепцию можно рассматривать только в качестве исторического явления, породившего политические течения, это может быть интересно не только с точки зрения истории, но и с точки зрения исследования влияния подобных явлений на политическую мысль общества.

На текущий момент концепцию можно рассматривать в качестве философской теории, не только породившую политические течения, но и повлиявшую на формирование идеологии Русской государственности в целом; это может быть интересно не только с точки зрения истории, но и с точки зрения исследования влияния подобных явлений на политическую мысль общества. Кроме того, в свете современных геополитических событий, подобные идеи, хоть и значительно видоизмененные, снова приобретают актуальность.

(тут надо еще одно предложение - развить мысль, упомянув... глобализацию? - кажется так это называется, хотя я не уверен, что в политологии именно этот термин используется)

Таким образом, объектом моего исследования является политико-правовая концепция Филофея Псковского, а предметом - ее влияние на общественные течения и распространение среди политических образованной прослойки населения России 16-17 века.

Ее роль в формировании идеологии Русской государственности в XVI – XVII вв.

Цель исследования - выяснить масштабы распространения концепции и последствия ее влияния, сделать вывод о ее значимости и справедливости в контексте историко-правовой реальности.

Задачи

· раскрыть суть концепции, отследить источники ее возникновения и ее развитие;

· показать эволюцию доктрины от религиозной идеи к общественно-политической;

· выявить последствия влияния этой доктрины на формирование внешней и внутренней политики России.

В работе были использованы научные работы таких авторов, как Синицына Н. В., Стремоухов Д., Тимошина Е. В., Усачев А. С.

 

 

1 ГЛАВА. Название должно включать ключевые термины темы курсовой. В этой главе нужен обзор источников по теме. объяснение всех терминов, включенных в название темы.

Суть доктрины «Москва – Третий Рим»

Создание церковно-политической концепции «Москва – Третий Рим» неизменно связывается с именем инока псковского Елеазарова монастыря Филофеем. О самом монахе известно немного, сам о себе он писал мало, довольствуясь общепринятыми самоуничижительными формулировками: «человек сельский, учился буквам, а еллинских борзостей не токах, а риторских астрономий не читал, ни с мудрыми философами в беседе не бывал» [1]. Современники же его утверждают, что Филофей был достаточно образованным человеком, но нелицеприятным и смелым, благодаря чему с легкостью обнажал беззаконие государя, бояр и наместников. При его жизни Москва окончательно освободилась от Орды в 1480 году и начала интенсивно собирать русские земли. В 1485 году присоединилась Тверь, в 1510 году - сам Псков, в 1514 году - Новгород, в 1520 году – Рязань. Наконец, в 1523 году, когда он пишет свое послание о Третьем Риме, присоединилось Новгород-Северское княжество.

У этого процесса геополитического возвышения Москвы имелись не только очевидные плюсы, но и идеологическая подоплека. В своих посланиях великим князьям Василию III и Ивану IV Филофей обосновал главенствующие идеи и положения концепции «Москва – Третий Рим». Согласно Филофею, падение Константинополя (в 1453 году) как мирового центра христианской веры было обусловлено изменой «истинному христианству», то есть Божьей карой за отхождение от догм веры. Вследствие чего монах утверждал, что Российское государство должно стать преемником Византии, собрать в себе воедино все положительные характеристики христианства и продолжить дело римских императоров. Идея преемственности ведущей роли Москвы прослеживается в его посланиях очень четко, и наибольший упор в этом делался именно на утрату ее Константинополем. Вера в его понимании была чем-то вечным, эфемерным и непреходящим, и стоило лишь заменить «сосуд», коим был Константинополь, на Москву, чтобы дать ей новый толчок для физического существования.

Значение законной государственной власти наиболее полно раскрыто в посланиях Филофея к Ивану Грозному, где он в своих изысканиях возводит царя в наместники римских императоров, делая упор на династическое родословие. Он бесстрашно указывает государю, что править тому следует по законам его великих прадедов: “Великий Константин, блаженный святой Владимир и великий и богоизбранный Ярослав и прочие, их же корень до тебе” [2].

“Первый Рим, - писал Филофей, - пал от нечестия, второй (Константинополь) - от засилия агарянского (мусульманского), Третий Рим - Москва, а четвертому - не бывать”. Данная формулировка и стала классическим выражением идеи концепции. Стоит отметить, что основана она на теории «длящегося Рима», утверждающей продолжительность существования Римской империи до окончания земной истории. В разной степени отголоски данной идеи находили свое подтверждение в общественных течениях благодаря нескончаемым заявлениям о схожести с Римом странами западной и восточной Европы. На Руси развитие этой мысли было обусловлено в силу завоевания к 20-м годам XVI века иосифлянами господствующего положения в церкви и общественной жизни государства.

Таким образом, в выдвинутой Филофеем концепции прослеживалось объединение двух идей: преемства государств и богоизбранности русского народа (здесь стоит отметить, что русский народ воспринял доктрину не по принципу национализма, но исключительно в силу уверенности в святости Руси). Объединение также двух идей: миссионерской (Филофей призывает государя обратить в христианство все языческие народы на территории государства) и церковной (призыв князю взять на себя главенство в церковных делах) только укрепляли главное положение доктрины: «Два Рима пали, а Третий Рим стоит, и будет стоять вечно» [3]. Такова, по его мнению, главная миссия государства в настоящем и будущем.

Закрепившаяся в сознании общественности мысль о неуязвимости Москвы, ее величии (подтверждение тому – сброс татаро-монгольского ига, успешная защита собственных границ и, вдобавок ко всему, успехи на дипломатическом поприще), только упрочивали политическую теорию монаха. Мессианская роль Москвы в будущем получила свое объяснение и обоснование.

Посему ясно, что роль Москвы в глазах народа полностью оправдывала себя. На почве этого возникли и нововведения, такие как принятие царского титула, коронование государей, учреждение патриаршества и т.д.

Несмотря на логичность и последовательность излагаемых в доктрине принципов, не все современные историки согласны с такой трактовкой концепции Филофея. Историк Р.Г. Скрынников отвергает предположение, что Москва должна была стать центром мировой православной религии. По его словам, истинное стремление доктрины «ликвидировать неполноправное положение Москвы по отношению к другим центрам православия... Отразило новое соотношение сил внутри вселенской православной церкви» [4].

Ослабленная войной, политикой опричнины, находящаяся в остром социальном конфликте Москва на тот момент вряд ли могла соответствовать статусу великой державы и империи оплота христианства, коей, несомненно, должен был стать город-преемник Рима. Тем не менее, концепция «Москва – Третий Рим» не была сиюминутным тактическим ходом. Она содержала в себе искреннюю уверенность в божественной силе, чистоте и великой миссии страны.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: