Упражнение «Активное слушание»




Учительпредлагает ученикам разбиться на пары. Просит одного ученика от каждой пары покинуть аудиторию.

Дает задание тем, кто остался в аудитории, отметив, что это только ролевая игра, и от них потребуется войти в предлагаемую роль на время игры.

Задание 1. Участникам, которые остались в зале, учитель говорит: «Ваша задача – быть пассивными слушателями, то есть не проявлять интереса к тому, что будут рассказывать ваши партнеры, не показывать знаков внимания, а по возможности даже наоборот – демонстрировать нежелание слушать: не смотреть в глаза рассказчику, отвлекаться на другие дела».

Задание 2. Участникам, которые покинули аудиторию, учитель говорит, что это только ролевая игра, и от ребят потребуется войти в предлагаемую роль на время игры. «Ваша задача – в течение одной минуты рассказать вашим партнерам по паре о том, какие проблемы есть в вашей жизни, причем сделайте это так, чтобы ваши собеседники заинтересовались и смогли потом пересказать вашу информацию».

Учитель приглашает войти учащихся из коридора, дожидается, пока все подойдут к партнерам. Говорит, что время пошло. Через одну минуту останавливает учащихся. Задает вопросы рассказчикам:

- Как вы себя чувствовали?

- Смогли (успели) ли рассказать свою информацию участники из коридора?

- Почему не смогли (не успели)?

- Что мешало?

Примечание: Обсуждение нужно провести быстро, без лишних подробностей. Главное, чтобы все участники (и рассказчики, и слушатели) испытали дискомфорт, и коммуникация была неэффективной.

Затем учитель предлагает участникам поменяться ролями и просит выйти в коридор тех, кто был слушателем. Дает им задание.

Задание 1. Тем, кто теперь вышел из зала: « Ваша задача – в течение одной минуты рассказать вашим партнерам по паре о том, какие проблемы есть в вашей жизни, причем сделайте это так, чтобы ваши собеседники заинтересовались и смогли потом пересказать вашу информацию».

Задание 2. Тем, кто теперь остался в зале:«Давайте не будем мстительными и наоборот покажем пример хорошего тона. Ваша задача – быть активными слушателями, то есть проявлять интерес к тому, что будут рассказывать ваши партнеры, показывать внимание, демонстрировать желание слушать и общаться: спрашивать, поддакивать, задавать вопросы, сопереживать».

Учитель приглашает войти участников из коридора. Говорит, что время пошло. Через одну минуту останавливает учеников и задает вопросы рассказчикам:

- Как теперь вы себя чувствовали?

- Смогли (успели) ли рассказать свою информацию участники из коридора?

- Что помогало теперь рассказчикам?

- Что помогает общению?

В ходе обсуждения записывайте на флипчарте ответы участников, перефразируя их таким образом, чтобы получались советы, рекомендации для построения эффективного общения. Можно разделить ответы на две колонки: 1) советы для говорящего; 2) советы для слушающего.

 

Советы слушателю: Советы говорящему:
· поддерживать контакт глаз; · использовать открытые жесты; · наклон в сторону собеседника (активная поза); · поддакивать («ага», «угу» и т.п.); · задавать вопросы; · доброжелательная улыбка.   · говорить по существу; · говорить просто, доступно, понятно; · не использовать слова-паразиты; · приводить примеры; · не говорить слишком быстро; · не вторгаться в личное пространство; · не воспитывать собеседника.  

 

Учитель говорит о том, что навыки активного слушателя необходимы для эффективной коммуникации, а также для умения выходить из конфликтной ситуации. Одним из методов управления конфликтами является умение эффективно общаться.

Основная часть (20 мин.)

Виды общения

Цель: показать разницу между вербальным и невербальным общением.

Учитель сообщает ученикам, что общение может быть словесным (вербальным) и без слов (невербальным). Затем учитель спрашивает их, что имеется в виду под вербальным и невербальным общением.

Вербальное общение – это общение с помощью слов и тона голоса. Например: речь, музыка, письмо, кино.

Невербальное общение – это язык тела: манеры, выражение лица, позы тела, жесты рук.

Учитель поясняет ученикам, что от 65% до 80% всех сообщений, которые они передают окружающим, осуществляются на невербальном уровне.

Для эффективного общения надо, чтобы вербальные и невербальные сообщения были одними и теми же. Множество случаев непонимания или недопонимания одного человека другим происходят вследствие того, что между вербальным и невербальным компонентами общения существует разница.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: