Образ женщины в философии эпохи Просвещения




Изучая отношение к женскому вопросу философов - просветителей мы сосредоточим свое внимание исключительно на тех государствах, которым посвящено наше исследование, т.е. Великобритании и США, лишь вскользь упомянув известнейших французских просветителей.

Влияние Просвещения на женский вопрос нельзя оценивать однозначно. В этот период появляется новая концепция отношений мужчин и женщин, вытекающая из законов природы, а не из метафизики и религии, однако новые сведения о строении женского организма только подтвердили его слабость. Как итог, женщина уже не считалась, как прежде, несовершенным мужчиной, а рассматривалась, как существо другого рода[15]. Женщина от природы рабыня – заложница своего тела и, в первую очередь, репродуктивной функции. Это не могло не повлиять на новую идеологию, которую впоследствии и использовали, и опровергали участницы суфражистских организаций. Суть новой концепции была закреплена в 1844 году шотландским “Free Church Magazine”: женщина «добра вследствие природной чувствительности, активна вследствие врожденной склонности, любезна вследствие характера...». А Мэри Уоллстонкрафт, к которой мы обратимся ниже, так оценивает образ женщины в сознании мужчин конца 18 века: «Женщина же создана быть игрушкой для мужчины, его веселой погремушкой, к которой он может обратиться всякий раз, когда, устав от дум, захочет, чтобы его развлекали»[16]. Такая точка зрения главным образом была результатом размышлений Руссо.

Таким образом, мы можем заметить, что к 50-м годам 19 века, когда суфражистки заявили о себе, женщин сковал «образ женственности и легкомыслия», вырваться из пут которого могли только прогрессивные и жестокие методы борьбы. Женщины уже не могли лишь идейно доказывать свое равенство с мужчинами, им пришлось показывать, на что способен «слабый» женский организм. Здесь проявляется парадокс влияния эпохи Просвещения. По мере того, как сужалось представление о предназначении женщин, и разрушались общепринятые постулаты, нарастали противоречия и споры, на основе которых появился феминизм.

Особого внимания заслуживает жизнь и творчество английской писательницы Мэри Уоллстонкрафт – ее основной труд «В защиту прав женщины» (1792 года) считается основополагающим в серии феминистских публикаций конца 18 века в Европе и даже в Америке. Ее вклад высоко оценивался такими видными суфражистками, как Элизабет Кэди Стэнтон, Мелисент Фосе и т.д. Писательница осмелилась вступить в полемику с просветителями, с «голосами той эпохи», к примеру с Руссо, по поводу самой природы женщины, опровергая утверждение о легкомысленности этого пола. Также в этом произведении Мэри Уоллстонкрафт ребром поставила вопрос образования девочек. По ее словам, достойное образование и занятие откроет для женщин новые сферы деятельности и возможность накопления средств для личной независимости: «Пустячные занятия женщины порождают и пустячное к ней отношение». По ее мнению, у представительниц бедных слоев населения больше шансов доказать свое равенство, нежели у знати, это суждение также определило движущие силы женского движения[17]. Через 35 лет видная американская суфражистка Сара М. Гримке в своем письме заметит, что среди бедного населения Америки узость мышления менее заметна[18].

Но среди современников Мэри Уоллстонкрафт прославилась своим ответом на консервативную теорию Берка. Ее брошюра «О правах человека» была чрезмерно популярна и читаема, пока за вторым изданием не подписали автора. Тогда началась «буря», так как общественность была шокирована тем, на что решилась женщина. Но эта общественность еще не знала, что через 50 лет высказывать свою позицию будут уже организационные женские движения. Когда Элизабет Кэди Стэнтон и Сьюзен Б. Энтони начнут издавать свою газету «The Revolution» в 1868 году, они в одном из первых выпусков поместят данную брошюру, напоминая о данном событии.

Говоря о формировании идеологии будущих суфражисток в США, нельзя не упомянуть письмо жены Джона Адамса Абигайль от 31 марта 1776 года с просьбой «чтобы в этих новых законах вы не забыли о леди». Уже в этом письме Абигайль предупредила, что женщины «готовы поднять восстание против законов, которые не дают нам ни права голоса, ни представительства»[19].

Среди мужчин – британских просветителей и сторонников равноправия нельзя не отметить автора «Робинзоно Крузо» Даниеля Дефо. В начале 18 века он написал ряд статей для своего журнала «Review», а также несколько трактов о семейных отношениях. Изучая образ женщины, в контексте борьбы за избирательное право, для нас интересен его призыв вести более активный образ жизни, участвовать не только в хозяйственных делах, но и в профессиональной деятельности мужа. Он признавал, что женщина может избавиться от зависимости от мужчины. Другой писатель – Джонатан Свифт замечает политический интерес женщины. Свою ученицу Эстер Ваномри называл «хорошим политиком»[20].

Что касается Новой Англии, здесь положение женщины было более определенным. Деятельность полов здесь была четко разграничена, чтобы труд всего общества давал максимальные результаты. Особого внимания заслуживают идеи Томаса Пейна и Бенджамина Франклина. Джефферсон писал: «Я уверен, что женщины имеют способности к образованию равные нашим <...> Неужели мы не позволяем им учиться только из-за боязни того, что они станут разумнее нас? Не женский, а наш пол нужно укорять за их невежество»[21].

Подводя итог, можно сказать, что влияние эпохи Просвещения на идеологию будущих суфражистских организаций Англии и США нельзя оценивать однозначно. В этот период появляется особый интерес к женскому вопросу и роли этого пола. Несмотря на то, что с медицинской точки зрения, было доказано, что женский организм слабее мужского, появлялись концепции просветителей, провозглашавшие идею равенства полов и необходимости женского образования. В этот период наиболее четко прослеживается тот раскол сознания общества, ради которого мы решили посвятить первую главу теоретическим предпосылкам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: