Сценарий спектакля «Ведьма»




Продюсерский проект «Ведьма»

Зачетная работа

 

Выполнили:

Студенты гр. МК – 41.

Проверила:

Фокина Наталья Николаевна,

канд. пед. наук.

 

Пермь

1. Название продюсерского проекта – спектакль «Ведьма».

2. Форма проекта – спектакль

3. Жанр – драма

4. Сроки реализации проекта – с 20.12.2011 по 20.12.2011

5. Место реализации премьеры – площадка Пермского театра «Новая драма»

Адрес: Городской дворец творчества юных, ул. Сибирская, 29, третий этаж

Телефон: (342) 294-33-33, 8-952-322-222-4

Электронная почта: newdrama_admin@mail.ru

Технические характеристики

Размеры сценической площадки:

1. Длина сцены до переднего задника: 5 метров;

2. Ширина сцены: 6 метров;

3. Высота сцены: 4 метра;

4. Площадь сцены: 30 м.кв.

Общие размеры зрительного зала:

1. Длина зрительного зала: 2.5 метра;

2. Ширина: 4.6 метра;

3. Площадь; 11.5 м.кв;

4. Количество мест для сиденья: 45.

Характеристика звуковой аппаратуры.

1. Усилители 2 штуки, марки Formanta;

2. Микшерский пульт 1 штука, марки Beringer;

3. Колонки 3 штуки, марки Formanta;

4. Компьютер 1 штука, марки Celeron;

5. Проектор 1 штука, марки EPSON;

6. Микрофоны, 7 штук: 2 радио, 5 гарнитур, марки SHURE.

Вся звуковая аппаратура, за исключением колонок, находится в рубке звукорежиссера. Колонки расположены между первым и вторым задником.

Характеристика светового оборудования

2 диммера, которые сейчас используются в качестве световых пультов фирмы Involight AD6 - (Цифровой дроссельный диммер)

Количество каналов: 6 каналов

Мощность каналов: 2 кВт

Частота: 0-50%

Управление: DMX-512 (6 каналов), аналоговое 0-10 В, встроенный пульт на передней панели

Подключение: вход - винтовые клеммы, выход - евророзетки

Защита: выход - автоматы 10 А

Питание: 380/220 В, 50 Гц

Размер: 482x381x89 мм 19”x2U

Вес: 8,5 кг

5 прожекторов DJ Light SL016 Stage Spot 500 PC (Производитель: DJ LIGHT)

Напряжение: 110В / 220В

Частота: 50-60Гц

Мощность: 500Вт

Без лампы: 230В / 500Вт

Патрон лампы: GX9.5 / GY9.5

(Может работать со световыми фильтрами)

Около 10-ти прожекторов разных типов и марок не поддаются идентификации.

Около 10-ти галогенных ламп не поддаются идентификации.

Разнообразный «нижний» свет (рампы, напольные фонари), не поддаются идентификации.

Ультрафиолетовые лампы.

Разноцветные стеклянные и прочие фильтры.

2 лампы дневного света.

 

 

7. Начало мероприятия (премьерного показа) – 18.00 ч., 22 мая 2012 г.

8. Тема: Безвыходная жизненная ситуация.

9. Идея: Смирение личности с обстоятельствами (Человек, зажатый в тиски жизненных обстоятельств, ищет выход любой ценой, не находя выхода и смирившись с обстоятельствами становится безвольным)

10. Сверхзадача: Стремление изменить жизнь к лучшему.

11. Композиционное построение:

Композиция строится из следующих элементов:

Блок

1 эпизод – Завязка «Предчувствие перемен»

2 эпизод – Развитие действия «Приезд почтальона»

3 эпизод – Кульминация «Разрушение надежд»

4 эпизод – Развязка «Безвыходность»

5 эпизод – Эпилог «Желание быть сильнее обстоятельств»

12-13. Действующие лица:

Савелий Гыкин – дьячок (актер Константин Феоктистов)

Раиса Ниловна – дьячиха (актриса Ольга Плеханова)

Почтальон (Алексей Корсуков)

Степан – ямщик (актер Артем Баженов)

Характеристика персонажей:

Савелий Гыкин – на голове всклоченные, рыжие, жесткие волосы, большие давно не мытые ноги, волосатое рябое лицо. Ленив и боится людей

Раиса Ниловна – красивое лицо с вздернутым носом и ямочками на щеках, жирные губы, белая шея, широкие плечи, красивые аппетитные рельефы тела, толстая коса, которая касалась земли, тусклый неподвижный взгляд.

Почтальон – молодой белокурый человек с широкой, могучей грудью и хоть тонкими, но мускулистыми руками в истасканном фирменном сюртучишке и в рыжих грязных сапогах, бледно с красными пятнами лицо, искривленное злобой, со свежими следами недавних физических и нравственных страданий, с тающим снегом на бровях, усах и круглой бородке.

Ямщик – голос из сеней.

Оформление

Декорации и реквизит

Стена бревенчатая бутафорская (Б) Дрова
Стена бревенчатая с окошком Б Тряпки половые
Стена бревенчатая с дверью Б Горшки чугунные Б
Печка Б Горшки глиняные Б
Кровать из ДСП Ухват
Стол из ДСП Веревка бельевая
Табурет из ДСП Самовар жестяной
Перина синтетическая Кружка жестяная
Одеяло лоскутное Носки шерстяные
Подушка синтетическая Шторы хлопковые
Мешок холщевый Снег искусственный рассыпной
Тюк набивной Лампа жестяная
Сабля Б  

Эскизы прилагаются.

Световая партитура

Включение Тип освещения Выключение Примечания
  Савелий: «Я зна-аю! Я все зна-аю!» Тусклое пятно на кровать и центр комнаты. 10%   На слова Савелия «поди ложись» затемнение
Савелий: «Почту кружит!..» Стробоскоп
  Через 5 секунд Общий свет Уснул почтальон Весь свет на почтальоне и Раисе
  Уснул почтальон Свет над кроватью    
  Савелий: «Ну чего воззрилась?» Общий свет Раиса: «А вы останьтесь!» Выключить все, кроме света над столом
  Ямщик: «Всё готово» Общий свет 40% Раиса упала на кровать затемнение
  Вход Савелия Общий свет 40% Савелий ложится на кровать Оставить световое пятно на кровати, добавить красный свет.
  Раиса: «Отстань» Общий свет 40% Савелий: «поди, ложись» Оставить свет над столом и кровать. Постепенно уводить до полного затемнения.

 

Музыкальная партитура

Название композиции Включение (начало слов) Выключение (конец слов) Тип
  1. Мистическое начало     мелодия
  2. Лейтмотив «Время шло к ночи» «ямками на щеках» мелодия
  3 Бубунчики 1 «Тонкий, звенящий стон, похожий на зуденье комара»   звук
  4 Бубунчики 2 «Ветер стукнул по стеклу, донесся тонкий звенящий стон»   звук
  4 Бубунчики 2 «Что ты знаешь?»   звук
  4 Бубунчики 2 «Колокольчика не было слышно, но рванул над крышей ветер и в потемках за окном опять зазвякало»   звук
  4 Бубенчики 2 «ууу – спаси царица небесная»   звук
  5 Тема почтальона Вход почтальона «Куда мы заехали?» мелодия
  6 скрип двери Дверь скрипнула   звук
  7 Сон почтальона Засопел почтальон «Ну чего воззрилась?» мелодия
  8 Прощание с постельном «Все равно опоздали» «Все готово» мелодия
  9. Дьячиха осталась одна+ 3. Бубенчики 1 «Лениво зазвучал один колокольчик» «даром только ворожила: уехал!» звук+ мелодия
  10 Метель Гул вьюги (нарастает)   звук

Обоснование выбора музыки:

Последовательность треков:

1. Мистическое начало 2. Звук 2 3. Лейтмотив 4. Звук 3 5. лейтмотив 6. Звук 4 7. Лейтмотив 8. Звук 4 9. Лейтмотив 10. Звук 4 11. Лейтмотив 12. Звук 5(мелодия) 13. Звук 6 14. Звук 5(мелодия) 15. Лейтмотив 16. Звук 6 17. Лейтмотив 18. Звук 5   19. Лейтмотив 20. Звук 7(мелодия) 21. Лейтмотив 22. Звук 8(мелодия) 23. Лейтмотив 24. Звук 9 25. Лейтмотив 26. Звук 10  

Звуковая партитура спектакля: шумы, речь, музыка, тишина.

Принципами музыкального оформления спектакля «Ведьма»:

· Иллюстрация, контраст, контрапункт;

· Лейтмотив, ассоциативная песня;

· Музыка, как выражение переживаний актера;

· Музыка проводник режиссерского замысла.

Главная тема безвыходности жизненной ситуации отражается в музыкальном сопровождении спектакля. Так, лейтмотив настраивает зрителя на образное восприятие происходящего: звук метели способствует осознанию зрителем времени года.

Музыкальное оформление пьесы отражает событийный ряд и способно выразить переживания персонажа: тревогу, магическое действие, смятение, негодование.

Мизансценирование

Для любого спектакля, в том числе и для «Ведьмы» А. П. Чехова важно, чтобы актёры не только верно жили на сцене, но и умели доносить эту жизнь до зрителя, учитывая сценические условия.

Для спектакля необходимо создать органиче­ский процесс и сделать его сценически вырази­тельным, доступным для восприятия. Зритель должен ясно видеть и хорошо понимать все происходящее на сце­не.

Известно, что пластическим выражением сценического взаимодей­ствия являются группировки и мизансцены.

Раскроем эти понятия. Группировка - взаимное расположение дейст­вующих лиц на сценической площадке. Мизансцена же означает не только расположение, но и перемещение дей­ствующих лиц в пространстве сцены. Мизансцена – это единый процесс последовательного развития постепенного перехода из одного положения в другое с соблюдением промежуточных моментов. Группи­ровка же предполагает статический момент мизансцены. Поэтому, го­воря о мизансцене, мы в то же время подразумеваем и весь комплекс группировок, из которых она состоит.

В разработке мизансцен проявляется взаимодействие формы и содержания, выражения внутренней сущности конфликта, взаимоотношений, идеи, логики, сценического действия через которые зритель просматривает «внешний визуальный образ» спектакля, а режиссер «сквозное внутреннее развитие сюжета» и логику в построении мизансцен.

Несколько основных приемов построения мизан­сцен и группировок: вдоль рампы, поперек рам­пы, по диагонали, по вертикал и, по кривой линии (речь идет здесь о мизансценах, не выходящих за пределы рампы).

Перпендикулярное по­строение мизансцены имеет и недостатки: находящиеся впереди будут всегда загораживать задних актёров. При ведении диалога один из партнеров окажется спиной к зрителю либо спиной к партнеру. С этими же трудностями мы столкнемся и при построении массовой сцены, главная ось которой проходит перпендикулярно рампе. Такое построение выгодно лишь в исключительных случаях, когда центральный выход из глубины является главным стержнем сценического события.

Гораздо чаще пользуются приемом развертывания мизансцены параллельно рампе. При таком построении всякие переходы, сближения и расхождения партнеров и т. п. будут более рельефны и ощутимы для зрителя. Развертывание мизансцены вдоль рампы дает также большие преимущества при построении барельефной композиции, позволяющей показать зрителю крупным планом большое число действующих лиц, а также, если необходимо, создать впечатление дистанции между партнерами.

Прием так называемого диагонального построения мизансцен представляет собой сочетание двух предыду­щих. Он помогает в значительной степени преодолеть недостатки рассмотренных приемов мизансценирования. Диагональное построение имеет то преимущество, что оно дает возможность развернуть планировку вдоль рампы и в то же время сохранить ее перспективу. Ар­тист, находящийся в диагональном положении по отно­шению к рампе, хорошо виден и слышен из зрительного зала.

Чтобы нарушить прямолинейность сценических пла­нировок и передвижений, мизансцена строится нередко по кривой линии, по кругу или спирали. Передвигаясь по кривой, актер попеременно виден с разных сторон, ему легко разнообразить ракурс тела и движений при общении с партнерами. Такое построение планировок достигается обычно соответствующим расположением станков и других декоративных элементов. Но и без помощи постановочных средств актеры нередко доби­ваются яркой выразительности, строя мизансцену по кривой.

Использование сценической техники, применение ар­хитектурного и скульптурного принципов в оформлении спектакля значительно расширяют возможности мизансценирования. Различного рода станки, лестницы, ме­бель, рельефный пол и другие конструктивные элементы создают наиболее благоприятные условия для компози­ционного разнообразия группировок и мизансцен, если только они не превращаются в самоцель.

Театральный опыт накопил множество приемов по­строения группировок и мизансцен, которые с успехом могут быть использованы. К ним относятся приемы шахматного построения, сохра­нения заданных дистанций, создания ломаных и пересе­ченных линий, различных радиусов движения, последо­вательности и постепенности развития мизансцены.

Одно из правил групповой мизансцены заключается в том, что актер, находящийся позади партнеров, дол­жен всегда располагаться в промежутках между ними. Если поставить исполнителей рядами во всю глубину сцены, то, следуя этому правилу, они расположатся на планшете в шахматном порядке. Этот порядок располо­жения имеет то преимущество, что он не только дает возможность каждому участнику массовой сцены найти место, с которого он виден зрителю, но и достигать ил­люзии большой толпы при сравнительно малом количе­стве исполнителей.

Любое изменение в расположении актеров, находя­щихся на переднем плане сцены, влечет за собой соот­ветствующую перегруппировку всех, кто находится по­зади. Таким образом, за композиционную правильность мизансцены в спектакле отвечают в первую очередь те, кто располагается в глубине сцены, на втором плане, а не те, кто находится впереди.

При тесном расположении группировки актер должен чувствовать плечо партнера; при менее плотном расположении — его локоть; при более разреженном расположении — соблюдать дистанцию вытянутой руки;

И при широком расположении — держаться от партнера на расстоянии двух вытянутых рук.

Целесообразно располагать ее не по пря­мой, а по ломаной линии. Это дает возможность разно­образить сценическую планировку, сделать ее более естественной и оправданной

К ломаным линиям следует стремиться не только в горизонтальной, но и в вертикальной плоскости построе­ния мизансцены, то есть добиваться ступенчатости сценической группы. Плохо, когда линия голов находится на одном уровне и создает однообразный горизонталь­ный рисунок.

Прием пересеченных линий не есть чисто эстетический прием, создающий внешнее зрительное разнообразие. Он имеет более глубокий смысл, так как позволяет через позу выразить действие, раскрыть содержание происходящей на сцене жизни.

По мнениям некоторых специалистов техникой мизансценирования должны вла­деть не актеры, а режиссеры (сценографы), ответственные за сцениче­скую композицию спектакля. Но по нашему мнению, данной техникой должны владеть как режиссёры (сценографы), так и актёры, так как качество ми­зансцены определяется не только искусством режиссуры, но и творчеством актеров, воплощающих сценический за­мысел.

Проработать и обговорить все мизансцены необходимо потому, что законы мизансцены опираются на требования жизненности и сценичности, которые в свою очередь необходимы для достижения художественной правды.

Жизненность мизансцены является главным условием ее выразительности.

Мизансцена создается не ради эффектного расположения актеров, а как воплощение определенного момента жизни пьесы.

 

 

Мизансцены мы простаиваем в зависимости действий и перемещений актёров по сцене.

Мизансцена № 1. Раиса Ниловна сидит на табуретке у окна шьёт из грубого рядна мешок. Дьячок Савелий Гыкин лежит в постели, голова и ноги торчат из-под засаленного одеяла.

Мизансцена № 2. Дьячок сбросил с себя руками и ногами одеяло, стал в постели на колено.

Мизансцена № 3. Забирается в постель, хочет укрыться одеялом, как до его слуха донесся явственный звук колокольчика. Дьячок тревожно взглянул на жену, спрыгнул с постели и, переваливаясь с боку на бок, заходил вдоль печки.

Мизансцена № 4. В окне раздался стук, Савелий присел от испуга. Дьячиха вскочила.

Мизансцена № 5. Дьячок подпрыгнул два раза перед постелью, повалился на перину и повернулся лицом к стене. На пороге показалась высокая человеческая фигура. За нею мелькнула другая фигура.

Мизансцена № 6. первый начал развязывать себе башлык и, не дожидаясь, когда он развяжется, сорвал его с головы вместе с фуражкой и со злобой швырнул к печке. Затем, стащив с себя пальто, он бросил его туда же и, не здороваясь, зашагал по сторожке. Сел за стол.

Мизансцена № 7. Ямщик вышел и, немного погодя, внес другой тюк, поменьше, затем еще раз вышел и на этот раз внес почтальонную саблю на широком ремне. Сложив тюки вдоль стены, он вышел в сени, сел там и закурил трубку.

Мизансцена № 8. Савелий нетерпеливо дрыгнул ногой и ближе придвинулся к стенке. Почтальон вышел из-за стола, потянулся и сел на почтовый тюк. Немного подумав, он помял руками тюки, переложил саблю на другое место и растянулся, свесив на пол одну ногу.

Мизансцена № 9. Слышно только, как сопит Савелий да как уснувший почтальон, мерно и медленно дыша, при всяком выдыхании испускал густое, протяжное «к-х-х-х…». Изредка в его горле поскрипывало какое-то колесико, да шуршала по тюку вздрагивавшая нога.

Савелий заворочался под одеялом и медленно оглянулся. Дьячиха сидела на табурете и, сдавив щеки ладонями, глядела в лицо почтальона. Взгляд ее был неподвижный, как у удивленного, испуганного человека.

Мизансцена № 10. Савелий сердито выдыхнул из груди весь воздух и резко повернулся к стене. Минуты через три он опять беспокойно заворочался, стал в постели на колени и, упершись руками о подушку, покосился на жену. Та всё еще не двигалась и глядела на гостя. Щеки ее побледнели, и взгляд загорелся каким-то странным огнем. Дьячок крякнул, сполз на животе с постели и, подойдя к почтальону, прикрыл его лицо платком.

Мизансцена № 11. Савелий недоверчиво поглядел на жену, потянулся губами к лампочке, но тотчас же спохватился и всплеснул руками.

Мизансцена № 12. Савелий подскочил к почтальону и дернул его за рукав.

Мизансцена № 13. Почтальон вскочил, сел, обвел мутным взглядом сторожку и опять лег.

Мизансцена № 14. Почтальон снова открыл глаза, взглянул на двигающиеся ямки на лице дьячихи, поежился. Мизансцена № 15. Дьячок подскочил к ямщику и вместе с ним потащил на двор почтовую клажу. Почтальон стал распутывать узел на башлыке. А дьячиха заглядывала ему в глаза.

Мизансцена № 15. Почтальон развязал, наконец, узел и в нерешимости перекинул башлык через локоть.

Мизансцена № 16. И он коснулся двумя пальцами ее шеи. Видя, что ему не сопротивляются, он погладил рукой шею, плечо.

Мизансцена № 17. Он взглянул на дверь, схватил за талию дьячиху и уж нагнулся над лампочкой, чтобы потушить огонь, как в сенях застучали сапоги, и на пороге показался ямщик. Из-за его плеча выглядывал Савелий. Почтальон быстро опустил руки и остановился, словно в раздумье.

Мизансцена №18. Почтальон постоял немного, резко мотнул головой, как окончательно проснувшийся, и пошел за ямщиком. Дьячиха осталась одна.

Мизансцена №19. Лениво зазвучал один колокольчик, затем другой, и звенящие звуки мелкой, длинной цепочкой понеслись от сторожки.

Когда они мало-помалу затихли, дьячиха рванулась с места и нервно заходила из угла в угол. Сначала она была бледна, потом же вся раскраснелась. Лицо ее исказилось ненавистью, дыхание задрожало, глаза заблестели дикой, свирепой злобой, и, шагая как в клетке, она походила на тигрицу, которую пугают раскаленным железом. На минуту остановилась она и взглянула на свое жилье. Дьячиха подбежала к постели, протянула руки, как бы желая раскидать, растоптать и изорвать в пыль всё это, но потом, словно испугавшись прикосновения к грязи, она отскочила назад и опять зашагала.

Когда вернулся Савелий, она уже лежала в постели. Глаза у нее были закрыты, но по мелким судорогам, которые бегали по ее лицу, он догадался, что она не спит.

Мизансцена № 20. Савелий медленно разделся, перелез через жену и лег к стенке.

Мизансцена № 21. Дьячиха быстро повернулась к нему лицом и сверкнула на него глазами.

Мизансцена № 22. Долго плакала дьячиха. В конце концов, она глубоко вздохнула и утихла.

Мизансцена № 23. Дьяк коснулся пальцем ее затылка. Подержал в руке ее толстую косу. Она не слышала. Тогда он стал смелее и погладил ее по шее.

Мизансцена № 24. Стукнула его локтем в переносицу, встала с кровати и пошла, шить мешки.

Мы прописываем 23 основных мизансцены, хотя это число сугубо формально, ведь весь спектакль состоит из множества мизансцен и прописать точное количество и до мельчайших деталей проговорить их не имеет смысла, так как всё будет корректироваться, и учитывать уже в процессе репетиций.

Таким образом, в нашем спектакле мы будем использовать следующие приёмы мизансценирования: параллельно рампе, расположение по кривой линии и ломаной линии, также необходимо учитывать правила групповой мизансцены и правило визуального восприятия положения актёра зрителем (нахождение слева).

Для наглядного примера и визуального представления некоторых мизансцен прилагаем прорисованные место положения актёров в определённый момент спектакля.

Грим действующих лиц


Дьячок Савелий -

Используется: борода накладная средняя с усами (светло-русая), накладные волосы длинные (русые), накладные брови (густые/ коричневые), грим наливной (тональная палитра)

 

Раиса:

Используется: грим наливной (тональная палитра), карандаш косметический (коричневый и черный); накладные ресницы для сцены (черные), коса накладная (20 см. светло-русая)

Почтальон:

Используется: борода накладная полная с усами (коричневая), накладные брови (средние; коричневые), грим наливной (тональная палитра)

Ямщик:

Используется: борода накладная полная с усами (черная), накладные брови (густые; черные), грим наливной (тональная палитра).

 

 

Сценарий спектакля «Ведьма»

Время шло к ночи. Дьячок Савелий Гыкин лежал у себя в церковной сторожке на громадной постели и не спал, хотя всегда имел обыкновение засыпать в одно время с курами. Из одного края засаленного, сшитого из разноцветных ситцевых лоскутьев одеяла глядели его рыжие, жесткие волосы, из-под другого торчали большие, давно не мытые ноги. Чуть ли не полкомнаты занимала постель, тянувшаяся вдоль всей стены и состоявшая из грязной перины, серых жестких подушек, одеяла и разного безымянного тряпья. Эта постель представляла собой бесформенный, некрасивый ком, почти такой же, какой торчал на голове Савелия всегда, когда тому приходила охота маслить свои волосы. От постели до двери, выходившей в холодные сени, тянулась темная печка с горшками и висящими тряпками. Всё было донельзя грязно, засалено, закопчено. Его сторожка врезывалась в ограду, и единственное окно ее выходило в поле.

На земле была оттепель, но небо, сквозь темную ночь, не видело этого и что есть силы сыпало на таявшую землю хлопья нового снега. А ветер гулял, как пьяный… Он не давал этому снегу ложиться на землю и кружил его в потемках как хотел. Гыкин прислушивался к этой музыке и хмурился.

У окна, на табурете сидела дьячиха Раиса Ниловна. Жестяная лампочка, стоявшая на другом табурете, словно робея и не веря в свои силы, лила жиденький, мелькающий свет на ее широкие плечи, красивые, аппетитные рельефы тела, на толстую косу, которая касалась земли. Дьячиха шила из грубого рядна мешки. Руки ее быстро двигались, всё же тело, выражение глаз, брови, жирные губы, белая шея замерли, погруженные в однообразную, механическую работу и, казалось, спали. Изредка только она поднимала голову, чтобы дать отдохнуть своей утомившейся шее, взглядывала мельком на окно, за которым бушевала метель, и опять сгибалась над рядном. Ни желаний, ни грусти, ни радости — ничего не выражало ее красивое лицо с вздернутым носом и ямками на щеках.

Савелий Я зна-аю! Я всё знаю! Бредит Грозя кому-то под одеялом пальцем
Раиса кончила один мешок, бросила его в сторону и, сладко потянувшись, остановила свой тусклый, неподвижный взгляд на окне…
Савелий Поди ложись! Прекрати ворожить! Ворча
Дьячиха молчала
Савелий Что? Увидев реакцию
Раиса Ничего… Кажись, кто-то едет…Подожди, дай подумать  
Дьячок сбросил с себя руками и ногами одеяло, стал в постели на колено и тупо поглядел на жену
Раиса Слышишь?  
Сквозь однообразный вой метели расслышал он едва уловимый слухом, тонкий, звенящий стон, похожий на зуденье комара, когда он хочет сесть на щеку и сердится, что ему мешают.
Савелий Это почта… Ворча
Раиса Господи, приходит же охота ездить в такую погоду!  
Савелий Дело казенное. Хочешь — не хочешь, поезжай…  
Савелий Проехала!  
Но не успел он укрыться одеялом, как до его слуха донесся явственный звук колокольчика. Дьячок тревожно взглянул на жену, спрыгнул с постели и, переваливаясь с боку на бок, заходил вдоль печки. Колокольчик прозвучал немного и опять замер, словно оборвался.
Савелий Не слыхать… Щуря на жену глаза
Но в это самое время ветер стукнул по окну и донес тонкий, звенящий стон… Савелий побледнел, крякнул и опять зашлепал по полу босыми ногами.
Савелий Почту кружит! Слышишь ты? Почту кружит!.. Я… я знаю! Нешто я не… не понимаю! Я всё знаю, чтоб ты пропала! Злобно косясь на жену
Раиса Что ты знаешь? Не отрывая глаз от окна
Савелий А то знаю, что всё это твои дела, чертиха! Твои дела, чтоб ты пропала! И метель эта, и почту кружит… всё это ты наделала! Ты!  
Раиса Бесишься, глупый…  
Савелий Я за тобой давно уж это замечаю! Как поженился, в первый же день приметил, что в тебе сучья кровь!  
Раиса Тьфу! Да ты перекрестись, дурень! Крестясь
Савелий Ведьма и есть ведьма. Хоть ты и жена мне, хоть и духовного звания, но я о тебе и на духу так скажу, какая ты есть… Да как же? Заступи, господи, и помилуй! В прошлом годе под пророка Даниила и трех отроков была метель и — что же? мастер греться заехал. Потом на Алексея, божьего человека, реку взломало, и урядника принесло… Всю ночь тут с тобой, проклятый, калякал, а как на утро вышел, да как взглянул я на него, так у него под глазами круги и все щеки втянуло! А? В Спасовку два раза гроза была, и в оба разы охотник ночевать приходил. Я всё видел, чтоб ему пропасть! Всё! О, красней рака стала! Ага! Глухим, плачущим голосом, торопливо сморкаясь в подол рубахи
Раиса Ничего ты не видел…  
Савелий Ну да! А этой зимой перед Рождеством на десять мучеников в Крите, когда метель день и ночь стояла… помнишь? — писарь предводителя сбился с дороги и сюда, собака, попал… И на что польстилась! Тьфу, на писаря! Стоило из-за него божью погоду мутить! Чертяка, сморкун, из земли не видно, вся морда в угрях и шея кривая… Добро бы, красивый был, а то — тьфу! — сатана!  
Дьячок перевел дух, утер губы и прислушался. Колокольчика не было слышно, но рванул над крышей ветер и в потемках за окном опять зазвякало.
Савелий И теперь тоже! Недаром это почту кружит! Наплюй мне в глаза, ежели почта не тебя ищет! О, бес знает свое дело, хороший помощник! Покружит, покружит и сюда доведет. Зна-аю! Ви-ижу! Не скроешь, бесова балаболка, похоть идольская! Как метель началась, я сразу понял твои мысли.  
Раиса Вот дурень! Что ж, по твоему, по дурацкому уму, я ненастье делаю? С усмешкой
Савелий Гм… Усмехайся! Ты или не ты, а только я замечаю: как в тебе кровь начинает играть, так и непогода, а как только непогода, так и несет сюда какого ни на есть безумца. Каждый раз так приходится! Стало быть, ты!  
Дьячок для большей убедительности приложил палец ко лбу, закрыл левый глаз и проговорил певучим голосом:
Савелий О, безумие! О, иудино окаянство! Коли ты в самом деле человек есть, а не ведьма, то подумала бы в голове своей: а что, если то были не мастер, не охотник, не писарь, а бес в их образе! А? Ты бы подумала!  
Раиса Да и глупый же ты, Савелий! Когда папенька живы были и тут жили, то много разного народа ходило к ним от трясучки лечиться: и из деревни, и из выселков, и из армянских хуторов. Почитай, каждый день ходили, и никто их бесами не обзывал. А к нам ежели кто раз в год в ненастье заедет погреться, так уж тебе, глупому, и диво, сейчас у тебя и мысли разные.  
Савелий Не то чтобы старики или косолапые какие, а всё молодые ночевать просятся… Почему такое? И пущай бы только грелись, а то ведь чёрта тешат. Нет, баба, хитрей вашего бабьего рода на этом свете и твари нет! Настоящего ума в вас — ни боже мой, меньше, чем у скворца, зато хитрости бесовской — у-у-у! — спаси, царица небесная! Вон, звонит почта! Метель еще только начиналась, а уж я все твои мысли знал! Наведьмачила, паучиха! Подумав немного
Раиса Да что ты пристал ко мне, окаянный? Что ты пристал ко мне, смола?  
Савелий А то пристал, что ежели нынче ночью, не дай бог, случится что… ты слушай!.. ежели случится что, то завтра же чуть свет пойду в Дядьково к отцу Никодиму и всё объясню. Так и так, скажу, отец Никодим, извините великодушно, но она ведьма. Почему? Гм… желаете знать почему? Извольте… Так и так. И горе тебе, баба! Не токмо на страшном судилище, но и в земной жизни наказана будешь! Недаром насчет вашего брата в требнике молитвы написаны!  
Вдруг в окне раздался стук, такой громкий и необычайный, что Савелий побледнел и присел от испуга. Дьячиха вскочила и тоже побледнела.
Ямщик Ради бога, пустите погреться! Кто тут есть? Сделайте милость! С дороги сбились! Дрожащим густым басом
Раиса А кто вы?  
Почтальон Почта!  
Савелий Недаром дьяволила! Так и есть! Моя правда… Ну, гляди же ты мне!  
Дьячок подпрыгнул два раза перед постелью, повалился на перину и, сердито сопя, повернулся лицом к стене. Скоро в его спину пахнуло холодом. Дверь скрипнула, в на пороге показалась высокая человеческая фигура, с головы до ног облепленная снегом. За нею мелькнула другая, такая же белая…
Ямщик И тюки вносить?  
Почтальон Не там же их оставлять!  
Сказавши это, первый начал развязывать себе башлык и, не дожидаясь, когда он развяжется, сорвал его с головы вместе с фуражкой и со злобой швырнул к печке. Затем, стащив с себя пальто, он бросил его туда же и, не здороваясь, зашагал по сторожке.
Почтальон Собачья жизнь! Чуть не пропали! Коли б не ваш огонь, так не знаю, что бы и было… И чума его знает, когда всё это кончится! Конца краю нет этой собачьей жизни! Куда мы заехали?  
Раиса На Гуляевский бугор, в имение генерала Калиновского встрепенувшись и краснея.
Почтальон Слышь, Степан? Мы на Гуляевский бугор попали!  
Ямщик Да… далече!  
Произнеся это слово в форме хриплого, прерывистого вздоха, ямщик вышел и, немного погодя, внес другой тюк, поменьше, затем еще раз вышел и на этот раз внес почтальонную саблю на широком ремне, похожую фасоном на тот длинный плоский меч, с каким рисуется на лубочных картинках Юдифь у ложа Олоферна. Сложив тюки вдоль стены, он вышел в сени, сел там и закурил трубку.
Раиса Может, с дороги чаю покушаете?  
Почтальон Куда тут чаи распивать! Надо вот скорее греться да ехать, а то к почтовому поезду опоздаем. Минут десять посидим и поедем. Только вы, сделайте милость, дорогу нам покажите…  
Раиса Наказал бог погодой!  
Почтальон М-да… Вы же сами кто тут будете?  
Раиса Мы? Тутошние, при церкви… Мы из духовного звания… Вон мой муж лежит! Савелий, встань же, иди поздоровайся! Тут прежде приход был, а года полтора назад его упразднили. Оно, конечно, когда господа тут жили, то и люди были, стоило приход держать, а теперь без господ, сами судите, чем духовенству жить, ежели самая близкая деревня здесь Марковка, да и та за пять верст! Теперь Савелий заштатный и… заместо сторожа. Ему споручено за церквой глядеть…  
Раиса Все-таки мы духовного звания…  
Почтальон Чем же вы живете?  
Раиса При церкви есть сенокос и огороды. Только нам от этого мало приходится… Дядькинский отец Никодим, завидущие глаза, служит тут на, Николу летнего да на Николу зимнего и за это почти всё себе берет. Заступиться некому! Вздохнув
Савелий Врешь! Отец Никодим святая душа, светильник церкви, а ежели берет, то по уставу! Прохрипев
Почтальон Какой он у тебя сердитый! А давно ты замужем? С усмешкой
Раиса С прощеного воскресенья четвертый год пошел. Тут прежде в дьячках мой папенька были, а потом, как пришло им время помирать, они, чтоб место за мной осталось, поехали в консисторию и попросили, чтоб мне какого-нибудь неженатого дьячка в женихи прислали. Я и вышла.  
Почтальон Ага, стало быть, ты одной хлопушкой двух мух убил! И место получил, и жену взял.  
Савелий нетерпеливо дрыгнул ногой и ближе придвинулся к стенке. Почтальон вышел из-за стола, потянулся и сел на почтовый тюк. Немного подумав, он помял руками тюки, переложил саблю на другое место и растянулся, свесив на пол одну ногу.
Савелий Собачья жизнь… И лихому татарину такой жизни не пожелаю. Бормоча
Скоро наступила тишина. Слышно было только, как сопел Савелий да как уснувший почтальон, мерно и медленно дыша, при всяком выдыхании испускал густое, протяжное «к-х-х-х…». И


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: