Структура программы дополнительного образования детей




Нормативно-правовой аспект

 

В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее – Закон) образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе; на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

 

К дополнительным образовательным программам относят образовательные программы различной направленности, реализуемые:

 

В общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

 

В общеобразовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 233) и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (ст. 26, п.2).

 

Содержание дополнительных образовательных программ

 

Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

 

Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

 

- обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

 

- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

 

- интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

 

- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

 

Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.

 

 

Целями и задачами дополнительных образовательных программ, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с чем, содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать:

 

- достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;

 

- соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному, общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);

 

- направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной);

 

- современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).

 

Кроме того, содержание дополнительных образовательных программ должно быть направлено на:

 

- создание условий для развития личности ребенка;

 

- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

 

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

 

- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

 

- профилактику асоциального поведения;

 

- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграцию в системе мировой и отечественной культур;

 

- укрепление психического и физического здоровья детей;

 

- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

 

Структура программы дополнительного образования детей

 

Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:

 

1. Титульный лист.

 

2. Пояснительную записку.

 

3. Учебно-тематический план.

 

4. Содержание изучаемого курса.

 

5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

 

6. Список литературы.

 

Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей

 

1. На титульном листе рекомендуется указывать:

 

- наименование образовательного учреждения;

 

- где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

 

- название дополнительной образовательной программы;

 

- возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

 

- срок реализации дополнительной образовательной программы;

 

- Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;

 

- название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;

 

- год разработки дополнительной образовательной программы.

 

2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть:

 

- направленность дополнительной образовательной программы;

 

- новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

 

- цель и задачи дополнительной образовательной программы;

 

- отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;

 

- возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

 

- сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

 

- ожидаемые результаты и способы определения их результативности;

 

- формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).

 

3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:

 

- перечень разделов, тем;

 

- количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

 

4. Содержание программы дополнительного образования детей можно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).

 

5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:

 

- обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);

 

- рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;

 

- дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.

 

6. Список использованной литературы.

 

* Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 // Образование в документах – 2007. – № 22. – С. 73-77.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: