По жанру – лирическая, протяжная песня. Мелодия напевная, спокойная.
Песня в куплетной форме (2 куплета). Куплет имеет форму периода квадратного строения (16 тактов). Состоит из 4х больших предложений (по 4 такта)
1 предложение – одноголосное (запев сопрано)
2 предложение – дуэт сопрано и подголосок альтов
*1 и 2 предложения основаны на одном материале
3 предложение – гомофонно-гармонического склада
4 предложение – гомофонно-гармонического склада с элементами подголосочности
*3 и 4 предложения основаны на одном материале
Простой размер (состоит из трёх долей, каждая из которых по длительности равна четвертной ноте) - «3/4». В произведении простой трёхдольный метр с подчеркиванием слабой, 2-й доли такта. Для польских народных песен характерны трехдольные ритмы со смещением акцента с сильной доли на слабую. Это связано с логическом ударением во фразах. Также прослеживается связь с танцем.
Движение плавное, спокойное, ритм основан на чередовании длительностей, присутствует комплементарная ритмика, что дает непрерывность музыкальной ткани:
В конце предложений у партии сопрано повторяется ритмическая фигура, что сближает с колыбельной, дает эффект покачивания, плавного течения волн:
1е предложение
2е предложение
3е предложение
4е предложение
Фактура изложения – гомофонно-гармоническая: ярко выраженная мелодия (партия I сопрано) и аккомпанемент (партия II сопрано и партия альтов).
Чаще всего используются консонантные интервалы – терции, сексты.
Реже встречаются кварты, квинты, секунды.
Присутствует отслоение:
v Во втором большом предложении преобладают гармонии тонико-субдоминантовой группы:
Т – S – T – II7 – T – S (мелодич.) – S7 – D. Гармонии использованы в виде неполных аккордов, так как произведение трехголосное – придают плагальность, мягкость, лиризм. Конец второго предложения – на D, что готовит начало третьего большого предложения – D 3/5.
v Третье большое предложение основано на чередовании аккордов:
D – T – D6 –D – II7 – VI7 – D
v Третье и четвертое большие предложения начинаются с D, что придает музыке неустойчивость, зыбкость (текущая вода в реке).
v Четвертое большое предложение заканчивается иначе: D – T – D – T – D – T
Чередование D и T в конце произведения утверждает основную тональность – g-moll
Основная тональность – g-moll (светлая, мягкая). Использован мелодический вид минора.
Отклонений нет.
v Первое большое предложение – период, который состоит из 2х предложений:
а) первое предложение заканчивается на D
б) второе – на T
· Первое предложение: одноголосный запев сопрано (что характерно для славянской музыки, польские народные песни одноголосны) начинается с широкого мелодического хода по трезвучию g-moll, а затем постепенно возвращается к тонике (1-2 такт)
· Второе предложение основано на терцовом ходе, имитирует ощущение колыбельной, покачивание на воде (3-4 такт)
v Во втором большом предложении партия сопрано идентична партии сопрано в первом периоде.
Вторые сопрано исполняют подголосок в терцию и в сексту с партией первых сопрано, образуются консонантные интервалы, придающие мягкость звучанию (6-8 такты):
В подголоске использованы VI# и VI натуральная ступени.
Альты поют подголосок к теме:
v Третье большое предложение основано на новом материале.
Начинается с движения по звукам D 3/5:
Затем возвращается в T 3/5:
Далее остановка на звуках D:
Все партии поют одновременно.
У альтов используется распевание слогов (элемент подголосочной фактуры, свойственной народной музыке):
v Четвертое большое предложение начинается так же, как и третье, но заканчивается утверждением T с приготовленным задержанием: