Слайд 2
Ошибка №1 Ответы «за детей»
Слайд 3
Причины
ü Педагог не учитывает причины молчания ребенка (тип темперамента, ведущую сенсорную систему, возможность паузы хетизации)
Пауза хезитации – непреднамеренная остановка информационного потока в процессе общения, обусловленная целым рядом факторов (индивидуальных (узкий кругозор говорящего, слабые речевые навыки, небольшой словарный запас, привычки); психологических (волнение, темперамент, эмоциональное возбуждение, плохая память, рассеянное внимание, ощущение неловкости, нежелание говорить и др.); физиологических (плохое самочувствие и регуляцию дыхания)).
ü Педагог не понимает, что ребенок может молчать из-за того, что не понял вопроса взрослого
ü Педагог не понимает последствий подобного профессионального поведения
Последствия
ü Потеря детской инициативы в высказываниях
ü Несформированность у ребенка умения слышать вопрос
ü Несформированность у ребенка умения доносить собственную точку зрения (доказательность речи)
Слайд 4
Ошибка №2 Ориентация только на первые правильные ответы детей
Слайд 5
Причины
ü Педагог боится услышать неправильные ответы детей и не суметь на них среагировать
ü Педагог боится услышать в свой адрес комментарии «она их не чему не научила»
ü Педагог не понимает последствий подобного профессионального поведения
ü Не все дети понимают происходящий диалог
Последствия
ü Потеря развивающего эффекта мероприятия (возможность составления ребенком рассказа-рассуждения, объясняющего остальным ребятам, почему его ответ признан правильным)
Слайд 6
Ошибка №3 Создание образовательных ситуаций для детей, противоречащих реальной жизни
Слайд 7
Причины
ü Педагог привык так делать
ü Педагог боится детских конфликтов
ü Педагог не понимает последствий подобного профессионального поведения
Последствия
ü У детей не формируется социальная позиция «победителя» и «проигравшего», что в дальнейшей жизни будет накладывать отпечаток на его поведенческие реакции
ü У детей формируются «двойные стандарты», т.е. «в саду я говорю одно, а в жизни я поступаю иначе»
Слайд 8
Ошибка №4 Отсутствие педагогического экспромта
Слайд 9
Причины
ü Низкий профессионализм педагога
ü Педагог боится не выполнить запланированные виды работы
ü Педагог не понимает последствий подобного профессионального поведения
Последствия
ü Дети являются пассивными участниками происходящего мероприятия, вследствие чего у них может сформироваться мнение, что от них ничего не зависит
ü Потеря детской инициативности
Слайд 10
Ошибка №5 Многократное повторение своего вопроса для детей
Слайд 11
Причины
ü Педагог сомневается в том, что ребенок может понять его с первого раза
ü Педагог не понимает последствий подобного профессионального поведения
Последствия
ü Несформированность у ребенка умения слышать вопрос с первого раза
ü Затягивание времени образовательного мероприятия
ü Несформированность у ребенка умения слушать другого человека, т.е. коммуникативной компетентности
Слайд 12
Ошибка №6 Многократное повторение ответов вслед за детьми
Слайд 13
Причины
ü Педагог не умеет держать паузу
ü Педагог сомневается в том, что ребенок может понять с первого раза ответы сверстников
ü Педагог не понимает последствий подобного профессионального поведения
Последствия
ü Потеря детской инициативности в высказываниях
ü Несформированность у ребенка умения слышать вопрос Несформированность у ребенка умения доносить собственную точку зрения (доказательность речи)
Слайд 14
Ошибка №7 Предупреждение детской ошибки, затруднения
Слайд 15
Причины
ü Педагог боится услышать в свой адрес комментарии «она их ничему не научила»
ü Педагог боится услышать неправильные ответы детей и не суметь на них среагировать
ü Низкий профессионализм педагога (отсутствие знания о «зонах ближайшего и актуального развития»
ü Педагог не понимает последствий подобного профессионального поведения
Последствия
ü Ребенок вновь и вновь повторяет свою ошибку, т.к. она не становится его опытом
ü У ребенка не формируется умение фиксировать свое затруднение, анализировать его причину и планировать собственную деятельность по его устранению
ü Ребенок «топчется» на одном месте и не продвигается к зоне ближайшего развития
Слайд 16
Ошибка №8 Готовность отвечать на все детские вопросы
Слайд 17
Причины
ü Педагог считает, что нельзя признаваться в том, что чего-то не знает
ü Педагог не понимает последствий подобного профессионального поведения
Последствия
ü Нарушения принципа научности в ответах
ü Несформированность у детей самостоятельно добывать информацию и планировать свою деятельность в этом направлении
Слайд 18
Ошибка №9 Категорическая педагогическая оценка
Слайд 19
Причины
ü Педагог привык так делать
ü Педагог не понимает последствий подобного профессионального поведения
Последствия
ü Потеря развивающего эффекта мероприятия (возможность составления ребенком рассказа-рассуждения, объясняющего собственную точку зрения, возможность самому найти ошибку в своих ответах в процессе его объяснения всем остальным ребятам)
ü Потеря детской инициативы в размышлениях и высказываниях, т.к. «все равно уже Маша сказала правильно»
ü Непонимание ребенка, почему его «приравнивают ко всем остальным и возможная обида на педагога и сверстников
Слайд 20
Ошибка №10 «Доделывание» за ребенком
Слайд 21
Причины
ü Педагог не учитывает причины «невыполнения» (тип темперамента, ведущую сенсорную систему)
ü Педагог ориентирован на результат «для родителя»
ü Педагог не понимает последствий подобного профессионального поведения Последствия
ü Потеря детской инициативности в действиях
ü Несформированность у ребенка доводить свое дело до конца
ü Несформированность у ребенка индивидуальной (творческой) позиции
ü Реакция протеста, уход в себя
Слайд 22
Ошибка №11 Неоправданный тактильный контакт
Слайд 23
Причины
ü Педагог не может объяснить словами то, что хочет, чрезмерно нетерпелив
ü Педагог не понимает последствий подобного профессионального поведения
Последствия
ü Потеря детской инициативы в действиях
ü Несформированность у ребенка слышать устную инструкцию
ü Реакция протеста, уход в себя
Слайд 24
Ошибка №12 Отсутствие «детской цели»
Слайд 25
Причины
ü Педагог не понимает значимости игровой мотивации для организации детской деятельности
ü Педагог не может придумать «детскую» цель (детский игровой мотиватор)
ü Педагог не понимает последствий подобного профессионального поведения
Последствия
ü Потеря детской инициативы в действиях
ü Незаинтересованность происходящим, следовательно, легкая отвлекаемость, формальность выполнения заданий
ü Реакция протеста, уход в себя
Слайд 26
Ошибка №13 Выводы «за детей»
Слайд 27
Причины
ü Педагог чрезмерно нетерпелив, привык играть главную роль в общении с дет
ü Педагог предполагает, что ребенок не способен сделать вывод самостоятельн
ü Педагог не понимает последствий подобного профессионального поведения
Последстви я
ü Отсутствие ребенком полной осознанности произошедшего
ü Неумение осуществлять рефлексию собственной деятельности
ü Неполное усвоение полученной информации
Слайд 28 Спасибо за внимание!