Компоненты воспитательной системы.




Приложение №1

К Договору о сетевой форме реализации

Образовательной программы

 

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детско-юношеский центр г. Петрозаводска

 

МОУ «Гимназия №17»

 

УТВЕРЖДАЮ УТВЕРЖДАЮ

 

на 2018-2019 учебный год на 2018-2019 учебный год

 

Директор МОУ «Гимназия №17» Зам. директора ДЮЦ

 

____________ Вострякова Л.А. ____________Рогаткин Д.В.

 

 

«_____» сентября 2018 г. «_____» сентября 2018 г.

 

 

Сетевая образовательная программа

«Мы и общество»

Для учащихся 5 – 7 классов

 

Учебная нагрузка:

____ учебных часов в неделю

Из них:

___ учебных часа/ов - МОУ ДО «ДЮЦ»

___учебных часа/ов – МОУ СОШ №36

 

 

Педагоги ДЮЦ, работающие по программе:

Конева Анита Николаевна

Учителя, работающие по программе в школе

Спеллер Надежда Валерьевна

Николаева Юлия Ивановна

Мокринская Яна Геннадьевна

 

 

Петрозаводск, 2018 г.


Уровень экспертизы

Настоящая программа является трёхгодичной программой дополнительного образования детей. Программа реализуется в рамках образовательной программы ДЮЦ социально-педагогической направленности.

Программа реализуется в Детско-юношеском центре с 2001/2002 учебного года. Настоящая редакция программы одобрена Методическим советом ДЮЦ и утверждена к реализации на 2009-2010 учебный год.

 

Программно – методическое обеспечение

Программа предусматривает создание для подростков 10-18 лет развивающей среды посредством включения в деятельность Юниорского Союза "Дорога" - разновозрастного детского объединения, построенного на принципах самоорганизации и активного взаимодействия с социумом.

Настоящая программа разработана на основе анализа деятельности неформальных детских объединений страны в период 50-90-х годов, таких как коммунарские (посткоммунарские) и юнкоровские отряды, внешкольные пионерские объединения (ГПШ, ЛПА), структур «третьего сектора», практики работы петрозаводской городской детской общественной организации Юниорский Союз «Дорога».

ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Одной из основных задач образовательного процесса является социализация детей и подростков. Наряду с обеспечением освоения образовательных стандартов, развитием творческих способностей, организацией досуга и отдыха, не менее важным следует признать создание поля социального творчества, наличие которого позволяет решать задачи формирования у подростков аппарата самореализации в современном социуме и освоения ими социально-одобряемых ценностных ориентаций. Отсутствие целенаправленной, педагогически грамотно организованной работы по социализации школьников, как правило, влечет за собой серьезные последствия: дезориентацию молодых людей в условиях быстро меняющегося социума (неумение проектировать и организовывать самостоятельную деятельность, строить коммуникацию с партнерами по деятельности, осваивать необходимые для организации новой деятельности знания и умения, найти применение накопленным знаниям и умениям в изменившихся условиях), вытеснение из подростковой субкультуры социально-позитивных моделей поведения, размывание границ этической нормы.

Целью настоящей программы является обучение детей и подростков технологиям, знаниям и умениям, необходимым для ведения социально-творческой деятельности как важной составляющей процесса социализации личности.

Воспитательной целью программы является содействие формированию нового поколения граждан демократического общества.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

1. Обучение принципам коллективно-групповой деятельности: основы общения и взаимоотношений в группе, самоуправление и самоорганизация.

2. Обучение проектированию и организации деятельности: целеполагание, планирование, организация, анализ достигнутых результатов.

3. Обучение социально-позитивным моделям поведения: рефлексия, этическое самоопределение, социальная активность.

4. Обучение экологическим моделям поведения: правила поведения на природе, основы экологической безопасности, деятельность в естественной экосреде, освоение понятия природосообразности.

5. Обучение взаимодействию с социальными структурами: изучение устройства социума, правового положения граждан общества, сотрудничество со структурами социума при организации деятельности, социальное проектирование.

6. Обучение сопутствующим основной деятельности умениям.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Тип воспитательной системы (по классификации Е.Н. Барышникова): воспитательная система социальной ориентации. В основе системы – следующий комплекс приоритетных ценностей: общество, коллектив, демократия, совместный труд и т.д. В данной воспитательной системе воспитание рассматривается как процесс целенаправленной социализации подрастающих поколений.

Вид воспитательной системы (по классификации Е.Н. Барышникова): воспитательная система «Созидание». В основе системы – осуществление созидательной деятельности различной направленности.

При этом, в деятельности системы присутствуют также элементы иных видов воспитательных систем, представленных в следующей таблице:

Основные компоненты ценностно – смыслового ядра Вид воспитательной системы Основные характеристики данного вида воспитательной системы
1. созидательный труд Воспитательная система созидание Осуществление созидательной деятельности различной направленности.
2. забота Воспитательная система заботы Организация КТД для решения реальных проблем учащихся как способ осуществления заботы.
3. личность Воспитательная система развития личности Наличие личностного идеала, целевые программы и проекты, направленные на формирование отдельных личностных качеств.
4. коллектив Воспитательная система -коллектив Создание коллектива.
5. опыт социализации Воспитательная система социального творчества Определение и решение конкретных проблем, способствующих социализации учащихся.
6. пример Воспитательная система коллективной творческой деятельности Педагоги становятся старшими товарищами, создается актив из учащихся, способных быть примером для других.

 

Цель воспитания направлена на воспитание гражданина, которого можно охарактеризовать следующими качествами:

Ø успешно выполняющий весь спектр социальных ролей: ученика, семьянина, жителя своего города, члена детского сообщества, гражданина своей страны, человека мира;

Ø соблюдающий принципы равноправия и ненасилия в процессе взаимодействия с людьми;

Ø социально-активный, законопослушный;

Ø гражданин и патриот своей страны;

Ø способный участвовать в творческом преобразовании социальной действительности.

Компоненты воспитательной системы.

Используются педагогические технологии: коллективной творческой деятельности, ролевой игры, социального проектирования, тренинга, лагерного сбора, общественно-полезных акций и другие.

Ключевыми направлениями работы являются:

Ø социальная адаптация учащихся, направленная на формирование умение выполнять социальные требования и решать различные социальные проблемы;

Ø социальное творчество учащихся, направленное на преобразование окружающих социальной среды и самих себя.

Компоненты воспитательной системы:

Ø выездные лагерные сборы, направленные на социальное проектирование;

Ø социально-психологические тренинги;

Ø организация деятельности на основе КТД и общественно-полезных акций;

Ø система обучения социальным навыкам (безопасности жизни, общение и коммуникация, самореализация, социально-правовое образование);

Ø система взаимодействия с семьей;

Ø участие в различных социальных проектах и акциях.

Работа с родителями включает в себя:

Ø включение родителей в учебно-воспитательный процесс, совместные дела учащихся, педагогов, родителей;

Ø социально-педагогическое просвещение родителей;

Ø создание условий для проявления социальной активности родителей и их детей.

 

Важнейшими особенностями психологии подросткового возраста, которые учитываются в данной программе, являются:

· потребность подростка в самоутверждении в качестве самостоятельной личности, в построении ситуации «взрослых» отношений с окружающими

· приоритетное значение референтной группы сверстников для формирования системы ценностей подростка

Как правило, стремление подростков к самоутверждению во «взрослом качестве» приводит их в различные дворовые команды, молодежные группировки и т. п., формы самореализации и культивируемые этические ценности в которых носят зачастую асоциальный характер. Для того, чтобы стать реальной альтернативой подобным «объединениям», создаваемая группа должна учитывать возрастные особенности и предлагать формы самореализации, привлекательные для участников-подростков.

При создании программы мы исходили из базовой схемы, иллюстрирующей воспитательный процесс в рамках коммунарской методики (см. ниже).

Ключевым методом коммунарства является организация социально-значимой деятельности самоуправляемого коллектива. Ребёнок приходит в коммунарские системы с мотивацией на участие в альтруистической деятельности, которую ведёт группа. Вступление в объединение осознаётся ребёнком не как средство получения некого образовательного продукта (знаний, умений, навыков), а как способ участия в общем деле, в общей работе, значимость которой в глазах детей достаточно высока. Организация этой общей работы строится на принципах самоуправления с обязательной ответственностью каждого члена группы за достижение результата. Благодаря этому, в группе в наибольшей степени ценятся деловые качества личности. Появляется потребность в групповой «саморегуляции» - группа предъявляет высокие требования к деловым и нравственным качествам своих членов. Возникает феномен «воспитательного коллектива», при котором дети становятся субъектами воспитания.

 

 

объединение мотивация участия

в деятельности

               
   
 
   
     
 

 

 


члены

объединения

           
 
   
     
 
 

 

 


Взаимодействие,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: