Тема: МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗДЕЛУ «ОСНОВЫ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ПИЩИ»




План:

  1. Знания, приобретаемые учащимися при изучении данного раздела
  2. Умения и навыки, формируемые в процессе изучения раздела
  3. Типы уроков и их структура

 

Целью раздела «Основы приготовления пищи» является:

− использование преемственности при изучении программного материала;

− изучение методики обучения учащихся приготовлению блюд из различных продуктов.

В соответствии с программой по трудовому обучению в 5 классе отводится 7 часов.

Данный раздел состоит из следующих подразделов:

− культура питания (1 час);

− работа с пищевыми продуктами (5 часов);

− белорусская народная кухня (1 час).

Согласно программы учащиеся приобретают следующие знания, т.е. они должны знать:

− значение питания в жизни человека; режим питания; понятия: «кулинария», «первичная обработка продуктов», «полуфабрикаты», «тепловая обработка продуктов»; значение хлеба, яиц в питании человека; способы определения их доброкачественности и правила хранения; виды бутербродов, ассортимент блюд из яиц, горячих напитков; технологию их приготовления; используемые при приготовлении инструменты, приспособления и оборудование; требования к качеству готовых блюд и горячих напитков, правила их подачи; правила сервировки стола к завтраку; особенности приготовления традиционных белорусских блюд.

Учащиеся должны уметь:

− определять доброкачественность яиц; пользоваться инструментами, приспособлениями и оборудованием, необходимыми для обработки продуктов при приготовлении бутербродов, блюд из яиц, горячих напитков; готовить бутерброды, блюда из яиц, горячие напитки; оформлять готовые изделия; сервировать стол к завтраку; соблюдать правила безопасной работы.

Главной целью, к которой стремится учитель трудового обучения – не только обучение школьников правилам подготовки продуктов и их приготовлению, но и формирование знаний по пищевой ценности этих продуктов в рационе питания человека.

При изучении материала могут быть полезны справочные материалы, которых нет в учебниках по трудовому обучению. Если учитель трудового обучения сочтёт необходимым, то при знакомстве учащихся с заготовкой продуктов могут быть приведены таблицы, показывающие, какой процент необходимых человеку полезных веществ сохраняется при замораживании, консервировании нагреванием, засолкой, квашением, маринованием, сушкой. Ознакомление школьников с информацией такого рода позволит осмысленно воспринимать программный материал, который необходим для будущей самостоятельной жизни.

Несмотря на специфические особенности изложения материала по каждой теме раздела, в методическом плане они представляются сравнительно несложными для обучения:

1. сыграет свою положительную роль значительный бытовой опыт, имеющийся почти у каждой девочки;

2. изложение материала вызывает большой интерес учащихся.

Такая мотивация приводит к положительным результатам в обучении.

Учитель трудового обучения систематизирует уже имеющиеся знания на основе преемственности, углубляя и расширяя их в плане профессиональной специфики и тех особенностей технологии приготовления, которые не могут быть осознаны без соответствующей теоретической подготовки.

Изучение пищевых продуктов, их полезных свойств тесно связано с химией и биологией, способствующими пониманию процессов, происходящих с пищевыми продуктами в различные стадии их обработки; с анатомией и физиологией человека, которые раскрывают необходимость употребления человеком различных продуктов питания.

В практике работы для формирования знаний у учащихся учитель использует плакаты, диафильмы, рефераты учащихся «Содержание витаминов во фруктах и овощах, «Сроки пастериализации фруктов» и другие, кинофильмы. Во внеурочное время проводят встречи с работниками пищевых предприятий, которые рассказывают о производстве, о достижениях промышленности и т.д.

На занятиях по обслуживающему труду учащиеся приобретают практические умения и навыки по обработке пищевых продуктов и приготовлению из них отдельных блюд.

Практические и лабораторные работы по кулинарии рекомендуется проводить бригадами, т.к. коллективная работа учащихся сочетается с индивидуальной. Каждый член бригады выполняет часть общей работы, что позволяет, наряду с воспитанием у учащихся чувства коллективизма, товарищества, выявить индивидуальные способности, интересы, наклонности.

От класса к классу практические и лабораторные работы усложняются. Например, в 5 классе в подразделе «Работа с пищевыми продуктами» предлагаются такие практические работы, как приготовление бутербродов, приготовление блюд из яиц, приготовление горячих напитков; в 6 классе – приготовление блюд из молочных продуктов, приготовление блюд из круп, макаронных изделий; в 7 классе – приготовление салатов, первых блюд, вторых блюд и т.д.

Проведение уроков – важный этап в подготовке учителя трудового обучения. Каждый урок проводится по составленному ранее плану-конспекту, т.к. он составляет структуру и содержание урока.

В зависимости от типа урока наиболее характерной структурой урока по изучению основ кулинарии можно считать следующее:

1) Организационный момент: контроль, поощрение, взыскание.

2) Проверка знаний учащихся.

Этот этап урока позволяет осуществить принцип последовательности и систематичности в обучении учащихся. При повторении пройденного материала акцентируют внимание учащихся на тех моментах, которые нужно будет учитывать на данном практическом занятии.

3) Изложение нового материала.

На данном этапе учитель использует различные методы обучения.

4) Вводный инструктаж.

В зависимости от типа урока учитель использует тот или иной вид инструктажа.

5) Практическая работа.

Учащиеся выполняют работу. Учитель совершает целевые обходы. По необходимости проводит текущий инструктаж.

6) Заключительный инструктаж:

− Подведение итогов;

− Выставление оценок согласно критериям.

7) Организационный момент.

Уборка рабочих мест.

Нам представляется полезным, если занятия по разделу «Основы приготовления пищи» будут завершаться показом школьникам научно-популярных фильмов.

Контрольные вопросы:

1. Из каких подразделов состоит раздел «Основы приготовления пищи»?

2. Какие знания приобретают учащиеся в процессе изучения данного раздела?

3. Какие умения и навыки формируются в процессе изучения раздела?

4. Какие типы уроков можно использовать при проведении раздела «Основы приготовления пищи»?

5. Какова структура этих уроков?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: