ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА




СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………………………...3

1. Теоретические основы рыночного механизма…………………………………………………..5

1.1 Понятие и экономическое содержание рынка………………………………………………...5

1.2. Механизм функционирования рынка…………………………………………………………7

2. Преимущества и несовершенства рынка..……………………….…………..……..……....…..10

2.1 Преимущества рыночного механизма………………………….....………………………….10

2.2 Недостатки рыночного механизма……………………...…….....................…………............14

Заключение……………………………………….………………………………....………………18

Библиографический список………………………………...…………….…………..……………20

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Любое общество для удовлетворения многообразных потребностей человека сталкивается с извечной фундаментальной проблемой- проблемой адекватного, рационального использования ограниченных, редких ресурсов. Соответственно обществу приходится делать выбор: что, как и для кого производить.

Другими словами, решая вопрос, что производить, необходимо определить, какие товары и какие услуги производить и в каком объеме. Важно так же оценить, применение каких технологий, методов организации предпринимательской деятельности, использование каких ресурсов даст максимальный экономический и социальный эффект. Кроме того, обществу следует учитывать, как будет распределяться произведенная продукция, а значит, как будет распределяться доход, как будут обеспечены все члены общества, в том числе нетрудоспособные, малоимущие, безработные.

Актуальность изучения данной проблемы в настоящее время состоит в том, что вышеописанные вопросы будут сопутствовать любому государству выбравшему рыночную систему, поэтому мы должны структурно выделить преимущества и недостатки данной системы, которые позволят составить общую картину рассматриваемой нами темы.

Также следует отметить, что эти вопросы несмотря на свою сущность все-таки претерпевают некоторые качественные изменения. Все это происходит благодаря тому что развитие современной цивилизации с каждым десятилетием усложняется и переходит на качественно новый уровень, что обусловлено изменением потребностей людей.

При этом каждое десятилетие выдвигает на первый план доминирующую проблему. В 30-е годы, по мнению Р. Липси, П. Стейнера, Д. Пэрвиса[1], таковой являлась огромная незанятость человеческих и материальных ресурсов, в 40-е годы- оптимальное распределение ресурсов между гражданским и военным секторами экономики, в 50-е годы- нарастающие инфляционные процессы, в 60-е годы- замедление экономического роста, в 70-е годы- стагфляция, в 80-е годы- высокий уровень безработицы (начало десятилетия) и дефицит государственного бюджета, в 90-е годы - государственный долг, дефицит бюджета. И общество вынуждено направлять необходимые усилия на то, чтобы результативно справиться с возникающими препятствиями.

Решая эти сложные и многогранные проблемы, «общество ставит пред собой цель - обеспечить экономический рост, полную занятость, стабильность цен, экономическую свободу, справедливое распределение дохода, социальные гарантии больным, престарелым, малоимущим»[2].

Основу современной организации национального хозяйства составляют два начала рынок и государственное макроэкономическое регулирование. Рациональность такой организации доказана практикой. Что в немалой степени определило направленность нынешнего реформирования российской экономики. В ходе российских реформ предлагается создать, рынок со всеми присущими ему механизмами и функциями, структурами и функциями макроэкономического регулирования для решения вопросов социальной политики, поддержания стабильности и экономической эффективности национального хозяйства. Даже в странах с давно сформировавшейся организационно-экономической системой, совмещение обоих начал порождает известные проблемы. Для российской реформируемой экономики эти проблемы многократно усложняются.

В первой главе необходимо рассмотреть и исследовать выводы экономистов о структуре рынка, происхождении этого понятия; выделить основополагающие рынка: спрос, предложение и равновесная цена.

Во второй главе мы рассмотрим преимущества и несовершенства рыночного механизм­а.

В целом в работе будет рассматриваться, что представляет собой рыночная экономика, ее механизмы, их преимущества и недостатки, а так же то, насколько эффективно она способна решить поставленные задачи.

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫРЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА

 

В данной главе необходимо исследовать выводы экономистов о структуре рынка, его происхождении, привести список множественных определений рынка, так как эта система не имеет общего определения, которое полностью и исчерпывающе дало бы нам представление о сущности рынка; также в этой главе я хотела бы описать механизм функционирования всей рыночной системы, в основе которой лежат спрос, предложение и равновесная цена.

 

1.1. Понятие и экономическое содержание рынка

 

Нашей задачей в данном параграфе является попытка выявить истоки возникновения рынка; как характеризуют рынок экономисты прошедших веков и современные, а также попробовать связать понятие рынок с взаимодействием покупателя и производителя; опреде­лить роли рынка в экономике.

Возникновение рынка непосредственно связано с появле­нием общественного разделения труда. Уже на заре цивилиза­ции произошло крупное разделение труда между земледельче­скими и скотоводческими племенами. Все усиливающееся разделение труда, его дифференциация и специализация в конечном итоге привели не только к повышению производи­тельности и эффективности общественного производства, но и к неизбежности обмена продуктами этого труда. Постепенно такой обмен расширялся и совершенствовался от случайного обмена продук­тами труда первобытных племен до современ­ного рынка, где в качестве всеобщего эквивалента стоимости выступают деньги.

Английский экономист XIX в. У.Джевонс понимал рынок как «группу людей, всту­пающих в деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара»[3]. Современный американский экономист Ф.Котлер характе­ризует рынок как «совокупность существующих и потенци­альных покупателей товара, подчеркивая особую роль поку­пателей»[4]. Контакт может осу­ществляться прямо либо через индивидуальных посредников или организации. Выдающийся экономист, лауреат Нобелев­ской премии Ф.Хайек (1899—1992) определял рынок как «сложное передаточное устройство, позволяющее с наиболь­шей полнотой и эффективностью использовать информа­цию, рассеянную среди бесчисленного множества индивиду­альных агентов»[5].

Приведем примеры некоторых определений понятия «рынок».

«Рынок – преимущественно ценовой механизм регулирования спроса и предложения, приводимых в равновесие силами свободной конкуренции между независимыми и рацио­нальными участниками рынка»[6].

«Рынок – система регулярного, преимущественно денежного, взаимовыгодного, добро­вольного и состязательного обмена благами, где действия его участников регулируются, помимо цен, их структурными связями, институциональными формами, властными иерар­хиями и культурными конструкциями»[7].

«Рынок – обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением субъектов рыночных отношений. Эти условия зарождались и развивались как единое целое, как единый процесс взаимодействия производства и сбыта продукции»[8].

«Рынок – это взаимодействие продавцов и покупате­лей. Каждый из них самостоятелен в своих действиях. При этом не обязательно быть собственником покупаемого или продаваемого товара, можно действовать и по поручению»[9].

Мы видим что, рынок многолик и столь же разнообразно его определение. Нет единственного точного определения, раскрывающего рынок со всех сторон. Каждое из них способно представить относительно законченную, хотя и всегда неполную картину изучаемого сложного объекта. Поэтому мы не будем разграничивать все понятия и в исследовании разберем каждое из данных нами определений.

С исторической точки зрения рынок предстает как место торговли, отличительным признаком которого является физическая концентрация продавцов вместе с их товарами и покупателей с их деньгами в одно время и в одном месте для заключения и осуществления сделок. Таково наиболее старое, традиционное понимание рынка, которое и сегодня во многом характерно для обыденного сознания.

Рынки принимают самые разные формы. Организаторы аукционов сводят вместе покупателей и продавцов предметов искусства, антикварных ценностей, скаковых лошадей и т.д. Многие развозят или разносят свой товар по домам и квартирам в удобное для хозяев время. Представитель крупной фирмы помогает выпускникам Университета получить работу. Он связывает потенциальных покупателей с потенциальными продавцами рабочей силы. Одни рынки являются локальными, другие носят национальный, международный характер. Механизм рынка - это механизм прогресса. Его оборотная сторона заключается в его жестокости. Последняя суть всего живущего по законам естественного отбора.

Покупателями могут быть отдельные граждане, семьи, фир­мы, посредники, приоб­ретающие товары для последующей продажи (фирмы оптовой и розничной торговли), государ­ственные учреждения.

Поскольку за продавцами стоят товаропроизводители, то конкуренция заставляет их снижать издержки производства, увеличивать разнообразие продуктов, повышать их качество. Для расширения рынков сбыта как традиционных, так и новых товаров фирмы-изготовители изучают потенциальных потребителей по доходам, образованию, возрасту, полу. Осо­бенно их интересуют факторы, влияющие на восприятие потребите­лями товаров: цена, качество, преимущества перед существующими образцами, соответ­ствие потребительским стандартам. Продукция, предлагаемая на рынок, должна быть конкурентоспособной, т.е. иметь такие потребительские свой­ства, которыми бы она вы­годно отличалась от сходной про­дукции других конкурентов. На рынке побеждает тот това­ропроизводитель, конкурентоспособность продукции кото­рого выше.

Современный рынок все больше превращается в рынок новинок, ибо новизна стала важнейшим свойством товаров и услуг, делающим их конкурентоспособными. Новыми счита­ются товары и услуги, не имеющие аналогов, а также улуч­шенные варианты или модификации существующих. Рынок интересуют любые новшества: «в конструкции, обеспечиваю­щие более высокую производительность, надежность и до­лговечность; в дизайне, делающие продукцию удобной и эстетичной; в системе управления (менедж­менте), повыша­ющие рентабельность производства»[10]. Для современного рын­ка характерно стирание национальных границ, формирова­ние мировых рынков товаров, услуг, техно­логии, информа­ции, рабочей силы, капиталов и валют. Поэтому можно сказать что рынок играет важную роль в экономике, воздействуя на нее с помощью различных рычагов регулирования. Одним из таких рычагов является конкуренция. Она способна очистить экономику от слабых элементов, тем самым ее оздоровив.

Роль рынка в экономике определяется следующими мо­ментами. Во-первых, рынок через механизм конкуренции способствует рациональному распределению ресурсов. Ф.Хайек определял конкуренцию как «процедуру открытия таких факторов производства, которые без обращения к ней оставались бы никому не известными или не используе­мыми»[11]. Во-вторых, рынок влияет на объем и структуру производства, приспосабливая его через цены к платежеспособному спросу. В-третьих, рынок оздоровляет экономику, освобождая ее от убыточных, неконкурентоспособных предприятий. В-четвертых, рынок заставляет потребителя выбирать рациональ­ную структуру потребления, соответ­ствующую его доходу и ценам. В-пятых, рыночные цены выступают носителями экономиче­ской информации, сообщая о наличии или отсут­ствии товаров, количестве и качестве, издержках их произ­водства, полезности для потребителя.

В целом рынок – система не скрывающая, а наоборот полностью демонстрирующая состояние экономики, он «чистит» экономику государства от слабых, проходит так называемы экономический «естественный отбор». Выживают сильнейшие, благодаря этому экономика периодически оздоравливается. Так же на экономику влияет еще один фактор – рынок изменяется под влиянием спроса на тот или иной товар, при этом происходит его качественное изменение в лучшую сторону. В следствии чего изменяется экономика, переходит на качественно новый уровень, благодаря составляющей рыночного механизма, о котором мы будем вести речь позже.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: