Сложные синтаксические конструкции




План

1. Принципы структурно-семантической классификации СПП.

2. Нерасчлененные СПП.

2.1.СПП с придаточными присубстантивно-атрибутивными (присубстантивно-определительными) частями.

2.2. СПП с придаточными местоименно-соотносительными частями.

2.3. СПП с придаточными изъяснительными частями.

 

3. Расчлененные СПП.

3.1. СПП с придаточными причины.

3.2. СПП с придаточными условия.

3.3. СПП с придаточными цели.

3.4. СПП с придаточными уступки.

3.5. СПП с придаточными следствия.

3.6. СПП с придаточными времени.

3.7. СПП с придаточными сравнения

3.8. СПП с придаточными соответствия (с союзами по мере того как и чем…тем).

3.9. СПП с придаточными места.

3.10. СПП с придаточными способа действия, меры и степени.

 

4. Схема синтаксического анализа СПП.

Список литературы

Основная

1. Гужва Ф.К. Современный русский литературный язык: В 2 ч. – Ч. 2: Морфология. Синтаксис. – К., 1979. – 248 с.

2. Дудников А.В. Современный русский язык. – М., 1990. – 424 с.

3. Русский язык: Учебник для студентов педагогических институтов по специальности “Украинский язык и литература” /Под ред. В.И. Кононенко, М.А. Брицын, Д.И. Ганич. – М., 1986. – 414 с.

 

Дополнительная

1. Брицын М.А., Кононенко В.И. Современный русский язык. – К., 1983. – 456 с.

2. Валгина Н.С. и др. Современный русский язык: Учебник для филологических специальных вузов. – М., 1987. – 480 с.

3. Дяговец И.И., Жиляков В.И. Виды лингвистического анализа: Методические рекомендации по современному русскому языку. – К., 1984. – С. 12-13.

6. Русский язык: В 2 ч. – Ч. 2: Состав слова и словообразование. Морфология. Синтаксис. Пунктуация /Под ред. Н.В. Костроминой и др. – М., 1989. – 288 с.

7. Федоров А.К. Трудные вопросы синтаксиса. – М., 1972. – 237 с.

8. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М., 1986. – 128 с.

 

Задание:

Выполнить по “Сборнику упражнений по синтаксису современного русского языка” (М., 1989) под ред. П.А. Леканта:

- упр. 225 на с. 153-154 (письменно 8 предложений), сделать схемы данных предложений (из упр. 225);

- упр. 223 на с. 151-152 (письменно 10 предложений), сделать схемы данных предложений (из упр. 223)

 

Методические рекомендации. Навыки различения всех типов и разновидностей СПП очень важны для того, чтобы правильно выполнить полный синтаксический анализ сложной конструкции и самого ССП или многокомпонентного СПП. Для этого необходимо систематически тренировать себя, делая анализы такого типа по 15-20 предложений в день.

 


Практическое занятие № 10

 

Контаминированные типы сложных синтаксических конструкций.

 

План

 

1. Контаминированные типы сложных синтаксических конструкций.

2. Сложноподчиненное предложение как компонент сложной конструкции с сочинительной связью.

3. Сложноподчиненное предложение как компонент сложной конструкции с бессоюзной связью.

4. Сложноподчиненное предложение как компонент другого сложносочиненного предложения.

5. Сложноподчиненное предложение как компонент сложноподчиненного предложения.

6. Бессоюзное сложное предложение как компонент сложноподчиненного предложения.

 

Список литературы

Основная

1. Гужва Ф.К. Современный русский литературный язык: В 2 ч. – Ч. 2: Морфология. Синтаксис. – К., 1979. – 248 с.

2. Дудников А.В. Современный русский язык. – М., 1990. – 424 с.

3. Русский язык: Учебник для студентов педагогических институтов по специальности “Украинский язык и литература” /Под ред. В.И. Кононенко, М.А. Брицын, Д.И. Ганич. – М., 1986. – 414 с.

4. Современный русский язык /Под ред. В.А. Белошапковой. – М., 1989. – 800 с.

 

Дополнительная

1. Брицын М.А., Кононенко В.И. Современный русский язык. – К., 1983. – 456 с.

2. Валгина Н.С. и др. Современный русский язык: Учебник для филологических специальных вузов. – М., 1987. – 480 с.

3. Домашенкина Г.П., Иванова Т.Б. Грамматический разбор в вузе и школе. – М., 1987. – 96 с.

4. Русский язык: В 2 ч. – Ч. 2: Состав слова и словообразование. Морфология. Синтаксис. Пунктуация /Под ред. Н.В. Костроминой и др. – М., 1989. – 288 с.

5. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М., 1986. – 128 с.

 

Методические рекомендации. Навыки различения всех типов и разновидностей ССЦ очень важны для того, чтобы правильно выполнить полный синтаксический анализ сложной конструкции. Для этого необходимо систематически тренировать себя, делая анализы такого типа по 15-20 предложений в день. Особое внимание следует обратить на употребление в ССЦ знаков препинания и на выделение смысловых компонентов в их структуре.

 


Практическое занятие № 11

 

Сложные формы организации монологической и диалогической речи.

 

План

1. Монолог, монологическая речь

2. Диалогическая речь - жанр, состоящий из регулярного обмена высказываниями-репликами.

3. Виды диалогической и монологической речи.

 

Список литературы

Основная

1. Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. – М., 1984. – 123 с.

2. Гужва Ф.К. Современный русский литературный язык: В 2 ч. – Ч. 2: Морфология. Синтаксис. – К., 1979. – 248 с.

3. Дудников А.В. Современный русский язык. – М., 1990. – 424 с.

4. Русский язык: Учебник для студентов педагогических институтов по специальности “Украинский язык и литература” /Под ред. В.И. Кононенко, М.А. Брицын, Д.И. Ганич. – М., 1986. – 414 с.

5. Современный русский язык /Под ред. В.А. Белошапковой. – М., 1989. – 800 с.

Дополнительная

1. Брицын М.А., Кононенко В.И. Современный русский язык. – К., 1983. – 456 с.

2. Валгина Н.С. и др. Современный русский язык: Учебник для филологических специальных вузов. – М., 1987. – 480 с.

3. Домашенкина Г.П., Иванова Т.Б. Грамматический разбор в вузе и школе. – М., 1987. – 96 с.

4. Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации. – М., 1984. – 156 с.

1. Русский язык: В 2 ч. – Ч. 2: Состав слова и словообразование. Морфология. Синтаксис. Пунктуация /Под ред. Н.В. Костроминой и др. – М., 1989. – 288 с.

6. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М., 1986. – 128 с.

 

Задания:

1. Вопросы плана законспектировать.

2. Подготовиться к написанию диктанта с грамматическим заданием.

 

Методические рекомендации. Изучение данной темы особых трудностей не составляет. Для эффективного усвоения ее, студенту необходимо вырабатывать навыки пунктуационной грамотности. Каждый день следует писать диктанты.


 

Практическое занятие № 12



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: