Концерт № 2 для фортепиано с оркестромc-moll (1901)




Сергей Васильевич Рахманинов

(1873-1943)

Инструментальные произведения: 3 симфонии, фантазии «Утес», «Остров мертвых», «Симфонические танцы»; для фортепиано: 4 концерта, «Рапсодия на тему Паганини», сонаты, 24 прелюдии, 18 этюдов-картин, 6 музыкальных моментов, 2 сюиты,транскрипции; камерно-инструментальные ансамбли.

Вокальные: 3 оперы,кантата «Весна», хоровая поэма «Колокола», 80 романсов, хоры, «Литургия Иоанна Златоуста», «Всенощное бдение».

Композитор московской школы, пианист и дирижер. Лирик по складу дарования. Содержание творчества многообразно: глубокий душевный покой, проникновенная лирика, эмоциональная приподнятость, но также и мужественная героика, острый драматизм, скорбные трагические страницы. Тема родины, России занимает центральное место.«Лишившись родины, я потерял самого себя. У изгнанника, который лишился корней, не остается желания творить, не остается утешений, кроме безмолвия воспоминаний».

В 1917 г. Рахманинов с семьей покинул Россиюиболее четверти века прожил на чужбине, и этот период был в основном насыщен изнурительной концертной деятельностью. Значительную часть своих гонораров Рахманинов использовал для материальной поддержки соотечественников за рубежом и в России. Так, весь сбор за выступление в 1922г. был передан в пользу голодающих в России, а осенью 1941 г. более 4000 долларов Рахманинов направил в фонд помощи Красной Армии.Его примеру тут же последовали другие известные музыканты.

Первые годы пребывания за границей Рахманинова не покидали мысли об утрате творческого вдохновения. Только спустя 8 лет после отъезда композитор возвращается к творчеству, создает 6 произведений.

Музыкальный язык Рахманинова отличается кантиленностью. Песенны не только его вокальные произведения, но и инструментальные. Наряду с Моцартом, Шопеном, Чайковским, Рахманинов считается лучшим мелодистом мира. Корни его мелодики:лирические протяжные песни, городская романсовая лирика, церковное знаменное пение,колокольность. Редко использует подлинные народные мелодии. Продолжает традиции Чайковского, Танеева и отчасти кучкистов.

 

Фортепианное творчество

Самая обширная и значительная область наследия. Крупные жанры (концерты, «Рапсодия на тему Паганини», сонаты,вариации на тему Шопена, Корелли) и миниатюры. Прослеживаются традиции романтического виртуозного пианизма Листа, Шопена. Немало циклов: «Пьесы-фантазии» opus 3, «Салонные пьесы» opus 10, 24 прелюдии, 2 тетради этюдов-картин, музыкальные моменты.Есть транскрипции собственных романсов («Сирень», «Маргаритки») и вокальных и инструментальных сочинений других композиторов Баха, Крейслера, Римского-Корсакова, Чайковскогои др.

Прелюдия cis-mollopus 3 – лирико-драматический образ, 3хчастная форма. Первый раздел строится как диалог нисходящего мотива в басах и мерных аккордов верхних регистров (колокольность); суровый, мрачный образ. Средний раздел – стремительный, взволнованный, тема – нисходящая хроматическая попевка, динамическое нарастание. Реприза – fff, многозвучные аккорды, плагальное заключение.

Прелюдия № 2opus 23, В-dur– величаво-торжественная,жизнеутверждающая, проникнута настроением ликования. На фоне широких раскатистых пассажей в басу звучит энергичная тема в верхних голосах, напоминающая перезвон колоколов.Ассоциируется с картиной морского прибоя: «Блестело море всё в ярком свете, и грозно волны о берег бились».

Прелюдия № 3 opus 23, d-moll– драматическое переосмысление жанра менуэта. Прелюдия выдержана в тревожном сумрачном настроении – это конфликтный диалог скорбной мелодии и напористых фраз баса.

Прелюдия № 4 opus 23, D-dur - светлая пейзажная лирика. «Озеро в весеннем разливе, русское половодье» (Репин). Andante, свободная текучая мелодия, широкие гармонические фигурации в сопровождении, подголоски.

Прелюдия № 5 opus 23, g-moll - 3хчастная форма, сопоставление двух контрастных образов. Крайние разделы – суровый героический марш, чеканный ритм. Средний раздел – лирический, вдохновенный, песенная мелодия на фоне арпеджированных пассажей.

Прелюдия № 5 opus 32, G-dur -летний пейзаж, светлый поэтический образ. Русский колорит: параллельно-переменный лад, диатоника, прозрачная фактура. Мотивы напоминают пение птиц.

Прелюдия № 12 opus 32, gis-moll -зимний пейзаж: заснеженная равнина, дорога, тройка с бубенцами. Бестерцовые гармонические фигурации в высоком регистре (колокольчик), речитативная мелодия.

«Этюды-картины» – 17 пьес opus 33, 39. Произведения не столько этюдного, сколько художественного плана. Яркие, красочные концертные произведения.

Этюд-картина op. 39 № 5 es-moll. В ней выражено гордое чувство свободной личности. Романтически приподнятый, мужественный образ. Речитативная мелодия, триольная аккордовая пульсация.

Этюд-картина op. 39 № 6a-moll. «Красная шапочка и Серый волк». В ней слышится не испуг маленькой девочки и не скачки настигающего ее сказочного волка, а смятение человека перед надвигающейся катастрофой.

Концерт № 2 для фортепиано с оркестромc-moll (1901)

Наиболее популярный из концертов Рахманинова. В формировании концертного стиля композитора сыграли большую роль сочинения Бетховена, Чайковского и Листа. 3 части.

I часть. Вступление – нарастающий колокольный звон (чередование субдоминантовых аккордов), pp<ff. ГП – лирическая, задушевная, излагается в оркестре у виолончелей, у фортепиано – стремительные пассажи. ПП – мечтательная, поэтическая, немного восточная (нисходящие хроматизмы и синкопы). Закл.п. – у фортепиано стремительные пассажи, у оркестра – акцентированные аккорды с чеканным ритмом. Разработка – в начале появляется новый остинатный токкатный мотив, пронизывающий всю разработку и репризу. Развиваются основные темы экспозиции, особенно ГП. Р еприза:ГП – суровый героический марш, у фортепиано контрапункт токкатного мотива, ff. Кода – стремительные пассажи солиста.

II часть. Adagio, лирический центр концерта. Светлый, поэтический образ, сложная 3хчастная форма. Вступление – гармонический переход из c-moll в E-dur. Основная тема начинается в партии фортепиано (медленные гармонические фигурации), затем вступают флейта и кларнет. Мелодия песенная, плавная; полиритмия. Средний раздел более оживленный и драматический, развивается основная тема.

III часть. Allegro. Вступление энергичное, фанфарное, на токкатном мотиве из разработки первой части. ГП – стремительная, с танцевальным ритмом и подголосками. ПП – возвышенная лирика, восточный колорит (синкопы, хроматизмы, подголоски), B-dur.

Разработка – бурная, стремительная, развивается тема ГП, середина разработки – фугато. Реприза – почти без изменений. Кода – апофеоз, кульминация всего концерта. Гимном звучит ПП финала в C-dur.

«Рапсодия на тему Паганини»для фортепиано с оркестром (1934)

Написана в форме 24 вариацийна тему знаменитого 24-го Каприса для скрипки Паганини. Тема эта может считаться своего рода музыкальным «символом» самого Паганини, композитора, виртуоза-скрипача, чей музыкальный гений так и остался загадкой для современников. Предполагалась постановка балета хореографаФокина. Композитор написал либретто для балета: 1 часть — продажа Паганини своей души «силам ада» в обмен на дар виртуоза; 2 часть — «появление женщины и духовный мир Паганини, его скрипка поёт о Прекрасном»; третья часть — мастерство Паганини-исполнителя, приобретённое у сил ада, и окончательная победа этих сил над Паганини.

Идеей Рапсодии является роль и положение артиста в современном мире. В рапсодии дана ирония-насмешка над «концертно-виртуозной» и «джазовой» стилевой сферой.Использование эстрадной стилистики в музыке XX века всегда связано с образами бездуховности, бескультурности, пошлости.Джазовая стилистика является формой воплощения демонического начала.

Уже в 7 вариации появляется знаменитая тема средневекового католического песнопения DiesIrae,которая является символом рока и смерти. Жёстко синкопированная токкатность, наступательные механизированные ритмы — новое, «урбанистическое», «американское» обличье символа зла — темы DiesIrae. Рахманинов словно возводит мост преемственности от древнего облика DiesIrae (7 вариация —модель знаменного распева) — к современным, «урбанистическим» интонациям (10 вариация, где тема DiesIrae изложена в ритмоформуле свинга).18 вариация — тема любви, словно «полюс света», хрупкая гармония.

 

«Симфонические танцы» (1940)

Дюрер «Всадники Апокалипсиса». Образы войны, смерти, утраченного мира, «счастья». 3 части: «День», «Сумерки», «Полночь». Каждая часть имеет жанровые признаки: I ч. – марш + токката, II ч. – вальс, III ч. – тарантелла.

I часть. Начинается кратким вступлением, таинственным и многозначительным («приближение всадников»).Тремоло струнных, скандирующие аккорды всего оркестра sf, раскаты литавр. ГП - динамичная, напряженная, нисходящие трезвучные интонации, четкий ритм марша-так врывается в мир разрушение и хаос. ПП – «русская песня», вдохновенная мелодия саксофона,наступает просветление и ощущение благодатного покоя.

II часть – изящный меланхолический вальс («бал - воспоминаниеопрошлом, праздник жизни»). Изысканная тема, красочные переливы; лирическое повествование прерывают зловещие аккорды медных.

III часть. Трагическаякульминация цикла («пляска смерти»). Две темы: Diesirae и православная «Благословен еси, Господи». В ярком противостоянии появляется мелодия решительная, мужественная и непоколебимая. Она как луч утреннего солнца растворяет мрак. Кульминация в конце части: сначала Diesirae, затем молитвенное православное «пение».

Вокальное творчество

Около 80 романсов. Не менее популярно, чем фортепианные сочинения. Большинство вокальных миниатюр – лирические. Традиции Чайковского. Поэты: А.С.Пушкин, Ф.И.Тютчев, А.В.Кольцов, А.А.Фет, Т.Г.Шевченко и др. Стремясь к обобщенной передаче душевных состояний, Рахманинов вместе с тем чутко и внимательно следует за смысловыми оттенками словесного текста. Немало традиционных жанров: «русская песня», элегия, восточный романс и т. д. Характерный прием – «диалог» голоса и фортепиано.

«Полюбила я на печаль свою», сл. Плещеева (из Шевченко). «Русская песня»: диатоника, плагальность, аккорды арпеджиато в сопровождении, нисходящая мелодика. В кульминации – страстный речитатив.

«Вокализ», посвящен Неждановой. Лирический, поэтический образ. Сплетение вокальной и фортепианной партий. Задумчивая грустная мелодия.

«Не пой, красавица, при мне», сл. Пушкина. «Восточная песня». Мелодия задумчивая, печальная, широкого диапазона, на речевых интонациях. От восточного романса: хроматизмы, органный пункт, красочные гармонии.

«Сирень», сл. Бекетовой. Пейзажный романс. Картина раннего утра, свежести, солнечного света. Мелодия простая, речевая, на фоне гармонических фигураций. Прозрачная фактура, пентатоника.

«Здесь хорошо», сл. Галиной. Пейзажный романс. Светлая созерцательная лирика, летний закат.

«Весенние воды», сл. Тютчева. Пейзажный романс. Пробуждение природы, восторг, ликование. Вдохновенная вокальная мелодия; в партии фортепиано стремительные восходящие пассажи-«ручейки».

«В молчаньи ночи тайной» сл. Фета[КI1]. Жанр серенада. Посвящен первой юношеской любви Рахманинова Вере Скалон,которую онвстретил 17летним студентом консерватории и окрестил "моя Психопатушка". Свидетельством этой первой любви служат 100 (сто!) любовных писем Рахманинова к ней.Гимн молодости, любви, восторг разделенного чувства, светлое, восторженное упоение полнотой и радостью жизни.

«Проходит все», сл. Ратгауза. Монолог, сожаление о безвозвратно ушедшей жизни. Начинается скорбно, сдержанно, постепенное crescendo => пафос, порыв, кульминация в конце романса.

Опера Алеко (1892)

Одноактная опера на либретто Немировича-Данченко

по поэме Пушкина «Цыганы»

Рахманинов окончил консерваторию с отличием как композитор. И его дипломной работой была опера «Алеко». Рахманинову было 19 лет.
Написать оперу было обычным учебным заданием для выпускника консерватории на композиторском факультете, таким же, как на более ранних курсах написать фугу, сонату или симфонию. Рахманинова необычайно увлекло это задание. Опера была создана за поразительно короткий срок — 17 дней, что свидетельствует о необычайном таланте молодого композитора и его страстной увлеченности этой работой. Выдающимся исполнителем роли Алеко был Шаляпин, друг Рахманинова.

В оркестровой интродукции мелодии флейт и кларнетов, овеянные чистотой и покоем, противопоставлены мрачным, зловещим мотивам, связанным в опере с образом Алеко. Хор «Как вольность весел наш ночлег» проникнут безмятежным лирическим настроением. Рассказ Старика «Волшебной силой песнопенья» отмечен благородством и мудрой простотой. Яркие краски, темпераментные ритмы вносит в музыку цыганская пляска; в женском танце плавное, сдержанное движение сменяется задорно оживленным; мужской танец, основанный на подлинной цыганской мелодии, завершается бурным, неистовым плясом. В последующих номерах оперы драма начинает стремительно развертываться. Песня Земфиры «Старый муж, грозный муж» очерчивает ее характер, сильный и страстный, своевольный и дерзкий. Каватина Алеко «Весь табор спит» создает романтический облик героя, томимого муками ревности; при воспоминании о любви Земфиры возникает широкая и обаятельно красивая мелодия. Оркестровое интермеццо живописует поэтичную картину рассвета. Романс Молодого цыгана «Взгляни, под отдаленным сводом», написанный в движении вальса, проникнут радостным ощущением полноты жизни. В момент роковой развязки звучит скорбная мелодия одиночества Алеко.

 

[КI1]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: