Сенсация как одна из целей в работе репортера
«Несоблюдение ПДД в центральном районе Симферополя», «На территории Симферопольского автовокзала не убирают мусор», «Неправильные пешеходы» являются, скорее, проблемными репортажами, однако имеют определённую внезапность. Несмотря на то, что выбранная автором тема актуальна не только в Симферополе, но и в других больших городах, в СМИ ей уделено не так много внимания. Темы авторов –весьма неожиданные для репортажа, особенно, когда сейчас все ждут новую информацию о COVID-19.
«Если новость застает нас врасплох, она – «новость вдвойне». Поэтому, на мой взгляд, авторы работ выполнили этот пункт.
Передача информации
Работа Кузьминой Арины: Автор передал информацию аудитории: некоторые жители Симферополя игнорируют ПДД. Но нельзя не сказать, что в работе Кузьминой Арины просматривается определенное идеологическое воздействие на аудиторию.
«Несмотря на повышенную опасность, пешеходами и автомобилистами правила дорожного движения не соблюдаются », -пишет автор. Здесь прослеживается критика в сторону нарушителей ПДД через оборот «несмотря на повышенную опасность», что уже является субъективной оценкой. Таким образом, автор оказывает манипулятивное воздействие на аудитори.
Работа Оглу Артура: автор оказывает идеологическое влияние на читателя уже на этапе выбора заголовка. «Неправильные пешеходы» -субъективная оценка автора, с помощью чего он влияет на сознание аудитории и призывает задуматься о проблеме.
Работа Голяковой Ольги, Давлетовой Риане и Рудник Валерии. «Здесь так же присутствует идеологическое воздействие на читателя. «на пересечении Киевской и Гурзуфской улиц возле мусорных баков обнаружено скопление мусора с едким запахом отходов, уборкой которого никто не занимается » -в данной фразе мы замечаем негативное отношение автора через художественно-изобразительные средства языка («с едким запахом»), («никто не убирает» -мы видим обобщение).
Динамичность
«Для репортера важно не только наглядно описать какое-то событие, но и описать его так, чтобы вызвать сопереживание читателя того, о чем идет речь в тексте».
В работе Кузьминой Арины присутствует та самая динамичность. Ей удалось заставить задуматься публику о проблеме (с помощью художественно-изобразительных средств, а также потому, что идёт развитие событий).
«…подвергая опасности не только свою жизнь, но и жизнь пешеходов…» –добавление автором образности и красок;
«…а значит, если пешеход решит переходить дорогу, автомобилисты не смогут его заметить и не успеют остановиться…» – показана динамика развития событий, но, стоит добавить, что это лишь точка зрения автора.
В работе Оглу Артура не хватает динамичности. Большое описание деталей, приведены статические данные, однако нет хода развития событий, что помогла бы вызвать у слушателя/читателя чувства.
В третьей работе наглядно описано событие, присутствует динамичность. Авторы призывают задуматься публику, задавая риторический вопрос: «Кто должен регулярно убирать накопившийся мусор вокруг контейнеров?». Также используются художественно-изобразительные средства языка: «… жители даже не утруждаются…» (эффект усиления), «… едкий запах отходов…» (использование эпитетов). Однако стоит добавить, что не хватает определённого развития событий, так как данная тема остаётся открытой, и к завершению репортажа аудитория не узнает уже ничего нового.
Наглядность
В работах прослеживается создание картины происходящего путем использования предметного описания деталей:
Кузьмина Арина обращает внимание на то, что полосы на большинстве пешеходных переходов стёрлись; приведены подробности ситуации (названы конкретные нарушения ПДД). Также у жительницы Симферополя узнали мнение о данной проблеме, что помогает читателю «полностью погрузиться» в репортаж.
Оглу Артур приводит статистические данные и подробно описывает происходящее вокруг него: «Они спешат на свои автобусы. Настолько сильно, что пренебрегают подземными переходами и переходят дороги в неположенном месте». Так же автор назвал конкретные нарушения ПДД.
Голякова Ольга, Давлетова Риане и Рудик Валерия дают подробное описание деталей: «металлические баки, установленные для сопления мусора…», «Пустые бутылки из-под газировки, коробки, пищевые отходы, которые создают неприятный запах…». Всё это помогает представить описываемую картину. Так же стоит добавить, что в этой работе авторы взяли интервью у местной жительницы, что придаёт наглядности в репортаже.
На мой взгляд, в работе Артура не хватает услышать мнения людей о данной проблеме в аудиоформате, ведь интервью является неотъемлемой частью репортажа.
Предельная документальность
Прикреплённые в 3-х работах фотографии подтверждают этот пункт. Это говорит о том, что в работах отсутствует творческий вымысел.
Эффект присутствия
Немало важный пункт –эффект присутствия. Во всех анализируемых аудиорепортажах в фоне можно услышать гул машин. Это позволяет слушателю представить, что он находится в эпицентре событий. У всех было сказано, где находится в данный момент автор, что позволяет аудитории представить описываемую картину («Прямо сейчас мы находимся в Центральном районе города Симферополь…», «Мы находимся на автовокзале города Симферополь –это одна из основных точек отправления по Крыму…», «Мы находимся на территории Симферопольского автовокзала на пересечении Киевской и Гурзуфской улиц…»).
В 3-х печатных репортажах эффект присутствия помогли создать фотографии о рассказываемых событиях.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что все 3 работы по общепринятым канонам действительно являются репортажами. Однако не все перечисленные пункты полностью раскрыты в этом жанре журналистики. Но, на мой взгляд, это далеко не просто и приходит ко всем с опытом.
Отдельно хотелось бы выделить работу Кузьминой Арины. По моему мнению, в её работе максимально раскрыты вышеперечисленные мною пункты.
Источники:
1) https://pandia.ru/text/78/474/69308.php –мастерство репортажа;
2)https://vk.com/doc124331535_571892204?hash=b058c5be37d535d361&dl=edf74789a21dc027b8 –работа Кузьминой Арины;
3)https://vk.com/doc483210658_569404815?hash=66eea1dc0c3dd02486&dl=04951cf226d672a17a –работа Оглу Артура;
4)https://vk.com/doc185739227_572960225?hash=4bd0a9dbe25e072c81&dl=7b4a5049b2b03aa784 –работа Голяковой Ольги, Давлетовой Риане, Рудник Валерии.