II. «Что сначала, что потом?»




Рекомендации по работе с материалами

I. «Разложи по порядку»

Распознавание простых закономерностей (простых ритмов), лежащих в основе последовательностей зрительных стимулов, является одним из достижений 3—4-летнего возраста. С одной стороны, оно отражает активно формирующуюся мыслительную деятельность, направленную на установление закономерностей, с другой — совершенствование этого умения ведет к развитию более сложных параметров мышления. Игра «Разложи по порядку» позволит ребенку усовершенствовать этот навык, а следовательно, и улучшить мыслительную деятельность. Эта игра полезна всем детям, у которых наблюдаются те или иные проблемы с формированием и удержанием алгоритмов, т.е. страдает III функциональный блок мозга. Но некоторым детям, например, с тотальным недоразвитием, очень тяжело будет распознать даже простое чередование. Детям с искаженным или дисгармоничным развитием (с высоким уровнем развития функций программирования и контроля за протекающей деятельностью) этот тип заданий можно предлагать в качестве награды, «бонуса» за выполнение заданий менее привлекательных. Таким детям будут интересны и полезны более сложные варианты этой дидактической игры — когда надо найти ошибку в предложенном уже выстроенном ряду. Иногда при работе с интеллектуальными, но не склонными к взаимодействию детьми с РАС такая игра становится «мостиком» к ребенку, позволяя завоевать его расположение интересными ему заданиями.

Вам понадобятся карточки с нарисованными на них контурными изображениями разных цветов: 20 зеленых и 20 желтых груш, 20 красных и 20 желтых яблок, 20 зеленых и 20 желтых домиков, 20 красных и 20 желтых звездочек, 20 зеленых и 20 синих елочек, 20 зеленых и 20 синих машин, 20 красных и 20 синих корабликов, 20 синих и 20 красных паровозов.

 

1. Выложите простую последовательность карточек и предложите ребенку продолжить ряд, при этом указывайте на ритмический ряд молча:

 

или др.

Фигурки должны совпадать по цвету, различаться только формой.

Ребенок должен повторить заданный алгоритм не менее 10 раз, так как мы тренируем не только возможность узнавания и повторения алгоритма, но и устойчивость функции контроля.

Если ребенок затрудняется, взрослый называет элементы ряда. Без необходимости помогать ребенку не рекомендуется, если же необходимость возникла, помощь стоит дозировать. Предлагайте ребенку простые чередования из предложенного материала, пока не убедитесь, что он хорошо справляется с заданием.

 

и т. д.

Детям с расстройствами аутистического спектра, имеющим речевые проблемы, рекомендуется выполнять задания с проговариванием: часто зрительное удержание ритмического рисунка у них сохранно, но оторвано от речи. Более того, часто речь не только не облегчает им задание, а наоборот, усложняет. Поэтому сначала следует выяснить, возможно ли удержание зрительного ритма в принципе, и если ребенок справляется с заданием, то затем предлагаем ему сделать то же самое с проговариванием. То есть при работе с такими детьми мы несколько смещаем акцент: не речь используем для коррекции слабости удержания ряда, а хорошее удержание ряда используем для коррекции слабого речевого опосредования.

2. Если при выполнении первого задания затруднения не возникли, сразу предлагайте последовательность, обратную той, которую ребенок только что воспроизвел, например, после

 

 

3. Постепенно усложняйте алгоритмы по одному параметру - форме, но цвет не меняйте:

 

 

 

и т.д.

4. Введите еще один параметр — цвет.

Начните с простого ряда, чередующегося по цвету, но стабильного по форме:

 

 

и т.п.

Затем усложняйте по тому же принципу, что и ранее.

 

5.Объедините два параметра: 2 разные формы и 2 разных цвета.

 

и т.п.

6. Усложняйте далее (можно предлагать детям с 5,5 лет):

 

ит.п.

 

7. Предложите ребенку самому придумать узор-задание для вас.

 

8. Предложите найти ребенку «ошибку» в вашем длинном ряду, например:

 

Предметы из этого блока можно использовать и для развития аналитико-синтетической деятельности, формирования навыков классификации. Достаточно предложить ребенку две коробочки или две тарелки и попросить разложить на них яблоки и груши, например. Можно поставить несколько коробочек — по количеству предметов, и предложить разложить на соответствующие группы. Можно попросить рассортировать их на съедобные и несъедобные. Или, посадив перед ребенком плюшевых мишку и зайца, предложить подарить мишке транспорт, а зайке — фрукты.

Эти же материалы можно использовать и для обучения сортировке по цвету или форме. Ребенку предлагается раскладывать все желтое в одну группу, а все зеленое — в другую. Если он легко справился с заданием, можно предложить ему разложить материал сразу на несколько групп.

Кроме того, можно использовать более сложный вариант: сортировку по двум признакам — по цвету и форме. По сути, это аналог теста Когана, но с использованием имеющегося у нас материала.

Для этого удобно использовать таблицу (лист 17), в которой в верхней горизонтальной строке будут представлены цвета (красный, синий, желтый, зеленый), а в левом столбце — формы.

 

Таблица

 

В клеточки для обозначения форм надо будет помещать карточки с черно-белыми изображениями контуров (лист 18), а в клеточки, обозначающие цвета, — соответствующие цветные квадратики, которые размещены на листах 1—16. Причем расположение цветов можно будет менять от задания к заданию, чтобы у ребенка не возникало стереотипа — привычного выполнения действия без достаточного осознания. Если планируется проводить занятие с небольшой группой детей, то можно сделать копии таблички и черно-белых форм по количеству участников.

Взрослый просит ребенка (детей) в каждое окошко на пересечении цвета и формы положить нужную картинку. Для этого он молча указывает клеточку, для которой нужно подобрать картинку, проведя рукой пути пересечения соответствующей формы и цвета. Речевое объяснение рекомендуется вводить только в том случае, если ребенок не справляется.

Если ребенок легко справляется с заданием, то можно увеличить количество клеточек для форм, подложив копии табличек одну под другую так, чтобы горизонтальных рядов (для форм) стало шесть.

II. «Что сначала, что потом?»

К 3,5 годам в норме дети понимают простые причинно-следственные связи. Но масса детей, имеющих речевую задержку или задержку психического развития в целом, или другие нарушения, испытывают трудности в понимании не только логпко-грамматпческой конструкции, но и самих причинно-следственных отношений, которые эта конструкция обозначает. Из-за отсутствия умения определять причины и следствия произошедшего, дети неправильно строят фразу, неверно используют словосочетание «потому что», «из-за того что» и т.п.

Мы предлагаем серию парных картинок, где каждая пара содержит причину и следствие. К ним прилагаются карточки со словами-связками «потому что», «из-за того что», «поэтому» (лист 17). Пары картинок предлагаются по усложнению: сначала очевидные следствия и причины, затем более сложные.

 

1. «Миша неаккуратно наливал сок» и «На столе лужа».

2. «Мальчик попал под дождь» и «Мальчик мокрый».

3. «Маша упала» и «Маша плачет».

4. «Маше подарили куклу» и «Маша рада».

5. «Миша и Сережа подрались» и «Миша и Сережа в синяках».

6. «Маша ест снег» и «У Маши болит горло».

7. «Вася дразнит собаку» и «Собака кусает Васю».

8. «Петя едет на велосипеде и смотрит па ворону» и «Петя упал с велосипеда».

9. «Антон проткнул Васин шарик острой палочкой» и «Шарик у Васи лопнул».

10. «Пете холодно» и «Петя надел теплую куртку».

 

Педагог предлагает детям (ребенку) пару картинок, составляющих причинно-следственную последовательность; дети должны определить, что было сначала, а что — потом. Взрослый берет в правую руку картинку, обозначающую причину (например, «Миша неаккуратно наливал сок»), а в левую — картинку- следствие («На столе лужа») и спрашивает, четко проговаривая: «Что было сначала — на столе появилась лужа или Миша неаккуратно наливал сок?» После этого он говорит, как правильно должна звучать речевая конструкция, поставив в нужном месте слово «поэтому» или другие слова-связки, которые отрабатываются на занятии. Начинать следует, выстраивая картинки в прямой последовательности: сначала причина, а потом следствие, и соответственно первым нужно использовать союз «поэтому». И лишь после того, как ребенок освоит эти конструкции, можно переходить к предъявлению обратной последовательности: сначала следствие, а потом причина: «На столе лужа, потому что Миша неаккуратно наливал сок». Лучше не использовать на первых занятиях сразу все способы передачи причинно-следственных отношений, а вводить союзы постепенно. Если дети умеют читать, между картинками в нужном месте ставится карточка с соответствующим словом или словосочетанием. По предложенному взрослым образцу дети составляют предложения по оставшимся парам картинок.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: