Положения, касающиеся зак процесса на региональном уровне.




Актуальность

 

Законодательный процесс обеспечивает главное, наиболее характерное направление деятельности одной из ветвей власти российского государства - законодательной власти. Он формирует правовые основы общественной жизни - современные политические, экономические, социальные условия российского общества, которые определяют особенности и порядок осуществления деятельности, связанной с формированием национальной правовой системы. В кризисные периоды в жизни общества, когда политические и экономические реформы, требуют интенсивного законотворчества, как никогда становится ясно, насколько важен сам процесс создания закона, выработки первоначальной концепции будущего акта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальных групп, соотношение с другими нормативными актами, способность будущего закона «вписаться» в уже существующую правовую систему, способность адаптироваться новому закону, экономические основы его существования и реального применения.

В сегодняшних условиях процессы реформирования приобретают значение важнейшей тенденции развития всей системы российской государственности. С чем это связано, почему так происходит и что нас ждет впереди – вопросы, которые требуют глубокого анализа и честного ответа. Останавливаясь не только на процессуальных аспектах разработки и принятия закона, но и на теоретических проблемах законопроектной работы, хотелось бы показать это как процесс творчества, строящийся на определенных принципах и имеющей четкие логические основы.

 

Положения, касающиеся зак процесса на федеральном уровне

 

 

Термин «законодательный процесс» встречается в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации, а также в регламентах палат, как Федерального Собрания Российской Федерации, так и законодательных органов субъектов Российской Федерации, однако легитимное определение данного термина отсутствует.

 

К сожалению, в настоящее время в нашей стране накопился ряд проблемных вопросов в законодательном процессе. Возможно, их мог бы решить федеральный закон «О законодательной деятельности в РФ», но в Российской Федерации он отсутствует.

На сегодняшний день, в законодательстве Российской Федерации существует еще одна, довольно важная проблема. Конституционное собрание - это представительный орган Российской Федерации. Он обладает полномочиями учредительной власти. Деятельность Конституционного Собрания регулируется статьей 135 Конституции Российской Федерации, однако соответствующий федеральный конституционный закон "О Конституционном собрании до сих пор не принят. Хотя проекты такого закона вносились в Государственную Думу ещё в 1997, 1998, 2000 и 2007 гг.

Аналогичная проблема присутствует и в высшем законодательном органе Российской Федерации. В отличии от высших органов исполнительной и судебной власти, статус и организация деятельности которых установлены соответствующими федеральными конституционными законами, федеральный конституционный закон о Федеральном Собрании не принят до настоящего времени. А этот факт препятствует завершению строительства современной системы разделения властей.

Принятие такого специального закона, необходимо для того, чтобы определить аспекты деятельности палат Федерального Собрания, основные принципы его деятельности, состав Федерального Собрания, организацию деятельности, статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы. Немало важен и тот факт, что федеральный конституционный закон "О Федеральном Собрании в РФ" мог бы установить правовую основу деятельности парламентской оппозиции.
В настоящее время деятельность Федерального Собрания Российской Федерации регулируется главой 5 Конституции Российской Федерации, регламентами палат Федерального Собрания, рядом федеральных законов и подзаконных нормативный правовых актов.

 

Несмотря на то, что законодательный процесс в нашей стране уже сложился, необходимо придать ему форму закона. Для этого нужно принять ряд специальных законов, таких как Федеральный закон "О законодательной деятельности", Федеральный закон "О законодательном процессе", Федеральный Конституционный закон "О Федеральном Собрании", Федеральный Конституционный закон "О Конституционном Собрании".

 

Положения, касающиеся зак процесса на региональном уровне.

 

Отнесение судов общей юрисдикции и арбитражных судов к числу субъектов права законодательной инициативы на региональном уровне являются не совсем правильным решением, так как положения Федеральных Конституционных законов «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ (ч. 2 ст. 18, ч. 6 ст. 19, ч. 3 ст. 20, ч. 3 ст. 21, ч.3 ст. 22, ч. 6ст. 23, ч. 3 ст. 24, ч. 2 ст. 24.1, ч. 2 ст. 25, ч. 2 ст. 26) и «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 года № 1-ФКЗ (ч. 2 ст. 2) гласят о том, что полномочия и порядок деятельности этих судов устанавливаются Конституцией Российской Федерации и Федеральными Конституционными законами. Субъекты Российской Федерации не вправе регулировать деятельность судов, а порядок наделения данных органов правом законодательной инициативы должен устанавливаться на уровне федерального законодательства.

В соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в статье 3 которого сказано, что на прокуратуру РФ не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральным законодательством[1].

Таким образом, круг лиц, которым принадлежит право законодательной инициативы на региональном уровне, в ряде субъектов Российской Федерации, в том числе и в Архангельской области, неоправданно расширен, что не соответствует положениям федерального законодательства.

 

Выводы

 

Законодательный процесс играет огромную роль в механизме законотворчества, поскольку он является формально-юридическим выражением законотворческой функции государства. Это наиболее общий порядок деятельности законодательного органа по принятию к рассмотрению и обсуждению законопроектов, внесенных субъектами права законодательной инициативы, а также по изменению и отмене действующих нормативных правовых актов, протекающий на федеральном и региональном уровнях, закрепленный в Конституции Российской Федерации, в регламентах палат Федерального собрания, а также в учредительных нормативных правовых актов регионов и в регламентах законодательных органов субъектов федерации.

В результате определенных действий Федерального Собрания Российской Федерации, направленных на создание, изменение или отмену нормы права, создается нормативный правовой акт.

В России законотворчество протекает на двух уровнях: федеральном и региональном. Они имеют общие принципы, к которым относятся: законность, гласность, коллективное обсуждение и решение вопросов, политическое многообразие, федерализм, верховенство федерального законодательства[2]. Также они имеют схожие понятия и стадии.

 

Выделяют несколько стадий законодательного процесса, к ним в данной работе были отнесены:

1. законодательная инициатива и предварительное рассмотрение,

2. рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой,

3. рассмотрение, принятых Государственной Думой законов, Советом Федерации,

4. рассмотрение законов в согласительной комиссии при возникновении разногласий между Советом Федерации и Государственной Думой,

5. повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Президентом РФ,

6. повторное рассмотрение Советом Федерации законов, отклоненных Президентом РФ,

7. подписание и обнародование законов Президентом РФ.

Некоторые из этих стадий являются не обязательными, а только возможными.

 

В России накопился ряд проблем, связанных с поспешным принятием Конституции 12 декабря 1993 года. В связи с этим возникли вопросы, также связанные с законодательным процессом, особенно в части положений статей 104-108 Конституции Российской Федерации. Через два года, в результате борьбы различных мнений между субъектами законодательного процесса, Конституционный Суд осуществил толкования вышеупомянутых статей. Но толкование также сопровождалось разногласиями между самими судьями.

В Российской Федерации законодательный процесс уже вполне сложился, но, несмотря на это важно придать ему форму закона, посредствам принятия ряда специальных законов, которые, к сожалению, в нашей стране до сих пор не приняты.

На региональном уровне законодательный процесс развит достаточно демократично, так как достаточно развита процедура с точки зрения демократии. Также демократичен состав участником, обладающих правом законодательной инициативы, в ряде случаев среди которых выступают граждане. Но, как и федеральный законодательный процесс, региональный законодательный процесс также нуждается в дальнейшем совершенствовании.

 

Если решит затопить

Я осознаю, что исследование необходимо продолжать дальше и надеюсь осуществить это в будущем. К сожалению данный вопрос не уместился в рамки, очерченные предметом моего исследования, однако я готова вступить с вами в научную дискуссию при соответствующей теоретической проработке вашего вопроса.

Указанный перечень НПА является исключительно авторской позицией основанной на эмпирическом опыте автора, однако я осознаю что с точки зрения различных теорий права и перечень источников различен. Я не считаю уместным научную дискуссию о понятии правовых основ и перечне источников права регламентирующих зак процесс в рамках настоящего исследования поскольку она никоим образом не влияет на результаты моего исследования и не является целью настоящего исследования.
Я готова в будущем продолжить предложенную дискуссию и рассмотреть данный вопрос как с точки зрения различных теорий права в том числе Либертарной теории и Институциональной теории права, однако как вы наверняка знаете, что это огромный теоретический массив, требующий соответствующей проработки.

 


[1]Суды общей юрисдикции в Российской Федерации: проблемы и перспективы,Боровский М.В., журнал Черные дыры в российском законодательстве, №1 2001

[2]А.Н. Фатеев. Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации: общее и особенное // Парламентские процедуры: проблемы России и зарубежный опыт. М., 2003. С. 348.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: