Практически-деятельное отношение человека к миру.




Категории "бытие", "материя", "субстанция", их место и значение в философском осмыслении действительности. Чтобы показать специфику указанных категорий и ту роль, которую

они играют в системе мировоззрения, в решении основного вопроса фи­лософии и последовательном раскрытии его содержания, выделим (наря­ду с тем, что уже отмечено в предисловии) следующее.

Прежде всего обратим внимание на то, что основной вопрос филосо­фии - это, по сути, вопрос о сущности человеческой деятельности: в силу чего возможно совпадение ее цели и результата? В качестве за­кономерного оно возможно лишь при совпадении законов мышления и за­конов внешнего мира: чтобы ставить достижимые цели, человек должен знать, что в объективной действительности есть, а чего в ней нет, что соответствует ее законам, а что и не соответствует...

Познаваемость мира, следовательно,- это предпосылка человеческой деятельности. Вслед за Аристотелем отметим, что познаваемым может быть лишь мир, обладающий универсальными законами существования и развития1. (Если бы мир был только изменяющимся, то существование в нем каких бы то ни было устойчивых структур было бы невозможным; если бы он был только неизменным, то для существования в нем живому существу было бы достаточно рефлекса). Таким образом, проблема поз­наваемости бытия положительно решается лишь в рамках философского монизма, так или иначе признающего единство мира,- либо идеалисти­чески (мышление определяет бытие, материальное есть инобытие иде­ального), либо материалистически (бытие определяет мышление, иде­альное есть инобытие материального). Поэтому категории мышления и бытия, реальности объективной и реальности субъективной, материи и субстанции (перво основы) исключительно значимы для философии.

То или иное понимание смысла указанных категорий имеет основопо­лагающее значение и для формирования мировоззрения человека, играю-

1.0

щего огромную роль в его жизни. (Ведь выбор цели, как уже отмеча-

1 Аристотелем, напомним, было выработано понятие категории: наибо­лее общие, универсальные свойства действительности - это катего­рии бытия, онтологические категории; фиксирующие их понятия - это категориипознания, категории логические и гносеологические.


.49

лось, опирается на определенное понимание мира и человека). Миро­воззрение (это не только содержание, но и способ осознания наиболее общих и существенных сторон природной и социальной действительнос­ти) обуславливает жизненную позицию и убеждения, идеалы и цели че­ловека. Определенный взгляд на эти вопросы имеет всякий человек,- ведь он имеет не только текущие, но и связанные с относительно от­даленной перспективой интересы и цели, так или иначе решает вопро­сы, касающиеся проблемы смысла жизни.

Философское познание мира начинается с фиксации категорией "бы­тие" существования человека и окружающих его объектов. "Категория бытия,- отмечается в учебнике2,- выступая предельно общей абстрак­цией, объединяет по признаку существования самые различные явления, предметы и процессы: природные объекты, их свойства, связи и отно­шения, человеческие коллективы и отдельных людей, социальные инсти­туты, состояния человеческого сознания и так далее. Все существую­щее - это и есть мир, к которому мы принадлежим". Велика ли роль данной категории в философском понимании действительности?

Очевидно, нет. Ведь в качестве предельно общей абстракции она по существу является полностью бессодержательной. Еще Аристотель обра­щал внимание на то, что между объемом и содержанием (информативнос­тью) понятия существует обратная зависимость:

объем содержание

_____________.

животное.

осел.

. _____________

Ясно, что мы получаем больше информации, узнав, что "там осел", не­жели в случае, когда нам сообщили, что "там животное"... Ведь суже­ние объема понятияпри переходе (в нашем примере) от "животного" к "ослу" достигается посредством указания отличительных признаков, то есть посредством введения дополнительной информации 3.

В качестве исходной ступени осмысления мира категория "бытие",

1.0

когда природные объекты и человек, человеческие действия и помыслы

2 "Учебником" мы называем "Введение в философию" (Ч. II). М., 1989. 3 Если мы знаем, что осел - это животное с такими-то признаками, то

мы знаем, следовательно, что такое "животное" и, кроме того, чем это животное отличается от всех прочих.


.49

7 рассматриваются только как существующие, необходима. В конечном же счете бытие должно быть понято как единство разнообразного, включа­ющее определяющее и определяемое, существенное и несущественное, необходимое и случайное (и так далее), как бытие природное и чело­веческое, материальное и духовное.

Категория бытия в том виде, как она охарактеризована выше, не позволяет даже поставить основной вопрос философии, поскольку мате­риальное и идеальное фиксируются в ней только в качестве одинаково существующих. Здесь мы имеем дело с тем, что Гегель называл абст­рактным, чистым бытием. "Рассудок,- отмечал он,- изолирует бытие и небытие как истинные и значимые; разум, напротив, познает одно в другом, познает, что в одном содержится его другое. Если мы отре­шимся от представлении о бытии как о наполненном сущем, то чистое бытие есть та простая мысль, в которой все определенное подвергает­ся отрицанию... Но ничто есть то же самое..."4. Это, как нетрудно понять, верная и глубокая мысль. В самом деле, если мы говорим: "что-то существует ", то в сущности ничего не утверждаем, как и в случае, если речь идет о том, что "что-то не существует "...

Таким образом, "чистое" бытие при попытке его мыслить превраща­ется в свою противоположность. (Это же происходит, как справедливо обращал внимание Гегель, и с "чистым" небытием: "И в самом деле, ничто превращается в нечто, когда его мыслят или высказывают; мы что-то говорим, что-то мыслим, когда желаем мыслить и выразить нич­то"5). Поэтому первой содержательной, конкретной категорией (конк­ретное, в отличие от абстрактного,- это нечто в единстве всех своих различных сторон) у Гегеля выступало становление как единство бытия и небытия. Результат становления - наличное бытие (нечто и иное),- бытие определенное, обладающее качеством и количеством.

Вот эта категория наличного бытия и заслуживает внимания в инте­ресующем нас отношении. "Нечто и иное"... Здесь мы имеем дело с многообразием качественно и количественно определенных, взаимосвя­занных объектов, образующих поле деятельности человека. Философский анализ универсальных сторон этой деятельности и их взаимоотношения

1.0

(соответствующее решение основного вопроса философии) с необходи-

4 Гегель Г. Лекции по истории философии. Кн. I. СПб., 1993. С. 290.

Различение рассудка и разума очень важно для философии. Рассудок

- это недиалектическое мышление, разум - диалектическое. Разум, в частности, понимает, что всякое качество существует в определен­ных количественных рамках, что нечто, доведенное до крайности, переходит в противоположность, что во всем есть некая мера...

5 Гегель Г. Цит. соч. С. 264.


.49

мостью подводит к вопросу о первооснове мира, его субстанции. Пос­кольку анализ универсальных сторон деятельности человека выявляет в ней как объективные, так и субъективные моменты, постольку сущест­венно важным является категориальное различение существования объ­ективного, независимого, первичного и существования вторичного, производного, не обладающего субстанциальным характером. Для фикса­ции этого различения и нужна категория материи.

Современное понимание материи возможно лишь на основе анализа ключевых этапов процесса ее познания6. Сколько-нибудь содержатель­ное рассмотрение этих вопросов неосуществимо в небольшом пособии7. Поэтому очень кратко отметим в этой связи лишь следующее.

Понятие "материя" формировалось прежде всего в ходе развития ма­териализма. Еще философы милетской школы поняли, что первооснова вещей не может быть ни чем-то одно качественным, ни чем-то бес ка­чественным: в обоих случаях она рано или поздно пришла бы в равно­весное состояние, т.е. оказалась бы всюду одинаковой, однородной и потому - не способной порождать многообразие изменяющихся вещей. (Где нет различия, обратим внимание, не может быть и движения). По­этому субстанция (перво основа вещей) должна быть многокачественной и многокомпонентной. Последнее мы и находим у Демокрита, например.

Но мыслить материю (субстанциальную основу вещей) как совокуп­ность электронов, протонов, нейтронов, квантов каких-либо полей (и тому подобного) не следует: в этом случае она окажется чем-то конк­ретно-определенным, что рано или поздно придет в равновесное состо­яние... Поскольку в качестве перво основы всего существующего она должна обладать способностью само движения, постольку разумно такое определение: "...Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении"8; "Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, ко­торая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями,

1.0

существуя независимо от них" 9. (В первом случае речь идет о материи

6 Даже, например, первый закон Ньютона невозможно непосредственно проверить на опыте. (А ведь это,- по современным меркам,- элемен­тарная познавательная ситуация). Поэтому, как подчеркивал Гегель, единственный способ обоснования истинности теоретических принци­пов - это доказательство того, что они являются необходимым ито­гом всего процесса познания.

7 Знакомство с соответствующим материалом предусмотрено историко- -философским разделом программы курса философии. Наряду с учебни­ком см. "Основы философских учений" (Ч. I). М., МИИТ, 1996.

8 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 149.

9 Там же. С. 131.


.49

9 как категории бытия, онтологической категории, во втором - о фикси­рующем ее понятии, категории гносеологической)10.

В определении материи, обратим внимание, слова "данная нам в ощущении" не следует понимать только буквально. Эти слова обознача­ют атрибут действия: всякий материальный объект находится в движе­нии (подробнее об этом - в разделе 3.1), действуя на другие матери­альные объекты (в частности - на органы чувств человека) и испыты­вая их действие. Соответственно материальный объект - это объект, существующий объективно и обладающий атрибутом действия, который поэтому обнаруживает свое существование посредством взаимодействия с другими материальными объектами и который, следовательно, рано или поздно может быть зафиксирован человеком либо непосредственно (через ощущение), либо опосредовано (через приборы).

Ясно, что быть данным в ощущении может быть лишь наличное бытие, но никак не бытие "чистое"... Иначе говоря, соотношение исходных категорий материалистической диалектики можно представить так:

. Р Е А Л Ь Н О С Т Ь (чистое бытие).

. ОБЪЕКТИВНАЯ: СУБЪЕКТИВНАЯ.

ДАННАЯ В ОЩУЩЕНИИ: НЕ ДАННАЯ В ОЩУЩЕНИИ:

(материя): (отношения - закон, вре-: сознание

: мя и пространство,...):

Это означает, что нередко встречающееся отождествление категорий "материя" и "объективная реальность" неправомерно: материя - это не всякая объективная реальность, а лишь обладающая атрибутом дейст­вия. Например, несостоятельна трактовка пространства и времени как "видов материи", хотя они и объективны (на этом мы остановимся в разделе 4). Не различать категории "объективная реальность" и "ма­терия" допустимо лишь в рамках решения некоторых вопросов гносеоло­гии, когда не имеет существенного значения различение чувственного и рационального, эмпирического и теоретического, например.

Так для чего же требуется столь широкое понятие, как "материя"? Ведь от того, что разнообразнейшие вещи мы объединим в одном поня­тии, различий между ними не станет меньше... Для ответа на данный

1.0

вопрос (в дополнение к тому, что выделялось выше) рассмотрим следу-

10 И с точки зрения современного естествознания, как отмечают А.Эй­нштейн, Б.Подольский и Н.Розен, " необходимо учитывать различие между объективной реальностью, которая не зависит ни от какой теории, и теми... понятиями, которыми оперирует теория " (здесь и далее курсив мой - В.Т.),- они "вводятся в качестве элементов, которые должны соответствовать объективной реальности " - См.

Эйнштейн А. Собрание научных трудов. Т. 3. М.,1966. С. 604-605.


.49

ющие (достаточно очевидные) положения:

1) всякий объект обладает как единичными, так и общими свойствами;

2) объекты возникают и исчезают;

3) нечто не возникает из ничего и наоборот11;

4) устойчивость и сохранение характеризуют сущность (не-характерное не может быть существенным).

Анализ этих тезисов делает ясным: без понятия материи, фиксирую­щего наиболее общее свойство объектов (быть несотворимой и неунич­тожимой объективной реальностью, обладающей атрибутом действия), невозможно выявление сущности действительности12. В таких рассужде­ниях "материя" выступает прежде всего как "субстанция", фиксируя единое и неизменное в многообразии движущихся, изменяющихся вещей. "Субстанция" в этом смысле (как она понималась в досократовской фи­лософии) соотносится (через противопоставление) с многообразием и изменением, тогда как "материя" (в диалектико-материалистическом ее понимании) соотносится (через противопоставление) с сознанием.

Пока еще преждевременно развивать диалектико-материалистическое учение о материи как о материальной субстанции. Можно лишь кратко отметить, что в рамках диалектико-материалистического монизма мате­рия выступает в качестве субстанции как материя прежде всего движу­щаяся, как обладающая универсальными атрибутами, как causa sui, су­ществующая в разнообразных модусах, а не наряду с ними. Должное на­полнение это учение о субстанции получает лишь в рамках диалекти­ко-материалистической философии как целостного учения - после выяс­нения вопросов о движении как способе существования материи, прост­ранстве и времени как формах существования движущейся материи, соз­нании как свойстве высокоорганизованной материи, после выяснения необходимости понимания движения и развития как само движения и са­мо развития (законы и категории диалектики), после выяснения необхо­димости материалистического понимания истории. Лишь на этой основе могут быть раскрыты действительные содержание и значимость диалек­тико-материалистического понимания проблемы единства мира.

1.0

Материя, подчеркнем, существует не наряду с материальными объек-

11 Это очень важный тезис. Для его обоснования можно сослаться на законы сохранения и на то, что для возникновения нечто из ничего (и наоборот) не может быть достаточного основания: нечто может возникнуть из ничего "ничуть не более" (мотив Анаксимандра!) здесь и сейчас, чем там и тогда (ибо ничто однородно и не содер­жит различий),- следовательно, это не произойдет нигде и никог­да. Так рассуждали уже, например, Парменид и Демокрит.

12 Указание общего, обратим внимание, фиксирует сущность.


.49

11 тами, а только в них и через них; материя - это не возможность всех форм (как некий универсальный материал), а их действительное бытие (единичное и общее находятся в диалектическом единстве, не сущест­вуя наряду друг с другом). Это означает, что не существует объекта, который, во-первых, не обладает свойством материальности и, во-вто­рых, обладает лишь этим свойством. Энгельс отмечал: "Материю и дви­жение можно познать лишь путем изучения отдельных веществ и отдель­ных форм движения; и поскольку мы познаем последние, постольку мы познаем также и материю и движение как таковые "13.

Человека, не понимающего того, что общее не существует отдельно от единичного, наряду с ним, Гегель, обратим внимание, сравнивал с "больным, которому врач советует есть фрукты; и вот ему предлагают сливы, вишни или виноград, а он, одержимый рассудочным педантизмом, отказывается от них", ибо "ни один из этих плодов не есть фрукт во­обще, а один есть вишня, другой - слива, третий виноград"14.

Материя.

Здесь мы выделим и рассмотрим узловые моменты современного пони­мания материи, предполагая, что с ключевыми этапами формирования этого понятия в истории философии читатель уже знаком.

2.1. Определение материи (необходимые пояснения).

Прежде всего обратим внимание на то, что приведенное выше опре­деление является диалектико-материалистическим решением обеих сто­рон основного вопроса философии: материя существует вне и независи­мо от какого бы то ни было (индивидуального или надличностного) со­знания и, действуя на органы чувств человека (как и на любые другие объекты) непосредственно или опосредовано производит ощущение.

Определение материи - важнейший элемент ее философского понима­ния (хотя последнее, естественно, не сводится лишь к определению). Поэтому остановимся на некоторых его особенностях.

В логическом отношении, отметим, определение понятия "материя" как предельно широкого понятия в какой-то мере выходит за рамки обычных определений формальной логики: оно определяется через про­тивопоставление другому предельно широкому понятию - "сознание"15.

1.0

Поэтому может показаться, что здесь мы имеем дело с порочным кру-

13 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. Т. 20. С. 550.

14См. Гегель Г. Цит. соч. С. 83.

15 Из содержательных понятий именно они являются предельно широки-

ми, ибо, как уже выяснено, понятие "реальность" (чистое бытие)

по существу бессодержательно.


.44

гом: чтобы знать, что такое материя, нужно знать, что такое созна­ние (иначе в определении неизвестно значение термина "объектив­ная"), но чтобы знать, что такое сознание, нужно знать, что такое материя (ибо материализмом оно трактуется как свойство последней). В связи с этим нужно выяснить, каковы же рамки обычных определений формальной логики, в каком смысле и насколько далеко выходит за них ленинское определение материи (тем более, что подобные вопросы воз­никают и при определении всех других философских категорий).

Формальнологическое (дедуктивное) определение - это выведение частного (видового) понятия из общего (родового) указанием отличи­тельного признака. Осел, например,- это животное с известными всем отличительными признаками (в частности - с длинными ушами).

В этой связи напомним: знание того, что противоречит (а что - нет) законам действительности - предпосылка целе направленной дея­тельности человека. Но закон - это общее и существенное в отношени­ях объектов, явлений, процессов. Поэтому знание общего и существен­ного является исключительно важным. Но непосредственно чувственному отражению они недоступны. Здесь-то, когда нужно знать нечто, не­доступное ощущению (и прибору), и возникает необходимость в поня­тийном знании16. Указание родового понятия в определении и фиксиру­ет, обратим внимание, общее (и тем самым - существенное) в исследу­емом объекте (или классе объектов).

Поскольку всякий объект обладает как общими, так и единичными свойствами, постольку и его понятийное описание должно включать фиксацию не только общего, но и единичного, специфического,- понять что-либо, подчеркнем,- это значит понять его как особенное проявле­ние общего. Поэтому-то содержательное определение всякого понятия и включает указание как общего (родовое понятие), т.е. фиксацию клас­са, к которому принадлежит определяемое, так и единичного, т. е. специфических отличий (отличительный признак).

С учетом этого понятно, что в сущности дедуктивное определение - это определение через противопоставление, отрицание. Ибо что такое отличительный признак? Это фиксация того, что есть у определяемого и чего нет у иного. Здесь мы имеем, следовательно, противопоставле­ние определяемого иному. Поэтому, подчеркнем, всякое определение содержит элемент ограничения, противопоставления, отрицания. Опре-

1.0

деление через противопоставление, отрицание - это не порочный круг,

16 "Если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно сов­падали,- отмечал К.Маркс,- всякая наука была бы излишня" -

Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. II-e. Т. 25. Ч. II. C. 384.


.49

13 ибо здесь при определении, допустим, объекта А фигурирует не-А. По­рочным же круг мы имеем в случае, если определение А содержит ука­зание на А, т.е. на то, что как раз и требуется определить.

Дело в том, что зафиксировать понятием можно лишь то, что в са­мой действительности отличается от остального, - если бы, например, все животные в природе были бы ослами, то из понятия "животное" бы­ло бы нельзя вывести понятие "осел",- в этом случае "животное" и "осел" по объему и содержанию совпадают, будучи не разными понятия­ми, а лишь разными словами, то есть синонимами.

Почему при определении понятия нельзя обойтись без отрицания? Да потому, что понятийное знание - это одна из форм отражения действи­тельности, но в последней противоположности, как известно, обуслав­ливают друг друга. Поэтому и понять их, т. е. выразить в понятиях, можно лишь в рамках соотнесения друг с другом.

Обратим внимание на то, что определение через отрицание противо­положного есть определение посредством отрицания отрицания. Только так мы получаем, подчеркивал Гегель, подлинное утверждение. Чтобы это стало достаточно понятным, сравним следующие, например, сужде­ния: "Можно сказать, что..." и " Не льзя не сказать, что...". Какое из них является подлинным утверждением? Ответ очевиден.

Возвращаясь к определению материи, отметим, что все понятия оп­ределить дедуктивно нельзя: во-первых, существует предельно широкое понятие17; во-вторых, попытка определить все понятия дедуктивно уводит, как легко понять, в "дурную" бесконечность.

Поэтому в логическом отношении определение понятия материи не слишком далеко выходит за рамки обычных определений формальной ло­гики - с содержательной стороны: и то, и другие даются посредством

противопоставления, отрицания, причем последние суть моменты

не только различия, но и тождества;

- с формальной стороны: это определение является родо-видовым. Подчеркнем, что речь здесь идет именно о формальной стороне, -

еще Аристотель выяснил, что понятие "реальность" нельзя интерпрети­ровать как родовое. Ибо в дедуктивном определении родовое понятие не может совпадать ни с видовым понятием (что уже отмечалось), ни (что очевидно) с отличительным признаком. "Животное" (вернемся к нашему примеру),- это не "осел" и не длинные уши. Поэтому, если мы

1.0

попытаемся взять понятие "реальность" как родовое, то в качестве

17 Это, напомним, понятие "реальность", которое в качестве чистого бытия по сути бессодержательно и ничем не отличается от небытия.


.49

существующего нельзя будет рассматривать ни какой-либо отличитель­ный признак, ни какое бы то ни было видовое понятие. Эта ситуация достаточно понятна,- ведь понятие "реальность" в качестве предельно общей абстракции, фиксирующей лишь существование тех или иных (объ­ективных или субъективных) объектов, явлений, процессов получено посредством отвлечения от специфики последних, путем отвлечения от всего конкретного. (Соответственно существование, чистое бытие по сути не отличается, как уже выяснено, от несуществования). Поэто­му-то и невозможно вывести что-либо из понятия "реальность". Ясно, таким образом, что определение материи как предельно широкого из содержательных понятий может быть дано только через противопостав­ление другому предельно широкому содержательному понятию - "созна­ние"18,- содержание этим понятиям придает именно указание различия объективного и субъективного, материального и идеального19.

Изложенное позволяет понять, что философское понятие материи нельзя отождествлять с частнонаучными представлениями о ее строении и свойствах: материя как предмет философского исследования опреде­ляется через противопоставление сознанию, а предмет естествознания

- это устойчивые свойства объектов и сохраняющиеся связи между ни­ми. Предмет естествознания, иначе говоря, определяется через проти­вопоставление изменению. (Последнее, конечно, не означает, что ес­тествознание не изучает изменение; однако в процессах изменения оно стремится выявить прежде всего те или иные инварианты).

2.2. Мир и научная картина мира. Революция в науке и смена научных картин мира.

Наука - сфера человеческой деятельности, направленной на выявле­ние прежде всего закономерного в существовании и развитии объектов, явлений, процессов (или каких-то их сторон)20. Современная наука - это сложноорганизованная система.

Революция в науке возникает при обнаружении явлений, которые не удается объяснить в рамках существующих научных взглядов (или тог­да, когда не обнаруживается явление, предсказываемое теорией). Тог-

1.0

да и появляется необходимость в коренном пересмотре соответствующей

18 См. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 149-151.

19 Здесь полезно подумать над следующим: можно ли описать некие X и Y, если известно, что "X есть не-Y", а "Y есть не-X"? Очевидно, нет. Свидетельствует ли это о недостаточности определений через противопоставление?

20 Знание закона (т.е. того, против чего природа не возражает),-

это, напомним, предпосылка целе направленной деятельности челове­ка, важнейший элемент научного предвидения.


.49

15 теории, в радикальном изменении не только содержания знания, но и стиля научного мышления. Осознать несостоятельность фундаментальной теории, еще недавно казавшейся вполне надежной, нелегко. Но еще сложнее другое. Ведь если прежняя теория функционировала как тео­рия, то она, значит, что-то действительно объясняла, т.е. содержала элементы объективной истины. И эти элементы должны быть выявлены, иначе дальнейшее развитие теории будет невозможным.

Поэтому революция в науке имеет две стороны: разрушение прежней научной картины мира, связанных с нею стереотипов мышления (путем обнаружения ошибочных идей) и на этой основе - формирование нового знания, точнее отражающего объективную реальность. Здесь-то и воз­никают драматические идейные коллизии. Ведь расставаться с привыч­ными взглядами очень непросто... А когда необходимость этого стано­вится достаточно очевидной, то велик соблазн просто отбросить преж­нюю концепцию как неудачную. Помочь в подобных ситуациях может лишь диалектический подход, рассматривающий, напомним, преемственность как условие развития. "Не голое отрицание...- отмечал В.И.Ленин,- характерно и существенно в диалектике, которая... содержит в себе элемент отрицания и притом как важнейший свой элемент,- нет, а от­рицание как момент связи, с удержанием положительного..."21.

Здесь важно учитывать, что истина как соответствие мысли и объ­екта - это процесс, поскольку в ходе своей деятельности человек из­меняет как действительность, так и свое понимание закономерностей ее существование и развития. В ходе диалектически сложного процесса познания наука все глубже проникает в сущность исследуемых явлений, все точнее отражает действительность.

Поэтому революция в науке, связанная с коренной ломкой прежних и формированием новых представлений о тех или иных областях действи­тельности - закономерный этап в развитии научного познания. В итоге происходит смена научной картины мира, представляющей собой резуль­тат обобщения и синтеза знания в различных областях науки. Эта кар­тина мира (базирующаяся на философской картине мира как его целост­ной и наиболее общей модели) складывается под преимущественным вли­янием наиболее развитой ("ведущей") науки - "лидера" частнонаучного знания. Длительное время таковым была физика (сегодня разделяющая эту роль с рядом других наук), с достижениями которой связаны меха­ническая, электромагнитная, квантоворелятивистская картины мира.

1.0

В развитии науки (в современном ее понимании) прежде всего нужно

21 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 29. С. 207.


.49

выделить следующие революции: XVII века (становление классического

естествознания, изучающего преимущественно объекты и их простейшие

системы); конца XIX - начала XX веков (становление неклассической

науки, нацеленной на исследование сложных систем); начавшуюся в се­редине XX века (становление постнеклассической науки, исследующей сложные самоорганизующиеся, саморазвивающиеся системы).

Современная революция в науке еще далека от завершения и связан­ные с нею проблемы исключительно сложны. Поэтому особенности рево­люционных этапов в развитии научного знания мы кратко рассмотрим на примере революции в естествознании конца XIX - начала XX веков. Ее основательный анализ, поучительный и сегодня, дал В.И.Ленин (прежде всего - в главе V "Материализма и эмпириокритицизма"22).

Наиболее глубокие революционные изменения происходили в этот пе­риод в физике. Они были столь фундаментальны, что породили не толь­ко кризис физики, но очень серьезно затронули и ее философские ос­нования. К числу важнейших открытий, подорвавших основы механичес­кой картины мира, относились, в частности, обнаружение рентгеновс­ких лучей (1895 г.), радиоактивности урана (1896 г.), электрона (1897 г.). К 1903 г., отметим, были достигнуты значительные резуль­таты в исследовании радиоактивности: получило определенное обосно­вание ее объяснение как спонтанного распада атомов, была доказана превращаемость химических элементов.

Объяснить указанные (и некоторые другие) открытия в рамках меха­нической картины мира не удавалось; все более явной становилась не­достаточность классико-механического понимания физической реальнос­ти. Это вызвало определенное замешательство у ряда крупных физиков. Так, А.Пуанкаре писал о "признаках серьезного кризиса физики", о том, что перед нами - "руины" ее принципов, их "всеобщий разгром". Некоторые физики сочли, что это свидетельствует о том, что послед­ние - это не отражение действительности, а лишь продукты человечес­кого сознания, не имеющие объективного содержания23. Ведь если бы основополагающие принципы классического естествознания (прежде все­го - физики) таковое имели, то разве могла бы возникнуть необходи-

1.0

мость в их коренном пересмотре?

22 См. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 264-332. Читателю, же­лающему познакомиться с современным подходом к рассматриваемым вопросам, можно рекомендовать следующие книги: "Естествознание: системность и динамика". М., 1990; "Культура, человек и картина мира". М., 1987; Кун Т. Структура научных революций. М., 1977; "Научные революции в динамике культуры". М., 1987.

23 См. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 266-270.


.49

17 Преодоление трудностей, с которыми столкнулась физика, потребо-

вало (как всегда бывает в период революционных изменений в науке)

анализа проблем не только физических, но и гносеологических. В ито-

ге напряженных дискуссий в физике сложилось несколько школ, карди-

нально расходившихся в понимании путей выхода из кризисной ситуа-

ции. Некоторые из них стали ориентироваться на идеалистическое ми­ровоззрение (хотя большинство физиков, что естественно, стояло на позициях стихийного материализма), чем попытались воспользоваться представители спиритуализма и фидеизма. Это и привело к тому, что революция в физике переросла в ее кризис. " Суть кризиса современной физики,- писал В.И.Ленин,- состоит в ломке старых законов и основ­ных принципов, в отбрасывании объективной реальности вне сознания, т.е. в замене материализма идеализмом и агностицизмом. "Материя ис­чезла" - так можно выразить основное и типичное по отношению ко многим частным вопросам затруднение, создавшее этот кризис"24.

Чтобы понять, какой смысл вкладывали некоторые физики в слова "материя исчезла", нужно учесть следующее. Атомистическое мировоз­зрение утверждалось в естествознании долго и трудно25. При этом под атомом (в духе Демокрита) понималась абсолютно неделимая (не имею­шая частей) элементарная частица. Точка зрения, согласно которой материя состоит из атомов, которые рассматривались в качестве неко­ей "неизменной сущности вещей", к концу XIX века разделялась боль­шинством естествоиспытателей, в том числе и физиков. Поэтому откры­тия, свидетельствовавшие о сложности атомов (в частности, радиоак­тивности как их спонтанного распада), были истолкованы некоторыми учеными как "распад", "исчезновение" материи. На этой основе и де­лались выводы о крахе материализма и ориентированной на него науки.

В.И.Ленин показал, что в действительности здесь имело место не крушение материализма как такового, но крах лишь его конкретной, первоначальной формы. Ведь материя, понимаемая как некая неизменная сущность вещей - это материя без движения, категория материализма не-диалектического. В этой связи В.И.Ленин отмечал: "Признание ка­ких-либо неизменных элементов, "неизменной сущности вещей" и т.п. не есть материализм, а есть метафизический, т.е. антидиалектический

1.0

материализм" 26. Материализм же диалектический рассматривает материю

24 Там же. С. 272-273.

25 Если говорить о физике, то его основы заложил И.Ньютон. Большое значение имело здесь открытие Д.И.Менделеевым периодического за­кона и создание периодической системы элементов (1869 г.).

26 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 275-276.


.49

как материю движущуюся 27 и поэтому "настаивает на приблизительном,

относительном характере всякого научного положения о строении мате­рии и свойствах ее"28. Соответственно этот тип материализма не свя­зан с конкретным содержанием физических представлений. Существенно для него лишь то, что движущаяся материя - это субстанциальная ос­нова действительности, отражаемая человеческим сознанием29. "Приз­нание теории,- подчеркивал В.И.Ленин,- снимком, приблизительной ко­пией с объективной реальности,- в этом и состоит материализм"30.

Поэтому обнаружение того, что строение материи является гораздо более сложным, чем это казалось ранее,- это отнюдь не свидетельство несостоятельности материализма. В.И.Ленин в связи с этим разъяснял: "<<Материя исчезает>> - это значит исчезает тот предел, до которого мы знали материю до сих пор... исчезают такие свойства материи, ко­торые казались раньше абсолютными, неизменными, первоначальными... и которые теперь обнаруживаются как относительные, присущие только некоторым состояниям материи. Ибо единственное "свойство" материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне наш



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: