ГЛАВА I. СЕМЬЯ КАК ОСНОВНАЯ СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА




ВВЕДЕНИЕ

1.1 Научные подходы к содержанию роли семьи в формировании личности подростка

2.2 Становление и развитие семьи как основной микросреды для формирования личности подростка

ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА В СЕМЬЕ

2.1 Факторы, влияющие на развитие личности

2.2 Стиль воспитания как основа формирования личности подростка

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Современная белорусская семья находится в достаточно трудном положении, обусловленном нестабильностью в обществе, изменениями в социальной сфере, кризисом экономики.

К основным её характеристикам можно отнести следующие: 1) переход от неразделенной к нуклеарной семье; 2) снижение рождаемости; 3) малодетность (преобладают семьи, имеющие одного ребенка (64%)); 4) неполнота (примерно каждая пятая семья - неполная); 5) рост количества «матерей-кукушек» и «отцов-невидимок»; 6) увеличение числа детей, рождающихся у девочек, не достигших совершенннолетия; 7) увеличение числа разводов (за 2010 год количество разводов выросло на 4,2%); 8) ухудшение отношений между родителями и детьми на почве идеологических воззрений; 9) рост числа супругов, неудовлетворенных отношениями, сложившимися в браке; 10) низкий уровень педагогической культуры родителей и соответственно слабый воспитательный потенциал преобладающего числа семей; 11) неподготовленность молодёжи к семейной жизни»[20, с.38].

В условиях кризиса семьи и семейного воспитания, отсутствия должной помощи родителям со стороны общественно-государственных воспитательных институтов, неразработанности основ взаимодействия школы и семьи в современных условиях исследование проблем семьи и семейного воспитания становится очень актуальной.

В настоящее время имеется немало исследований, в которых анализируются различные аспекты влияния семьи на ребенка. В качестве ведущих факторов, влияющих на развитие личности ребенка, выделяют социально-культурный, социально-экономический, технико-гигиенический и демографический факторы (А.В.Мудрик).

Для здоровой семьи характерна сильная родительская позиция с ясными семейными правилами, гибкие, открытые взаимоотношения между младшими и взрослыми членами семьи с четкими образцами отношений и поведения, сохранные, эмоционально теплые связи между поколениями.

Семья как социальный институт привлекает внимание специалистов различных областей науки. Социология и экономика, демография и медицина, этика, физиология, психология, педагогика - вот далеко не полный перечень наук, объектом которых является та или иная сторона семейной жизни.

Так, проблемам происхождения институтов семьи и брака посвящён ряд работ Э. Вестермарка («Происхождение человеческого брака», «История человеческого брака», «Краткая история брака», «Будущее брака в западной цивилизации»), который отстаивал идею неизменности патриархальной семьи. Разделение подходов к изучению семьи на институциональный и групповой достаточно условно и многие представители так называемого группового направления (Ч. Кули, Э. Берджесс, Б. Малиновский) учитывали и влияние макросреды на внутрисемейные отношения.

В отечественной науке отсутствие в течение длительного времени исследований проблем семьи также было обусловлено, прежде всего, отсутствием актуальности подобных исследований, поскольку, как и в большинстве развитых стран Запада, в нашей стране репродуктивная социальная функция достаточно эффективно выполнялась институтом семьи приблизительно до середины 60-х годов ХХ столетия. Считанные единицы авторов уделяли должное внимание проблемам массовой дезорганизации внутрисемейных отношений, которая выражалась в увеличении числа разводов, неполных семей, дефектах воспитания подрастающего поколения. Перечисленным и смежным с ними проблемам были посвящены работы основателя отечественной социологии семьи А.Г. Харчева, а также А.И. Антонова, М.С. Мацковского, В.А. Борисова, Л.Е. Дарского, А.Б. Синельникова. Концепция А.Г. Харчева. Достаточно подробно разработаны методы эмпирического исследования брачно-семейных и репродуктивных ценностных ориентаций и установок; наиболее значительным вкладом в этой области являются работы А.И. Антонова, М.С. Мацковского, С.И. Голода.

Таким образом, исходя из небольших проблем современной семьи, становится понятным недостаточная разработанность и актуальность данной темы. Цель исследования: выявить влияние семьи на формирование личности подростка. Объектом исследования являются проблемы современной семьи. Предметом - выявление роли семьи в формировании личности подростка.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

. Раскрыть сущность семьи как основной микросреды формирования личности;

2. Описать основные факторы, влияющие на развитие личности подростка;

3. Охарактеризовать стили воспитания как основу формирования личности подростка.

В исследовании использовался метод анализа научной, психолого-педагогической литературы по данной проблеме.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты могут быть использованы в деятельности практических педагогов и психологов в сфере образования и брачно-семейных отношений, с целью коррекции неблагоприятных воздействий на личность ребенка.

 


ГЛАВА I. СЕМЬЯ КАК ОСНОВНАЯ СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

 

1.1 Научные подходы к содержанию роли семьи в формировании личности подростка

 

Личность - не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания. Основное место в становлении личности занимают родители.

Многие психологические школы в своих теоретических подходах уделяют внимание роли и содержанию детско-родительских отношений. В классическом психоанализе З. Фрейда влиянию родителей на психическое развитие ребенка отводится центральное место. «В первые годы жизни родители и особенно мать - лица, с которыми связаны самые важные переживания. Общение ребенка с родителями в ранние годы, их влияние на способы решения типичных возрастных противоречий сказываются на его развитии впоследствии» [6, с. 66].

Американский психолог Э. Эриксон рассматривал становление личности человека на протяжении всей его жизни, от рождения до смерти. На первых стадиях жизненного пути ребенок находится преимущественно в зоне родительского воздействия. Степень доверия, вынесенного из самого раннего младенческого опыта, зависит от материнских отношений с ребенком. Матери своим исполнением материнских обязанностей, сочетая в себе чуткую заботу об индивидуальных потребностях ребенка с верностью, вызывают у него чувство доверия. Возникающее у ребенка чувство доверия служит базисом чувства идентичности, которое позднее образует три чувства: 1) что у него все в порядке, 2) что он является самим собой, 3) что он становится тем, кого другие люди надеются в нем увидеть. Преобладание базисного доверия над недоверием - первый шаг в психосоциальной адаптации.

Широкое признание получила точка зрения Э. Фромма на роль матери и отца в воспитании детей, особенности материнской и отцовской любви. Материнская любовь безусловна: ребенок просто любим за то, что он есть.

Это пассивное переживание, материнской любви добиваться не нужно. Отцовская же любовь по большей части обусловленная, ее нужно и можно заслужить достижениями, выполнением обязанностей, соответствием ожиданиям, дисциплиной.

С точки зрения бихевиористской модели семейного воспитания, отец и мать выступают как основные подкрепляющие посредники, выявляющие поведение, которое необходимо изменить, помогающие усвоить более зрелые его формы. Социализация ребенка, т.е. передача форм поведения, норм, мотивов, ценностей, эмоциональных реакций, - это результат обучения. А. Бандура, представитель социально-когнитивного направления в изучении личности, особую роль отводил обучению посредством наблюдения, подражания, имитации, идентификации и путем моделирования. По его мнению, родительское поведение - преимущественно модель для извлечения некоторых общих черт, правил поведения, образец для подражания ребенка в попытках выстроить собственное поведение. В целях сохранения поведения, возникшего на основе подражания, необходимо подкрепление.

Представители гуманистического направления также уделяли большое внимание модели семейного воспитания. Один из наиболее известных подходов к воспитанию в семье разработан А. Адлером, автором индивидуальной психологии. Он считал, что «фундамент личности закладывается и прочно закрепляется в детстве, а основан на усилиях по преодолению чувства неполноценности, компенсации и выработке превосходства. Семейная атмосфера, установки, ценности, взаимоуважение членов семьи и здоровая любовь способствуют развитию у ребенка широкого социального интереса» [7, с. 210].

По мнению К. Роджерса, «для позитивного взаимодействия с детьми родителям необходимы три основных умения: слышать, что ребенок хочет сказать родителям; выражать собственные мысли и чувства доступно для понимания ребенка; разрешать спорные вопросы так, чтобы результатами были довольны обе конфликтующие стороны» [6, с. 77].

В глазах ребенка мать и отец выступают в нескольких ипостасях: как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых он "чувствует себя беззащитным и беспомощным; как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний и поощрений; как образец для подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств; как старший друг и советчик, которому можно довериться. Но соотношение этих функций и психологическая значимость каждой из них с возрастом меняются. В основе эмоциональной привязанности ребенка к родителям первоначально лежит зависимость от них. По мере роста самостоятельности, особенно в переходном возрасте, эта зависимость начинает ребенка тяготить. Плохо, когда ему не хватает родительской любви, но ее избыток тоже вреден. Это порождает устойчивую потребность в опеке, зависимость как черту характера. Затрудняется формирование внутренней автономии, которая может рассматриваться как процесс отделения ребенка от семьи, служащий важнейшей предпосылкой достижения им впоследствии зрелости, самостоятельности, возможности взять ответственность за свою жизнь на самого себя. Итогом этого процесса должен стать не разрыв подростка с семьей, а установление новых партнерских взаимоотношений.

А. В. Мудрик предлагает все многообразие семей условно разделить на несколько групп, исходя из того, какая атмосфера в них царит. Он выделяет с этой позиции следующие типы семей.

Во-первых, это семьи, в которых установились очень близкие, дружеские отношения между родителями и детьми. Их атмосфера наиболее благоприятна для развития подростка, так как родители имеют возможность не только быть в курсе его дел, множества мыслей и переживаний, но и оказывать действенное влияние в тех сферах жизни, о которых в других семьях только подозревают. Подростки в таких семьях обычно активны, независимы, дружелюбны.

Довольно многочисленна другая группа благополучных семей. Для нее характерна атмосфера доброжелательных отношений между родителями и детьми. Родители следят за развитием детей, интересуются их жизнью, пытаются влиять на духовные интересы, исходя из собственных возможностей. В таких семьях, конечно, возникают конфликты, но они имеют открытый характер и разрешаются исчерпывающе, ведь хороших родителей не надо обманывать, скрывать от них что-то. От предыдущей группы эта отличается тем, что в семьях сохраняется определенная дистанция между старшими и младшими. Подростки в таких семьях обычно послушны, вежливы, приветливы и уступчивы, но могут быть весьма слабо ориентированы на утверждение своей независимости.

Особую группу, и довольно многочисленную, составляют семьи, в которых родители уделяют достаточное внимание учебе своих детей, их быту, но тем и ограничиваются. Основное здесь - чтобы «ребенок вышел в люди» или чтобы у него все было «не хуже, чем у других». В таких семьях проявляется стремление к увеличению роста доходов на детей, но и присутствует потенциальный конфликт: материальное обеспечение далеко не всегда удовлетворяет запросы подростка, многие из которых родители не считают достойными внимания.

Определенную группу составляют семьи, где родители пользуются неверными методами воспитания. Это неуважение к личности подростка, недоверие и т.д. В этих семьях неизбежны конфликты между родителями и подростком, как открытый, так и скрытый, периодически прорывающийся наружу. У подростков из таких семей могут сформироваться стойкая враждебность к родителям, недоверие к взрослым вообще, трудности в общении со сверстниками, с окружающим миром. Наконец, выделяется группа семей, обстановка в которых явно неблагополучна. Здесь ненормальные отношения между родителями, атмосфера напряженная, отношения подростков и родителей обострены и бестактны. Такие семьи негативно влияют на детей.

На психологический склад детей в семье оказывает влияние и стиль родительского поведения. Многие исследователи в области "детского развития находят полезным описание стилей родительского поведения, принадлежащее Д. Бомринд. Она выделила 3 различных типа родительского контроля: авторитетный, авторитарный и либеральный. Маккоби и Мартин указали на четвертый, индифферентный, стиль родительского отношения, отличающийся низким контролем за поведением ребенка и отсутствием теплоты и сердечности в отношениях с ним. Г. Крайг для описания стилей родительского поведения вводит понятия «родительский контроль» и «родительская теплота» [7, с. 215].

Первое характеризует степень выраженности у родителей запретительных тенденций. Родители с преобладающими запретительными тенденциями ограничивают право ребенка следовать своим побуждениям, активно добиваются от него подчинения правилам и выполнения своих обязанностей. Напротив, родители, для которых запретительные тенденции не характерны, меньше контролируют детей, не столь требовательны и налагают меньше ограничений на их поведение.

Понятие «родительская теплота» указывает на степень проявления родителями любви и одобрения. Душевная теплота родителей находит свое выражение в том, что они часто улыбаются своим детям, хвалят и поддерживают их, стараются как можно меньше критиковать, наказывать и проявлять свое недовольство. Жестокие родители, напротив, критикуют, наказывают, часто отклоняют жалобы и просьбы детей, редко выражают свою любовь или одобрение.

Таким образом, авторитетному стилю родительского поведения присущи высокий уровень контроля и теплые отношения с детьми. При авторитарном стиле высокий уровень контроля сочетается с холодными отношениями. Либеральный стиль характеризуют низкий контроль поведения и теплые отношения. При индифферентном стиле присутствуют низкий уровень контроля и холодные отношения со стороны родителей.

Матери и отцы по-разному влияют на детей. Поданным эмпирических исследований В.Дружинина, в современной семье чаще ответственность за семью несет мать, она же доминирует в семье и более близка с детьми эмоционально, ими она воспринимается как более значимый член семьи.

Мальчики проявляют большую привязанность к матери, боясь ее холодности, невнимательности, отчуждения. Они предъявляют больше требований к матери (не терпят ее негативных привычек), а девочки - к отцу, у них формируется идеальный образ отца. Мальчики чаще обращают внимание на профессиональные успехи отца, заработки, обеспечение семьи. Именно отец воспитывает в ребенке способность к инициативе и противостоянию групповому явлению. Чем больше ребенок привязан к матери (по сравнению с отцом), тем менее он активен в противостоянии агрессии окружающих, меньше придает значение духовным и социальным ценностям по сравнению с материальными и индивидуалистическими.

Данные, которые приводит Г. Крайг, говорят о том, что общность ценностей по-разному влияет на подростков в зависимости от того, чьи ценности, отца или матери, они разделяют. Например, разногласия с матерью подрывают социальную компетентность подростков, сознаваемую ими за пределами семьи. С другой стороны, разногласия с отцом предоставляют подросткам возможность подвергнуть сомнению родственные связи, что усиливает их социальную компетентность за пределами семьи. Потеря материнской поддержки может оказаться слишком большой угрозой для подростков, тогда как отцовское поведение в большей мере провоцирует независимость и расхождение во взглядах. По сравнению с отцами матери склонны к более частым и широким контактам с детьми и поэтому располагают большей информацией о меняющихся качествах и самовосприятии подростков, чем отцы. По этой причине в восприятии компетентности подростка матерью и им самим больше общего, чем в восприятии отца и подростка. Отцы склонны отставать от детей-подростков в оценке их компетентности, т.е. чаше сомневаются в способностях своего ребенка [7, с. 218].

Умение понять состояние ребенка, оказать ему психологическую поддержку и помощь во многом определяется личностными качествами родителей. Более расположены к этому те родители, для которых характерны добросердечность, готовность к сотрудничеству, чуткость и внимательность к окружающим людям, эмоциональная зрелость, уверенность в себе, ответственность, порядочность и т.д.

 

Становление и развитие семьи как основной микросреды для формирования личности подростка

 

Родительская семья - важнейший институт социализации раннего детства, в которой изначально происходит наиболее активное социальное взаимодействие ребенка с родителями, где закладывается его эмоциональная жизнь, создается ценностно-нормативная структура его личности. Семья - сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоциональное самочувствие всех ее членов, через призму которого воспринимается весь остальной мир и свое место в нем.

Семья является древнейшим воспитательным институтом. На протяжении многих веков воспитание было её монополией, почти единственной формой подготовки молодежи к жизни и труду. Появившиеся в середине третьего тысячелетия до н.э. школы берут на себя какую-то часть воспитательных функций, ослабляют исключительное право семьи на воспитание детей.

С появлением школ возникла проблема соотношения семейного и школьного, общественного воспитания подрастающего поколения. Её пытались решить не только педагоги, но и философы.

Платон и Аристотель решали эту проблему в пользу общественного, государственного воспитания. Личность, с их точки зрения, должна всецело принадлежать государству, она не имеет права на жизнь по своему вкусу и желанию, на воспитание детей по своему усмотрению. Все определяет и узаконивает государство, в том числе и семейно-брачные отношения.

Древнегреческие философы выступали за воспитание лишь здоровых, крепких детей, родившихся от хороших родителей. Дети же слабые, с физическими недостатками должны скрываться в неизвестном месте.

Государственную линию в области воспитания должно осуществлять одно лицо не моложе 50 лет и непременно отец семейства. Эта должность, т.е. должность главы всего воспитательного дела, - важнейшая в государстве, потому что, как утверждает Платон, если человек получает нравственное воспитание, то он делается самым хорошим и гуманным существом, а без воспитания или с плохим воспитанием он бывает лютейшим из всех животных, каких производит земля. Отсюда вытекает, что законодатель должен считать воспитание детей первым и важнейшим предметом своего попечения. В тех государствах, пишет Аристотель, где этот предмет, т.е. воспитание, «находится в пренебрежении, и самый государственный строй терпит от того ущерб» [8, с.35].

Вопрос о соотношении семейного и школьного воспитания, о роли и месте того и другого в жизни отдельного человека и целого государства, это вопрос не только педагогический, но и философский. Философы решают его как государственники, т.е. защищают общественно государственную линию в области воспитания. Большинство же педагогов, осознавая и понимая роль и значение государственных воспитательных институтов в жизни общества, решающую роль в воспитании личности отводит семье.

По мнению английского педагога Дж. Локка, школа - это учреждение, где собрана «пёстрая толпа дурно воспитанных порочных мальчиков всякого состояния» [12, с.63]. Дети, собранные в школе, дурно влияют друг на друга, способствуют развитию и укреплению друг в друге только вредных, антиобщественных качеств. Кроме того, невежественность учителя, непосильное обременение его большим количеством учащихся и общая некультурность школьной обстановки (понятно, речь идет о современной Локку школе) создают такое положение, при котором детская школьная среда становится отрицательным фактором.

Однако Джон Локк не отрицает школьного воспитания. Такое воспитание он предлагает только «детям рабочего люда». Дети из аристократических семей должны воспитываться дома. Задачей семейного воспитания, согласно Локку, является воспитание джентльмена, т.е. человека, умеющего «вести свои дела толково и предусмотрительно», отличающегося «утончённостью обращения»[12, с.65]. Явное предпочтение семье перед школой отдавал выдающийся русский педагог П.Ф. Каптерев. В комплексе - семья - школа - общество - ведущее место, по его мнению, принадлежит семье. Школа есть продолжение воспитательной деятельности семьи во всех отношениях. Хорошая школа так и должна понимать свою задачу, а потом и действовать в непосредственной связи с семьёй и под её влиянием.

К сожалению, в годы советской власти господствующей в области воспитания была точка зрения государственников. Большинство советских педагогов, руководствуясь учением основоположников научного коммунизма о преимущественном характере общественного воспитания в социалистическом обществе, недооценивало или принижало воспитательный потенциал семьи, отводило семье второстепенную роль, роль помощника школы в воспитании детей. Советские педагоги верили в то, что наступит время, когда государство возьмёт на себя воспитание детей «от люльки до университета» и что это время уже недалеко.

Сейчас, кажется, наступает момент истины, идет процесс прозрения педагогов, осмысления ими истинной роли семьи в воспитании детей. Этому процессу в немалой степени содействовал по сути дела провалившийся семидесятилетний опыт воспитания нового, советского человека в государственных учебно-воспитательных учреждениях бывшего СССР. И неудавшийся опыт-эксперимент советского преимущественного общественного воспитания, и многочисленные данные свидетельствуют о том, что школа без семьи бессильна, что одна она ничего сделать не может, и что, следовательно, по степени влияния на формирующуюся личность семья занимает ведущее место, играет решающую роль.

Приоритет семьи в воспитании детей признаёт белорусский народ. С его точки зрения, базирующейся на многовековом опыте воспитания, дети - это зеркало жизни родителей. «У добрых бацькоў, - утверждает народная педагогика, - і дзеці добрыя», «Якія бацькі, такія і дзеці», «Бацькі - лепшыя настаўнікі», «Бацькоўскі розум ды навука на ўсё жыццё парукай».

Воспитывают прежде всего люди авторитетные. Без авторитета, утверждал А.С. Макаренко, невозможен воспитатель [6, с.351]. Следовательно, те люди, которые пользуются наибольшим авторитетом у детей, и есть главные воспитатели. К таким людям, как свидетельствуют массовые опросы, относятся родители.

Отцы и матери - самые дорогие и близкие детям люди, и независимо от того, хорошие они или плохие, дети тянутся прежде всего к ним, советуются с ними и хотят быть похожими на них. Так, на вопрос: «Хотели ли вы быть такими, как ваши родители?» - положительный ответ дали 70% опрошенных старшеклассников. Отвечая на вопрос: «Чьё понимание для вас важнее всего, независимо от того, как фактически понимает вас этот человек?» - большинство опрошенных учащихся с 5-го по 10-й класс поставило на первое место родителей (можно было выбирать разные варианты ответа: товарищи, друзья, сестры, братья и т.д. И, наконец, отвечая на вопрос: «С кем бы вы стали советоваться в сложной жизненной ситуации?» - старшеклассники на первое место поставили мать [21, с.4]. Отца и мать никто заменить не может. Это верно не только по отношению к детям, но и взрослым людям, которые не в меньшей степени, чем дети, находятся под влиянием своих родителей. Согласно справедливому утверждению И.В. Гребенникова, человек испытывает, ощущает воспитательное воздействие семьи «со дня рождения до конца своей жизни. Значит, семейному воспитанию свойственна непрерывность и продолжительность. И в этом с семьёй не может сравниться ни один воспитательный общественный институт» [12, с.48].

Эту точку зрения разделяли многие известные и выдающиеся люди. «Я твердо убежден, - писал В.А. Сухомлинский, - что семья - это сказочная пена морская, из которой рождается красота, и если нет таинственных сил, рождающих эту человеческую красоту, функция школы будет сводиться к перевоспитанию» [15, с.64].

Итак, семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

Таким образом, к основным функциям семьи, по мнению И.В. Гребенникова, относятся:

ü репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода);

ü экономическая (общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности);

ü воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи);

ü коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха).

М.С. Мацковский основные функции современной семьи дополняет следующими: хозяйственно-бытовой, социально-статусной, эмоциональной, сексуальной, сферой первичного социального контроля, сферой духовного общения.

Некоторые авторы выделяют специфические и неспецифические функции семьи (Харчев А.Г., Антонова. И., Медков В.М., Навайтис Г.). Согласно А.Г. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции, это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах. Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и их воспитание (функция социализации), остаются, по мнению автора, при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.

Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению. Все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье.

Семейное воспитание имеет и свои принципы. Наиболее общие из них:

v гуманность и милосердие к растущему человеку;

v вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

v открытость и доверительность отношений с детьми;

v оптимистичность взаимоотношений в семье;

v последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

v оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы [9, с.114].

Кроме этих принципов есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники; не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. Все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное, нравственное воспитание детей и развитие личности подростка изменяясь от возраста к возрасту. По мере сил родители и близкие в семье дают ребятам знания о природе, обществе, производстве, профессиях, технике; формируют опыт творческой деятельности; вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки.

Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание. И в первую очередь воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к людям, честность, открытость, трудолюбие. Иногда сюда относят послушание, но не все считают его добродетелью.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье - все это зависит от семьи, и все это составляет задачи семейного воспитания.

Итак, мы установили, что изучение процесса формирования личности на длительном промежутке времени позволяет сказать, что семья - важнейший институт социализации, в которой изначально происходит наиболее активное социальное взаимодействие ребенка с родителями, где закладывается его эмоциональная жизнь, создается ценностно-нормативная структура его личности. Семья имеет свои функции, к которым относят репродуктивную, экономическую, воспитательную и коммуникативную. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей.

семья подросток личность

 


ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА В СЕМЬЕ

 

Факторы, влияющие на развитие личности

 

Традиционно семья - главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности.

В процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности.

В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей. Воспитание детей обогащает личность взрослого человека, усиливает его социальный опыт. Чаще всего это происходит у родителей бессознательно, но в последнее время стали встречаться молодые родители, сознательно воспитывающие также и себя.

В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают ребенку новые образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Эта тенденция все более усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребенка с родителями и его стремлением быть похожим на мать и отца. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, т.к. постоянный контроль за своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.

Семья влияет на личность взрослых не только в связи с воспитанием детей. Большую роль играют в семье взаимоотношения между представителями разных поколений, а также в пределах одного и того же поколения (супругами, братьями, сестрами, дедушками, бабушками). Семья как малая социальная группа оказывает влияние на своих членов. Одновременно каждый из них своими личными качествами, своим поведением воздействует на жизнь семьи. Отдельные члены этой малой группы могут способствовать формированию духовных ценностей ее членов, влиять на цели и жизненные установки всей семьи.

Семья имеет огромное значение для развития личности. Дети, лишенные возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы, состоящей из родных и близких им людей, многое теряют. Особенно это заметно у маленьких детей, живущих вне семьи - в детдомах и других учреждениях этого типа. Развитие личности этих детей нередко протекает иным путем, чем у детей, воспитывающихся в семье. Умственное и социальное развитие этих детей порой запаздывает, а эмоциональное - затормаживается. То же самое может происходить со взрослым человеком, т.к. недостаток постоянных личных контактов является сутью одиночества, становится источником многих отрицательных явлений и служит причиной серьезных личностных нарушений.

Известно, что на поведение многих людей влияет присутствие других лиц. Многие индивиды ведут себя в присутствии других людей иначе, чем тогда, когда остаются одни. Причем если человек ощущает благожелательное, доброе отношение присутствующих, то у него чаще всего появляется определенный стимул к таким действиям, которые вызовут одобрение окружающих его людей и помогут ему предстать в лучшем свете. Если же человек ощущает недоброжелательное отношение, то у него появляется сопротивление, проявляющееся самыми разными способами. Хорошо воспитанный человек преодолевает этот протест осознанным усилием [3, с.107].

В малой группе, где царят дружеские взаимоотношения, коллектив оказывает весьма сильное влияние на индивида. Это особенно проявляется в формировании духовных ценностей, норм и образцов поведения, стиля взаимоотношений между людьми. Благодаря своим особенностям семья как малая группа создает своим членам такие условия для эмоциональных потребностей, которые, помогая человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказывать помощь и поддержку другим людям.

Семья играет колоссальную роль в жизни и деятельности общества. Функции семьи можно рассматривать как с позиции реализации целей общества, так и с позиции выполнения своих обязанностей по отношению к обществу. Семья как микроструктура удовлетворяет важные социальные потребности и выполняет важные социальные функции.

Благодаря своей репродуктивной функции семья является источником продолжения человеческой жизни. Это та социальная группа, которая изначально формирует личность человека. Семья способствует увеличению созидательных и производительных сил общества. Семья вводит в общество его новых членов, передавая им язык, нравы и обычаи, основные образцы поведения, обязательные в данном обществе, вводит человека в мир духовных ценностей общества, контролирует поведение своих членов. Социальные функции семьи <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: